Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

18+

Государственный литературный музей ХХ век (Музей-квартира М. М. Зощенко) - выставки

+7 (812) 571-78-19
Россия Санкт-Петербург ул. Малая Конюшенная, д. 4
Адрес Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 4
Район Центральный район (Санкт-Петербург)
Метро Невский проспект (401 м построить маршрут до метро), Адмиралтейская (590 м пройти от метро), Гостиный двор (756 м)
Телефон +7 (812) 571-XX-XX показать
Сайт
Год открытия 2007
Работает вт, чт-вс: c 10:30 до 18:30; ср: с 12:00 до 20:00; санитарный день: последняя пятница месяца
Цена входа, будние дни, выходные 200
дошкольникам бесплатно
пенсионерам, студентам, школьникам 100
Критерии Музей-квартира, Государственные музеи
Дата открытия на сайте: 20.04.2010, последнее изменение 13 апреля 2020 г.
Пожаловаться ПожаловатьсяВнести правки


 

Музей был создан на базе мемориального музея М. М. Зощенко, и это не случайно. В судьбе Зощенко словно отразилась судьба советской культуры ХХ века с ее гонениями на свободное слово, прокрустовым ложем цензуры, террором, и в то же время – умением сохранить свое человеческое достоинство, прожить жизнь с чистой совестью. Музей М. М. Зощенко, учрежденный в 1988 г., находится в последней квартире писателя – в знаменитом писательском доме на канале Грибоедова, 9 (современный адрес – Малая Конюшенная, 4/2). Уникальность музея М. Зощенко состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка воссоздана с детальной точностью. В этом кабинете, где на столе – фрагменты рукописей, недописанный лист в печатной машинке, брошенные небрежно очки, уютная зеленая лампа, на тумбочке у кровати – книга о Гоголе, на конторке – фотографии родителей, – возникает ощущение проникновения в мир писателя, в его сложную, изломанную жизнь.

Читать полностью


 

Как добраться

Маршрут
Музеи поблизости
Museum Route 66Интерактивный музей автомобилей Museum Route 66Музей теней Музей тенейМузей советских игровых автоматов Музей советских игровых автоматовМузей печати Музей печатиКорпус Бенуа Корпус Бенуа
Музей социалистического быта Музей социалистического бытаМузей эмоций Музей эмоцийНемцы в Санкт-Петербурге и окрестностяхМузей Немцы в Санкт-Петербурге и окрестностях
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Летние каникулы в парке активного отдыха GorillaParkЛетние каникулы в парке активного отдыха GorillaPark Музей советских игровых автоматов Музей советских игровых автоматовПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий на ПетроградскойПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий на ПетроградскойПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийГатчинская экотропа вдоль реки ТеплаяГатчинская экотропа вдоль реки Теплая

Упоминается в статьях и новостях Петербурга2
В масках и на 2 часа: какие правила посещения теперь действуют в музеях Петербурга

Александр Беглов 30 июня внес изменения в постановление Правительства от 13.03.2020, касающиеся в том числе и работы музеев. Под послабления попали государственные...

Литературно-парфюмерная выставка "Книги и ароматы" состоится в Санкт-Петербурге

На выставке представлена часть обширной коллекции, в основном духи, вдохновленные чтением отечественной литературы. Посетителям предлагается ощутить ароматы...

Музей "ХХ век" переезжает на военные склады

Основная экспозиция музея "XX век" сейчас находится в квартире Михаила Зощенко на Малой Конюшенной улице, 4/2. По словам председателя комитета по культуре...

В Петербурге пройдет Третий городской фестиваль «Форум малых музеев»

Даже если Вы опытный музейный путешественник, уверяем Вас, что в Петербурге наверняка найдется музей, где Вы еще не были. Ведь кроме широко известных городских...

Государственный литературный музей ХХ век (Музей-квартира М. М. Зощенко): отзывы посетителей
Общая оценка  9.25
Оставить отзыв   
29 марта 2019 г. 10:53 9
Сотрудники работают с энтузиазмом. Увлеченно рассказывают биографию М.Зощенко.Интерьер подлинный, воссоздан до мельчайших деталей. Что переносит нас на 80 лет назад.Расположен музей в центре города, что дает возможность добраться без труда из любого района.Музей посвящен не только М.Зощенко, но именно он, его личность и творчество представляет наибольший интерес.
16 июня 2018 г. 02:48 10
Сотрудники музея совершенно точно люди увлеченные и болеющие за свое дело, слушать таких - настоящее удовольствие.

