Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

18+

Отзывы о Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

Интересность : больше не пойду.
Расположение : удобно
Интерьер : так себе.
Обслуживание : отлично
Интересность : Зрелище для крепких людей, для тех, кто ужастики любит смотреть. Я была в Кунсткамере единожды, причем очень давно. Помню, что на выходе испытывала стойкое чувство тошноты. Желания пойти туда еще раз с тех пор не испытывала. Наверное, там медикам интересно бывать - чисто из профессиональных соображений. Или подрастающую молодежь надо водить, для воспитательных целей - чтобы показать, какие легкие бывают у курильщиков, или какими рождаются дети, зачатые в алкогольном или наркотическом состоянии. Когда открыли Кунсткамеру, народ с удовольствием в нее ходил. А нам экскурсовод рассказывала совсем другое. Эта попытка приобщить народ к знаниям давалась Петру I тяжело, как и многие другие его нововведения. Народ упорно не хотел ходить сюда. И выражение "кнутом и пряником" возникло как раз при освоении этого музея. Людей сюда загоняли насильно, а кто успешно осматривал все экспонаты - тем на выходе давали пряник. Поэтому голодные ходили сюда, чтобы хотя бы пряник съесть. Интересно, велика ли посещаемость музея в наши дни?
Расположение : Далеко от метро, даж от Адмиралтейской надо или пешком идти или на троллейбусе. Очень не удобно
Интерьер : Рядом есть другие достопримечательности, так что есть риск не дойти до Кунсткамеры, остановить свой выбор на других музеях, которые попадутся на пути
Обслуживание : Трудно оценить работу персонала, а вот экскурсоводы нормальные
Интересность : Музей скорее для детей. Экспонаты, особенно изображающие быт и костюмы народов, какие-то схематичные, не выглядят натуральными. Ну да большинство туда за "человечками в банках" ходят.
Расположение : Недалеко от м. Адмиралтейская.
Интересность : Познавательный музей, особенно для детей. Экспозиция огромна, часть ещё с петровских времён. Больше всего запомнилась костюм Пётра 1 и комната с «уродами», хотя не знаю, насколько этично такое собрание, зрелище жуткое. Можно узнать много из истории народов мира.
Расположение : Удобное в центре города, рядом с Дворцовым мостом и Невским проспектом. Ближайшая станция метро Адмиралтейская.
Интерьер : Небольшой косметический ремонт бы не помешал. Разные тематические залы, показалось немного тесновато.
Обслуживание : Экскурсия была познавательной, но вот на входе как-то все суетливо, народу очень много. В целом неплохо, все понравилось.
Интересность : Место очень интересное. Думаю, что особенно интересно здесь будет детям) Как будто в фильм ужасов попадаешь)
Расположение : Располагается в самом центре города, на Стрелке Васильевского острова. Можно добраться от станции метро "Адмиралтейская" пешком, через Дворцовый мост.
Интерьер : Здесь есть разные залы. Особенно популярен зал с уродцами, которых Пётр Первый просил приносить для музея) Но не менее увлекательны экспозиции и других залов — можно узнать о быть разных народов мира.
Обслуживание : Люди, которые здесь работают, мне нравятся. Интеллигентные люди.
Интересность : не люблю страшилки, именно эти ощущения у меня. специфический музей
Расположение : пешком через дворцовый мост, мы дошли до Кунсткамеры.
Интерьер : оформлено все очень разумно и со вкусом
Обслуживание : Приятный в общении персонал. Благодарю
Адрес

наб. Университетская, д. 3

карта
Район
Василеостровский район (Санкт-Петербург)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

Общая оценка:8.04 / 10
Интересность 8
Расположение 8
Интерьер 8
Обслуживание 8
Оставить отзыв
Места поблизости
Зоологический музей Зоологический музейМузей геральдики и орденов Музей геральдики и орденовМузей истории Санкт-Петербургского государственного университета Музей истории Санкт-Петербургского государственного университетаПалеонтолого-стратиграфический музей кафедры динамической и исторической геологии Санкт-Петербургского государственного университета Палеонтолого-стратиграфический музей кафедры динамической и исторической геологии Санкт-Петербургского государственного университета
посетитель
8 / 10 28 марта 2019 г. 23:35
Приятный в общении персонал. Благодарю оформлено все очень разумно и со вкусом пешком через дворцовый мост, мы дошли до Кунсткамеры. не люблю страшилки, именно эти ощущения у меня. специфический музей  на страницу отзыва
посетитель
9 / 10 13 ноября 2018 г. 14:19
Люди, которые здесь работают, мне нравятся. Интеллигентные люди. Здесь есть разные залы. Особенно популярен зал с уродцами, которых Пётр Первый просил приносить для музея) Но не менее увлекательны экспозиции и других залов — можно узнать о быть разных народов мира. Располагается в самом центре города, на Стрелке Васильевского острова. Можно добраться от станции метро "Адмиралтейская" пешком, через Дворцовый мост. Место очень интересное. Думаю, что особенно интересно здесь будет детям) Как будто в фильм ужасов попадаешь)  на страницу отзыва
посетитель
8.5 / 10 8 ноября 2018 г. 19:22
Экскурсия была познавательной, но вот на входе как-то все суетливо, народу очень много. В целом неплохо, все понравилось. Небольшой косметический ремонт бы не помешал. Разные тематические залы, показалось немного тесновато. Удобное в центре города, рядом с Дворцовым мостом и Невским проспектом. Ближайшая станция метро Адмиралтейская. Познавательный музей, особенно для детей. Экспозиция огромна, часть ещё с петровских времён. Больше всего запомнилась костюм Пётра 1 и комната с «уродами», хотя не знаю, насколько этично такое собрание, зрелище жуткое. Можно узнать много из истории народов мира.   на страницу отзыва
О 7.5 / 10 3 июня 2016 г. 14:41
Недалеко от м. Адмиралтейская.  Музей скорее для детей. Экспонаты, особенно изображающие быт и костюмы народов, какие-то схематичные, не выглядят натуральными. Ну да большинство туда за "человечками в банках" ходят.  на страницу отзыва
посетитель
7.25 / 10 24 декабря 2013 г. 11:05
Трудно оценить работу персонала, а вот экскурсоводы нормальные Рядом есть другие достопримечательности, так что есть риск не дойти до Кунсткамеры, остановить свой выбор на других музеях, которые попадутся на пути  Далеко от метро, даж от Адмиралтейской надо или пешком идти или на троллейбусе. Очень не удобно  Зрелище для крепких людей, для тех, кто ужастики любит смотреть. Я была в Кунсткамере единожды, причем очень давно. Помню, что на выходе испытывала стойкое чувство тошноты. Желания пойти туда еще раз с тех пор не испытывала. Наверное, там медикам интересно бывать - чисто из профессиональных соображений. Или подрастающую молодежь надо водить, для воспитательных целей - чтобы показать, какие легкие бывают у курильщиков, или какими рождаются дети, зачатые в алкогольном или наркотическом состоянии. Когда открыли Кунсткамеру, народ с удовольствием в нее ходил. А нам экскурсовод рассказывала совсем другое. Эта попытка приобщить народ к знаниям давалась Петру I тяжело, как и многие другие его нововведения. Народ упорно не хотел ходить сюда. И выражение "кнутом и пряником" возникло как раз при освоении этого музея. Людей сюда загоняли насильно, а кто успешно осматривал все экспонаты - тем на выходе давали пряник. Поэтому голодные ходили сюда, чтобы хотя бы пряник съесть. Интересно, велика ли посещаемость музея в наши дни?   на страницу отзыва
посетитель
7.75 / 10 22 августа 2013 г. 10:43
отлично так себе. удобно  больше не пойду.  на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Наши посетители оценивают Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) по расположению и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Активный отдых для детей с Angry BirdsАктивный отдых для детей с Angry BirdsПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий на ПетроградскойПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий на ПетроградскойПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий Музей советских игровых автоматов Музей советских игровых автоматов

