Санкт-Петербургский музей игрушки — первый негосударственный музей Санкт-Петербурга, член Союза музеев России, основан 7 мая 1997. Музей собирает, хранит, реставрирует, экспонирует и изучает игрушку как особую область искусства. Коллекция музея формируется по трем направлениям: народная, индустриальная и авторская художественная игрушка (более 7000 единиц).
Санкт-Петербургский музей игрушки готов погрузить зрителей в удивительный мир радужных снов в рамках выставки петербургской художницы Александры Коэн....
В основу концепции новой выставки легли на этот раз не столько сами игрушки, сколько узоры, орнаменты и яркие краски росписи, и чувства, которые они вызывают...
В основу концепции новой выставки легли на этот раз не столько сами игрушки, сколько узоры, орнаменты и яркие краски росписи, и чувства, которые они вызывают...
Персонал позитивный и добрый, что не удивительноСамое волшебное место. забываешь обо все, когда видишь все эти мордашки...Петроградский район. транспорт ходит регулярно.Я просто вдохновляюсь, гуляя между игрушек. Волшебный музей.
12 ноября 2018 г. 18:299
Обслуживание прекрасное. Очень грамотные и приятные люди работают.
Оценка
Комментарии посетителей (2)
Ася
28 марта 2019 г. 23:40
Игрушки!!! как же быстро проходит детство...Это любименький музей!!! Хожу сюда, чтобы вновь окунуться в безоблачное детство и насладиться этими эмоциями..каждая игрушка в музее принимает восторг и улыбку от посетителей, особенно детей. обязательно посещайте это место.
Ну, в нашем городе это не единственный музей игрушки, но мой самый любимый) Такое классное погружение, попадаешь в детство. Особенно круто, что можно разделить радость со своим ребёнком)
Целая серия работ на выставке "Диво-дивное" посвящена сказке "Маша и медведь". Выставка доступна до 20 марта.
Маша и медведь – удивительная сказка о смелости и смекалке маленькой девочки, которая не побоялась перехитрить самого медведя. Пошла гулять Машенька по лесу с подругами и заблудилась, не исполнила наказ дедушки с бабушкой. Забрела Маша на полянку и увидела избушку. Жил там большой медведь, пришел он вечером домой и увидел девочку. Обрадовался, не пустил ее домой, и пришлось Маше жить в избушке, печку топить да кашу варить. Погоревала девочка и придумала, как от медведя сбежать. Попросила она мишку короб с пирожками в деревню отнести, да только сама в тот короб и прыгнула. Так домой и попала, а медведя обратно в лес прогнали.
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Собрались раз подружки в лес - по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.
- Дедушка, бабушка, - говорит Машенька, - отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
- Иди, только смотри от подружек не отставай - не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.
Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась.
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.
Села и думает:
„Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?.." А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
- Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.
Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.
- А если уйдёшь, - говорит, - всё равно поймаю и тогда уж съем!
Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти - не знает, спросить не у кого...
Думала она, думала и придумала.
Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
- Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
- Нет, - говорит медведь, - ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!
А Машеньке того и надо!
Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
- Вот, смотри: я в короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!
- Ладно, - отвечает медведь, - давай короб! Машенька говорит:
- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик! Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.
Вернулся медведь, видит - короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.
Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:
Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
А Машенька из короба:
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
- Ишь какая глазастая, - говорит медведь, - всё видит! Поднял он короб и пошёл дальше.
Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:
Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
А Машенька из короба опять:
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Удивился медведь:
- Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит! Встал и пошёл скорее.
Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
- Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят- короб стоит.
- Что это в коробе? - говорит бабушка.
А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит - живёхонька и здоровёхонька.
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
Поздравляем милых дам с международным женским днём. В музее проходит выставка "Диво-дивное", хотим пожелать вам быть чьим то чудом и вдохновлять на свершения. А выставка дивеевской игрушки до 20 марта.
Давайте вспомним сказку про Ивана царевича и серого волка. Одна из работ дивеевских мастеров посвящена именно этому сюжету. Сюжет сказки вдохновил самого известного русского живописца русских сказок на создание картины "Иван царевич на сером волке" М.В. Васнецова, а картина мастера на создание сюжета в игрушке.
«Иван-царевич и серый волк» (Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке) — сюжет народной сказки у восточных славян. Относится к так называемым волшебным сказкам.
В указателе сказочных сюжетов имеет № 550 «Царевич и серый волк» («Царевич, Жар-птица и Серый волк», «Жар-птица и серый волк»): три брата едут за жар-птицей; младший с помощью волка добывает её, а также коня и царевну; братья отнимают у него добычу и убивают его; волк оживляет героя, обман раскрывается.
