Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

18+

Отзывы о Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

Интересность : больше не пойду.
Расположение : удобно
Интерьер : так себе.
Обслуживание : отлично
Интересность : Зрелище для крепких людей, для тех, кто ужастики любит смотреть. Я была в Кунсткамере единожды, причем очень давно. Помню, что на выходе испытывала стойкое чувство тошноты. Желания пойти туда еще раз с тех пор не испытывала. Наверное, там медикам интересно бывать - чисто из профессиональных соображений. Или подрастающую молодежь надо водить, для воспитательных целей - чтобы показать, какие легкие бывают у курильщиков, или какими рождаются дети, зачатые в алкогольном или наркотическом состоянии. Когда открыли Кунсткамеру, народ с удовольствием в нее ходил. А нам экскурсовод рассказывала совсем другое. Эта попытка приобщить народ к знаниям давалась Петру I тяжело, как и многие другие его нововведения. Народ упорно не хотел ходить сюда. И выражение "кнутом и пряником" возникло как раз при освоении этого музея. Людей сюда загоняли насильно, а кто успешно осматривал все экспонаты - тем на выходе давали пряник. Поэтому голодные ходили сюда, чтобы хотя бы пряник съесть. Интересно, велика ли посещаемость музея в наши дни?
Расположение : Далеко от метро, даж от Адмиралтейской надо или пешком идти или на троллейбусе. Очень не удобно
Интерьер : Рядом есть другие достопримечательности, так что есть риск не дойти до Кунсткамеры, остановить свой выбор на других музеях, которые попадутся на пути
Обслуживание : Трудно оценить работу персонала, а вот экскурсоводы нормальные
Интересность : Музей скорее для детей. Экспонаты, особенно изображающие быт и костюмы народов, какие-то схематичные, не выглядят натуральными. Ну да большинство туда за "человечками в банках" ходят.
Расположение : Недалеко от м. Адмиралтейская.
Интересность : Познавательный музей, особенно для детей. Экспозиция огромна, часть ещё с петровских времён. Больше всего запомнилась костюм Пётра 1 и комната с «уродами», хотя не знаю, насколько этично такое собрание, зрелище жуткое. Можно узнать много из истории народов мира.
Расположение : Удобное в центре города, рядом с Дворцовым мостом и Невским проспектом. Ближайшая станция метро Адмиралтейская.
Интерьер : Небольшой косметический ремонт бы не помешал. Разные тематические залы, показалось немного тесновато.
Обслуживание : Экскурсия была познавательной, но вот на входе как-то все суетливо, народу очень много. В целом неплохо, все понравилось.
Интересность : Место очень интересное. Думаю, что особенно интересно здесь будет детям) Как будто в фильм ужасов попадаешь)
Расположение : Располагается в самом центре города, на Стрелке Васильевского острова. Можно добраться от станции метро "Адмиралтейская" пешком, через Дворцовый мост.
Интерьер : Здесь есть разные залы. Особенно популярен зал с уродцами, которых Пётр Первый просил приносить для музея) Но не менее увлекательны экспозиции и других залов — можно узнать о быть разных народов мира.
Обслуживание : Люди, которые здесь работают, мне нравятся. Интеллигентные люди.
Интересность : не люблю страшилки, именно эти ощущения у меня. специфический музей
Расположение : пешком через дворцовый мост, мы дошли до Кунсткамеры.
Интерьер : оформлено все очень разумно и со вкусом
Обслуживание : Приятный в общении персонал. Благодарю
Адрес

наб. Университетская, д. 3

карта
Район
Василеостровский район (Санкт-Петербург)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

Общая оценка:8.04 / 10
Интересность 8
Расположение 8
Интерьер 8
Обслуживание 8
Оставить отзыв
Места поблизости
Зоологический музей Зоологический музейМузей геральдики и орденов Музей геральдики и орденовМузей истории Санкт-Петербургского государственного университета Музей истории Санкт-Петербургского государственного университетаПалеонтолого-стратиграфический музей кафедры динамической и исторической геологии Санкт-Петербургского государственного университета Палеонтолого-стратиграфический музей кафедры динамической и исторической геологии Санкт-Петербургского государственного университета
посетитель
8 / 10 28 марта 2019 г. 23:35
Приятный в общении персонал. Благодарю оформлено все очень разумно и со вкусом пешком через дворцовый мост, мы дошли до Кунсткамеры. не люблю страшилки, именно эти ощущения у меня. специфический музей  на страницу отзыва
посетитель
9 / 10 13 ноября 2018 г. 14:19
Люди, которые здесь работают, мне нравятся. Интеллигентные люди. Здесь есть разные залы. Особенно популярен зал с уродцами, которых Пётр Первый просил приносить для музея) Но не менее увлекательны экспозиции и других залов — можно узнать о быть разных народов мира. Располагается в самом центре города, на Стрелке Васильевского острова. Можно добраться от станции метро "Адмиралтейская" пешком, через Дворцовый мост. Место очень интересное. Думаю, что особенно интересно здесь будет детям) Как будто в фильм ужасов попадаешь)  на страницу отзыва
посетитель
8.5 / 10 8 ноября 2018 г. 19:22
Экскурсия была познавательной, но вот на входе как-то все суетливо, народу очень много. В целом неплохо, все понравилось. Небольшой косметический ремонт бы не помешал. Разные тематические залы, показалось немного тесновато. Удобное в центре города, рядом с Дворцовым мостом и Невским проспектом. Ближайшая станция метро Адмиралтейская. Познавательный музей, особенно для детей. Экспозиция огромна, часть ещё с петровских времён. Больше всего запомнилась костюм Пётра 1 и комната с «уродами», хотя не знаю, насколько этично такое собрание, зрелище жуткое. Можно узнать много из истории народов мира.   на страницу отзыва
О 7.5 / 10 3 июня 2016 г. 14:41
Недалеко от м. Адмиралтейская.  Музей скорее для детей. Экспонаты, особенно изображающие быт и костюмы народов, какие-то схематичные, не выглядят натуральными. Ну да большинство туда за "человечками в банках" ходят.  на страницу отзыва
посетитель
7.25 / 10 24 декабря 2013 г. 11:05
Трудно оценить работу персонала, а вот экскурсоводы нормальные Рядом есть другие достопримечательности, так что есть риск не дойти до Кунсткамеры, остановить свой выбор на других музеях, которые попадутся на пути  Далеко от метро, даж от Адмиралтейской надо или пешком идти или на троллейбусе. Очень не удобно  Зрелище для крепких людей, для тех, кто ужастики любит смотреть. Я была в Кунсткамере единожды, причем очень давно. Помню, что на выходе испытывала стойкое чувство тошноты. Желания пойти туда еще раз с тех пор не испытывала. Наверное, там медикам интересно бывать - чисто из профессиональных соображений. Или подрастающую молодежь надо водить, для воспитательных целей - чтобы показать, какие легкие бывают у курильщиков, или какими рождаются дети, зачатые в алкогольном или наркотическом состоянии. Когда открыли Кунсткамеру, народ с удовольствием в нее ходил. А нам экскурсовод рассказывала совсем другое. Эта попытка приобщить народ к знаниям давалась Петру I тяжело, как и многие другие его нововведения. Народ упорно не хотел ходить сюда. И выражение "кнутом и пряником" возникло как раз при освоении этого музея. Людей сюда загоняли насильно, а кто успешно осматривал все экспонаты - тем на выходе давали пряник. Поэтому голодные ходили сюда, чтобы хотя бы пряник съесть. Интересно, велика ли посещаемость музея в наши дни?   на страницу отзыва
посетитель
7.75 / 10 22 августа 2013 г. 10:43
отлично так себе. удобно  больше не пойду.  на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете интересные отзывы о Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Наши посетители оценивают Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) по интерьеру и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Музей уличного искусстваМузей уличного искусства Музей советских игровых автоматов Музей советских игровых автоматовРайский уголок на берегу родникового озераРайский уголок на берегу родникового озераАктивный отдых для детей с Angry BirdsАктивный отдых для детей с Angry Birds