Комментарии посетителей (2)

Алена29 марта 2019 г. 10:48
Музей очень интересный. Удивило, что все предметы в комнате Зощенко подлинные. Расположение предметов в комнате, дает ощущение, что писатель до сих пор живет в этой квартире.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Алиса Назарова17 октября 2011 г. 22:05
это для тех, кого называют "книжный червь" или "музейная крыса", немного обидно звучит... я бы охарактеризовала: бочонок меда для винни-пуха - книгомана.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Вы - представитель заведения?
Получите больше клиентов с Peterburg2
Продвинуть

Прошедшие события, Музей 20 век, Музей-квартира М. М. Зощенко

22 мая 2021 18:00Ночь музеев 2021 в Литературном музее "ХХ век"
12 ноября 2020 10:00ХI Международная конференция "Литература одного дома"
3 ноября 2020 18:00Ночь искусств 2020 в Литературном музее ХХ век
28 сентября 2019 10:30Литературно-парфюмерная выставка "Книги и ароматы"
10 августа 2019 12:00Флешмоб "Зощенко ВСЛУХ!"
18 мая 2019 18:00Ночь музеев 2019 в Литературном музее "ХХ век"
19 мая 2018 18:00"Ночь музеев 2018" в Литературном музее "XX век"
20 мая 2017 18:00"Ночь музеев 2017" в Литературном музее "XX век"
3 сентября 2016 14:00Экскурсия "Тропой друзей Довлатова"
21 мая 2016 18:00Ночь музеев 2016 в литературном музее "XX век"
16 мая 2015 18:00Ночь музеев 2015 в Литературном музее "ХХ век"
24 апреля 2015 18:00Программа "Бестселлеры нашего Дом" в рамках Библионочи 2015
17 мая 2014 18:00Ночь музеев 2014 в Государственном литературном музее ХХ век
10 октября 2013 18:00Мероприятия в Государственном литературном музее ХХ век в рамках «Форума малых музеев»
18 мая 2013 18:00Ночь музеев 2013: Литературный музей «ХХ век»
19 мая 2012 18:00Ночь музеев 2012: Литературный музей «ХХ век»
21 октября 2011 10:30Научная конференция «Литература одного дома»
28 июня 2011 16:00Литературный вечер «Он начал робко с ноты «до»…»
21 мая 2011 18:00Ночь музеев 2011 в Литературном музее «ХХ век»
15 мая 2010 18:00Ночь музеев 2010 в Литературном музее «ХХ век»

Официальная группа Вконтакте
Литературный музей "ХХ век"

21.06.2021 в 14:56


21 июня исполняется 111 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского. Родился 21 (08 по старому стилю) июня 1910 г. в деревне Загорье Смоленской губернии (сейчас это Починковский район Смоленской области). Его отец был сельским кузнецом, человеком грамотным и весьма начитанным. Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы, а в юности ему довелось на своей собственной судьбе познать, как проводилась коллективизация. В 1930-е гг. его отец был "раскулачен" и выслан из родной деревни. Талант поэта проснулся в Александре Твардовском в раннем детстве. В 1925 г., еще учась в сельской школе, он начал работать в смоленских газетах селькором, для которых писал статьи, очерки, иногда печатал там собственные стихи. Первая публикация будущего поэта ‑ заметка "Как происходят перевыборы кооперативов" была опубликована 15 февраля 1925 г. в газете "Смоленская деревня". В 1939 г. он окончил Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ) и в том же году его призвали в армию. За шесть лет своей армейской жизни Твардовский прошел несколько войн. В качестве военного журналиста он принимал участие в Польском походе Красной Армии в Западную Белоруссию, в советско-финской войне 1939-1940 гг. В этот период создал цикл стихов "В снегах Финляндии". Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. поэт работал военным корреспондентом во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки. Свою лирику военных лет поэт называл "Фронтовой хроникой". Во время Великой Отечественной войны Александром Твардовским была написана известная поэма «Василий Теркин», которая в свое время принесла орден Отечественной войны 2-й степени автору, а сейчас поэма включена в школьную программу. Послевоенная поэзия Александра Твардовского все также активно освещала политические и общественные события в СССР, что делает его произведения настоящим вестником того времени и ценной находкой не только для литературоведов, но и для историков. В 1950-1960 гг. создается книга "За далью – даль", представляющая как бы дневник путешествия в Сибирь и на Дальний Восток. И в то же время, в 1950–1960-е годы возглавляемый им «Новый мир» открыл читателям по-настоящему большую литературу: лейтенантскую прозу, деревенских писателей, диссидентов. В 1967-1969 гг. он работал над поэмой "По праву памяти", в которой описываются ужасы коллективизации на примере, в том числе, собственного отца. При жизни автора произведение не будет издано. Так же, как и поэма "Теркин на том свете" (написана в 1963 г.). Казалось бы, что общего между творчеством Твардовского и Зощенко? Своего рода диптих "Ленин и печник" объединяет авторов напрямую.
17.06.2021 в 16:00