Один из самых известных типов русской народной волшебной сказки, всемирно распространённый сюжет. В русском фольклоре известно около 30 вариантов этой сказки, в украинском — 19, в белорусском — 6 вариантов.
В сказке В. Жуковского в отличие от русской народной сказки, где царь позвал своих трёх сыновей и отправил их на поиски жар-птицы, в сказке В. А. Жуковского младший сын Иван должен был остаться с отцом:
Еще ты молод, погоди; твоя
Пора придет; теперь же ты меня
Не покидай; я стар, уж мне недолго
На свете жить; а если я один
Умру, то на кого покину свой народ и царство…
В своё повествование В. А. Жуковский включает героев из других сказок:
Кощей Бессмертный, смерть которого находится в яйце, яйцо в утке, утка в зайце. Это яйцо со дна моря достаёт щука. Аналогия со сказкой «Царевна-лягушка».
Баба-яга, которая должна была накормить-напоить героя и спать уложить, а потом помочь. Аналогичное описание встречается в сказках «Морозко», «Марья Моревна» и других.
Леший, аналогичный описанию в сказках «Морозко», «Василиса Премудрая».
Богатырский конь, аналогичный описанию в сказке «Василиса Премудрая».
Волшебные предметы, такие как скатерть-самобранка, драчун-дубинка, гусли-самогуды. Описание скатерти-самобранки встречается в сказках «Гусли-самогуды», «Королевич и его дядька», «Заколдованная королевна».
Змей Горыныч с шестью головами встречается в сказке «Иван — крестьянский сын».
Творческий опыт Жуковского, соединявшего несколько сказок в одну, нашёл продолжение у ряда других писателей.
Что же это за диво дивное - птица золотая? Жар-Птица живет в Тридевятом Царстве -Тридесятом Государстве - в ином мире - Ирии - Солнцевой Стране. Жар-Птицу многие исследователи сопоставляют с Фениксом. Обе птицы возрождаются из пепла, питаются фруктами, обе имеют золотое оперение и связаны с культом Солнца. Жар-Птица - символ возрождения - это символ нового будущего, имеющего прочные старые корни. Символ отваги и несломленного Духа.
Следующий символ - Конь.
Почему в сказке Волк съедает коня, а Ивана не трогает? Почему Иван выбирает в «договоре» у камня именно пункт - «...кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь будет мёртв». Изначально культура славян была ведической (термин «язычество» используют для определения традиционных народных религий). В ведической культуре, сохранившей свои истоки в древнеиндийской мифологии, сохранилось описание обряда АШВАМЕДХА - жертвоприношение коня. Обряд имели проводить только особы царской крови, а Иван у нас царевич. Целью обряда являлось обретение власти. Время и место жертвоприношения являлось той точкой, в которой были свёрнуты Пространство и Время, точкой начала иного мира - Тридесятого. Сам конь воплощался молодым в этом ином мире...Можно предположить, что нечто подобное было совершено с конем, прежде, чем Иван-Царевич преступает границу миров, чтобы попасть в этот иной мир Тридевятого Царства - Тридесятого государства. Позже, в сказке, герой восполняет коня, да ещё в «улучшенной» версии - златогривой, а золото атрибут Тридесятого Царства.
А где же находится Тридевято Царство -Тридесятое государство - иная, далекая, волшебная страна? Недавно исследователи выдвинули такую версию: 3 х 9 = 27, а 27 диаметров Земли - есть расстояние от Земли до Луны (ТриДевять Земель), когда Луна находится в пирегей - термин означает минимальное расстояние между Луной и Землей.
А 30 диаметров (ТриДесять Земель) - когда Луна в апогее - максимальное расстояние между Луной и Землей. Данная гипотеза обьясняет, почему волшебная страна находится, то за Тридевять земель, то за ТриДесять.
Получается, что Иван отправляется за Еленой Прекрасной на Луну?
Известный профессор В. Я.Пропп (филолог и фольклорист) отмечает, что: - «...Тридевятое Царство имеет связь с Солнцем, Луной и звёздами. В нем живут человекообразные существа, диковинные животные, а по небу перемещаются летучие корабли».
Елена Прекрасная - второстепенный персонаж в сказке. При этом - Она ключевая фигура с царским статусом. Традиционный перевод Елена - солнечная, но Ей дан эпитет - Прекрасная, заметьте, не Красивая, а Прекрасная. В старину «красным» называли не только красивое, но и основное - главное. Она - Царь - Девица - Солнечная Дева, выступает в сказке как ключевая фигура, причастная к изменению социо-возрастного статуса главного героя - становлением Его Главою Семьи и Главою Своего Рода.
А «Кража НЕВЕСТЫ» - это древний славянский обряд, который назывался УВОД. Упоминается УВОД фактически во всех известных нам летописях, включая «Повесть Временных Лет».
