В музее проходит красивая и элегантная выставка "Формула движения", посвящённая моделям машин масштаба 1к18; История моделей до 1930-ых годов.
История началась почти сразу после появления самих автомобилей в конце XIX века. Немецкие компании Märklin и Bing производили игрушечный транспорт (первоначально – поезда) еще с XIX века, в 1912 году к ним присоединилась знаменитая компания Schuco. Эти и многие другие предприятия создавали жестяные машинки довольно крупного размера, которые могли купить своим детям только обеспеченные родители. Зачастую эти модели имели часовой завод, а иногда даже настоящий паровой двигатель, приводивший их в движение.
После Первой мировой войны компании продолжили выпускать жестяные модели, в том числе всё больших размеров. Модели становились детализированнее, а производители добавляли им всё новые функции – так, например, Schuco разработала модели, которые, доезжая до края стола, разворачивались сами. Параллельно развивался рынок моделей, выполненных из цинкового сплава под давлением (die-cast), которые в силу технологических ограничений были меньшего размера, но и стоили дешевле.
В середине 1930-х появились первые модели в масштабе 1/43 (совместимом с железнодорожными моделями некоторых производителей) от компаний Solido и Dinky, а после Второй мировой войны на рынок масштабных моделей вышли ультрауспешные Matchbox и Corgi.
Подписаться:Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Игрушки!!! как же быстро проходит детство...Это любименький музей!!! Хожу сюда, чтобы вновь окунуться в безоблачное детство и насладиться этими эмоциями..каждая игрушка в музее принимает восторг и улыбку от посетителей, особенно детей. обязательно посещайте это место.
Ну, в нашем городе это не единственный музей игрушки, но мой самый любимый) Такое классное погружение, попадаешь в детство. Особенно круто, что можно разделить радость со своим ребёнком)
Выставка "2Петра" доступна в музее до 15 января 2025 года. Продолжаем цикл сказок, которые были написаны к выставке.
СКАЗКА О ПОСТОЯННОМ ПОЛОЖЕНИИ ПЕТРА ПЕТРОВИЧА ЗА СТОЛОМ
АВТОР: КУТЕЙНИКОВА АНАСТАСИЯ
Ещё до получения приставки «Тян-Шанский» к фамилии, Пётр Петрович Семёнов много трудился в личном кабинете в родовой усадьбе Рязанка, что неподалёку от Раненбурга. Он целыми днями изучал насекомых, растения, читал книги и писал собственные научные работы.
Каждый свой день Пётр Петрович проводил в мундире со всеми регалиями, которые напоминали о востребованности и важности его трудов. Он сидел за письменным столом, где было аккуратно расставлено всё необходимое для занятий: книги, перо с чернильницей, писчая бумага и фотография жены. Каждая вещь имела точно определённое место и не сменяла своего положения. Да, некоторые ученые ценят порядок не только в мыслях, но и на рабочем месте.
Как-то раз мимо проезжал известный мастер романовской игрушки. Он не мог не заглянуть к Семёнову, поскольку тот часто привозил в Рязанку чучела диковинных животных и птиц, а мастер давно хотел изобразить в глине что-то новое, необычное. Его направили в кабинет Семёнова, с самого утра напряжённо работавшего. Мастер поразился строгому порядку, царившему в комнате, на столе и в больших витринных шкафах с чучелами.
— Милости прошу: можете всё рассматривать, сколько потребуется. Вы мне не помешаете, — не отводя глаз от листа, сказал Пётр Петрович. Мастер принялся осматривать чучела, попутно делая зарисовки для дальнейшей работы.
На следующий день мастер опять застал хозяина усадьбы на прежнем же месте и в том же костюме, как будто тот не выходил из кабинета и всю ночь трудился над научными исследованиями. На третий день всё повторилось. Закончив свою работу, мастер сердечно поблагодарил хозяина, попрощался с ним, и поехал дальше. Прошло какое-то время.
Однажды в Рязанку доставили маленькую посылку для Петра Петровича. Судя по тому, как долго пришлось её разворачивать, внутри было что-то хрупкое. Наконец из-под последнего слоя упаковки появилась романовская игрушка, подарок заезжего мастера: он изобразил великого учёного, сидящего за рабочим столом.