Комментарии посетителей (9)

Ирина Зинкевич к событию Ночь музеев 2019 в Кунсткамере20 мая 2019 г. 21:43
Разочарована до глубины души. Большие надежды возлагали на Ночь музеев. Специально отложили поход в этот музей на это мероприятие. На следующий день улетали. И что в итоге? Два часа в двух очередях, абсурдные мастер-классы во дворе, странное действо внутри в течение 10 минут с сомнительной игрой "актеров", и... ни одного посмотренного экспоната! После выхода из музея я в течение 20 минут просто молчала, от возмущения и шока, что так могут поступить с людьми ни где-то, а в Петербурге!Для чего все это было? Очень хотела посмотреть экспозиции в Кунсткамере, была первый раз и в городе, и в этом музее. Видно, не судьба...
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Иринак событию Ночь музеев 2019 в Кунсткамере19 мая 2019 г. 0:28
Всем здравствуйте! 18.05.2019 Не терпится оставить свой отзыв о посещении Кунтскамеры, о том как мы потеряли 2 часа бесценного времени не понятно на что, такое чувство, что над нами посмеялись просто, мы не увидели не одного экспоната, какие то ряженые в костюмах что то изображали, какие то действа, и рассказывали что можно увидеть в их музее. Получается, что мы пришли послушать какую непонятно что, потратив время, силы, после чего нам указали на выход. Внешний вид актеров был не впечатляющий, игра не понравилась. Очень разочарованы, хотели ехать уже домой после этого действа, приехали туда к 18 и больше часа стояли в очереди. Какой смысл вкладывали организаторы в действо, не понятно.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Аля28 марта 2019 г. 23:32
Само здание Музея антропологии и этнографии какое то элегантное...что не скажешь о представленной экспозиции в Кунсткамере...Для меня это мерзко и неприятное зрелище...Да с научной точки зрения. это конечно завораживает..но не более ( чисто мое мнение)
Посмотрите все сами .
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Катя13 ноября 2018 г. 14:21
До сих пор я помню моё первое впечатление от посещения Кунсткамеры) А именно — от зала с уродцами) Ещё меня очень заинтересовал слепок лица и руки Петра Великого — такой он был нескладный, ладошка как у ребенка.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Санюшка24 декабря 2013 г. 11:01
Самое страшное место это конечно Кунсткамера, зрелище я вам скажу не из самых приятных, и неприятно на все это смотреть с одной стороны, но любопытство берет верх с другой. Во времена Петра I, был издан указ о сохранении родившихся уродов и других необыкновенных вещей. Петр I коллекционировал такие вещи, а так же части уродливых животных в Аптекарской канцелярии. Экспонаты конечно устрашающие, не каждый день такое увидишь. Но несмотря на неприязнь к этим экспонатам они не перестают вызывать интерес у людей, кстати очень интересно наблюдать за реакцией людей, когда они рассматривают тот или иной объект. Дети Горлума это вообще что-то с чем-то, они больше всего и пугают, поэтому людям со слабой нервной системой и психикой смотреть не рекомендую, а тем более водить туда детей. Но детей туда пускают вход свободный, но лично я бы не рискнула травмировать детскую психику.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Казарова Лена24 декабря 2013 г. 11:00
Очень-очень давно я хотела посетить этот музей. Но побывавши уже много раз в Санкт-Петертурге, всё никак не могла туда попасть. И вот оно свершилось этим летом! Честно говоря, то ли я так сильно ждала момента, когда туда попаду, то ли не знаю что, но кунсткамера меня не впечатлила. Во-первых, почему-то я была уверена, что она несколько о других вещах, и рассказывать будут также несколько о другом (я пошла туда с экскурсией); во-вторых, мне много говорили, что там страшно, но ничего подобного я не заметила; ну а в-третьих, кроме человеческих уродцев в банках, на что смотреть неприятно, но хотя бы интересно, там ничего нет на чём можно заострить взгляд. Хотя в целом, глядя на обстановку, на статуи стоящие прямо при входе, кажется, что организаторы действительно хотели создать из этого места что-то такое завораживающе-страшноватое. Я бы посоветовала посетить кунсткамеру тем, кто еще не видел, но на что-то особенное не расчитывайте, второй раз вас вряд ли туда потянет.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
LapoCHka22 октября 2013 г. 17:04
Данный музей я посещала в рамках учебной программы университета. Познавательно в рамках изучения этнографии, но лучше ходить с экскурсией, не одному - больше узнаешь информации полезной. Зал с уродцами интересный, хоть один раз, но взглянуть на них надо!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
levada22 августа 2013 г. 10:41
В музее скорее больше этнографии, чем антропологии, так как очень много информации о разных народах -быте, культуре, представлены их вещи. Не понравилось отсутствие подписей ко многим экспонатам, особенно на временных выставках. Зал с заспиртованными уродцами всего один, кто идет в кунсткамеру ради них - вам хватит 15 минут. Некоторые залы можно посетить только с экскурсией
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Анатолий Мохорев24 мая 2011 г. 21:38
18 мая - в День музеев я - Анатолий Мохорев с поэтессой Ниной Кузнецовой-Беловой посетили бесплатно этот великолепный музей. Экспонаты привлекают к себе внимание и мы с удовольствием их смотрели, особенно нам понравились одежды Индии, их труд и сувениры и игрушки. Персонал на наши вопросы отвечал от всей души с улыбкой. Спасибо.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

вчера в 19:03


Вышел в свет очередной номер журнала «Кунсткамера» В издательстве МАЭ РАН вышел новый номер журнала «Кунсткамера» (№3 (9)) за 2020 год. В опубликованных материалах отражены важные события из жизни Музея. Так, в июне директор МАЭ РАН Андрей Владимирович Головнёв стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий «за вклад в изучение культурного наследия народов Арктики». В статье «Арктика: конспект 40-летних исследований» Андрей Владимирович отражает основные направления и итоги свих многочисленных полевых экспедиций на Ямале, Таймыре, Гыдане, Полярном Урале, Европейском Севере России, Чукотке и в других областях Арктики. Большой раздел выпуска посвящён одной из значимых для Музея научных конференций. В раздел вошли статьи, написанные по материалам Зографских чтений последних лет. Чтения носят имя Георгия Александровича Зографа (1928–1993) — выдающегося индолога, основавшего их более сорока лет назад. Из ежегодных встреч ленинградских и московских исследователей Индии Чтения превратились во всероссийскую индологическую конференцию нередко с международным участием. Кстати, в 2020 году Зографские чтения из-за пандемии прошли в Zoom’е, участие в конференции приняли 47 докладчиков из Петербурга, Москвы, Казани, Краснодара, Новосибирска, Пензы, Вильнюса (Литва), Гамбурга (ФРГ) и Кембриджа (Гарвардский ун-т, США). Большая подборка статей по материалам недавних Зографских чтений готовится к публикации в 4-м номере за 2020 год журнала «Этнография». В разделе «Этнопроекты» представлены статьи об албанцах Украины (автор - Александра Дугушина), об институте бурятских Пандито Хамба-лам (автор - Вероника Беляева Сачук) и о «фамильном движении» в Грузии (автор – Евгения Захарова). Статьи, затрагивающие самые разнообразные научные темы – от «Метода трасологии в изучении древних и современных технологий» (автор – Наталья Анатольевна Алексашенко) до «контейнеризации Арктики» (автор – Владимир Давыдов) и «старообрядчества online» (автор – Денис Ермолин) – объединены рубрикой «Varia». О научной и музейной жизни МАЭ РАН в режиме онлайн рассказывает статья, подготовленная сотрудниками центра медиакоммуникаций и отдела по приёму и обслуживанию посетителей. В статье приводятся данные о структуре и эффективности виртуального проекта «Говорит и показывает Кунсткамера», запущенного в конце марта 2020 года. 🌐 Полностью прочитать статьи или скачать их можно по этой ссылке: http://journal.kunstkamera.ru/archive/2020_03
18.10.2020 в 10:39