Ну и наконец - ВОЛК!
▪ Он очень большой (Иван скачет на нем как на коне, да ещё с девушкой);
▪ Умеет разговаривать на языке людей и животных;
▪ Оборотень- и механика его превращений очень интересна;
▪ Телепортер - одним прыжком перемещается на огромные расстояния - в «другое царство», о чем упоминается во всех вариантах. По сути - он проводник в иные миры.
▪ Провидец. Умён и хитер.
Так все же, о чем Сказка?
Ивану предписано пройти Полный Круг Испытаний в Ином Мире (Тридесятом) - сам мир состоит из Трёх Царств. Мудрый наставник - Волк «проводит» царевича через все миры, с предписанными ему испытаниями до успешного финала - в конце Иван становится Царем - то есть, история эта в виде сказки о прохождении юноши неких жизненных испытаний доя повышения своего статуса.
Во всех древнейших культурах мира ритуал совершеннолетия был очень важен доя мальчиков. Это событие превращало его в Мужчину, в РОДоначальника Своей Семьи - Царя Рода. У славян мальчиков отправляли в лес. Они должны были выжить и вернуться с определенными предметами, показав свою самостоятельность. Чтобы справится, мальчик может попросить помощи у Бога..., или тотемного животного.
Иван в СКАЗКЕ встречает Волка - одна из ипостасей самого сильного и мудрого Бога - Велеса - Хранителя Порога - между нашим миром и Иным. В древнерусских источниках Велес определяется как «Бог Всея Руси», в отличие от Перуна, являвшегося Богом Дружины. Велес, прошу не путать с Волосом - сыном матери Земли и покровителем домашнего скота, так вот Велес - это ипостась самого Бога РОДа. Имя ВЕЛЕС скрывает разгадку его сущности. Оно состоит из двух слогов ВЕ и ЛЕС - ВЕдающий ЛЕСом, только ЛЕС - это не пространство деревьев, а ПУТЬ, где происходит трансформация героя.
У Карла Юнга - ЛЕС - символ бессознательного, в сказках ЛЕС - место испытаний.
Поэтому имя ВЕЛЕС - это ведущий в мир духовно-нравственного взросления, как ЛЕСтница ведущая в верх.
Финал у сказок всегда один - Жили они долго и счастливо.
Источник: https://dzen.ru/a/YhpBs5djp3lf5Kwe?experiment=948512
Все мы любим театр. Про разных театральных кукол мы вам уже рассказывали, но не о всех успели. Французские куклы креши.
Словом «крешь» во Франции называют особый вид кукольного театра, произошедшего от скульптурных иллюстраций евангельского рассказа о рождении Богомладенца Христа. Светские народные театрики-креши развились на юге Франции, в основном в Провансе. В Ницце они даже не изменили своего итальянского названия — «презепио». Первые описания крешей относятся к концу XVIII века, однако к этому времени они уже очень далеко ушли от своих истоков, превратились в развлекательное и вполне мирское зрелище. Только пьеса «Рождество», исполняемая во время соответствующего праздника, да название напоминали о религиозном прошлом этого театра.
Во французском языке слово «крешь» обозначает детские ясли. По преданиям Римской Церкви, ясли, в которых родился Христос, якобы сохранились, были перевезены в VII веке в Рим, заключены в серебряный ковчежец и спрятаны в подземной галерее одного из храмов. Раз в году, в праздник Рождества, их выставляли перед верующими для поклонения.
Первое литературное упоминание о воспроизведении вифлеемских яслей содержит жизнеописание Франциска Ассизского (основателя монашеского ордена францисканцев): там можно прочесть, что, покидая Рим, Франциск наказал своим приверженцам устроить на Рождество миниатюрную копию кормушки с лежащим в ней младенцем и персонажами евангельского рассказа и что с тех пор францисканские монахи взяли за правило изготавливать на Рождество подобные копии.
В Средние века в католических церквях вошло в ритуал на время рождественских праздников выставлять деревянный ящик. В центре этого ящика помещались маленькие ясли, в них на солому клали куклу младенца. Над яслями укреплялась позолоченная звезда. Рядом с яслями расставляли коленопреклоненные фигурки Марии и Иосифа, пастухов, по бокам и сзади — вола и осла, символизирующих хлев. Весь ящик украшали листьями и мхом. Со временем укоренился обычай ставить ящики-креши на Рождество и в дома. Ставили их обычно в парадной комнате, где собиралась вся семья. Домашние креши тоже убирали листьями и мхом, только фигурки в них были поменьше и попроще церковных.
