Центральную часть выставки составляют во многом уникальные фотоработы Альфреда Эберлинга (1872—1951), который сегодня известен в первую очередь как художник-портретист, ученик И. Е. Репина. Не будучи профессиональным фотографом Эберлинг оказался у истоков того, что сейчас называется «стрит фото». В руках у него была по-настоящему революционная для тех лет дорожная камера «Pocket Kodak» 1895 г. выпуска, появление которой, безусловно, расширило возможности фотографии. И работы Эберлинга, снятые в 1898—1899 гг. в Стамбуле и Петербурге, выглядят так, будто бы они сделаны нашим современником, чудом оказавшимся в прошлом. К слову, сам Эберлинг никогда не видел эти свои фотографии напечатанными в большом формате!
На выставке в Кунсткамере фотонаследие Эберлинга помещено в контекст работ его современников, как профессиональных студийных фотографов, так и русских офицеров, разведчиков, дипломатов, учёных, много снимавших в то время в пределах Османской империи. Более 60 фотографий разного авторства из фондов МАЭ РАН запечатлели множество городов Османской Турции той поры. Отличающиеся жанровым разнообразием, эти фотоработы являют обобщённый «русский взгляд» на жизнь, культуру и историю Османской империи на рубеже XIX—XX вв.
Кроме фотографий на выставке будут представлены и ретро фотоаппараты, фото принадлежности тех лет, и, конечно, легендарный «Pocket Kodak». Выставочный проект реализуется и как часть программы перекрестного года культуры и туризма «Россия-Турция». В рамках церемонии открытия состоится презентация концепции фотоальбома с предварительным названием «Эпоха Абдулхамида II в фотоиллюстративных коллекциях музеев Санкт-Петербурга».
Выставка посвящена памяти Владимира Никитина (1944—2015), кандидата исторических наук, автора ряда книг и более полутора сотен статей по истории отечественной фотографии и фотожурналистики и первого исследователя творчества Эберлинга-фотографа. Создатели выставки искренне благодарят профессора Санкт-Петербургской Академии художеств Владимира Загонека, хранителя наследия Альфреда Эберлинга и директора Музея истории фотографии Дмитрия Шнеерсона. Выставочный проект организован Международным центром исламских исследований МАЭ РАН, Музеем истории фотографии, Фондом развития научных и культурных проектов AL MAQAM и Центром прикладных и научных исследований Султана Абдулхамида II.