Комментарии посетителей (9)

Ирина Зинкевич к событию Ночь музеев 2019 в Кунсткамере20 мая 2019 г. 21:43
Разочарована до глубины души. Большие надежды возлагали на Ночь музеев. Специально отложили поход в этот музей на это мероприятие. На следующий день улетали. И что в итоге? Два часа в двух очередях, абсурдные мастер-классы во дворе, странное действо внутри в течение 10 минут с сомнительной игрой "актеров", и... ни одного посмотренного экспоната! После выхода из музея я в течение 20 минут просто молчала, от возмущения и шока, что так могут поступить с людьми ни где-то, а в Петербурге!Для чего все это было? Очень хотела посмотреть экспозиции в Кунсткамере, была первый раз и в городе, и в этом музее. Видно, не судьба...
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Иринак событию Ночь музеев 2019 в Кунсткамере19 мая 2019 г. 0:28
Всем здравствуйте! 18.05.2019 Не терпится оставить свой отзыв о посещении Кунтскамеры, о том как мы потеряли 2 часа бесценного времени не понятно на что, такое чувство, что над нами посмеялись просто, мы не увидели не одного экспоната, какие то ряженые в костюмах что то изображали, какие то действа, и рассказывали что можно увидеть в их музее. Получается, что мы пришли послушать какую непонятно что, потратив время, силы, после чего нам указали на выход. Внешний вид актеров был не впечатляющий, игра не понравилась. Очень разочарованы, хотели ехать уже домой после этого действа, приехали туда к 18 и больше часа стояли в очереди. Какой смысл вкладывали организаторы в действо, не понятно.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Аля28 марта 2019 г. 23:32
Само здание Музея антропологии и этнографии какое то элегантное...что не скажешь о представленной экспозиции в Кунсткамере...Для меня это мерзко и неприятное зрелище...Да с научной точки зрения. это конечно завораживает..но не более ( чисто мое мнение)
Посмотрите все сами .
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Катя13 ноября 2018 г. 14:21
До сих пор я помню моё первое впечатление от посещения Кунсткамеры) А именно — от зала с уродцами) Ещё меня очень заинтересовал слепок лица и руки Петра Великого — такой он был нескладный, ладошка как у ребенка.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Санюшка24 декабря 2013 г. 11:01
Самое страшное место это конечно Кунсткамера, зрелище я вам скажу не из самых приятных, и неприятно на все это смотреть с одной стороны, но любопытство берет верх с другой. Во времена Петра I, был издан указ о сохранении родившихся уродов и других необыкновенных вещей. Петр I коллекционировал такие вещи, а так же части уродливых животных в Аптекарской канцелярии. Экспонаты конечно устрашающие, не каждый день такое увидишь. Но несмотря на неприязнь к этим экспонатам они не перестают вызывать интерес у людей, кстати очень интересно наблюдать за реакцией людей, когда они рассматривают тот или иной объект. Дети Горлума это вообще что-то с чем-то, они больше всего и пугают, поэтому людям со слабой нервной системой и психикой смотреть не рекомендую, а тем более водить туда детей. Но детей туда пускают вход свободный, но лично я бы не рискнула травмировать детскую психику.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Казарова Лена24 декабря 2013 г. 11:00
Очень-очень давно я хотела посетить этот музей. Но побывавши уже много раз в Санкт-Петертурге, всё никак не могла туда попасть. И вот оно свершилось этим летом! Честно говоря, то ли я так сильно ждала момента, когда туда попаду, то ли не знаю что, но кунсткамера меня не впечатлила. Во-первых, почему-то я была уверена, что она несколько о других вещах, и рассказывать будут также несколько о другом (я пошла туда с экскурсией); во-вторых, мне много говорили, что там страшно, но ничего подобного я не заметила; ну а в-третьих, кроме человеческих уродцев в банках, на что смотреть неприятно, но хотя бы интересно, там ничего нет на чём можно заострить взгляд. Хотя в целом, глядя на обстановку, на статуи стоящие прямо при входе, кажется, что организаторы действительно хотели создать из этого места что-то такое завораживающе-страшноватое. Я бы посоветовала посетить кунсткамеру тем, кто еще не видел, но на что-то особенное не расчитывайте, второй раз вас вряд ли туда потянет.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
LapoCHka22 октября 2013 г. 17:04
Данный музей я посещала в рамках учебной программы университета. Познавательно в рамках изучения этнографии, но лучше ходить с экскурсией, не одному - больше узнаешь информации полезной. Зал с уродцами интересный, хоть один раз, но взглянуть на них надо!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
levada22 августа 2013 г. 10:41
В музее скорее больше этнографии, чем антропологии, так как очень много информации о разных народах -быте, культуре, представлены их вещи. Не понравилось отсутствие подписей ко многим экспонатам, особенно на временных выставках. Зал с заспиртованными уродцами всего один, кто идет в кунсткамеру ради них - вам хватит 15 минут. Некоторые залы можно посетить только с экскурсией
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Анатолий Мохорев24 мая 2011 г. 21:38
18 мая - в День музеев я - Анатолий Мохорев с поэтессой Ниной Кузнецовой-Беловой посетили бесплатно этот великолепный музей. Экспонаты привлекают к себе внимание и мы с удовольствием их смотрели, особенно нам понравились одежды Индии, их труд и сувениры и игрушки. Персонал на наши вопросы отвечал от всей души с улыбкой. Спасибо.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

14.05.2021 в 21:14


«Таймырский телеграф» об этноэкспертизе МАЭ РАН на Таймыре Научные сотрудники МАЭ РАН, участники одной из экспедиций, проведённой в рамках второго этапа этноэкспертизы на Таймыре, встретились с региональными журналистами. В брифинге приняли участие ведущий научный сотрудник отдела проектных исследований МАЭ РАН Елена Валерьевна Перевалова, старший научный сотрудник отдела проектных исследований МАЭ РАН Татьяна Сергеевна Киссер, а также президент Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра Григорий Дюкарев. Они ответили на вопросы журналистов о ходе этноэкспертизы и результатах проведённых экспедиций. Подробный материал об этом размещён 14 мая на информационном портале «Таймырский телеграф». Напомним, второй этап этноэкспертизы на Таймыре проводится научными сотрудниками МАЭ РАН. Его начало предварял выезд директора МАЭ РАН Андрея Владимировича Головнёва в Норильск и Дудинку в феврале 2021 года. Затем в апреле – начале мая на Таймыре прошли научные экспедиции, организованные МАЭ РАН при содействии Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра. Первая группа исследователей побывала на севере Красноярского края – в посёлках Усть-Авалам, Волочанка и Левинские пески. Другая группа учёных провела полевые исследования в селе Караул, городах Норильске, Дудинке, Талнахе и Кайеркане.
14.05.2021 в 17:47


Современная картина поступила в коллекцию Музея Ломоносова Вчера из Чебоксар в Петербург доставили картину «Полтавская баталия» Михайлы Ломоносова», которая пополнит коллекцию Музея Ломоносова, структурного подразделения МАЭ РАН. На картине запечатлён момент визита Екатерины Великой со свитой в мастерскую Михаила Васильевича Ломоносова, где он создавал мозаику «Полтавская баталия». Автор монументального полотна (его размер почти 3х2 метра) – молодая художница Ольга Дудик, прошлогодняя выпускница Академического курса живописи при факультете художественно-музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. «Полтавская баталия» Михайлы Ломоносова» – её дипломная работа, руководитель диплома – Чеботкин Валерий Александрович. «Идея использовать такой исторический сюжет, – рассказывает Валерий Александрович, – возникла у нас с Ольгой Дудик несколько лет назад. И когда на 4 курсе она проходила практику в Петербурге, она посещала здание Академии наук, где сейчас эта мозаика находится. И даже символично, что теперь картина Ольги будет храниться в соседнем здании. Для молодого начинающего художника, конечно, большая честь, что его работа попадает в коллекцию такого крупного и уважаемого музея как Кунсткамера».
13.05.2021 в 17:00


