Облачно  +1…+2°C
Вход Добавить на сайт
7 апреля 2015 г. 19:15 1265 Литература

Ник Монтфорт: "Чтобы понимать цифровую поэзию, не нужно быть IТ-специалистами"

В Петербурге с 2 по 12 апреля впервые проходит фестиваль "Поэтика цифровых технологий". Peterburg2.ru побывал на мастер-классе Ника Монтфорта, профессора цифровых медиа MIT (Массачусетский технологический институт), и попытался понять, что же представляет из себя цифровая литература. И будучи гуманитарием до мозга костей, даже попробовал самостоятельно создать поэтический генератор в программе кодов Python.


 

Если вам кажется, что цифровые технологии понятны только программистам, а литературные произведения — гуманитариям, то вы ошибаетесь. Так как если объединить эти два понятия в одно, то получится как раз та самая идея фестиваля "Поэтика цифровых технологий" — попытка осмыслить, как влияют цифровые технологии на искусство и на нас самих, вне зависимости от того, филологическая ты дева или наоборот.

На мастер-классе Ника Монтфорта всем участникам было предложено создать поэтические генераторы, то есть программы, которые на основе существующих программных кодов в Python комбинируют слова в литературном произведении так, как этого хочет автор. Каждый раз получается новое прочтение произведения, новый смысл. Ведь где-то строчки опускаются, где-то они чередуются в ином порядке, а где-то концы фраз и вовсе смешиваются друг с другом. Peterburg2.ru попробовал создать собственные стохастические (греч. "случайные") тексты. Для этого надо было отобрать существительные из "Малыша и Карлсона" и после нехитрой подстановки кодов запустить программу. 

Получилось с одной стороны развлечение (гуманитарий почувствовал себя программистом, ведь на экране происходило движение замиксованных строчек), с другой стороны, иногда в этих строчках возникали неожиданные глубокие смыслы, а это уже претендует на искусство. Выглядело это примерно так:


О том, что из себя представляет цифровая поэзия и в чём её сильные стороны, Peterburg2.ru спросил лично у Ника Монтфорта:

Судя по сегодняшнему мастер-классу, мне показалось, что цифровая поэзия, это больше развлечение, интерактив, чем искусство. Это так?

Честно говоря, то, что я сегодня показывал, мало имеет как таковой интерактивности. Но вообще цифровая поэзия как раз таки имеет преимущество в том, что она не статична, её постоянно окружает динамика, движение, которые создаются путём визуальных эффектов или специальных программ, как мы использовали сегодня.

То есть, когда мы говорим о цифровой поэзии, то подразумеваем технологии, а не искусство?

Нет. Возьмём процесс фотографирования. Экспозиция, выдержка, а раньше ещё и обработка фотографий в специальной фотолаборатории. Технология? Да. Но с другой стороны, создание фотографии — искусство? Безусловно. Так и с цифровой поэзией.

Но ведь мы больше времени тратим на то, чтобы создать программу, посмотреть, как она трансформирует литературное произведение. Получается, что мы не вносим каких-либо новых идей, не создаём новое произведение, а просто исследуем то, что есть, экспериментируя с ним?

Это так. Но ведь в этом и заключается смысл. Мы ИССЛЕДУЕМ литературу, просто используя современные технологии. Наблюдаем, как ведёт себя язык, если фраза построится по-другому, как изменится восприятие текста.

Тогда возникает вопрос, что же всё-таки такое цифровая поэзия?

Я предпочитаю использовать термин computational literature (вычислительная литература). Для меня это в своём роде исследование текстов. Программы — это не просто контейнеры, это инструмент для изучения, как функционирует язык, насколько отличается его использование в digital-сфере от повседневности. Проводя эксперименты с поэзией, мы получаем различные перспективы, открываем новое видение произведения. Это очень интересно.

А вам не кажется, что такие эксперименты доступны только тем людям, которые обладают навыками программирования? Получается, что цифровая поэзия элитарна?

Нет, очень многие люди, которые занимаются этим всем, не являются IT-специалистами. Да, безусловно, надо обладать какими-то примитивными навыками работы с программами, но вы не должны быть профессионалом в этой области.

Вам не надо знать в совершенстве язык программирования и быть подковным в теории компьютерных технологий. Потому что программы, которые используют для цифровой поэзии, это далеко не научные знания. Миллионы людей учатся работать на компьютерах, но они это делают не как учёные, а как обычные пользователи: напечатать, посмотреть что-то в Интернете.

Опять приведу пример с фотографией. Мы делаем снимки наших друзей и родственников, разве для этого нужно быть профессиональным фотографом? Нет, нам вполне хватает базовых навыков. Я хочу сказать, что вы не должны обладать специальными знаниями, чтобы воспринимать цифровую поэзию. Единственное, что имея таковые знания, вы можете быть продюсерами вычислительной литературы и самостоятельно управлять ею и направлять в то русло, в которое хотите именно вы.

С чего начать людям, которые заинтересовались таким явлением как цифровая поэзия?

Сегодня на мастер-классе я вам показал на примере моей страницы, где собраны различные программы для исследования литературных текстов, как можно работать и что из этого получается. А вообще Интернет даёт нам огромную возможность для исследований, ведь это так просто: копируешь чей-нибудь программный код, вставляешь к себе и начинаешь экспериментировать, создавать что-то своё.

А это не будет плагиатом?

Нет, конечно. Это просто последовательность написанных кодов. А вы уже сами наполняете программу литратурным содержанием. И исследуете-исследуете-исследуете.

Автор: Светлана Корнева, Фото - Владимир Петров, Крис Болл
Александринский театр. Новая сцена, Образовательная программа фестиваля "101. Поэтика цифровых технологий" на Галерной 58-60, Чтение поэтических генераторов на английском и русском языках (Фестиваль 101), Фестиваль "101. Поэтика цифровых технологий". Новая сцена Александринского театра, Фестиваль "101. Поэтика цифровых технологий". Ленинград Центр
Комментарии пользователей
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 



Статьи по теме
Рассказ Сергея Носова Рассказ Сергея Носова "Купался Керенский" из сборника "Школьные воспоминания: мой урок литературы" В издательстве АСТ вышел новый сборник серии "Народная книга", который объединил воспоминания известных писателей и лучшие истории, присланные на конкурс Корпорации "Российский учебник". К Дню учителю публикуем рассказ петербургского писателя Сергея Носова "Купался Керенский"....
Главное в Петербурге
Показать еще
Добавьте первый концерт абонемента "Музыка революции: два цвета времени" в свой календарь, а Большой зал Филармонии им. Д.Д. Шостаковича в любимое место. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит 2 билета на концерт 27 октября.

Правильно отвечайте на вопросы викторины и получите возможность выиграть 2 билета на концерт IMANY, который состоится 31 октября в клубе A2 Green Concert.