Давние дружеские отношения связывали жителя нашего Писательского дома Александра Гитовича с Михаилом Светловым. «ПОЭЗИЯ – МОЯ ДЕРЖАВА...» Снова – о Михаиле Аркадьевиче Светлове, который родился 17 июня 1903 года. СТИХИ – как звёзды. Они загораются и исчезают. Иногда вспыхивают ярким пламенем, но быстро гаснут, подчас светят долго, и лишь немногие – вечно. Стихи – как люди. Они рождаются, живут, умирают. И лишь редкие остаются бессмертными, хотя давно нет в живых их создателей, давно отошла в прошлое эпоха, их породившая... Эту мысль я услышал три десятилетия назад близ Нарвских ворот, в 381-й школе, где существовал удивительный ребячий клуб «Гренада». Наверняка, дорогой читатель, тебе уже ясно, что название это мальчики и девочки взяли из знаменитого стихотворения Михаила Светлова, что поэзия в их жизни значила слишком многое и что строки, написанные Михаилом Аркадьевичем, они выделяли для себя особо. Призрачной белой ночью провожая меня до метро, эти славные мои попутчики всё повторяли, повторяли: «Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом...» И ещё: «Чтоб ты не страдала от пыли дорожной, Чтоб ветер твой след не закрыл, – Любимую, на руки взяв осторожно, На облако я усадил...» А я в ответ напел им нашу, ещё детскую, про «юного барабанщика»: «Мы шли под грохот канонады...», а потом – студенческую, тоже «от Светлова»: «Веселее, друзья, идите! Первым делом – не унывать! От студенческих общежитий До бессмертья рукой подать!» Что ж, в пору моей юности, в годы послесталинской «оттепели», все мы были немножко мечтателями, и поэтому стихи Светлова нам оказались в самый раз... *** ОН РОДИЛСЯ и вырос под небом Екатеринослава, который ещё не окрестили Днепропетровском (а сейчас и вовсе – Днепром), в семье настолько бедной, что, когда газета впервые опубликовала стихи четырнадцатилетнего подростка, Миша на весь гонорар купил буханку белого хлеба. И все домашние наконец-то смогли отведать эту вкуснятину... Вскоре, ставший из Шейнкмана Светловым, он вместе с друзьями Михаилом Голодным и Александром Ясным (тоже придумали литературные псевдонимы, явно подражая Максиму Горькому и Демьяну Бедному) явился в Москву – на Первое Всероссийское совещание пролетарских писателей. А 29 августа 1926 года его имя узнала вся страна: «Гренаду» со страницы «Комсомолки» те, кому номер газеты не достался, переписывали от руки... Через пару дней Маяковский на своём творческом вечере заявил: «Говорят, что в "Гренаде" слабые рифмы. Но мне стихотворение понравилось так, что я, какие там рифмы, даже не заметил...» И вот 1936-й. Война в Испании. «Во мне что-то от прорицателя», – сокрушался Светлов: ведь в «Гренаде» он словно предвидел испанскую трагедию! Да, за десять лет до этой первой схватки с фашизмом Светлов удивительно прозорливо сумел угадать порыв бойцов интербригадовцев и вложил их думы в уста украинского хлопца, рядового солдата революции, который, помня о «Гренадской волости», «хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать...» И пусть на самом деле далёкий, таинственный город (в котором мне, к счастью, довелось побывать) зовётся не ГрЕнада, а ГрАнада, это для значения великого стиха ничего уже не меняло... «Гренада» на испанском фронте быстро стала песней, которую под Гвадалахарой, услыхав от русских лётчиков, тут же подхватили бойцы-интернационалисты из других стран. И скоро её, переведённую на разные языки, запела вся Европа. Ну а среди профессиональных композиторов музыку на строки «Гренады» писали и Юрий Мейтус, и Микаэл Таривердиев, но всё-таки самую лучшую мелодию в 1958-м сочинил Виктор Берковский, будущий знаменитый бард, а тогда – студент из Запорожья... *** ОДНАЖДЫ, в 1935-м, к Светлову неожиданно нагрянул из Питера кинорежиссёр Семён Тимошенко. Он делал картину «Три товарища», для которой требовалась песня про Каховку и девушку. «Я устал с дороги, – сказал режиссёр, – посплю. Когда напишешь, разбуди». Поэт позднее поведал: – Каховка – это моя земля. Правда, я в ней никогда не был, но моя