Лекции месяца рамадан Сегодня мусульманский мир отмечает ‘ид ал-фитр, один из своих главных и наиболее радостных праздников (другие названия: рамазан-байрам, ураза-байрам, кучук байрам; шекер-байрамы) — праздник розговенья в честь завершения поста в месяц рамадан. Последнее время этот священный для каждого мусульманина месяц становится не только временем поста, благочестия и молитв, но и месяцем знаний: все чаще организуются лекции, встречи с учеными, выставки… Новый опыт дистанционного обучения, привнесенный пандемией, существенно упростил онлайн-встречи с зарубежными учеными. В течение этого месяца профессор Ефим Резван, руководитель Международного центра исламских исследований МАЭ РАН, в рамках ставших уже традиционными лекций месяца рамадан прочитал для студентов и преподавателей Киргизско-российского славянского университета курс «Введение в коранистику» и выступил с развернутой лекцией «И среди людей, и животных, и скота различные цвета»: кораническая этнография» для студентов и преподавателей факультета теологии Тегеранского университета. Лекцию российского ученого подробно прокомментировали заместитель руководителя Музея Исламской революции Бахаре Аллахдане и доцент кафедры исламских социальных наук Тегеранского университета Яхья Бузаринежад. Мероприятие прошло в рамках Первой виртуальной выставки Священного Корана в сотрудничестве с Тегеранским университетом (Иран, г. Тегеран), Фондом Ибн Сины (Россия, г. Москва) и Музеем исламской культуры (Россия, г. Санкт-Петербург).
12.05.2021 в 11:05


Этноэкспертиза на Таймыре-2021 И снова арктическая экспедиция! Учёные МАЭ РАН продолжают проведение масштабной этноэкспертизы на Таймыре. С 25 апреля по 6 мая 2021 года полевые исследования прошли на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края. Группа в составе д.и.н. Е. В. Переваловой (этнограф), к.и.н. Т. С. Киссер (этнограф), Ю. С. Коньковой (дизайнер) работала с представителями органов власти, лидерами общественных организаций, представителями общин коренного малочисленного населения Таймыра в г. Дудинка и с. Караул, городах Норильске, Талнахе, Кайеркане. Целью научного проекта (руководитель — чл.-корр. РАН А. В. Головнёв), осуществляемого в несколько этапов и в рамках договора с местной общественной организаций «Ассоциация коренных народов Таймыра Красноярского края», является проведение независимой этнологической экспертизы, направленной на изучение влияния изменений исконной среды обитания коренных малочисленных народов, в том числе в вследствие разлива нефтепродуктов ТЭЦ-3 в городе Норильске, на их традиционный образ жизни и хозяйственную деятельность. Предварял научные изыскания выезд чл.-корр. РАН А. В. Головнёв в Норильск и Дудинку в феврале 2021 года. Еще одна группа этнографов под руководством PhD В. Н. Давыдова работала в апреле в поселках Волчанка, Левинские Пески, Усть-Авам. На основе собранных в экспедициях материалов учёные МАЭ РАН проведут анализ прямого и косвенного воздействия экологических, политических и социокультурных изменений XX — начала XXI вв. на отдельные аспекты в традиционных культурах коренных народов Таймыра: использование биоресурсов, хозяйственную деятельность, мобильность, систему питания и пищевую безопасность, религиозные практики и способы сохранения этнокультурного наследия. Результатом всего проекта станет выявление тенденций и отслеживания динамики этнокультурных трансформаций на Таймыре, прогноз последствий влияния ухудшения экологической обстановки в регионе на образ жизни коренного населения и разработка рекомендаций по минимизации социального и этнокультурного ущерба, предложения по законодательному оформлению этнологической экспертиза на федеральном уровне. #Кунсткамера_Экспедиция #ГодНауки
08.05.2021 в 11:16


ПИСЬМА С ФРОНТА В канун Дня Победы МАЭ РАН присоединяется к акции «Письма с фронта». Мы предлагаем вашему вниманию фрагменты писем Михаила Константиновича Кудрявцева. 1 июля 1941 года он был отчислен из аспирантуры Института антропологии и этнографии и мобилизован в ряды РККА. Он был прекрасным специалистом-топографом, прошёл всю войну и был награждён орденом Красной Звезды и медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». В 1948 году Михаил Константинович вернулся к работе в родном институте и многие десятилетия его жизнь была связана с МАЭ. Из письма африканисту, сотруднику Института этнографии Сергею Руфовичу Смирнову «4 ноября 1943 г. Много пережито, Сережа, много извлечено поздних уроков, много страшного видено. Потерял я брата и многих близких потерял. Правда, нечего Бога гневить, еще кое-что дорогое, еще кое-кто дорогие остались. А помнишь, как мы с тобой боялись за Дмитрия Алексеевича <Ольдерогге>, а он оказался крепче нас и выдержал «на отлично» труднейший экзамен. А ведь, может быть, недаром мы все это переживаем, может быть мы придем к лучшему? Для меня лично возвращение status quo – слишком мало после таких жертв. Мне хочется большего, мне хочется все того же, что хотелось с мальчишеских времен, и не мне одному. Но война, последствия ее материальные и другие потребуют нечеловеческого напряжения и десятилетий упорного труда. Перед войной мы с тобой собирались проветрить мозги на лоне природы. Ну, брат, я так проветрил, что в черепной коробке ничего не осталось, так – какая-то малость консистенции желе. Пиши, пожалуйста, о себе, о Дмитрии Алексеевиче <Ольдерогге>, который, вероятно, очень занят и вопросом Африки, и вопросом пропитания. В наши времена эти два вопроса сильно диссонируют. Да, о своих научных и ненаучных интересах пищи. Так пиши же, пиши, Сергей Руфович, не зазнавайся, в то вот приеду и за год такую диссертацию закачу, что ахнешь!» Из писем к родителям: 28/VIII-42 г. «Хочу сказать, что до сих пор я был цел и невредим, хотя всякие задания выполнял и в трусости меня никто не заподозрил. Правда, не герой. Но вы же знаете мой смирный характер и преклонный возраст (31 год). С тех пор как я попал на этот фронт, мы не отступали и даже наоборот, а теперь у нас настроение исключительно наступательное. Мы все надеемся и хотим вернуться к вам, но война ведь не закончилась, а поэтому мы вернемся не так уж скоро, да, может быть, и не все. Ведь на войне всякое бывает». 23/II-43 г. «Дорогие мои! У нас сегодня оттепель, вода, вода льет с потолка, и никакие плащ-платки не спасают. У меня все идет по-прежнему хорошо. С Южного фронта каждый день поступают сведения о новом и новом продвижении наших войск, а это вселяет надежду на свидание в этом году. Уже около половины молодежи европейских стран, пришедшей нас завоевывать сгнили или догнивают трупами на русской земле. До конца войны еще и средние возрасты полягут на наших снегах. Все-таки хочется верить, что в этом году кошмарное истребление народов придет к концу, и чудовище начнет пожирать самого себя. В прошлом письме вы утешали меня – дескать, не все еще потеряно. Видите ли, я и не смотрю на себя как на человека потерянного. Работы и мне хватит, если вернусь, и, может статься, еще буду и радоваться на чью-нибудь жизнь, на чьи-нибудь успехи, на чью-нибудь молодость. Только моя-то давно прошла, а за войну, если молодежь взрослеет – я состарился годков этак на 15. Получил третью открытку (вру – письмо) из Института этнографии. Люди, которых я в прошлое время почти не замечал, был шапочно знаком, пишут, поздравляют и просят писать. Они крепко надеются на скорое избавление. Им губы развел первый успех под Ленинградом. Надеюсь, что скоро сумеем удовлетворить эти желания, так как мы и сами очень хотим того же». 🌐Интернет-проект "Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы" - https://www.kunstkamera.ru/exposition/vremennye_vystavki/kunstkamera_v_gody_velikoj_otechestvennoj_vojny_k_75letiyu_pobe #НАУЧНЫЙПОЛК #ПИСЬМАСФРОНТА #МИНОБРНАУКИРОССИИ #КУНСТКАМЕРА #ПОБЕДА #9МАЯ
07.05.2021 в 16:51