ЖИВАЯ ПАМЯТЬ 18 октября 1943 года на крышу здания Главных фондов МАЭ попала зажигательная бомба. Публикуем воспоминания научного сотрудника Отдела археологии Василия Васильевича Федорова о том, как они с Дмитрием Алексеевичем Ольдерогге ликвидировали пожар на чердаке здания Главных фондов МАЭ: «Одна из зажигательных бомб, ударившись своей тыловой частью о крышу, пробила ее и упала в ящик с землей, разбрасывая в разные стороны не только огненные струи на довольно большое расстояние, но и какой-то очень едкий дым, который перехватывал дыхание. Пришлось надеть противогазы. Но и они не смогли защитить нас от ядовитого дыма. Создавалось трудное положение, так как этот дым заполнил все чердачное помещение. Однако мы заметили, что в верхних слоях он значительно плотнее (как мы потом узнали, это был фосфорный газ, от которого противогаз не мог защитить), поэтому решили приблизиться к бомбе ползком, по-пластунски. Бомба продолжала фонтанировать, огонь подбирался к двери соседнего помещения, ее обивка уже начинала обугливаться. Мне как-то удалось дотянуться до нее и открыть ее лопатой. Огонь сразу уменьшился и не мог уже достать до двери. Загорись дверь, огонь проник бы в помещение самих фондов. Тем временем бомба стала плавиться и деформироваться и превратилась в огнедышащую растекавшуюся массу, которая грозила прожечь тонкое деревянное перекрытие пола чердака. Под этим чердаком находилось помещение фондов Отдела Сибири, где на стеллажах до самого потолка хранились деревянные и берестяные коллекции. Поскольку песок и вода уже не помогали, пришлось пробовать другие способы тушения. Мы стали растаскивать и забивать лопатами это огненное месиво на части, не давая им подолгу оставаться на одном месте. Мы уже не думали о себе, о том, что можем отравиться ядовитым газом, — только бы поскорее потушить огонь, не дать возникнуть огромному пожару. А в некоторых местах доски и балки начинали уже обугливаться, загорелись стружка и мусор, которые оставались тут со времен строительства подсобной комнатушки. Мы не знали, что тушить в первую очередь — саму ли бомбу или новые очаги пожара. Испробовав все доступные средства и приемы, нам удалось в конце концов справиться с огнем. Сколько времени продолжалась эта схватка — не помню. Мы едва держались на ногах от усталости и сильного кашля, вызванного едким дымом. Однако сознание того, что коллекции Фондов были спасены, пожар не повредил помещения, а главное — жизнь нашей третьей дежурной — Екимовой — была спасена (в случае пожара ей вряд ли удалось бы выбраться со своего поста), придавало нам бодрости. Справившись со своим состоянием (дым стал постепенно улетучиваться через открытое слуховое окно), мы продолжали нести вахту…». 🎞Воспоминания сотрудника отдела археологии Василия Васильевича Федорова о тушении пожара в помещении Главных фондов МАЭ осенью 1941 года читает сотрудник отдела антропологии Иван Григорьевич Широбоков. #Победа75 #ГодПамятиИСкорби
16.10.2020 в 16:20


Руководитель научного направления МАЭ (Кунсткамера) РАН, директор Музея исламской культуры, профессор Ефим Анатольевич Резван вошёл в состав диссертационного совета, который рассматривал и принимал защиту первой в России докторской диссертации по исламской теологии. Также в заседании диссертационного совета приняли участие ведущие исламоведы страны — директор Государственного Эрмитажа академик Михаил Пиотровский, президент Института востоковедения РАН академик Виталий Наумкин, доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН Леонид Сюкияйнен, почетный профессор СПбГУ, заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока Николай Дьяков. Защита прошла 14 октября в СПбГУ. Автор докторской диссертации на тему: «Исламское обновленческое движение конца XX — начала XXI века: идеи и перспективы» - Дамир Мухетдинов, ректор Московского исламского института, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ, ответственный секретарь Международного мусульманского форума, имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области и член Общественной палаты Российской Федерации. Диссертационное исследование посвящено обновленческому движению в исламе, которое получило мощнейший импульс к своему развитию с конца XVIII века по начало XX в. Этот период и на зарубежном Востоке и, что очень важно, в пределах Российской империи, породил плеяду выдающихся мыслителей-модернистов. «Специфика российской цивилизационной парадигмы во многом отражена максимой “Жить вместе, оставаясь разными”, - комментирует событие Ефим Анатальевич Резван, - и в этом отношении работа, проделанная автором, несомненно, имеет и государственное значение». Решение о присуждении Дамиру Мехтдинову ученой степени доктора наук по специальности «теология», было принято единогласно всеми членами диссертационного совета. После процедуры голосования председатель диссертационного совета, академик Михаил Пиотровский поздравил всех присутствующих и назвал защиту первой в России докторской диссертации по исламской теологии «историческим событием».
16.10.2020 в 10:05


Пресс-конференция, посвященная созданию Альянса первых универсальных музеев 15 октября в пресс-центре ИТАР-ТАСС в Санкт-Петербурге в формате онлайн прошла пресс-конференция, посвященная созданию Альянса первых универсальных музеев. Соглашение о создании Альянса было подписано 13 октября между Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Музеем Тейлора (Харлем, Нидерланды) и Франкеше Штифтунген (Галле, ФРГ). Церемония подписания проходила сразу в трёх европейских городах в режиме онлайн. В пресс-конференции смогли принять участие представители всех музеев, уже вошедших в Альянс: директор МАЭ РАН Андрей Головнёв, главный хранитель фондов МАЭ РАН Наталья Копанева, директор Франкеше Штифтунген Томас Мюллер-Бальке и директор Музея Тейлора Марьян Схарлоо. «Вызов возраста провокативен и интересен. Может ли старый музей быть молодым? Именно это размышление когда-то свело нас с Франкеше Штифтунген, кстати, недавно обновлённым, и с Музеем Тейлора, который тоже представляет собой «музейную классику». Мы объединены общей судьбой. Исторически музей – «театр мира». Три составляющие классического музея: универсализм – Вселенная, помещённая в одной комнате; энциклопедизм – всеохватность знания и просвещение. В таком сочетании заложено много для человека. И наша цель – сохранение этих ценностей, - сказал на пресс-конференции директор МАЭ (Кунсткамера) РАН Андрей Владимирович Головнёв. – Объединение старейших музейных коллекций в разнообразных совместных проектах может дать новый охват знаний, создать новые информационные массивы и открыть новые перспективы для экспонирования…» «Альянс – результат долгого процесса сотрудничества и совместных взаимодействий наших учреждений, - сказал в своём прямом включении из Галле директор Франкеше Штифтунген профессор Томас Мюллер-Бальке. – Это очень важный проект. Все мы, ранние музеи, сталкиваемся с похожими проблемами. И нам кажется, будет эффективнее решать их вместе». «Мы рады вступить в Альянс, - уже из Харлема сообщила директор Музея Тейлора Марьян Схарлоо, - ведь в мире осталось не так много ранних музеев. И нам важно объединяться, чтобы вместе находить ответы на новые вызовы и двигаться вперёд». О ближайших планах Альянса первых универсальных музеев на пресс-конференции рассказала главный хранитель фондов МАЭ (Кунсткамера) РАН Наталья Копанева. Она анонсировала первую конференцию Альянса, которая пройдёт в следующем 2021-м году в Харлеме, в Музее Тейлора. А в 2022 году конференцию Альянса примет петербургская Кунсткамера. Также стало известно, что еще несколько ранних европейских музеев уже выразили желание вступить в Альянс.
15.10.2020 в 12:02


ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ СОЗДАНИЮ АЛЬЯНСА ПЕРВЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ Сегодня, 15 октября, в 14.00 в пресс-центре ИТАР ТАСС в Санкт-Петербурге в формате онлайн состоится пресс-конференция, посвященная созданию Альянса первых универсальных музеев. Соглашение о создании Альянса было торжественно подписано 13 октября директорами трёх европейских музеев: директором Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Андреем Владимировичем Головнёвым, директором нидерландского Тейлерс Музеума Марьян Схарлоо и директором Франкеше Фонда Томасом Мюллером-Бальке. Таким образом, подписание прошло в режиме онлайн одномоментно в трёх европейских городах – в Петербурге, в Харлеме и в Галле. Учреждённый Альянс объединил одни из самых старых музеев Европы, до сих пор сохраняющих исторические «универсальные» коллекции, собранные в 17-18 веках. Традиционно такие музеи связаны тесными научными контактами. Создание Альянса упрочит эти связи, на новом уровне объединит учреждения и специалистов, позволит проводить совместные научные исследования, обмениваться музейными практиками, организовывать совместные выставочные проекты. Участие в пресс-конференции примут: - Андрей Владимирович Головнёв, директор МАЭ (Кунсткамера) РАН - Наталья Павловна Копанева, главный хранитель фондов МАЭ (Кунсткамера) РАН - директор Франкеше Фонда профессор Томас Мюллер-Бальке - директор Тейлерс Музеума Марьян Схарлоо 🌐Прямая трансляция: - https://tass.ru/press/11445 - https://www.instagram.com/kunstkameramuseum/
14.10.2020 в 15:08


ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ КУНСТКАМЕРА ПОДПИСАНИЕ СОГЛАШЕНИЯ О СОЗДАНИИ АЛЬЯНСА ПЕРВЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ Предлагаем вашему вниманию видеозапись с церемонии подписания документа, учреждающего Альянс первых универсальных музеев. Соглашение о создании Альянса подписали: директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН Андрей Владимирович Головнёв, директор Тейлерс Музеума Марьян Схарлоо и директор Франкеше Фонда Томас Мюллер-Бальке.
12.10.2020 в 16:12


Участие сотрудников МАЭ РАН в Международной междисциплинарной конференции «Наука – политика – благочестие. Новые исследование контактов Галле и России в XVIII в.» В городе Галле (Halle) в Германии 9-10 октября в формате онлайн прошла Международная междисциплинарная конференция – «Наука – политика – благочестие. Новые исследование контактов Галле и России в XVIII в.» («Wissenschaft – Politik – Frömmigkeit. Neue Forschungen zum wechselseitigen Verhaltnis von Halle und Russland im Langen 18. Jahrhundert»). Это 26-е Немецко-русские встречи (Deutsch-russische Begegnungen), которые проходят в Галле во Франкеше Штифтунген. Организаторами конференции выступили Франкеше Штифтунген, Международное общество Г. В. Штеллера и Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. В конференции приняли участие исследователи из Германии, России, Украины и Дании. От МАЭ РАН с докладами выступили ведущий специалист отдела учета Анна Галиевна Абайдулова с докладом «П.С. Паллас и образы «Российской фауны»: практика работы естествоиспытателя с визуальными источниками в XVIII в.» и главный хранитель Наталья Павловна Копанева – «Об издательских проектах Института антропологии и этнографии 1930-х – 1940-х гг.: переводы на русский язык источников XVIII в. по истории Сибири». #Кунсткамера_Наука
12.10.2020 в 13:40


#Кунсткамера_Календарь 90 лет назад Н.М. Маторин был избран директором МАЭ 90 лет назад, 12 октября 1930 года, Общее собрание Академии наук СССР избрало директором Музея антропологии и этнографии Николая Михайловича Маторина. Его кандидатура была представлена секретарем Академии Сергеем Федоровичем Ольденбургом, и академики в тайном голосовании большинством голосов поддержали кандидатуру Николая Михайловича. В качестве директора Музея антропологии и этнографии Николай Михайлович попытался увязать научно-исследовательскую работу музея с реэкспозицией. Уже в 1932 году был открыт зал «Первобытного коммунизма», представлявший культуру австралийцев и андаманцев. Вместо отдела эволюции и типологии культуры был организован кабинет музееведения и истории этнографии.  Стали регулярно проводиться заседания с научными докладами, возросло количество научных публикаций Музея. Была организована подготовка экскурсоводов, проводились семинары для преподавателей средних школ. В феврале 1933 года на базе Института по изучению народов и МАЭ был создан Институт антропологии и этнографии Академии наук СССР, и Николай Михайлович Маторин стал его первым директором. В 1933 году в Музее открылись восемь новых экспозиций и ряд временных выставок. К работе в Институте Николай Михайлович привлек молодых талантливых ученых, среди которых были Саул Матвеевич Абрамзон, Исаак Натанович Винников, Сергей Васильевич Иванов, Николай Андреевич Кисляков, Наталья Федоровна Прыткова и другие. В целях активизации деятельности МАЭ были налажены связи с рядом крупнейших зарубежных музеев, в частности с Музеем археологии и этнографии в Кембридже, Музеем Пенсильванского университета в Филадельфии, с Музеем естественной истории в Нью-Йорке. По инициативе Николая Михайловича при Всесоюзном обществе культурных связей с заграницей была организована фольклорно-этнографическая секция, имевшая целью расширить связи МАЭ с научно-исследовательскими учреждениями и отдельными учеными за границей. Под влиянием интриг в 1934 году Николай Михайлович написал заявление об освобождении от должности. В январе 1935 года, на волне репрессий после убийства Кирова, был арестован, приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. 11 октября 1936 года был вынесен новый приговор – высшая мера наказания, и в тот же день Николай Михайлович Маторин был расстрелян. И на несколько десятилетий имя замечательного учёного-этнографа было предано забвению…   📆Календарь Кунсткамеры – http://www.kunstkamera.ru/events-calendar #хронограф
10.10.2020 в 19:30


ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА «ТАЙМЫРСКОЕ КОЧЕВЬЕ» Вчера, 9 октября, в галерее второго этажа башни Кунсткамеры открылась выставка «Таймырское кочевье. Культура, искусство, мастерство», посвященная 90-летию образования Таймырского (Долгано-Ненецкого) национального округа. На выставке представлены работы современных таймырских художников, чьё творчество отражает традиционные культуры малочисленных коренных народов Таймыра – долган и нганасан. На вернисаже всех собравшихся приветствовал директор МАЭ (Кунсткамера) РАН Андрей Владимирович Головнёв. В открытии выставки приняли участие заместитель Главы Таймырского (Долгано-Ненецкого муниципального района по вопросам образования и культуры Татьяна Александровна Друппова, председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Герман Германович Широков. первый вице-президент ассоциациа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Нина Глебовна Вейсалова и директор Таймырского Дома народного творчества Любовь Юрьевна Попова. Делимся с вами видеозаписью с открытия выставки. #Кунсткамера_Выставка
10.10.2020 в 17:26


Открытие выставки «Таймырское кочевье. Культура. Искусство. Мастерство» 9 октября в МАЭ (Кунсткамера) РАН открылась выставка «Таймырское кочевье. Культура. Искусство. Мастерство» Выставка подготовлена в сотрудничестве с Таймырским Домом народного творчества и посвящена 90-летию образования Таймырского (Долгано-Ненецкого) национального округа. Во временной экспозиции представлены работы современных таймырских художников, чье творчество отражает традиционные культуры малочисленных коренных народов Таймыра – долган и нганасан. Это и ровдужные картины Бориса Молчанова (ровдуга – замша из оленьей кожи), созданные из старых нюков, служивших когда-то покрытием летних чумов; и графические листы Мотюмяку Турдагина, подробно описывающие быт народа «ня» (самоназвание нганасан); и произведения таймырских косторезов, которых действительно трудно превзойти в мастерстве. На церемонии открытия выставки, которая прошла в Круглом зале Кунсткамеры, представителей Таймыра приветствовал директор МАЭ РАН Андрей Владимирович Головнёв: «Моя первая серьезная этнографическая экспедиция состоялась на Таймыр, поэтому «аргиш» (олений обоз – прим.), который прибыл сюда, мне очень дорог. Эта выставка отражает не столько быт коренных таймырских народов, сколько состояние духа. Я рад приветствовать кочевников Таймыра на перекрёстке, который называется Кунсткамерой!» Также на церемонии открытия выступили заместитель Главы Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района по вопросам образования и культуры Татьяна Александровна Друппова, первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Нина Глебовна Вейсалова, председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Герман Германович Широков. «В 2021 году начнется председательство России в Арктическом совете, - сказал в своей речи Герман Германович Широков, - и много внимания будет уделено вопросам изучения и защиты коренных малочисленных народов Арктики. Лично у меня с Таймыром многое связано, я жил там несколько лет и давно хотел снова там побывать… Но получилось иначе – Таймыр приехал в Санкт-Петербург. И это прекрасно!» Выступила на открытии и директор Таймырского дома народного творчества (его еще называют «Главным чумом Таймыра») Любовь Юрьевна Попова: «Мы благодарны, что здесь поддержали наш выставочный проект, и мы можем представить наших художников и их работы в первом, старейшем, музее России. Это, конечно, почётно!» Этно-настроение всей церемонии открытия придавали песни и танцы в исполнении солистов нганасанского семейного этно-фольклорного клуба «Хендир» и долганской этно-фольклорной группы «Юргель». Они выступали в национальных нганасанских и долганских костюмах под звуки настоящего шаманского бубна.
10.10.2020 в 12:51


Семинар «Христианство в регионах мира» приглашает 15 октября в 15 часов в читальном зале библиотеки МАЭ РАН состоится заседание постоянно действующего семинара «Христианство в регионах мира». Доклад на тему «История христианизации ингушей» представит старший научный сотрудник отдела этнографии Кавказа МАЭ РАН, кандидат исторических наук Макка Албогачиева. В докладе будут рассмотрены этапы христианизации ингушского народа. Отмечена деятельность грузинской, шотландской и русской православной миссии среди ингушского народа, их влияние на религиозные убеждения ингушей. Руководители семинара: д.и.н. М. Ф. Альбедиль (отдел этнографии народов Южной и Юго-Западной Азии), к.и.н. В. Н. Семенова (отдел этнографии Африки). По вопросам участия в семинаре обращаться к Валерии Семеновой vnsemenova@gmil.com. 📷: Тхаба-Ерды — древний христианский храм в Джейрахском районе Ингушетии (VIIIвек)
09.10.2020 в 15:35


Встреча в МАЭ с руководством аппарата Всемирного абхазо-абазинского конгресса в рамках проекта «Коренные малочисленные народы России: этнокультурные проекции» 8 октября, в нашем музее состоялась встреча старшего научного сотрудника отдела этнографии Кавказа Макки Албогачиевой с руководителем аппарата Всемирного абхазо-абазинского конгресса Каном Тания, ведущим специалистом аппарата Темуром Реквава и Тамарой Айба. В ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества, связанные с изучением абазинского народа, отнесённого к малочисленным народам России. Работа ведется в рамках проекта «Коренные малочисленные народы России: этнокультурные проекции». Проект рассчитан на три года - до 2022-го, финансируется Президиумом Российской академии наук и реализуется в рамках программы фундаментальных и прикладных научных исследования по теме «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности». Гости ознакомились с постоянной экспозицией нашего музея и посетили временную выставку «Мудрено-сотворено. Русский женский костюм из собраний МАЭ РАН».
08.10.2020 в 18:19


Временная выставка «Таймырское кочевье» готовится к открытию На втором этаже башни Кунсткамеры полным ходом идет монтаж временной выставки «Таймырское кочевье. Культура, искусство, мастерство», посвященной 90-летию образования Таймырского (Долгано-Ненецкого) национального округа. Сотрудники Таймырского Дома народного творчества совместно с сотрудниками нашего музея оформляют витрины, размещают в них работы современных таймырских художников, чьё творчество отражает традиционные культуры малочисленных коренных народов Таймыра – долган и нганасан. Завтра, 9 октября, в 16:00 состоится торжественная церемония открытия выставки, на которой с приветственным словом выступят директор МАЭ РАН Андрей Владимирович Головнёв, заместитель Главы Таймырского (Долгано-Ненецкого муниципального района по вопросам образования и культуры Татьяна Александровна Друппова и исполняющая обязанности заместителя председателя Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Анна Александровна Булатова. Гостей встретят волонтеры в национальных костюмах долган и нганасан, в зале прозвучат мелодии долганских и нганасанских песен. #Кунсткамера_Выставка
05.10.2020 в 22:27


ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ КУНСТКАМЕРА В День учителя научные сотрудники МАЭ РАН поделились рассказами о своих учителях. Ефим Анатольевич Резван, заведующий лабораторией МАЭ РАН «Международный центр исламских исследований», рассказал о своем учителе Петре Афанасьевиче Грязневиче. 📖Страна благовоний. Йемен: образы традиционной культуры - http://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/06/978-5-91373-011-4 🎞Фильм «Экспедиция» автор сценария и продюсер — Ефим Резван, режиссер — Татьяна Соловьева - https://youtu.be/NSrnrIK-l0s
05.10.2020 в 17:39


ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ КУНСТКАМЕРА Сегодня весь мир отмечает Международный день учителя. Мы поздравляем всех учителей! И еще даём возможность замечательным научным сотрудникам МАЭ РАН признаться в любви к своим педагогам, тем, кто когда-то дал фундаментальные знания, вдохновил на открытия и стал примером в работе. О своих учителях рассказывает старший научный сотрудник отдела этнографии Южной и Юго-Западной Азии Елена Станиславовна Соболева.
05.10.2020 в 13:40


ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ КУНСТКАМЕРА Поздравляем с Днём учителя! В честь праздника мы подготовили для вас рассказы научных сотрудников МАЭ (Кунсткамера) РАН о своих учителях. Об учителе в науке Рудольфе Фердинандовиче Итсе рассказывает старший научный сотрудник отдела этнографии восточных славян и народов европейской части России Александр Иванович Терюков.
03.10.2020 в 17:07


#Кунсткамера_Календарь 3 октября 1889 года родился Генрих Генрихович Манизер, этнограф, языковед, участник второй русской экспедиции в Южную Америку 1914 – 1915 годов. Генрих Генрихович Манизер окончил Петроградский университет, где обучался на естественном отделении Физико-Математического факультета и одновременно прослушал полный курс по Историко-Филологическому факультету. Он изучил немецкий, английский, польский, французский, овладел испанским, португальским, румынским языками, а также серьёзно обучался рисованию и музыке. Генрих Генрихович был участником кружка молодых биологов при Биологической лаборатории им. П. Ф. Лесгафта, члены которого разработали план экспедиции в Южную Америку. Эта экспедиция состоялась в 1914 – 1915 годах и получила название «студенческой». Участники экспедиции Генрих Генрихович Манизер, Федор Артурович Фиельструп, Иван Дмитриевич Стрельников, Николай Парфентьевич Танасийчук, Сергей Вениаминович Гейман были достаточно квалифицированными учеными и сумели решить множество задач, как научных, так и практических, с которыми им пришлось столкнуться до отъезда, во время путешествия и по возвращении домой. Генрих Генрихович Манизер собрал в Аргентине и Бразилии коллекции для МАЭ и Зоологического музея, Музея антропологии МГУ, Музея этнографии при Буэнос-Айресском университете, Национального музея в Рио-де-Жанейро. В бразильском штате Мату-Гросу изучал культуру и составлял глоссарии языков индейцев кадивеу-гуайкуру, терена, файя (шавантов) (совместно с Федором Фиельструпом); в штате Сан-Пауло – кайнганг, гуарани; в штате Эспириту-Санту – ботокудов, среди которых прожил 6 месяцев, с февраля по сентябрь 1915 года. Он сделал нотные записи музыки, схемы танцев, записал значительный массив бразильских фольклорных текстов на португальском языке. Генрих Генрихович обнаружил в музеях России и Бразилии материалы о первой русской экспедиции в Бразилию (1821–1828) и подготовил книгу об академике Григории Лангсдорфе. Его доклады в Петроградском университете, на Географических курсах, в Географическом обществе и публикации привлекли внимание общественности к истории и экологии Южной Америки. 📖Электронная библиотека: Манизер Г.Г. Музыка и музыкальные инструменты некоторых племен Бразилии - http://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_v_1/mae_v_1_16.pdf 📖 О нем: Г.Г. Манизер – участник второй русской экспедиции в Южную Америку 1914–1915 гг.: Бразильский дневник - http://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/03/03_02/978-5-88431-310-1 📆Календарь Кунсткамеры – http://www.kunstkamera.ru/events-calendar #хронограф
02.10.2020 в 16:54


ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ КУНСТКАМЕРА / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ Сегодня мы предлагаем вашему вниманию видеоэкскурсию по выставке: «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы». Подробный рассказ о ней подготовила куратор выставки, заведующая экспозиционно-выставочным отделом МАЭ Людмила Анатольевна Худякова. Выставка будет открыта до воскресенья 4 октября. 🌐Онлайн-версия выставки «Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы»: http://www.kunstkamera.ru/exposition/vremennye_vystavki/kunstkamera_v_gody_velikoj_otechestvennoj_vojny_k_75letiyu_pobed
02.10.2020 в 11:19


#Кунсткамера_календарь 2 октября на территории Индонезии отмечается день батика. Батик («капля воска») – традиционное искусство ручной росписи по ткани с использованием воска. Считается, что изготовление батика вырабатывает у человека такие качества как прилежание, терпение и упорство. Батик – не только искусство, традиционные рисунки имеют магическое значение и способны влиять на жизнь и судьбы людей. В Индонезии батик олицетворяет женское начало и вместе с кинжалом крисом, олицетворяющим мужское начло, символизирует единство сущего. В этот день в Индонезии проводятся мастер-классы по изготовлению батика, а жители страны (в том числе учащиеся и чиновники) надевают одежду из батика, устраиваются карнавалы и выставки. 2 октября 2009 года ЮНЕСКО внесло индонезийскую традицию изготовления батика в список шедевров нематериального культурного наследия. 📆Календарь Кунсткамеры – http://www.kunstkamera.ru/events-calendar #этнокалендарь
01.10.2020 в 21:38


РНФ объявляет о начале приема заявок на конкурсы по продлению грантов В конкурсах могут принимать участие проекты, являющиеся продолжением проектов, поддержанных в 2018 году в рамках конкурса отдельных научных групп и в 2017 году в рамках конкурса лабораторий мирового уровня Президентской программы исследовательских проектов. Продление проектов отдельных научных групп В рамках конкурса возможно продление срока выполнения грантов на 2021–2022 годы. Размер одного гранта – от 4 до 6 миллионов рублей ежегодно. Печатные экземпляры заявок представляются в Фонд по адресу: г. Москва, ГСП-2, 109992, ул. Солянка, д. 14, стр. 3 до 17 часов 00 минут (по московскому времени) 22 декабря 2020 года. В случае наличия действующего соглашения между Фондом и организацией о признании простой электронной подписи равнозначной собственноручной подписи заявка на конкурс может быть представлена в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью. Результаты конкурса будут подведены в апреле 2021 года. Продление проектов лабораторий мирового уровня В рамках конкурса возможно продление срока выполнения грантов на 2021–2023 годы. Финансовое обеспечение проекта в объеме не менее 32 миллионов рублей в год формируется из гранта Фонда и софинансирования. Размер одного гранта Фонда составляет не более 24 миллионов рублей в год. Печатные экземпляры заявок представляются в Фонд по адресу: г. Москва, ГСП-2, 109992, ул. Солянка, д. 14, стр. 3 до 17 часов 00 минут (по московскому времени) 22 декабря 2020 года. В случае наличия действующего соглашения между Фондом и организацией о признании простой электронной подписи равнозначной собственноручной подписи заявка на конкурс может быть представлена в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью. Результаты конкурса будут подведены в апреле 2021 года. Подробная информация представлена в разделе «Конкурсы» https://rscf.ru/contests/?page=1 (в общем пакете документов по конкурсам 25 и 28).
01.10.2020 в 18:35