юность неразрывна с Украиной. Я вспомнил горящую Украину, своих товарищей... Разбудил Тимошенко минут через сорок и начал читать: «Каховка, Каховка, родная винтовка... Горячая пуля, лети! Иркутск и Варшава, Орёл и Каховка – этапы большого пути...» Тот сонным голосом: «Как же так быстро у тебя получилось? Всего сорок минут прошло!» Я сказал: «Ты плохо считаешь – прошло сорок минут плюс моя жизнь». А ведь эта самая жизнь Светлова состояла из сплошных парадоксов! Один из первых, очень одержимых комсомольцев, он из комсомола был исключён. Веря в высокие идеалы революции, заявления о вступлении в партию не подавал ни разу. Воспевая мечту о летящей к счастью молодой стране Советов, одновременно был гоним властями. Доброволец Гражданской, он преследовался за симпатии к троцкистам. В 1945-м дошёл до Берлина, но в мирную пору всегда оставался «невыездным». Да, не удалось Михаилу Аркадьевичу узреть ту самую Гренаду, которую прославил на весь мир... В дни войны он, фронтовой корреспондент, пронзительно написал про юного итальянца, погибшего на Восточном фронте: «Молодой уроженец Неаполя! Что в России оставил ты на поле? Почему ты не мог быть счастливым Над родным знаменитым заливом?..» Я любил читать это со школьной сцены, особенно такие строчки: «Но ведь я не пришёл с пистолетом Отнимать итальянское лето, Но ведь пули мои не свистели Над священной землей Рафаэля!..» И очень грустно было произносить заключительные слова: «Никогда ты здесь не жил и не был!.. Но разбросано в снежных полях Итальянское синее небо, Застеклённое в мёртвых глазах...» Увы, «итальянское синее небо» Михаил Аркадьевич не увидел тоже... Всенародно знаменитый, он терпеть не мог какой-либо помпезности, всячески избегал президиумов (об одном поэте, который, заняв крупную должность, перестал писать стихи, заметил: «От него удивительно пахнет президиумом») и вообще старался быть в тени. Постоянно находясь в людской гуще (среди молодежи, студентов, коллег, поклонников), оставался очень одиноким. Всё, что зарабатывал, раздавал, порой – до последней копейки... Однажды Иосиф Уткин ему сказал: «Поэт – это тот, кому ничего не нужно и у кого ничего нельзя отнять». Светлов возразил: «Нет, поэт – это тот, кому нужен весь мир и кто хочет всё отдать людям». Поэт-романтик, он никогда не был наивным, близоруким, восторженно оптимистичным. «Черноволосый Светлов с неистово синими глазами», как говорила о нём Ольга Берггольц, постепенно превращался в задумчивого человека с глазами печальными. Однако он ещё верил в идеалы своей юности, верил в молодых людей, писал для них стихи добрые и возвышенные: «Как мальчики, мечтая о победах, Умчались в неизвестные края Два ангела на двух велосипедах – Любовь моя и молодость моя...» Или: «Там, где небо встретилось с землёй, Горизонт родился молодой. Я бегу, желанием гоним. Горизонт отходит. Я за ним...» И ещё: «И, вспоминая молодость былую, Я покидаю должность старика, И юности румяная щека Передо мной опять для поцелуя...» *** А КАК НЕ ВСПОМНИТЬ про светловское остроумие, о котором ходят легенды!.. Ну, например, когда отмечался его юбилей, было оглашено письмо отсутствующего Вениамина Каверина, в котором говорилось: «Я завидую не только таланту Светлова, но и его удивительной скромности. Он, как никто, умеет довольствоваться необходимым». Юбиляр возразил: «Мне не надо ничего необходимого, но я не могу без лишнего». По поводу своей сутулости шутил: «Что такое знак вопроса? Это состарившийся восклицательный»... Он же: «У меня не телосложение, а теловычитание. Красивый я получаюсь только на шаржах»... Прогуливаясь по морскому пляжу и обозревая распростёртые на песке фигуры загорающих пожилых людей, заметил: «ТЕЛА давно минувших дней...» На фронте начальник политотдела армии укорял Светлова за то, что тот без спроса начальства оказался на передовой: «Говорят, был такой огонь, что нельзя было голову поднять». Светлов уточнил: "Голову поднять было можно, но – отдельно от туловища»... В Союзе писателей обсуждали молодого