29.10.2024 в 12:00
История моделей машинок. История моделей с 1960ых по наше время.
После 1960-х жестяные модели стали уходить с рынка из-за роста стоимости производства и всё более высокой конкуренции от европейских и азиатских производителей цинковых и пластиковых моделей. На рынке доминировали европейские производители моделей в масштабе 1/43, уровень детализации которых постоянно увеличивался, а модели начинали всё более походить на оригиналы – у моделей появились остекление, детали интерьера, открывающиеся элементы (двери, капоты, багажники), работающая подвеска и колеса с настоящей резиной.
В 1970-е на фоне мировой рецессии модели снова упростились, на рынок вышла компания Mattel с их знаменитыми моделями Hot Wheels, а сам рынок переориентировался на детей от 3 лет и старше. Вместе с тем появились достаточно крупные и хорошо детализированные модели в крупных масштабах 1/24-1/25 и 1/16-1/18 от итальянских компаний Bburago, Polistil и Mebetoys. У моделей не было никакого функционала, кроме открывающихся кузовных элементов, но именно появление крупных, близких к оригиналам и хорошо детализированных моделей привлекло внимание более взрослой аудитории.
В 1980-е и 1990-е рынок реагировал на расширение аудитории повышением качества и развитием сервисов доставки, а настоящим прорывом стало появление компании Minichamps (Германия), которая сделала ставку на максимально точное воспроизведение форм прототипа. Взрослая аудитория и до этого коллекционировала масштабные модели – в Европе и США предпочтение отдавалось моделям из белого металла и смолы, а в СССР расцветало производство аутентичных высокодетализированных моделей в масштабе 1/43 (заводы Агат, Тантал), которые до сих пор ценятся многими коллекционерами, и реплик (копий) некоторых моделей иностранного производства. Но появление высокотехнологичных компаний, которые по экономическим соображениям перенесли производство в Азию (в основном в Китай) и стали постоянно повышать качество моделей, привело к формированию нового рынка для взрослых коллекционеров. Самые популярные масштабы сегодня – это 1/43 и 1/18.
На выставке представлены модели в масштабе 1/18 от различных производителей. Цены варьируются (в зависимости от уровня детализации и материала) от 50 до 1500 евро, практически все они произведены в Китае, но штаб-квартиры производителей и их инженерные отделы как правило базируются в Европе, а затраты на разработку пресс-формы и выпуск тиража составляют от 500.000 долларов и выше. Лидеры рынка по соотношению цена/качество/продажи – компании AUTOart, CMC, Minichamps, профилирующиеся на производстве функциональных моделей, но в настоящее время на рынке активно работают более 50 производителей, в том числе и относительно молодые, но быстро развивающиеся сугубо китайские компании Almost Real и LCD, «ветераны» Solido, Norev, Kyosho, а также большое количество производителей моделей из полимерной смолы – материала, позволяющего производить модели быстро и с меньшими финансовыми затратами, но без функционала (так называемые «глухие» модели).
25.10.2024 в 12:00
Пополнение коллекции музея. Суджанская игрушка.
Первые упоминания о суджанской художественной керамике относятся к середине XIX века. Запас глины был огромен. Суджа была ещё и торговым городом, где ещё в XVIII веке устраивалось 4 ярмарки, имевшие репутацию одних их лучших в Курской губернии.
Уже в первом описании города Суджи 1664 года, упоминается Гончарная слобода, в то время даже крупные города не имели такого количества гончаров, сосредоточенных в одном месте. Игрушки делались в основном для своих детей и небольшими партиями на продажу. Особой художественной чертой этих изделий, стала дотошная детализация и мелкий рисунок, покрывший поверхность игрушки. В работе Оксаны Буряченко «барыня» - точная копия наряда жительницы города Суджа XVII века, в игрушке присутствует стилизация. Но образ оригинального костюма сохранён в точности: те же банты, заправленные пояса и те же головные убранства.
Сначала ученик должен в течение четырех лет быть «на подхвате»: месить глину, рубить дрова для обжига изделий, сушить посуду. Суджанскую игрушку лепят из местной красной глины. Народный мастер Елена Растороцкая объясняла, что в районе Суджи, в сторону города Курчатова, есть небольшие копанцы (залежи) с бело-розовой глиной, но суджанскую игрушку, как правило, лепят именно из красной. Она отличается сильной плотностью, и подходит не только для игрушки, но и для вытягивания крупных гончарных изделий.