#Кунсткамера_календарь 1 октября в Корее отмечают Чхусок – традиционный корейский праздник урожая и поминовения усопших родственников. Чхусок отмечается в 15-й день восьмого месяца по лунному календарю. Один из самых больших и важных праздников в Корее (что-то вроде корейского Дня благодарения). Обычно в этот день собирается вся семья, чтобы вспомнить своих предков и выразить им благодарность за новый урожай. В Южной Корее сам день праздника, а также день «до» и день «после» являются выходными. Многие корейцы пользуются этим, чтобы отправиться в родные места и навестить старших родственников. Так что и в наши дни Чхусок является важной частью корейской культуры и до сих пор сохраняет свое значение. Традиционно Чхусок предполагает многочисленные подношения в семейных святилищах и посещения могил родственников. Если могила находилась недалеко, то стол с жертвенными блюдами накрывали заранее дома, и к могиле его несла женщина на голове. Чем угощали и сейчас угощают «духов предков»? Блюдами из плодов нового урожая и молодой птицы, лепешками, овощами и, конечно, традиционным ликёром из недавно собранного риса (недавно собранных зёрен риса). В ночь накануне праздника также необходимо было совершить «поклонение луне» - её духу подносили злаковые лепешки, обязательно из зёрен нового урожая. Перед приготовлением этих угощений проходила торжественная церемония снятия первых зрелых колосьев риса и чумизы. Потом на краю поля собирались дружескими компаниями, вкусно ели, пили вино и под аккомпанемент народных инструментов пели и танцевали. Развлекались спортивными играми и состязаниями, смотрели театрализованные и цирковые представления. Обильная еда и питье были и остаются основной частью этого праздника и имеют ритуальное значение - пожелание изобилия в следующем году. 📆Календарь Кунсткамеры - http://www.kunstkamera.ru/events-calendar #этнокалендарь
01.10.2020 в 13:02


Международный день музыки В честь международного дня музыки младший научный сотрудник отдела Африки Николай Стеблин-Каменский рассказал о том, что такое музыкальная культура Эфиопии, и как Россия способствовала её развитию. "Музыкальный мир Эфиопии, как и любой многонациональной страны, чрезвычайно разнообразен и сложен. Кроме разнообразия инструментов и фольклорных традиций можно говорить об отдельной области церковной музыки, канон которой был сформирован уже в VI в. н.э. святым Яредом. Житие этого святого рассказывает о путешествии в рай, где ангельское пение вдохновило Яреда на написание гимнов. Яред стал основоположником сложной и глубоко символической системы напевов, а также ему приписывают создание собственной системы нотации, которой эфиопская церковь пользуется до сих пор. В эфиопском православии использует ритмические инструменты: систр, барабан, посох. Из мелодических инструментов для религиозного пения используют большую десятиструнную лиру бэгэна. Фольклорная музыка также чрезвычайно разнообразна. Существуют песни хвастающих войнов (шеляля, фокэра), плачи на похоронах (лексо), свадебные и праздничные песни. Во многом хранителями фольклора являются музыканты азмари, которые помимо владение струнным смычковым инструментом масенко также являются поэтами. Эфиопская традиционная музыка очень самобытна и непривычна европейскому уху. Она основна на других музыкальных ладах (типы пентатоник), некоторые из которых можно передать в нашей нотации лишь с известной мерой условности. Сейчас принято выделять четыре таких лада: бати, амбасэль, тызыта, анчихое. Сближение этой традиции с европейской музыкой началось вместе с модернизацией страны во время правления Менелика II (1889-1913). После грандиозной победы эфиопов над итальянцами в битве при Адуа, Россия направила в Эфиопию миссию русских врачей. Но кроме этого Николай II передал Менелику II в подарок сорок духовых инструментов. Для формирования первого придворного оркестра были выбраны мальчики из южного народа уламо, у которых есть традиция игры на рожках. Сейчас во Франции, в Японии, в США и в России есть музыканты, исполняющие самобытную эфиопскую музыку (эфиоджаз), а поклонники этого направления есть, наверное, в каждой стране. Но интересно, что такие известные исполнители как Махмуд Ахмед и Тыляхун Гессессе работали в оркестре Почётного караула императора, в создании предшественника которого Россия приняла непосредственное участие".
01.10.2020 в 10:55


#Кунсткамера_Календарь 1 октября 1928 года родился Рудольф Фердинандович Итс, этнограф и востоковед, организатор и руководитель кафедры этнографии и антропологии исторического факультета ЛГУ. В 1954 году Рудольф Фердинандович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Народ мяо (историко-этнографический очерк)» и был зачислен на должность младшего научного сотрудника Института этнографии АН СССР. Помимо научной деятельности ученый активно занимался музейной работой, участвовал в организации в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого китайской, корейской и вьетнамской выставок. В 1960-х годах был подготовлен к изданию том «Народы Восточной Азии», где Рудольф Фердинандович выступил как ответственный редактор и как один из ведущих авторов. В 1966 году за эту работу вместе с Николаем Николаевичем Чебоксаровым и Григорием Григорьевичем Стратановичем он был удостоен академической премии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. В том же году он защищает докторскую диссертацию на тему «Происхождение народов Южного Китая (очерки этнической истории чжуан, мяо и ицзу)», на основе которой была издана монография «Этническая история юга Восточной Азии». Проблемы исследования этнической истории народов Китая были ведущими в научном творчестве Рудольфа Фердинандовича Итса. Решением президиума Академии наук СССР и Минвуза РСФСР с 1 августа 1968 года Рудольф Фердинандович был переведен на исторический факультет Ленинградского университета для воссоздания кафедры этнографии и антропологии, которую он и возглавил. На кафедре учились студенты более чем из 30 стран, свыше 40 её выпускников стали кандидатами и докторами наук. В 1982 году Рудольф Ферндинандович вернулся на постоянную работу в Институте этнографии Академии наук СССР директором Ленинградской части, одновременно оставаясь заведующим кафедрой этнографии и антропологии ЛГУ на общественных началах. Электронная библиотека: 📖 Итс Р.Ф., Гловацкий Г. А. Парадный костюм китайского генерала из собраний Кунсткамеры (к истории китайской армии XVIII—XIX вв.) - http://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_xvii/mae_xvii_05.pdf 📖 Итс Р.Ф. Одежда мяо и яо (мань) Вьетнама в собраниях Музея антропологии и этнографии - http://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_xvii/mae_xvii_04.pdf 📅 Календарь Кунсткамеры - http://www.kunstkamera.ru/events-calendar #Хронограф
30.09.2020 в 16:58


Участие сотрудников МАЭ РАН в проектах, посвященных 135-летию со дня рождения и 100-летию со дня гибели Николая Гумилева В 2021 году в России будут отмечать 135-летие со дня рождения выдающегося русского поэта, путешественника и боевого офицера Николая Гумилева (3 апреля 1886 — 26 августа 1921) и вспоминать трагический день его гибели, от которого нас отделяет уже почти сто лет. В этой связи Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме при участии МАЭ РАН и ряда других организаций, объявил о проведении II-го Всероссийского Гумилёвского конкурса молодёжных исследовательских работ, посвященных наследию поэта. Как и пять лет назад председателем жюри конкурса будет профессор, руководитель лаборатории «Международный центр исламских исследований» МАЭ (Кунсткамера) РАН Ефим Резван, а в экспертную комиссию конкурса войдут сотрудники нашего музея. Уже известно и о серии интересных выставочных проектов, связанных с творчеством Николая Гумилева, которые будут реализованы в Санкт-Петербурге в ближайшие месяцы. Санкт-Петербургский музей исламской культуры, научно-методическое руководство созданием которого осуществляет лаборатория «Международный центр исламских исследований» МАЭ РАН совместно с Государственным музеем истории религии, Музеем истории фотографии, Фондом Марджани и Фондом Al MAQAM, с 10 ноября по 10 декабря 2020 года организует под эгидой IX Международного Петербургского культурного форума в рамках фестиваля «Дайрафест» выставку «Вот таким ты увидишь Египет…». МАЭ РАН и Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме приступили к обсуждению совместного выставочного проекта «Колдовская страна!» (по следам абиссинской экспедиции Николая Гумилева). Вчера на заседании Музейного совета МАЭ РАН проект представил Е.А. Резван.
30.09.2020 в 11:13