поэта, злоупотреблявшего спиртным. Поэт оправдывался: «Что ж тут такого? Пушкин пил. И Лермонтов пил. И Бетховен. И Моцарт...» Кто-то поинтересовался: «А что пил Моцарт?» Светлов ухмыльнулся: «А что ему Сальери наливал, то и пил!» Студент Литинститута, защищая дипломную работу, читал «морские стихи». Ему оппонировал Светлов: «От моря можно брать ясность, синеву, грозность... Но зачем брать воду?» В ЦДЛ, на конференции по вопросам языка и переводов, в президиуме восседали писатели Юрий Либединский и Лев Озеров. Войдя в зал, Светлов мигом сориентировался: «Шли на конференцию, а попали на "Лебединое озеро"». Встретив писателя, который носил массивные золотые часы с таким же тяжеленным браслетом, предложил: «Старик, а не пропить ли нам секундную стрелку?» Однажды высказал такую мысль: «Занимать деньги надо только у пессимистов. Они заранее знают, что их не отдадут». Или другое его изречение: «Когда я умру, на доме, где прописан, повесят мемориальную доску: "ЗДЕСЬ ЖИЛ И НЕ РАБОТАЛ ПОЭТ МИХАИЛ СВЕТЛОВ"». А лично мне, когда слушаю иных записных анекдотчиков, непременно вспоминается такой его афоризм: «Анекдот – это юмор взаймы»! *** ПОКИДАЛ он белый свет совсем не старым (шестьдесят один – разве возраст?), и очень-очень тяжело. Но всё равно продолжал шутить: «Старость – это время, когда половина мочи уходит на анализы...» В больнице, отвечая на приветствие посетителя («Здравствуй, Миша! Неужели я вижу живого классика?»), грустно улыбнулся: «Почти живого...» В другой раз, когда его пришёл навестить актёр Семён Гушанский, Светлов указал на бутылку «Боржоми»: «Ну вот, Семёнушка, и я скоро буду так...» «Как?» – не понял Гушанский. – «Прочти, что на этикетке написано». А написано было: «Хранить в тёмном и прохладном месте, в лежачем положении»... За день до кончины улыбнулся юной гостье, которая с трудом сдерживала слезы: «Старуха, переодень лицо...» Тогда же он написал: «И пускай рядами фонарей Ночь несёт дежурство над больницей, – Ну-ка, утро, наступай скорей, Стань, моё окно, моей бойницей!» Но утро для Михаила Аркадьевича уже не наступило... *** ДИРЕКТОР 381-й школы Анна Анатольевна Копунова по телефону сказала мне, что клуба «Гренада» у них давным-давно не существует и что вообще к стихам нынешние ученики не расположены... Увы... Значит, вовсе не им адресовал Поэт такую вот запись: «Я оставляю вам в наследство сберегательные книжки моих стихотворений, на счету у которых не осталось ни копейки денег. Но зато вам всегда будет что почитать на ночь...» И ещё, наверное, останутся они глухи и к вот такому его признанию: «Нет! Жизнь моя не стала ржавой, Не оскудело бытиё... Поэзия – моя держава, Я вечный подданный её!» И всё-таки: неужели вечный подданный державы по имени «Поэзия» Михаил Аркадьевич Светлов сегодняшним мальчишкам и девчонкам не интересен ну аб-со-лют-но?! Лев СИДОРОВСКИЙ
17.06.2021 в 13:00


Продолжаем наше виртуальное путешествие! О каком приморском городе Евгений Шварц оставил такие воспоминания: «Весной 1904 года мы поехали в... Поездка эта сыграла в моей жизни не меньшую роль, чем поездка в Жиздру. С Жиздрой связана любовь к церкви, колокольному звону, садам, сосновому бору. А в... я полюбил корабли, лодки, порт, запах смолы и научился мечтать». (Евгений Шварц. Превратности судьбы. Воспоминания об эпохе из дневников писателя) #Путешествуем_с_Шварцем #Шварц_о_городах #Шварц125
10.06.2021 в 18:00


Мы всегда рады видеть в нашем музее коллег! Музей-квартиру М.Зощенко посетил директор С.М.Некрасов. Хотим отметить, что Сергей Михайлович присутствовал на открытии музея в 1992 году. Мы были рады вновь встретиться в стенах музея и рассказать о новой литературной экспозиции такому дорогому гостю. На фото: директор Всероссийского музея А. С. Пушкина С.М. Некрасов, художник Д.Шкелева, генеральный директор фонда «Древо жизни» Е.С.Демидова в сопровождении старшего научного сотрудника музея М.С.Инге-Вечтомовой.
Главное

Прогноз погоды

Ясно

+23°..+33°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю