Санкт-Петербургский музей игрушки с 8 сентября по 10 октября представляет выставку Елены Щелчковой.
О чем эта выставка? Уж точно не о первобытном человеке. Не о том, как он жил, охотился, играл… Да и играл ли? Представленные в экспозиции игрушки могут убедить в этом только наивного, далекого от современного искусства зрителя. О чем и хочется его предупредить.
Уважаемый зритель, такими игрушками играют только современные художники!!!
Тем не менее, экспонируемые произведения полны архетипическими символами. Их автор по-своему решает семантические загадки, на протяжении многих лет активно используя в своем творчестве элементы архаичных орнаментов и древние знаки, заимствованные из народного искусства. Елена Щелчкова начала изучать его, увлекшись уже в юности русской традиционной куклой. Ее бабушка, уроженка Вятской губернии, успела передать внучке секреты изготовления таких кукол, а также несколько сделанных своими руками образцов. После окончания Еленой Ленинградского художественно-графического училища им. Иогансона в конце 1980-х годов среди выставляемых ею объектов появились странные, словно небрежно собранные из бросового материала текстильные куклы, привлекательные своей неброской, «неклюквенной» народностью. Они странным образом прижились в творчестве андеграундного художника, выставлявшего в те годы свои произведения вместе с Владимиром Гооссом, Олегом Котельниковым и знаменитыми питерскими митьками в самых авангардных галереях города. Тогда же Е. Щелчкова становится одним из основателей этноклуба «Параскева», до сих пор существующего в Петербурге. Не став главной линией творчества художника, кукла, тем не менее, никогда не уходила из него, счастливо избежав внешней подражательности, сохранив неброскую красоту народной игрушки даже в забавных авторских интерпретациях с добавлением современных графических элементов.
Графика – основная сфера художественных экспериментов Елены Щелчковой. Именно здесь оттачивалась ее авторская манера, и находились темы, на годы определявшие круг творческих интересов. Одной из таких тем в 1990-е годы стала «архаика», в рамках которой появились графические листы и целые серии, выполненные в различных материалах и техниках. Цикл «Послание кроманьонцу» (1995 – 2003) не только дал название сегодняшней выставке, он стал ее смысловым и стилистическим стержнем. Легкие почти монохромные монотипии напоминают древние пиктограммы. То ли письма-предупреждения из далекого прошлого, то ли послания-размышления туда из настоящего. Однако не стоит пытаться дешифровать их. Скорее, следует проникнуться настроением этих произведений, элегантность которых сродни той архаической красоте, которая открылась взгляду нашего искушенного современника в рисунках пещер Альтамира или в более поздних скульптурах Триполья. Элегантность, которая не имеет ничего общего с салонной красивостью и «удобной» декоративностью и которая, к слову сказать, не является характерной чертой творчества Е. Щелчковой.
Созданные специально для выставки авторские игрушки удачно дополняют графический ряд. Превращенные в лаконичные знаки куклы-солярки и Берегини, собранные из самого неожиданного бросового материала участники «Дикой охоты», интерактивная композиция «День – Ночь» органично вошли в экспозицию, не нарушив ее заданного графикой эстетского минимализма. Появление игрушек «в теме» не случайно. Это – результат былого увлечения мастера традиционной куклой, настойчивых попыток использовать образы и символику народной культуры в работе с тканью и бумагой и стремления создать на этой основе абсолютно новый современный художественный продукт. Показать, насколько качественным он получился, может только персональная выставка. Ведь она – это тоже результат, своеобразный итог пройденного отрезка пути, иногда неожиданный даже для самого художника.
Подписаться:Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Игрушки!!! как же быстро проходит детство...Это любименький музей!!! Хожу сюда, чтобы вновь окунуться в безоблачное детство и насладиться этими эмоциями..каждая игрушка в музее принимает восторг и улыбку от посетителей, особенно детей. обязательно посещайте это место.
Ну, в нашем городе это не единственный музей игрушки, но мой самый любимый) Такое классное погружение, попадаешь в детство. Особенно круто, что можно разделить радость со своим ребёнком)