Его регалии и заслуги можно перечислять долго. Художник, философ, натуралист, математик, Лукас Дюблин (1933) известен, в первую очередь, как создатель великолепных церковных витражей. Его имя уже вписано в швейцарскую историю этого вида искусства наряду с именами Марка Шагала, Отто Штайгера, Ганса Штокера.
Экспозиция в Музее игрушки - первая выставка Дюблина в России. Однако в ней не представлены его знаменитые мобильные конструкции из стекла и металла, графические портреты и живописные полотна.
Герои выставки - алюминиевые тюбики из-под краски, волею мастера превращенные в самураев, акробатов, модниц, нищих. Туба-народец давно обжил мастерскую художника в далекой швейцарской Юре. Созданные вне выставок и заказов, эти фигурки не претендуют на важное место в творчестве их автора. Однако порою такие "непубличные произведения" способны рассказать о нем больше, чем монографии, настойчиво постулируемые принципы творчества и юбилейные выставки.
Причину появления на свет этих забавных произведений не может объяснить даже их создатель. Во всяком случае, экологическая теория, определяющая, по словам Дюблина, его давнюю любовь к ready made, кажется здесь явно недостаточной. Скорее, сказалось творческое отношение к жизни в целом, рождение и взросление в музыкально-художественной семье, любовь к детям и... вечная тоска по гармонии, хотя бы в собственном маленьком мирке.