Выход крешей за пределы церковного алтаря, приход их в дома простых людей повлекли развитие особого промысла — из-готовления фигурок — сантонов — для домашних рождественских крешей (сантон значит по-французски «маленький святой»). Занимались этим побочным ремеслом крестьяне, городская беднота. В канун Рождества над изготовлением сантонов трудились целыми семьями. Продавали фигурки на специальных ярмарках. В Марселе ярмарка сантонов сохранилась до XX века. Она открывалась 10 декабря и действовала до 6 января (до Дня Королей). На ярмарки свозили тысячи фигурок, разных и по величине, и по мастерству, и по цене. Одежда сантонов отражала народные представления о моде и красоте, образцы брались из жизни: пастухи и крестьяне были одеты как простые провансальцы, Святое Семейство — как знатные дамы и господа. Так, сохранились фигурки Марии в платье с фижмами, а Иосифа — в башмачках на высоких красных каблуках.
Связь между домашними ящиками-крешами и театриками-крешами несомненная. Скорее всего, шаг к театральному действу был сделан в домашних крешах, менее ограниченных предписаниями и правилами, чем церковные. На первых порах театрализации крешей спектакли давали лишь несколько раз в году и играли единственный сюжет — евангельскую историю о Вифлеемском чуде. Поскольку диалога в евангельском тексте почти нет, то представление, видимо, шло как пантомима, сопровождаемая пением рождественских псальм. Постепенно сцена поклонения стала обрастать бытовыми народными сценками и персонажами, близкими и понятными и зрителям, и актерам. Они помогали осмыслить евангельский рассказ, оживить его, сделать зрелищным. Рождественские креши приобретали все большую популярность, появились любители, показывавшие их из года в год, становясь специалистами в этом деле. На представления собиралась не только семья, в доме которой устраивался спектакль, но и гости, соседи. Желая отблагодарить за труд исполнителя, ему подносили маленькие подарки, сменившиеся со временем монетками.
Возможность подработать представлением крешей вызвала желание играть в этих ящиках не только на рождественской неделе. Но так как пьеса о поклонении Младенцу Христу для этого не годилась, то стали изображать евангельские истории, соответствующие другим праздникам. До XIX века сохранились в репертуаре крешей «Страсти Господни», «Праздник Тела Господня», «Благовещение». Во всех этих пьесах, включая и «Рождество», разрасталась светская часть, потихоньку вытесняя религиозную. На следующем этапе это привело к включению в репертуар совершенно мирских пьес, сюжеты которых заимствовались из фольклора, легенд, сказок, репертуара театра живых актеров. В это время появляются первые описания крешей. На юге Франции слово «крешь» становится равнозначным понятию «кукольный театр».
Популярность крешей настолько велика, что их владельцы снимают для представлений отдельные постоянно действующие залы (в 1867 году в Марселе насчитывалось около двадцати театров-крешей). Церковь, породившая эти представления, начинает опасаться их соперничества. Сохранился документ, в котором лионские власти разрешают некоему владельцу креши Клоду Берте играть спектакли при условии, что он будет начинать свои представления после окончания церковной службы. И, конечно же, в крешах появляются свои местные герои. В Безансоне таким героем стал винодел Барбизье, а в Лионе супружеская чета Папаши и Мамаши Кокар.
Последний этап развития крешей характеризуется чрезмерным увлечением механикой, показом бессюжетных сцен со сложным, но однообразным движением кукол. Куклы двигали руками, ногами, головой, влезали на лестницы, садились в лодки, зажигали фонари и т.д. Несколько подобных кукол хранятся в музеях Лиона и Экса. Их головы сделаны из папье-маше, корпус насажен на стержень, имеющий внизу цокольную подставку. Подставка укреплена на горизонтально натянутой проволоке или на рельсе, идущих вдоль сцены за ширмой, чуть ниже ее бортика. Кукла, таким образом, двигается по проволоке или по рельсу, сохраняя постоянный уровень, как бы идя по твердому полу или по земле. Движение деталей куклы создавалось нитями, спрятанными внутри корпуса или спускающимися открыто вниз за ширму. Нити заканчивались колечками для пальцев кукловода, который стоял за ширмой.
Во второй половине XIX века интерес к крешам угасает, они уже становятся только детским развлечением, а в начале XX века и совсем исчезают.
Источник: http://www.teatr-kukolsm.ru/news/poleznaya-informaciya/yuzhnofrancuzskie-kreshi/
Друзья, мы ждём ваши работы в музее!
с 23 марта по 31 марта в музее будет проходить ежегодная выставка "7 дней славы", любой может принять участие, достаточно выполнить работу на тему "Назад в будущее". Работы принимаются в музей вместе с заявкой до 20 марта.
05.03.2024 в 11:00
Друзья, совсем скоро откроется выставка хлудневской игрушки "Игрушки на ветвях сидят", делимся с вами эфиром на радио Петербург.
Комментарии посетителей (2)