Экспозиция «Искусство второй половины ХХ века: От Пикассо до Янкилевского» впервые в России объединяет в одном пространстве произведения западных и отечественных художников этого времени. Она состоит из работ, подаренных коллекционерами и авторами, участвовавшими в выставках Русского музея.
Репрезентативен корпус персоналий, включающий самые значительные фигуры, самые громкие имена, такие как Пабло Пикассо, Йозеф Бойс, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Том Вессельман, Джордж Сигал, Джеймс Розенквист, Клас Ольденбург, Роберт Раушенберг, Сай Твомбли, Ансельм Кифер, Йорг Иммендорф, Джонатан Борофски, Джефф Кунс, Илья Кабаков и другие.
Экспозиция отражает основные художественные направления и стратегии, на лучших образцах знакомя зрителя с поп-артом («Руины» Роя Лихтенштейна, «Портрет П. Людвига» Энди Уорхола, «Банановое мороженое на дегустации» Класа Ольденбурга и др.) и гиперреализмом («Закусочная» Ральфа Гоингса), немецким неоэкспрессионизмом («Бутылка и орел» Георга Базелица, «Стиль: Эвридика» Маркуса Люперца, «Стулья» Йорга Иммендорфа, «Большой железный кулак Германии» Ансельма Кифера) и неоклассицизмом («Мадонна» Клаудио Браво), концептуальным искусством («Сад» Ильи Кабакова).
Собрание демонстрирует появление в современном искусстве новых видов и жанров, методов и технологий: «Человек в пространстве Y 2589394» Джонатана Борофски — живопись, написанная на холсте нетрадиционной формы, «Снегурочка» А. Р. Пенка — трансформирующаяся мягкая скульптура, «Моника» Тома Вессельмана — монументальный рисунок из стали, выполненный при помощи лазера, «Шкаф Ильи» Игоря Макаревича и «Триптих № 14. Памяти отца» Владимира Янкилевского — ассамбляжи, объединяющие реальные бытовые вещи (так называемые «найденные объекты» — found objects) и живопись.
Ярче и полнее всего в экспозиции показаны два мощных явления западного искусства. Это американский поп-арт – самое радикальное направление 1960-х годов, и немецкий неоэкспрессионизм, вернувший в 1980-х гг. актуальность живописи, а также сам остро дискуссионный феномен «немецкого» в немецком искусстве. Широко представлена абстракция, родившаяся в начале ХХ века и до сих пор не утратившая своей актуальности. Отдельное внимание уделено русским художникам, в основном из круга московского концептуализма, и мастерам Восточной Европы, чьи произведения редко встречаются в отечественных художественных собраниях.