#Кунсткамера_Календарь 170 лет назад, 7 мая 1851 года, родился Феликс Юльевич Шотлендер, член Попечительского совета МАЭ, купец второй гильдии, меценат. Феликс Юльевич Шотлендер родился в имении Форель Везенбергского уезда Эстляндской губернии. Он получил образование за границей, окончив Политехническую школу Швейцарского союза в Цюрихе. В 1874 году он поступил на частную службу в качестве помощника директора Калинкинского пиво-медоваренного товарищества. Его отец — прусский подданный Юлий Яковлевич Шотлендер был исполнительным директором этого старейшего в России пивоваренного завода. С 1879 по 1903 годы Феликс Юльевич был директором-распорядителем Калинкинского пивоваренного товарищества, директором Невского стеаринового товарищества, директором Товарищества русских паровых маслобоен. Он много внимания уделял благотворительной деятельности: был учредителем и попечителем Александровской мужской больницы, почетным попечителем Второй Нарвской школы для взрослых рабочих и работниц Императорского Русского технического общества, попечителем Бригитовской станции (Эстляндская губерния) Императорского Общества спасения на водах, первым почетным членом Попечительного совета при МАЭ. Первое заседание Попечительного совета при МАЭ состоялось 21 апреля 1909 года. Присутствовали его Председатель — директор МАЭ Василий Васильевич Радлов, старший этнограф Лев Яковлевич Штернберг и Феликс Юльевич Шотлендер. На его пожертвование был возведен третий этаж музея. За содействие музею Феликсу Юльевичу были пожалованы права потомственного дворянства. 📖 Электронная библиотека: - Соболева Е.С. Попечительный Совет МАЭ в 1909–1914 гг.: роль Ф.Ю. Шотлендера в созидании музея - https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-135-0/978-5-88431-135-0_50.pdf 📅 Календарь Кунсткамеры – http://www.kunstkamera.ru/events-calendar #кунсткамера #календарь #история
06.05.2021 в 19:24


ЖИВАЯ ПАМЯТЬ 76-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войны мы празднуем в год, объявленный в России Годом науки и технологий. К каждому 9 мая МАЭ РАН публикует фрагменты дневников, воспоминаний и писем сотрудников нашего музея (Института этнографии), ушедших на фронт, или оставшихся в блокадном Ленинграде, или попавших в эвакуацию. И каждый год мы, ныне живущие и читающие эти тексты, удивляемся и восхищаемся тому, как в тех противоречащих самой жизни обстоятельствах пульсировала научная мысль, и продолжались научные изыскания. Из воспоминаний научного сотрудника Отдела Сибири Валентины Васильевны Антроповой о страшной зиме 1941 года: «Ноябрь—декабрь. Дни становятся короче и темнее, холод ощутительнее, вышел из строя водопровод, выключено электричество, через выбитые окна залетает снег, гуляет ветер. Все настойчивее дает о себе знать голод. Люди пухнут, болеют или просто падают и умирают. Но жизнь все еще теплится в стенах Института. Ученые думают о своих трудах, работая при свете коптилки… 16 декабря на заседании Ученого совета филфака защитил диссертацию А.Н. Кондауров. Деятельно готовится к защите Н.Н. Тихоницкая. Д.А. Ольдерогге пишет докторскую диссертацию. Г.И. Петров читает лекции, пишет актуальные статьи по расовой проблеме». Вечная память всем, кто на фронте и в тылу приближал нашу Победу! 🌐Интернет-проект "Кунсткамера в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Победы" - https://www.kunstkamera.ru/exposition/vremennye_vystavki/kunstkamera_v_gody_velikoj_otechestvennoj_vojny_k_75letiyu_pobe #ПОБЕДА #9МАЯ
06.05.2021 в 16:58


#Кунсткамера_Календарь 195 лет назад, 6 мая 1826 года, родился Леопольд Иванович Шренк, первый директор Музея антропологии и этнографии. Леопольд Шренк родился в Харьковской губернии. Образование он получил в Дерптском, Берлинском и Кенигсбергском университетах. В 1854 году он поступил на службу при Императорской Академии наук в Санкт-Петербург. В 1854—1856 годах участвовал в экспедиции на Амур и Сахалин для собирания зоологических, ботанических, этнографических, лингвистических и антропологических коллекций. Леопольд Иванович дал подробное описание хозяйственной деятельности, культуры и быта народов амуро-сахалинского региона, предложил первую классификацию тунгусо-маньчжурских языков и составил этнографическую карту Нижнего Приамурья. Он первым предложил термин «палеоазиатские народы» для обозначения древнейшего населения северо-восточной Азии. В 1860-х годах вошел в состав комиссии, созданной для рассмотрения вопроса о предназначении академических музеев, и стал одним из сторонников создания Музея антропологии и этнографии. После организации МАЭ именно Леопольд Иванович стал его первым директором. 🌐Онлайн-коллекции: http://collection.kunstkamera.ru/entity/PERSON/3496379 📅 Календарь Кунсткамеры – http://www.kunstkamera.ru/events-calendar #ГодНауки #Кунсткамера
06.05.2021 в 10:24


Замечательная новость из Великобритании Британские коллеги опубликовали материалы симпозиума, посвящённого исследованиям и реставрации лубяной материи, который состоялся в декабре 2018 года. Сотрудники МАЭ РАН – заведующая лабораторией реставрации и консервации Ольга Вячеславовна Жмур, заведующая отделом хранения София Николаевна Гиренко, младший научный сотрудник отдела этнографии Америки Любовь Михайловна Дмитренко и ведущий хранитель отдела археологии Ольга Сергеевна Емелина - приняли участие в этом симпозиуме с постерным докладом об уникальных предметах из Южноамериканских коллекций Кунсткамеры. Он тоже опубликован, а, значит, удивительные и потрясающие предметы из собрания МАЭ РАН еще раз представлены на международном уровне. 🌐https://www.icon.org.uk/resource/case-study-of-the-latin-america-permanent-exhibition-project-arrangement-2011-2017.ht #Кунсткамера
05.05.2021 в 17:29


❓ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ... Во что заворачивают пирожки во время японского праздника мальчиков В Японии во время праздника мальчиков пирожки заворачивают в листья бамбука и дуба. Такие пирожки раскладывают на праздничной церемониальной лесенке как подношение богам. На одной из ступеней лесенки устанавливают три культовых столика. На центральном выставляют две бутылочки с вином. На столике справа выкладывают пять рисовых пирожков, обернутых листьями бамбука, а слева – пять рисовых пирожков на листьях дуба. 🏛 Атрибуты праздника мальчиков можно увидеть, прогулявшись по экспозиции «Япония».
04.05.2021 в 14:43