В издательстве МАЭ РАН вышел новый номер журнала «Этнография» Новый номер журнала «Этнография» (№3 (9) за 2020 год) полностью посвящён вопросам киберэтнографии. Это одно из самых динамично развивающихся направлений в научной деятельности Музея антропологии и этнографии. Номер открывается статьёй директора МАЭ РАН Андрея Владимировича Головнёва «Киберскорость», в которой рассматривается феномен мировой киберреволюции, когда кибермир становится едва ли не большей реальностью, чем сама реальность, а высокая скорость обмена информацией и реакциями в виртуальном мире способна спровоцировать социальную лавину. Как повлияла на эти процессы ситуация пандемии? И почему киберскорость становится причиной страхов? Свою концепцию антропологии движения в данной статье Андрей Владимирович применяет для исследования процессов, происходящих в виртуальной реальности. В других опубликованных статьях рассмотрены разнообразные аспекты проявлений этничности в режиме «онлайн»: хештеги и этничность, обыденный русский национализм онлайн и офлайн, религиозность онлайн (на примере российских немцев), презентация национальных культур в социальных сетях (на примере кольских саамов), конструирования национальной идентичности на страницах интернет-сайтов (на примере валлийцев). 📖 Полностью прочитать тексты опубликованных статей или скачать их можно по этой ссылке: http://etnografia.kunstkamera.ru/archive/2020_3 #Журнал_Этнография
27.09.2020 в 12:49


#Кунсткамера_Календарь Мэскэль (праздник Воздвижения Креста) приходится на 17 число месяца мэскэрэма (27 сентября). Это старинный христианский праздник, когда отмечается нахождение императрицей Еленой, матерью византийского императора Константина, подлинного Креста, на котором был распят Иисус Христос. Однако в Эфиопии его значение было изменено при царе Давиде II (время правления 1379/80-1413), получившем часть Креста в качестве реликвии от коптского патриарха. Праздник напоминает именно о том событии, когда фрагмент Креста оказался на эфиопской земле. Приготовлениями к Мэскэлю занят период между Новым годом (11 сентября) и 27 сентября. Несмотря на то, что Мэскэль один из главных праздников Эфиопской церкви и государства, его привязка не только к сельскохозяйственному циклу, но и к социально-политической жизни общества очевидна. Близость к Новому году и окончанию сезона дождей привела к тому, что праздник часто интерпретируется именно в этом ключе. У гураге праздник, маркирующий окончание сезона дождей, называется Мэсгэр. В локальных культурах Мэскэлю предшествуют ложные столкновения между молодыми людьми - мужчинами и женщинами, воспроизводящие в игровой форме напряженность и сложность отношений двух полов. Девушки «вооружены» калебасами с грязной водой, юноши – ветками чертополоха и колючками. Стоя друг напротив друга, они обмениваются обидными словами в адрес друг друга и прямыми оскорблениями. В целом, у народов южной Эфиопии в этот период проходят различные местные праздники, которые включают элементы Мэскэля. Это можно объяснить христианизацией прежних праздников либо, наоборот, появлением у этих народов собственных «версий» общегосударственного праздника Мэскэль. На старых фотографиях можно видеть оригинальные танцы местных жителей, на которых написано, что это «Праздник Маскаль». Однако же, речь идет не о классическом церковном Воздвижении Креста, а о локальном празднике со своим собственным смыслом, часто кардинально отличном от христианского. Важным символом христианского Мэскэля является большой костер – дэмэра, который также можно видеть на Новый год 11 сентября. Традиционно считается, что так сделала императрица Елена, когда обнаружила подлинный Крест. Но скорее всего, большой костер – это эфиопская дохристианская традиция. Материал подготовлен на основе статьи Kaplan St. Mäsqäl// Encyclopaedia Aethiopica. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2007. Vol.3. P. 840-842. 📅Календарь Кунсткамеры - http://www.kunstkamera.ru/events-calendar #Этнокалендарь
27.09.2020 в 10:20


Поздравляем со Всемирным днем туризма! 📷: Лодка для летних экскурсий. Японцы. Япония, конец XIX - начало XX вв. МАЭ И 782-2
26.09.2020 в 10:16


Директор МАЭ РАН принял участие в Форуме коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока В Москве прошел Форум коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, посвященный 30-летию со дня образования Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Директор МАЭ (Кунсткамера) РАН Андрей Владимирович Головнёв принял участие в торжественной церемонии открытия и поздравил Ассоциацию с юбилеем от лица сотрудников музея. 23 сентября состоялось заседание Совета старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на котором А.В. Головнёв представил доклад о коренных народах России и рассказал о новом крупном проекте МАЭ РАН «Коренные малочисленные народы России: этнокультурные проекции». Ассоциация приняла предложение Кунсткамеры о совместных исследованиях по этому проекту. 24 сентября на торжественном собрании Ассоциации ее президент Григорий Петрович Ледков вручил директору МАЭ РАН Андрею Владимировичу Головнёву медаль «За верность Северу». Эта общественная награда присуждается гражданам РФ, внесшим большой вклад в социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, защиту их прав, исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, а также оказавших содействие росту национального самосознания и повышению жизненного уровня этих народов.
24.09.2020 в 16:58


#Азбука_Кунсткамеры Р – ребосо/ ребозо Ребосо – это мексиканская шаль длиной от 1,5 до 3,5 метров. Традиционные ребосо вытканы вручную из хлопка, шёлка, шерсти, вискозы. Большая часть ребосо имеет бахрому сложного плетения. Цвета и узоры широко варьируются. На создание шали уходит от 30 до 60 дней. Ребосо носят разными способами: накидывают на плечи в сложенном виде, оборачивают вокруг верхней части тела или вокруг головы. В ребосо переносят маленьких детей, разные крупные вещи. Предполагают, что ребосо появилось в Мексике в ранний колониальный период в XVI веке. Первоначально эту шаль носили метиски, чтобы подчеркнуть своё отличие от индейских женщин. Замужние метиски носили ребосо на плечах. Незамужние - обматывали ребосо вокруг головы несколько раз, чтобы свешивающиеся концы были короче и оставляли для обозрения большую часть спины. Позднее эту шаль с удовольствием стали носить индейские женщины. В наше время ребосо – популярный вид мексиканской одежды, который есть в гардеробе практически каждой женщины. Ребосо - от испанского глагола, обозначающего «покрываться», «укутываться».
23.09.2020 в 14:53


Выставка «Арктика: культура и климат» в Британском музее В МАЭ (Кунсткамера) РАН проходит подготовка к отправке предметов в Британский музей для участия в масштабном выставочном проекте «Арктика: культура и климат». Проект посвящен истории Арктики, традиционным культурам населяющих этот регион народов и проблемам глобального изменения климата на планете. К отправке в Лондон специалисты МАЭ (Кунсткамера) РАН подготовили 43 предмета, бОльшая часть из которых, действительно, уникальные археологические находки – из городища Усть-Полуй (Салехард) и Эквенского могильника (северо-восток Чукотки). Открытие выставки в Британском музее запланировано на 22 октября 2020 года. #Кунсткамера_Выставка

Главное

Прогноз погоды

Пасмурно  небольшой дождь

+2°..+2°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю