Выставка организована Фондом современного искусства «АРТСИ» совместно с Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, при участии музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» и Музейного агентства Ленинградской области. Выставочный проект приурочен к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда. На нем представлены работы ленинградских художников в том числе прославленных мастеров отечественного искусства, созданные во время Великой Отечественной войны из собраний государственных музеев и частных коллекций.
С первых дней Великой Отечественной войны художники Ленинграда записывались в ряды ополчения, отправлялись добровольцами на фронт. Героизм мастеров искусств проявлялся не только на полях сражений. Художники, оставшиеся в тылу, стремясь отдать свои силы защите родного города, превращали искусство в оружие. Уже 24 июня 1941 года в Ленинграде появились первые печатные плакаты – заработал «Боевой карандаш», ядром которого стали художники И. Остапов, В. Курдов и Н. Муратов, прозванные собратьями по карандашу и кисти «три богатыря». В дальнейшем в «Боевом карандаше» будет работать от 20 до 25 человек. Среди них В. Гальба (которого за острые сатирические плакаты на фашистов, на высшее руководство рейха и лично фюрера Гитлер назвал врагом рейха №1 и обещал повесить лично), В. Серов, И. Серебряный и другие. Художники создавали плакаты, полные отваги и оптимизма, которые поднимали боевой дух горожан и бойцов, вдохновенно призывая людей на подвиг. А. Пахомов стал идейным вдохновителем создания специальной серии плакатов для детей в ленинградском отделении издательства «Детгиз». Герои его работ – юные защитники
Родины, стремящиеся помочь взрослым приблизить победу.
Воздействие политического плаката было огромным и на солдат на фронте, и на осажденных жителей Ленинграда. Кроме «Боевого карандаша» выпускались плакаты «Окна ТАСС», сначала в рисованном виде (выставлялись в витринах Елисеевского магазина), позже в печатном виде небольшими тиражами. По мере того, как фашисты замкнули блокаду города, плакат, как и голос поэта Ольги Берггольц, звучавший по радио, стал единственным «живым источником», из которого черпали надежду жители блокадного города.
Зимой 1941-1942 гг. в холодном, без воды, света, и продовольствия, городе художники решают собирать свои работы для будущего музея блокадного города (Музей обороны Ленинграда будет открыт в 1946 году).
Многие художники, которые остались без семьи, живут и работают в помещении ленинградского отделения союза художников на Большой Морской улице. Там, в «Голубой гостиной» теплится печурка, подогревается кипяток, делится паек, а иногда кто-нибудь из художников приносит лакомство – кусок столярного клея, из которого готовят суп-кисель.
Новый 1942-й год художники отмечали в помещении Ленинградского областного союза художников. Принесли с собой угощения: новогоднего гуся, жареного поросенка, рыбу, были и фрукты, и вино... это были натюрморты, искусно сделанные муляжи и шутихи, выполненные из картона, пластилина, гипса и других подручных материалов. В первую блокадную зиму у них еще были силы и шутить, и радоваться. Последующие новогодние праздники никак не упоминаются в воспоминаниях художников.
* * *
На выставке «Великая Отечественная война в графике ленинградских художников. 1941-1945 гг.» можно увидеть более 70 графических листов ленинградских художников, созданных в 1941-1945 годах. Это эскизы агитационных плакатов, графические и акварельные картины.
Вниманию посетителей представлен первый пробный оттиск известного плаката Николая Тырсы (погиб в 1942 г. ) «Тревога», эскиз плаката «Единство военного и домашнего фронтов» Василия Николаева (погиб в 1943 г.), эскизы плакатов «Встаньте, герои, стальною оградой...», «За Родину», «За город Ленина» и «Да здравствует XXIV годовщина Октября! Крепче удар по врагу!» Владимира Серова, эскизы плакатов «Дружинница», «На защиту Ленинграда» и «Слава воинам ленинградского фронта» Иосифа Серебряного, эскизы плаката «Отважные пехотинцы» Евгения Кибрика и др.
Художник Анатолий Яр-Кравченко служил на ленинградском фронте стрелком-радистом в военно-воздушных войсках, где создал портретную галерею бойцов-летчиков. В образах героев воздушных боев отражена стойкость и отвага, бесстрашие и твердая решимость победить врага.
Военный аэродром 1943 года изобразила художница Лидия Гагарина.
Павел Кондратьев служил на ленинградском и прибалтийском фронтах в военно-воздушных силах, был награжден многими боевыми наградами. В работах художника с убедительной силой и конкретностью передан характер военного времени. На его рисунках на подступах к Ленинграду горят подбитые вражеские самолеты, виднеются разрушенные до основания дома. А портреты однополчан, запечатленные в короткие минуты отдыха после боя, привлекают своей человечностью.
Произведения ленинградских художников, представленные на выставке, посвящены темам защиты, сохранения города и жизни в тяжелых условиях блокады. В работе Адриана Каплуна Ленинград предстает цитаделью сопротивления, на страже которой стоят грозные зенитные орудия.