#Кунсткамера_Календарь 160 лет назад, 3 мая 1861 года, родился Лев Яковлевич Штернберг, один из создателей и глава Ленинградской школы этнографии, учёный, внесший значительный вклад в развитие МАЭ. Основной круг его научных интересов - этнография нивхов, сахалинских и амурских айнов, ряда тунгусо-маньчжурских народностей – сложился не случайно. Этнографией Лев Яковлевич увлёкся, оказавшись на Сахалине, куда в 1886 году был сослан за участие в революционных кружках. В новых условиях молодой человек, изучавший в университетах физику, математику и право, обратил внимание на общественный строй, религиозные верования и системы родства нивхов, айнов, гиляков и орочей. В 1897 году Императорская Санкт-Петербургская академия наук возбудила ходатайство о возвращении Льва Штернберга из ссылки. Он вернулся в Житомир и очень скоро представил для публикации свою работу «Образцы материалов по изучению гиляцкого языка и фольклора». В 1901 году Василий Васильевич Радлов пригласил Льва Яковлевича волонтером в МАЭ. В следующем году, получив диплом об окончании Петербургского университета, Штернберг был зачислен в штат музея, где проработал вплоть до своей кончины. С 1904 года Лев Яковлевич читал при музее ряд курсов по этнографии. В 1915 году при его участии были организованы Высшие географические курсы, впоследствии преобразованные в Географический институт с этнографическим факультетом. Также он был одним из создателей экспозиции МАЭ 1925 года и составил Путеводитель по музею. 📖 Электронная библиотека: - Штернберг Л.Я. Культ орла у сибирских народов. Этюд по сравнительному фольклору - http://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_v_2/mae_v_2_09.pdf - Штернберг Л.Я. Иван Тимофеевич Савенков. 1846-1914 гг. (Некролог) - http://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_eas_vol_3/mae_eas_vol_3_00.pdf - Штернберг Л.Я. Античный культ близнецов при свете этнографии. С приложением заметки: "Культовые домики близнецов у гиляков". С 6 рис. в тексте - http://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_eas_vol_3/mae_eas_vol_3_14.pdf - Штернберг Л.Я. Культ близнецов в Китае и индийские влияния (с 2 отд. табл.) http://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_vi/mae_vi_00.pdf - Штернберг Л.Я. Айнская проблема - http://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_viii/mae_viii_12.pdf 📖 О Л.Я. Штернберге в электронной библиотеке МАЭ: - Лев Штернберг — гражданин, ученый, педагог. К 150-летию со дня рождения - http://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/01/978-5-88431-188-6 - Богораз В.Г. Л. Я. Штернберг как этнограф - http://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_vii/mae_vii_01.pdf - Штернберг С.А. Лев Яковлевич Штернберг и Музей Антропологии и Этнографии - http://lib.kunstkamera.ru/files/lib/mae_vii/mae_vii_02.pdf 📅 Календарь Кунсткамеры – http://www.kunstkamera.ru/events-calendar #ГодНауки #Кунсткамера #История
02.05.2021 в 15:03


Поздравляем всех, кто празднует сегодня Светлое Христово Воскресение! Рассказывает заведующий отделом европеистики МАЭ РАН Александр Александрович Новик: В собрании старейшего музея России представлена уникальная коллекция пасхальных яиц, характеризующая самобытную культуру гагаузов – тюркоязычного народа, исповедующего православие (МАЭ № 294). Данной коллекцией Музей обязан Валентину Александровичу Мошкову (1852–1922), царскому генералу, посвятившему себя не только воинской службе, но и научной и музейной деятельности. Познакомившись во время нахождения в войсках с солдатами-гагаузами, Валентин Александрович заинтересовался их языком, традициями, бытом, фольклором. Заручившись поддержкой Василия Васильевича Радлова, многолетнего директора МАЭ и выдающегося ученого-тюрколога, Валентин Александрович Мошков предпринял несколько экспедиций в села, расположенные на территории нынешней Гагаузии (Республика Молдова). Среди этнографических привозов царского офицера были и яйца писанки, которые гагаузские женщины старательно расписывали к главному празднику православных христиан – Пасхе. Коллекция пасхальных яиц, бережно привезенная на берега Невы, прекрасным образом сохранилась до наших дней. В 2018–2020 гг. МАЭ совместно с Гагаузским научным центром им. М.В. Маруневич (г. Комрат) опубликовал каталог этнографических предметов из собрания Валентина Александровича Мошкова, куда вошли и нарядные писанки (книга вышла на русском языке в 2018 г., на английском и гагаузском языках в 2020 г.). #Кунсткамера #Пасха
01.05.2021 в 11:41


С Днем весны и труда!
30.04.2021 в 13:37


ИЗМЕНЕНИЯ В РЕЖИМЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ С 1 по 8 мая музей работает без выходных 9 и 10 мая – музей закрыт Мы хотим сделать ваш визит в музей комфортным и безопасным. В целях недопущения распространения заболевания COVID-19 убедительно просим вас соблюдать меры предосторожности: 🔹 В ожидании входа в здание музея и в залах музея соблюдайте необходимую дистанцию в полтора метра и надевайте маски 🔹 Вход в музей возможен только при наличии маски 🔹 Соблюдайте, установленный маршрут осмотра экспозиции 🔹 Планируйте свой визит заранее и приобретайте билеты на сайте музея - http://tickets.kunstkamera.ru/ru/#id=280. Электронный билет можно представить на бумажном носителе или на экране мобильного устройства. Если такой возможности нет, то по номеру заказа вы можете распечатать билет в кассе в день посещения. На сайте музея продаются билеты только за полную стоимость. 🔹 Льготные билеты можно приобрести в кассе музея в день посещения. Расплачиваться в ней мы рекомендуем бесконтактными способами (с помощью банковских карт или технологий оплаты смартфонами). Для посетителей в музее работает одна касса. 🔹 Заказ экскурсий - http://tickets.kunstkamera.ru/ru/#id=260 , +7 (812) 328-14-12, order@kunstkamera.ru Благодарим вас за понимание, доброжелательный настрой и соблюдение всех наших рекомендаций. До встречи в музее!
28.04.2021 в 18:36


❓ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ... Какие животные украшают индийский меч На клинке индийского меча «Нагина» с обеих сторон от рукояти до острия изображены слоны, тигр и собака. Между фигурами животных и вокруг них проходит вьющаяся ветвь с листьями. Нагина - пламевидный меч с изгибающимся в обе стороны клинком, подобным телу движущейся змеи. Такие мечи были распространены в Северной Индии. Этот клинок был приобретен цесаревичем Николаем Александровичем во время путешествия на Восток в 1891 г. Сегодня клинок можно увидеть в нашем музее на экспозиции "Индия" 📷 Меч со змеевидным клинком. Индийцы. Индия, рубеж XVIII - XIX вв. http://collection.kunstkamera.ru/entity/OBJECT/1261
27.04.2021 в 21:05


ИЗМЕНЕНИЯ В РЕЖИМЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ С 28 апреля по 8 мая музей работает без выходных 9 и 10 мая – музей закрыт Мы хотим сделать ваш визит в музей комфортным и безопасным. В целях недопущения распространения заболевания COVID-19 убедительно просим вас соблюдать меры предосторожности: 🔹 В ожидании входа в здание музея и в залах музея соблюдайте необходимую дистанцию в полтора метра и надевайте маски 🔹 Вход в музей возможен только при наличии маски 🔹 Соблюдайте, установленный маршрут осмотра экспозиции 🔹 Планируйте свой визит заранее и приобретайте билеты на сайте музея - http://tickets.kunstkamera.ru/ru/#id=280. Электронный билет можно представить на бумажном носителе или на экране мобильного устройства. Если такой возможности нет, то по номеру заказа вы можете распечатать билет в кассе в день посещения. На сайте музея продаются билеты только за полную стоимость. 🔹 Льготные билеты можно приобрести в кассе музея в день посещения. Расплачиваться в ней мы рекомендуем бесконтактными способами (с помощью банковских карт или технологий оплаты смартфонами). Для посетителей в музее работает одна касса. 🔹 Заказ экскурсий - http://tickets.kunstkamera.ru/ru/#id=260 , +7 (812) 328-14-12, order@kunstkamera.ru Благодарим вас за понимание, доброжелательный настрой и соблюдение всех наших рекомендаций. До встречи в музее!
27.04.2021 в 11:07