Гончар Юрий Спесивцев создал знаковую работу промысла - «Казак на лошади». Город Суджа издавна был казацким поселением. В основном его населяли суджанские черкесы — служилые казаки. Суджанская игрушка отличается не только изящными формами, но и интересными способами раскраски. Ее делят на поливную, расписанную ангобом, задымленную, а также расписанную красками. Поливная техника предполагает, что изделие окунают в специальную глазурь либо поливают игрушку сверху. После обжига такое покрытие становится похожим на тончайшее цветное стекло. Роспись ангобами — это роспись глиной, разведенной до консистенции сметаны. Природные глины отличаются разными оттенками и при обжиге могут становиться более насыщенными или теплыми по цвету. Совмещая разные глины и добавляя в них пигменты, можно добиться удивительно тонких оттенков. Задымленная игрушка предполагает, что обжиг проводят специальным способом без доступа воздуха — в таких условиях фигурка становится темной.
К середине XIX века почти все жители слободы Гончаровка были заняты разными видами гончарного производства. Одни занимались добычей и привозом глины, другие специализировались на доставке топлива, третьи - на изготовлении свинцовой глазури. Основная часть населения непосредственно занималась созданием большого ассортимента различные изделий повседневной посуды: горшков, кувшинов, крынок, кухликов, банок под варенье, тазков для выпечки пасок, кружек, макитр. Изготавливалась строительная керамика - печные изразцы, трубы, заслоны, цегла, декоративные элементы для украшения домов, декоративные изделия – подсвечники, копилки, фигурные сосуды - все они отличаются величавостью, богатством орнамента и скульптурой отделки.
При обжиге получался черепок тёплого красно-коричневого оттенка. В качестве украшения использовалось узорное процарапывание, волнистые линии, текстовые и цветочно-орнаментальные налепы из белой глины. Отличительной особенностью изделий являлось их выполнение в виде глазурованных сосудов, стилизованных под фигурки животных и птиц. Каждый образ несет в себе значение: баран - богатство, казак на баране - мужество, мощь; был и уникальный, нигде в промыслах не повторяющийся символ - ваза для трав и цветов «Троицкий петух».
Глиняная свистулька «Петушок» вылеплена в ХХ веке из красной глины, в традиции суджанского промысла. Ее сделал потомственный гончар из Курска Юрий Спесивцев. Их можно было встретить в разных городах России и за ее пределами — даже в Сирии или Афганистане.
Глиняные игрушки, как правило, лепились к определенным датам. Важнейшим праздником у курских гончаров был день Святого Георгия (или Юрия). Его отмечали по старому стилю 23 апреля. Это был радостный и веселый праздник: жители устраивали большие шумные ярмарки, где продавали посуду и звонкие свистульки. С этого же дня мастера и перекупщики начинали развозить изделия по базарам. Кроме того, они ездили по деревням и меняли глиняную посуду на зерно, овощи и другие продукты.
В гончарном цехе почитались также праздники Рождества Христова, Рождества Богородицы, Вознесения, Успения, Троицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Торжественно отмечался праздник Пасхи и вся Пасхальная неделя, любили и неделю от Рождества до Крещения. К празднику Сорока мучеников Севастийских — 9 марта по старому стилю — лепили глиняных «сорок», «голубей», «птичек». Ими торговали возле храмов вместе с пирогами, поляницами, пряниками и калачами, а также изделиями из теста в виде тех же «сорок».
Создал Спесивцев и "Корову" свистульку. Он вылепил совсем небольшую фигурку, которая легко помещается в руке. Автор не стал вытягивать игрушке ножки с копытами. Гладкое туловище коровки — это камера-резонатор для свистка, по бокам видны отверстия-лады. На шею коровы художник поместил фигурку человека. Всадник держит животное за отчетливо выступающие рога. Туловище и ноги наездника аккуратно приглажены к корпусу игрушки, они сливаются с основным объемом коровы. Вся фигура человека очень условна: мастер сделал ей совсем маленькую голову и глаза-дырочки. Глаза и ноздри коровки также отмечены отверстиями.
Изделия Юрия Спесивцева отличаются особой цельностью образов: он создает лаконичные и очень выразительные игрушки, в которых нет лишних деталей.
В XX веке традиционный суджанский промысел переживает, как и большинство российских промыслов, кризис. Производство традиционной Суджанской керамики прекратилось, но былая слава гончаров жила в памяти многих людей.
В 1992 году предпринимается попытка возродить старинный гончарный промысел. В центре города Суджа, впервые в Курской области, при отделе культуры были открыты производственные мастерские. Гончарное производство, получив новое дыхание, стало развиваться по двум направлениям: декоративно-прикладное, представленное сувенирной керамикой, и традиционное – изготовление посуды и свистулек.
Мастер Ольга Несмачная уверена, что и традиционная глиняная игрушка, и её современный художественный образ, это всё «ветви» одного мощного ремесленного древа, традиции которого корнями уходят глубоко в эпохи. А за сочетанием традиций и авторской задумки виднеется большое будущее суджанской игрушки.
Источники: https://dzen.ru/a/XK7jHLru7QC5WNVK?ysclid=m0nl1yvutg33133338
https://vk.com/wall-38732984_4372?ysclid=m0nl1vk8rb79402812
22.10.2024 в 12:00
Выставка "2 Петра" доступна в музее до 15 января 2025 года. А мы рады познакомить вас с циклом сказок, которые были написаны к выставке.
КАК ПЕТР ПЕТРОВИЧ ОСТАНОВИЛ ПОЕЗД
АВТОР: КУТЕЙНИКОВА АНАСТАСИЯ
Петр Петрович долгое время занимался строительством в России железных дорог, причём одна из линий прошла рядом с его усадьбой. Тогда там ещё не было станции, ни полустанка, ни разъезда, где могли бы останавливаться поезда. До ближайшей станции, Раненбурга, всё ещё приходилось ехать сорок вёрст.
Как-то раз Император пригласил Петра Петровича во дворец, чтобы наградить за службу и открытия, а заодно и обсудить новые проекты. Пётр Петрович в силу своей скромности никогда не выпрашивал для себя ни чинов, ни поблажек: он лишь с благодарностью принял орден, украшенный золотом и бриллиантами. Зато от Государя не укрылось, что тот, кто строит железные дороги, сам вынужден делать огромный крюк на пути до станции. Как говорится, «сапожник ходит без сапог».
— Вы сможете останавливать поезд рядом со своей усадьбой: я лично отдам распоряжение в железнодорожное ведомство.
В то время чтобы остановить поезд, нужно было встать рядом с железнодорожными путями в условленном месте и махать вверх-вниз красным платком, а ночью — фонарём. Чтобы сойти с поезда, пассажир должен был обратиться к начальнику поезда, который знал все места, где такие остановки были разрешены. Надо ли говорить, как счастливы теперь были Пётр Петрович и его супруга!
Вскоре Петра Петровича вызвали телеграммой из Рязанки в Петербург на срочное заседание Государственного Совета. Ближайший поезд проходил мимо усадьбы уже ночью, поэтому слуга, сопровождавший Петра Петровича, прихватил фонарь.
Вскоре послышался гудок, потом пыхтение паровоза и стук колёс. Наконец вдали показался тусклый огонь керосиновой лампы на паровозе. Слуга, как положено, стал махать фонарём, но тут его ручка сломалась, фонарь упал наземь и разбился о камни. Что делать? Поезд всё ближе, но без фонаря машинист не заметит сигнала об остановке, и Петр Петрович не успеет на совещание. В следующую секунду учёного посетила идея. Он снял с мундира новый орден, и, зажав его в руке, продолжил семафорить. Лампа паровоза светила всего на несколько десятков шагов, но даже слабых лучей хватило, чтобы машинист заметил блеск ордена издалека. Поезд остановился, Пётр Петрович вернул награду на место и поспешил в вагон. Так великий учёный показал, что если награда получена за реальные дела, то даже от её блеска будет прок.
18.10.2024 в 12:00
Теневой театр. Мы много рассказывали про историю этого вида театра в разных странах и про его историю в обще, но есть у этого вида театра уникальная способность - он доступен всем, достаточно лишь приглушить свет и найти светлую стену или ткань. Именно для такого и была создана известная в СССР брошюра «Тeни» 1942 гoдa.