Старейший художник Иван Владимиров (1869 – 1947), учившийся в свое время в Академии художеств в батальной мастерской Богдана Виллевальде и Франца Рубо, был художественным корреспондентом в Русско-Японскую войну 1904-1905 гг., Балканских войн 1912-1913 гг., Первую мировую войну. Запечатлел он и Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. В его батальной композиции фигуры всадников, полные напряженного действия, нещадно громят вражеские войска.
В акварели Виктора Морозова корабли военной флотилии, словно скованны морозом, неподвижно стоят в устье Невы.
В композиционно законченных, проработанных до мельчайших деталей произведениях Николая Дормидонтова пожарные наряды слаженно тушат пожар в жилом доме после обстрела, а на руинах уничтоженных бомбежками зданий группы людей возводят оборонительные дзоты.
Художник Владимир Успенский запечатлевает момент укрытия памятника Петру I, знаменитого «Медного всадника» во время маскировки монументальной скульптуры города.
За повседневными трудностями истерзанных страданиями ленинградцев живописец Николай Рутковский в произведениях «В театре» и «В трамвае» мастерски улавливает атмосферу душевного состояния людей, сохранивших достоинство и красоту.
Подробностью сюжетных деталей запоминается рисунок А. Медельского, где дети и взрослые, сплоченные единой целью и верой в общее дело трудятся в цеху во время артобстрела.
Варвара Раевская-Рутковская создала несколько работ о детях блокадного города. В 1942 году – «Водопроводчики. Герои Блокады» и в 1943 году – «Награжден медалью». В этих работах она запечатлела реальных мальчишек, фамилию одного из них (с медалью) Раевская упомянула в своих воспоминаниях. Это был младший брат девочки Веры Смирновой, которая послужила моделью для многих графических работ художницы. В ее мягких, выполненных в живописной манере работах нет напряженности и трагических примет военного времени, но они не оставляют равнодушными ни одного зрителя, в них главное – дети, мечтающие о мире.
Несмотря на все тяготы военного времени, и в мороз и стужу выходил на улицу с этюдником и мольбертом Вячеслав Пакулин. Художник писал пейзажи любимого города, опаленного войной. После эвакуации музейных ценностей из Государственного Эрмитажа он был командирован запечатлеть опустевший музей. В этюдах, написанных с натуры, сквозь зияющие оконные проемы пустых, промерзших эрмитажных залов запечатлена неповторимая красота военного города.
Отдельное место в экспозиции занимают произведения Михаила Бобышова, выдающегося театрального художника, профессора Академии художеств. Великая Отечественная война застала его в Ленинграде. В условиях блокады, тяжело больной художник трудился над созданием работ, отражающих жизнь города-героя. Каждый лист из серии пейзажей «Героический Ленинград» словно документ истории проникновенно воссоздает облик города. В холодной цветовой гамме пейзажей М. Бобышова чувствуется атмосфера суровых будней не сдающихся ленинградцев.
Весной 1942 года больных и ослабленных преподавателей и студентов Академии художеств эвакуировали в Самарканд. Обессиленный художник даже в пути не расставался с альбомом, создавая зарисовки путевых впечатлений по Турксибу. За время пребывания в эвакуации он завершил начатую еще в Ленинграде серию работ о блокадном городе.
Год спустя М. Бобышов прибыл в Москву для участия в оформлении спектаклей на сцене Малого Театра. В это время художник посетил Загорск, разрушенный фашистами Калинин и запечатлел их в своих произведениях. Завершением военного цикла его работ стала серия «Москва в дни Победы». Пейзажи этой серии проникнуты светлым, радостным ощущением окончания войны. Площади столицы заполнены ликующими толпами людей, озарены симфонией света и праздничным многоцветьем победоносных огней салютов и фейерверков.
Художники, прошедшие длинными фронтовыми дорогами к победе запечатлели то, как непреклонно, самоотверженно и отважно боролись за свою свободу, за свою страну жители блокадного города. Как в тяжелейших условиях, превозмогая страдания и боль утрат, они сохраняли беспримерную стойкость и силу духа. Произведения, созданные непосредственными свидетелями и участниками Великой Отечественной войны напоминают нам о величии минувшего героического подвига.
* * *
Интересно и необычно решено оформление выставки. В декорациях Артиллерийского музея были использованы современные методы художественного проектирования, которые дают возможность универсального восприятия трагедии блокадного города. Созданная архитектурная инсталляция – это аллюзия на судьбы жителей блокадного города. Истощенные голодом, измученные постоянными бомбежками они остались несломленными. Использование современных технологий усилят вовлеченность и эмоциональное восприятие экспонатов. Главные герои здесь, «живые» свидетели эпохи, – произведения искусства блокадного города. Они наполнены энергетикой, которую могут дать только подлинные произведения искусства, впитавшие в себя дух эпохи и личные переживания авторов. 3D проекции, созданные с помощью искусственного интеллекта, погрузят зрителей в атмосферу блокадного города. В окружении уникальных орудий периода Великой Отечественной войны из собрания музея 3D проекции создают универсальный фон, который усиливает значимость произведений искусства.