МАЭ РАН запускает новый научный семинар МАЭ РАН совместно с кафедрой этнологии МГУ и кафедрой антропологии и этнографии СПбГУ запускает научный семинар «Новая этнография коренных народов России». Семинар станет еще одной площадкой для обсуждения тем, связанных с реализацией большого научного проекта МАЭ РАН «Коренные малочисленные народы России: этнокультурные проекции», который был запущен в Музее в 2020 году и рассчитан на три года. Первое заседание семинара состоится 18 мая 2021 года в 11.00 на площадках МАЭ РАН (читальный зал библиотеки), МГУ и ZOOM. С программным докладом «Новая этнография Севера» выступит директор МАЭ РАН А.В. Головнёв. 📖 Ссылка на статью в журнале «Этнография» по теме доклада: https://etnografia.kunstkamera.ru/files/etnografia_journal/2021_01/golovnev.pdf ℹ️ Заявку на участие в семинаре направляйте по адресу: info@kunstkamera.ru #кунсткамера #годнауки #этнография
26.04.2021 в 19:13


«Антропология Петербурга» приглашает 28 апреля в 16 00 состоится очередное заседание семинара «Антропология Петербурга» в формате онлайн. С докладом «Воображаемый Выборг: идентичность в мультикультурном пространстве» выступит Людмила Константиновна Рябова, к.и.н., доцент кафедры источниковедения истории России Института истории СПбГУ. Городское пространство Выборга представляет собой уникальный материал для понимания того, как формируется и «работает» историческая память, и насколько историческое воображение определяет культурную и национальную (а иногда и цивилизационную) идентичность. В выявлении этих процессов значимая роль отводится интерпретациям прошлого, которые, в свою очередь, основываются не только на представлениях людей об историческом опыте и письменных источниках, но и на информации, фиксируемой в зданиях, памятниках и других объектах материальной культуры. Стереотипы восприятия городской среды и практики повседневной жизни неизбежно несут в себе свидетельства сохраняющейся идентичности, что отражается в «ментальных картах». В случае Выборга очевидны не только контрасты и различия, но и сходства и взаимодействие между финской и российской трактовками пространств города, что интересно рассмотреть с точки зрения устоявшегося мифа о гармоничном мультикультурализме Выборга. Регистрация участников семинара - mazalova.nataliya@mail.ru, Наталия Евгеньевна Мазалова. #кунсткамера #годнауки
24.04.2021 в 16:37


«Открылась бездна звезд полна...» Как превратить глобус в солнечные часы, как работает астролябия, и какие научные инструменты использовались для придворных увеселений – 150 человек, посетивших занятия «Практическая астрономия 18 века», теперь об этом знают! 10-11 и 17-18 апреля в МАЭ РАН прошла программа «Открылась бездна звёзд полна», приуроченная к 60-летию первого полёта человека в космос. Занятия по практической астрономии, проводившиеся на экспозиции «Первая астрономическая обсерватория Академии наук», были лишь частью программы. Чтобы принять участие в занятии, нужно было выполнить задания специального квеста по этнографическим экспозициям музея и отгадать ключевое слово. Тем временем, юные посетители Музея отвечали на вопросы другого квеста - «Обитатели неба. Созвездия». Также во время программы в музее по сеансам проводились экскурсии «Мифы звездного неба. От астрологии до астрономии», и был доступен для скачивания онлайн-путеводитель по залам Музея, который знакомил с представлениями разных народов о звёздном небе. Благодарим всех, кто в уходящем «космическом» апреле посмотрел на небо глазами ранних исследователей! Путь человека к звездам был непростым и долгим. Мы хотели напомнить и вдохновить на открытия. #Кунсткамера #МузейДетям #Космос
23.04.2021 в 11:22


МАЭ РАН расширяет международные связи Состоялось подписание договора о сотрудничестве между МАЭ РАН и Университетом Дели (University of Delhi). Университет Дели - это государственный университет, расположенный в столице Индии городе Дели. Он является одним из самых крупных, известных и престижных вузов страны. Ректор университета - вице-президент Индии г-н Венкая Найду. Университет Дели ведет активную исследовательскую деятельность во многих научных сферах, включая антропологию и этнографию, в частности исследования на африканские, восточно-азиатские, индийские, а также финно-угорские и славянские темы. В рамках договора планируется ведение совместных академических и культурных проектов, научные консультации, взаимное участие сотрудников обоих учреждений в конференциях и семинарах. #ГодНауки #Кунсткамера #Индия
22.04.2021 в 17:40


В четверг, 22 апреля в 18:30 состоится заседание семинара по зарубежной этнологии, организуемого центром европейских исследований ИЭА РАН совместно с отделом европеистики МАЭ РАН - Кунсткамера (руководитель д.и.н. М.Ю. Мартынова). Тема семинара: «Этнография ювелирного дела Сардинии: моды и традиции». С докладом выступит к.и.н., ст.н.с. ИЭА РАН Оксана Давидовна Фаис-Леутская Сардиния – один из регионов Средиземноморья, своего рода «заповедник традиционности», сохраняет многочисленные архаичные культурные топосы и феномены, в первую очередь в своей центральной горной области – Барбаджи, в том числе и традиционный праздничный костюм и ювелирные украшения. Но если первый в масштабах острова представлен множественностью локальных вариантов (каждая из 433 деревень преимущественно сельской Сардинии располагает собственным неповторимым, «узнаваемым» и архетипичным комплексом одежды, отличающимся составными элементами, хроматикой, типом головных уборок, вышивками), то ювелирные украшения в масштабах области отличает преимущественная однотипность. Мы рассмотрим дизайн украшений; ювелирные техники; иконографические мотивы изделий и их происхождение; фигуры ювелиров; используемые в ювелирном деле материалы (металлы и камни), а главное – стойкую верность и сегодня локальных мастеров и их клиентов традиционным канонам, устойчивость древних локальных моделей изделий, берущих верх над «чужими» изделиями современного дизайна и воспринимаемых населением как символ собственной этнической и региональной идентичности. Приглашаются все желающие. Для регистрации на семинар направьте письмо Оксане Фаис - oxana-fais@yandex.ru #кунсткамера #годнауки
21.04.2021 в 12:08


Просветитель Империи – Михаил Васильевич Ломоносов – в документальном цикле «Имперские портреты» В Кунсткамере прошли съёмки одного из эпизодов 8-серийного документального цикла «Имперские портреты» автора и ведущего проекта «Кто мы?» Феликса Разумовского. Рассказы о жизни и деятельности просветителя Империи Михаила Васильевича Ломоносова звучали в интерьерах конференц-зала и Первой астрономической обсерватории в знаменитой башне Кунсткамеры. Проект приурочен к знаменательной дате – 300-летию с момента провозглашения Российской империи, историю которой принято исчислять с 22 октября (2 ноября) 1721 года. Драматическую и сложную судьбу Российской Империи авторы цикла предлагают рассматривать через призму великих личностей, создавая галерею из 8 исторических портретов. Премьера цикла на планируется весной следующего года. #Кунсткамера #ГодНауки #Ломоносов
20.04.2021 в 19:47


Старший научный сотрудник отдела этнографии Кавказа МАЭ РАН Макка Султан-Гиреевна Албогачиева награждена юбилейной медалью «250 лет единения Ингушетии с Россией» 19 апреля в кабинете директора МАЭ РАН прошло награждение старшего научного сотрудника отдела этнографии Кавказа Макки Султан-Гиреевны Албогачиевой юбилейной медалью «250 лет единения Ингушетии с Россией». Медаль вручил полномочный представитель Республики Ингушетия в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Юнус Султанович Хаутиев. Медаль учредили осенью прошлого года, как раз когда в регионе отмечали 250 лет с момента добровольного вхождения Ингушетии в состав Российского государства. Аверс медали украшают Столовая гора, олицетворяющая республику, и гора Казбек, которая символизирует Российскую Федерацию. Ниже расположен герб России 1770 года. На оборотной стороне размещен государственный герб Ингушетии. Награждают медалью выдающихся представителей республики в сферах спорта, культуры, политики и науки; людей, внесших значительный вклад в становление, развитие и укрепление ингушской государственности. Став сотрудником МАЭ РАН, Макка Султан-Гиреевна Албогачиева посвятила свои исследования истории и культуре ингушского народа. В республике Ингушетия её имя хорошо известно не только в научных, но и в общественных кругах. Мы поздравляем Макку Султан-Гиреевну с наградой! #кунсткамера #годнауки
19.04.2021 в 21:04


Сотрудники МАЭ РАН приняли участие в Международной научно-практической конференции «Долганы. Национально-культурная идентичность» С 14 по 15 апреля 2021 г. в Институте народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) состоялась Международная научно-практическая конференция «Долганы. Национально-культурная идентичность». Организаторы мероприятия – КГБУК «Таймырский Дом народного творчества» (г. Дудинка) в сотрудничестве с Институтом народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). На пленарном заседании конференции В. Н. Давыдов и В. В. Боброва представили доклад «Результаты поездки к долганам в посёлки Усть-Авам и Волочанку в 2021 году. Проблемы традиционного питания». Авторы доклада обозначили основной круг проблем, связанных с продовольственным снабжением, с которыми сталкивается коренное население удаленных таймырских поселков. В дальнейшем планируется всеобъемлющий анализ и проработка данных вопросов. Исследование проводилось в рамках проекта Российского научного фонда «Питание в Российской Арктике: ресурсы, технологии и инновации» (руководитель Е. А. Давыдова, грант РНФ № 19-78-10002). В конференции также принял участие с.н.с. отдела этнографии Сибири МАЭ РАН В. И. Дьяченко. Участниками конференции от Кунсткамеры был представлен каталог «Охотники-оленеводы Хатанги и Анабара. Коллекция П. В. Слепцова в собрании МАЭ РАН». Данный труд посвящен уникальной коллекции по культуре кочевников-оленеводов и охотников Хатанго-Анабарского междуречья из фондов Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН. В издании представлены предметы, собранные П. В. Слепцовым в 1928–1929 гг. среди долган и северных якутов. В состав каталога вошли тематические главы, посвященные орудиям, связанным с оленеводством, охотничьим и рыболовным промыслом, ремесленным инструментам, кухонной утвари, одежде и сопутствующим атрибутам, играм и игрушкам, а также комплексу шаманских атрибутов. Все это раскрывает многогранную культуру северных кочевников. Копии книги были переданы в дар организаторам конференции – коллегам из Таймырского Дома Народного Творчества (г. Дудинка) и коллективу Института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена. #годнауки
19.04.2021 в 13:20


«Колдовская страна!»: во дворе Кунсткамеры открылась новая выставка 15 апреля, в день 135-летия со дня рождения Николая Степановича Гумилёва, во дворе Кунсткамеры открылась выставка «Колдовская страна! (по следам абиссинской экспедиции Николая Гумилёва)». В новейшей истории Музея антропологии и этнографии это первый выставочный проект «под открытым небом». Он подготовлен в тесном сотрудничестве с Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Символически эта необычная выставка, расположившаяся сразу и во дворе Кунсткамеры, и в саду Фонтанного дома, объединяет и двух русских поэтов – Николая Гумилёва и Анну Ахматову, и два музейных пространства Петербурга, и две абиссинские экспедиции – одну из которых совершил в 1913 году Николай Гумилёв, а другую – по его стопам повторили сотрудники МАЭ РАН в 2008 году. Для Музея антропологии и этнографии Николай Гумилёв – один из важных собирателей музейных коллекций. В начале 20-го века он открывал Восточную Африку для российской науки. Его большая экспедиция в Абиссинию в 1913 году была поддержана МАЭ, и сегодня в фондах Музея хранятся несколько предметных коллекций, собранных Гумилёвым и большая фотоиллюстративная коллекция (более 250 фоторабот) по Абиссинии, созданная Николаем Гумилёвым и его помощником (он, кстати, был племянником поэта) Николаем Сверчковым. «Европеец, если он счастливо проскользнет сквозь цепь ноющих скептиков <…>, если не послушается зловещих предостережений своего консула, если, наконец, сумеет собрать не слишком большой и громоздкий караван, может увидеть Африку такой, какой она была тысячи лет тому назад: безыменные реки с тяжелыми свинцовыми волнами, пустыни, где, кажется, смеет возвышать голос только Бог, скрытые в горных ущельях сплошь истлевшие леса, готовые упасть от одного толчка; он услышит, как лев, готовясь к бою, бьет хвостом бока...», ― писал Николай Гумилев. «Колдовская страна!» – помещенные в одной плоскости фотографии Гумилёва и Сверчкова, сделанные в 1913 году, и фотографии петербургского фотохудожника Татьяны Фёдоровой, созданные уже в 2008-м. Татьяна Фёдорова, хорошо знакомая с фотоколлекцией Гумилёва, не только искала те же места, но те же ракурсы и похожих героев. От этого соседство фотографий, сделанных с разницей почти в 100 лет, выглядит эффектно, как будто Абиссиния, которая часто снилась Гумилёву, и в 21-м веке остаётся такой же, какой увидел её поэт Серебряного века. Открывая выставку, директор МАЭ РАН Андрей Головнёв отметил, что «не умаляя значение поэта-Гумилёва, здесь мы представляем его в первую очередь бесстрашным исследователем и наблюдательным учёным-этнографом». «А мы для второй части выставки в нашем саду, наоборот выбрали самые поэтические образы и фотографии, - сказала в ответном слове директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Анна Соколова. – И, таким образом, посетив обе площадки, зритель получит объёмную картину». Идейный вдохновитель и куратор проекта, руководитель научного направления МАЭ РАН Ефим Анатольевич Резван, участник экспедиции 2008-го года рассказал, почему для сотрудников Музея было так важно повторить «абиссинский путь Гумилёва». Фотограф Татьяна Фёдорова вспомнила о трудностях и опасностях полевой работы в Восточной Африке. «Эти фотографии ждали «своего часа». Они были сделаны как раз для того, чтобы выставляться в паре с гумилёвскими снимками. Долгое время нам не удавалось реализовать проект, и сейчас большое счастье видеть, что всё получилось…», – сказала Татьяна. Вслед за открытием выставки во дворе Кунсткамеры в этот же день, 15 апреля, в саду Фонтанного дома состоялось открытие части проекта «Колдовская страна!», в подготовке которого приняли участие сотрудники Музея Анны Ахматовой. Выставочный проект во дворе Кунсткамеры и в саду Фонтанного дома будет открыт до дня памяти поэта 26 августа 2021 года.
17.04.2021 в 19:18


Директор МАЭ РАН Андрей Владимирович Головнёв принял участие в Шестой Международной научной конференции «Арктика: история и современность» Шестая Международная научная конференция «Арктика: история и современность» проходит в два этапа. Первая (петербургская) часть на днях завершилась в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. За два дня конференции в ходе работы 10 профильных секций своими достижениями поделились 250 учёных, их выступления происходили в форматах онлайн и оффлайн. «Нам отрадно, что большинство участников поддержали нашу идею универсальности и междисциплинарности. Именно таким мы задумывали наш форум изначально. Чтобы все специалисты по «широким высотам» – экологи и климатологи, корабелы и робототехники, газовики и нефтедобытчики, политологи и дипломаты, историки и культурологи могли собираться на одной площадке. Мы уверены, что только такой комплексный подход позволит осваивать Арктику, не нарушая при этом ее хрупкую экосистему», - отметил один из организаторов конференции, заведующий Кафедрой общественных наук СПбПУ, профессор Сергей Владимирович Кулик. Открывалась петербургская часть конференции выступлением директора МАЭ РАН профессора Андрея Владимировича Головнёва, чей доклад был посвящён теме этнических традиций и технологических инноваций в Арктике. «Коренные народы Севера – это люди высочайшей адаптивности, которые открыты не только к климатическим переменам, но и технологическим. Поэтому если, к ним обращаться не как к объектам, требующим музейного отношения, а как к действующим лицам и заимствовать их опыт, привлекать их в проекты освоения Арктики - то все получится», - заверил журналистов по окончании доклада Андрей Головнёв. А в своём аккаунте на Facebook Андрей Владимирович написал: «Доклад об арктических техологиях в Политехе. Общение с технарями вдохновляет: они влёт ловят мысль и на свой лад неожиданно развивают. Пора нам совместно запускать гуманитарно-политехнические проекты». Уже на следующей неделе (21-22 апреля) Шестая Международная научная конференции «Арктика: история и современность» начнет свою работу на второй площадке - в Мурманском государственном техническом университете (МГТУ). #годнауки
14.04.2021 в 10:06


Семинар «Христианство в регионах мира» приглашает на заседание 29 апреля в 15 часов в Читальном зале библиотеки МАЭ РАН состоится очередное заседание семинара «Христианство в регионах мира». С докладом «Структура Армянской апостольской церкви и ее догматические традиции по средневековым армянским источникам» выступит научный сотрудник Отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея (РЭМ) Лусинэ Степановна Гущян. В докладе будет рассмотрена история формирования и структура Армянской апостольской церкви как институции, а также проанализирован корпус текстов средневековых армянских авторов, созданный ими в рамках теологических споров с инославным клиром. По вопросам участия в семинаре обращаться к Валерии Семеновой vnsemenova@gmail.com 15 часов в Читальном зале библиотеки МАЭ РАН состоится очередное заседание семинара «Христианство в регионах мира». С докладом «Структура Армянской апостольской церкви и ее догматические традиции по средневековым армянским источникам» выступит научный сотрудник Отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея (РЭМ) Лусинэ Степановна Гущян. В докладе будет рассмотрена история формирования и структура Армянской апостольской церкви как институции, а также проанализирован корпус текстов средневековых армянских авторов, созданный ими в рамках теологических споров с инославным клиром. По вопросам участия в семинаре обращаться к Валерии Семеновой vnsemenova@gmail.com #ГодНауки
13.04.2021 в 12:24


Всероссийский научно-практический семинар, посвященный 90-летию со дня рождения первого нивхского ученого-североведа Чунера Михайловича Таксами 26 апреля 2021 года в 10:00 в Читальном зале научной библиотеки МАЭ РАН состоится заседание Всероссийского научно-практического семинара, посвященного 90-летию со дня рождения первого нивхского ученого-североведа Чунера Михайловича Таксами. Семинар организован при поддержке Регионального отделения Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в Санкт-Петербурге, Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики, Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена. Модераторы семинара: Сергей Васильевич Березницкий, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Сибири МАЭ РАН; Людмила Борисовна Гашилова, кандидат филологических наук, профессор, заведующая кафедрой палеоазиатских языков, фольклора и литературы ИНС РГПУ им. А.И. Герцена; Нина Глебовна Вейсалова, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СЕМИНАРА: ДОКЛАД – 20 МИНУТ ВЫСТУПЛЕНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ, ПРИВЕТСТВЕННЫЕ СЛОВА И Т.П. ОЧНО И ОНЛАЙН – 5 МИНУТ 9.30-10.00 Регистрация участников Семинара, подключение к конференции Zoom, открытие Семинара. Приветственное слово: Владимир Николаевич Давыдов - кандидат социологических наук, PhD in Anthropology (University of Aberdeen), заместитель директора МАЭ РАН по научной работе. Приветственное слово: Анна Александровна Булатова, заместитель председателя комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики. Музыкальное приветствие: Федор Сергеевич Мыгун, ведущий методист отдела музейных проектов ГБУК "Сахалинский областной краеведческий музей» (г.Южно-Сахалинск). ДОКЛАДЫ О НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ч.М.ТАКСАМИ - 10.15-10.35: Лариса Романовна Павлинская, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Сибири МАЭ РАН. - 10.35-10.55: Людмила Борисовна Гашилова, кандидат филологических наук, профессор, заведующая кафедрой палеоазиатских языков, фольклора и литературы ИНС РГПУ им. А.И. Герцена. Выступления, воспоминания о ЧУНЕРЕ МИХАЙЛОВИЧЕ ТАКСАМИ: - Нина Глебовна Вейсалова, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (г. Санкт-Петербург). - Евгений Павлович Гудан, нивхский писатель, поэт, общественный деятель (Хабаровский край); - Дмитрий Николаевич Вайзгун, нивхский писатель, учитель родного языка и литературы с. Кальма (Хабаровский край). Стихотворение «Чунер» на нивхском и русском языках; - Марина Григорьевна Тэмина, кандидат исторических наук, преподаватель родного языка и литературы (г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края); - Юрий Юрьевич Алин, директор ГБУК "Сахалинский областной краеведческий музей» (г. Южно-Сахалинск); Федор Сергеевич Мыгун, ведущий методист отдела музейных проектов ГБУК "Сахалинский областной краеведческий музей» (г. Южно-Сахалинск); - Александра Владимировна Хурьюн, редактор нивхской газеты «Нивх диф. Нивхское слово» (с. Некрасовка Охинского района Сахалинской области); - Андрей Васильевич Кривошапкин, к.социологических наук, заместитель Председателя Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), эвенский писатель, общественный деятель (Республики Саха (Якутия)); - Сергей Николаевич Харючи, д.ю.н., президент Совета Ассоциации «Оленеводы мира», заместитель директора «Центра освоения Арктики», руководитель Центра развития оленеводства, член-корреспондент РАЕН (г. Салехард, Ямало-Ненецкий АО); - Фаина Матвеевна Леханова, председатель Ассоциации преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ст. научный сотрудник Федерального государственного института родных языков РФ (Республика Саха (Якутия); - Надежда Яковлевна Булатова, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН (г. Санкт-Петербург); - Александр Александрович Петров, доктор филологических наук, профессор кафедры алтайских языков, фольклора и литературы института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) Уважаемые коллеги, в работе семинара возможны некоторые незначительные изменения, связанные с готовностью конкретных докладчиков и выступающих, техническими возможностями системы ZOOM и т.п. Очные участники семинара, не являющиеся сотрудниками МАЭ РАН, не забудьте взять с собой паспорта для прохода в здание Кунсткамеры. Позже будет разослан пароль для входа в систему ZOOM. #ГодНауки

Главное

Прогноз погоды

Ясно

+11°..+21°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю