Июнь 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
23242526272829
30123456
78910111213

18+


7 апреля 2015 г. 19:15

2649

Автор: Светлана Корнева, Фото - Владимир Петров, Крис Болл

Ник Монтфорт: "Чтобы понимать цифровую поэзию, не нужно быть IТ-специалистами"

В Петербурге с 2 по 12 апреля впервые проходит фестиваль "Поэтика цифровых технологий". Peterburg2.ru побывал на мастер-классе Ника Монтфорта, профессора цифровых медиа MIT (Массачусетский технологический институт), и попытался понять, что же представляет из себя цифровая литература. И будучи гуманитарием до мозга костей, даже попробовал самостоятельно создать поэтический генератор в программе кодов Python.

Если вам кажется, что цифровые технологии понятны только программистам, а литературные произведения — гуманитариям, то вы ошибаетесь. Так как если объединить эти два понятия в одно, то получится как раз та самая идея фестиваля "Поэтика цифровых технологий" — попытка осмыслить, как влияют цифровые технологии на искусство и на нас самих, вне зависимости от того, филологическая ты дева или наоборот.

На мастер-классе Ника Монтфорта всем участникам было предложено создать поэтические генераторы, то есть программы, которые на основе существующих программных кодов в Python комбинируют слова в литературном произведении так, как этого хочет автор. Каждый раз получается новое прочтение произведения, новый смысл. Ведь где-то строчки опускаются, где-то они чередуются в ином порядке, а где-то концы фраз и вовсе смешиваются друг с другом. Peterburg2.ru попробовал создать собственные стохастические (греч. "случайные") тексты. Для этого надо было отобрать существительные из "Малыша и Карлсона" и после нехитрой подстановки кодов запустить программу. 

Получилось с одной стороны развлечение (гуманитарий почувствовал себя программистом, ведь на экране происходило движение замиксованных строчек), с другой стороны, иногда в этих строчках возникали неожиданные глубокие смыслы, а это уже претендует на искусство. Выглядело это примерно так:


О том, что из себя представляет цифровая поэзия и в чём её сильные стороны, Peterburg2.ru спросил лично у Ника Монтфорта:

Судя по сегодняшнему мастер-классу, мне показалось, что цифровая поэзия, это больше развлечение, интерактив, чем искусство. Это так?

Честно говоря, то, что я сегодня показывал, мало имеет как таковой интерактивности. Но вообще цифровая поэзия как раз таки имеет преимущество в том, что она не статична, её постоянно окружает динамика, движение, которые создаются путём визуальных эффектов или специальных программ, как мы использовали сегодня.

То есть, когда мы говорим о цифровой поэзии, то подразумеваем технологии, а не искусство?

Нет. Возьмём процесс фотографирования. Экспозиция, выдержка, а раньше ещё и обработка фотографий в специальной фотолаборатории. Технология? Да. Но с другой стороны, создание фотографии — искусство? Безусловно. Так и с цифровой поэзией.

Но ведь мы больше времени тратим на то, чтобы создать программу, посмотреть, как она трансформирует литературное произведение. Получается, что мы не вносим каких-либо новых идей, не создаём новое произведение, а просто исследуем то, что есть, экспериментируя с ним?

Это так. Но ведь в этом и заключается смысл. Мы ИССЛЕДУЕМ литературу, просто используя современные технологии. Наблюдаем, как ведёт себя язык, если фраза построится по-другому, как изменится восприятие текста.

Тогда возникает вопрос, что же всё-таки такое цифровая поэзия?

Я предпочитаю использовать термин computational literature (вычислительная литература). Для меня это в своём роде исследование текстов. Программы — это не просто контейнеры, это инструмент для изучения, как функционирует язык, насколько отличается его использование в digital-сфере от повседневности. Проводя эксперименты с поэзией, мы получаем различные перспективы, открываем новое видение произведения. Это очень интересно.

А вам не кажется, что такие эксперименты доступны только тем людям, которые обладают навыками программирования? Получается, что цифровая поэзия элитарна?

Нет, очень многие люди, которые занимаются этим всем, не являются IT-специалистами. Да, безусловно, надо обладать какими-то примитивными навыками работы с программами, но вы не должны быть профессионалом в этой области.

Вам не надо знать в совершенстве язык программирования и быть подковным в теории компьютерных технологий. Потому что программы, которые используют для цифровой поэзии, это далеко не научные знания. Миллионы людей учатся работать на компьютерах, но они это делают не как учёные, а как обычные пользователи: напечатать, посмотреть что-то в Интернете.

Опять приведу пример с фотографией. Мы делаем снимки наших друзей и родственников, разве для этого нужно быть профессиональным фотографом? Нет, нам вполне хватает базовых навыков. Я хочу сказать, что вы не должны обладать специальными знаниями, чтобы воспринимать цифровую поэзию. Единственное, что имея таковые знания, вы можете быть продюсерами вычислительной литературы и самостоятельно управлять ею и направлять в то русло, в которое хотите именно вы.

С чего начать людям, которые заинтересовались таким явлением как цифровая поэзия?

Сегодня на мастер-классе я вам показал на примере моей страницы, где собраны различные программы для исследования литературных текстов, как можно работать и что из этого получается. А вообще Интернет даёт нам огромную возможность для исследований, ведь это так просто: копируешь чей-нибудь программный код, вставляешь к себе и начинаешь экспериментировать, создавать что-то своё.

А это не будет плагиатом?

Нет, конечно. Это просто последовательность написанных кодов. А вы уже сами наполняете программу литратурным содержанием. И исследуете-исследуете-исследуете.

Всё в Дзене и ВК. Лучшее - в Телеге и E-mail рассылке. Архив - категории: Литература


 
Новая сцена Александринского театра, Образовательная программа фестиваля "101. Поэтика цифровых технологий" на Галерной 58-60, Чтение поэтических генераторов на английском и русском языках (Фестиваль 101), Фестиваль "101. Поэтика цифровых технологий". Новая сцена Александринского театра, Фестиваль "101. Поэтика цифровых технологий". Ленинград Центр
Статьи по теме
Популярный нон-фикшн: самые читаемые книги этой зимы Популярный нон-фикшн: самые читаемые книги этой зимы Peterburg2 разобрался, какие произведения были популярны в январе этого года. ...
В память о классике: как в 2025 году пройдёт День памяти Фёдора Достоевского В память о классике: как в 2025 году пройдёт День памяти Фёдора Достоевского В Северной столице 9 февраля 2025 будут отмечать День памяти одного известного русского писателя, мыслителя, философа и публициста Федора Михайловича Достоевского. В этом году исполняется 144 года со дня его смерти – 9 февраля 1881 года. Peterburg2 рассказывает о памятных мероприятиях в Северной столице...
Пушкин снова в моде: мероприятия к 225-летию поэта в Петербурге Пушкин снова в моде: мероприятия к 225-летию поэта в Петербурге В этом году Петербург отмечает 225-летие Александра Сергеевича Пушкина. Городские учреждения культуры подготовили разнообразные мероприятия, включая театральные постановки, литературные чтения, фестивали и выставки, которые помогут взглянуть на поэта и его творчество по-новому. Рассказываем, как можно...
Читаем о Пушкине: 3 книги, которые по-новому раскроют «наше все» Читаем о Пушкине: 3 книги, которые по-новому раскроют «наше все» 6 июня отмечается Пушкинский день, приуроченный к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Его произведения читал каждый из нас, а вот много ли мы знаем о нем самом? Вместе с петербургским Домом книги собрали интересные книги, посвященные поэту....
Съесть печеных яблок, прогуляться в халате по парку и посетить спектакль: 7 главных пушкинских мест в Петербурге Съесть печеных яблок, прогуляться в халате по парку и посетить спектакль: 7 главных пушкинских мест в Петербурге В Петербурге находится более двух десятков мест, которые можно смело назвать «пушкинскими», ведь «наше все» жил и творил в этом городе и успел, так сказать, наследить. Здесь он учился, гулял в любимом парке, навещал своих друзей, посещал пабы и с удовольствием появлялся на спектаклях в театре. Погиб...
5 главных книжных новинок весны: от постапокалиптического триллера до истории речного флота 5 главных книжных новинок весны: от постапокалиптического триллера до истории речного флота Весна 2024 года порадовала любителей литературы целым букетом ярких новинок в различных жанрах. Узнали у петербургского «Дома Книги», что модно читать в этом сезоне....

Рекомендованы для посещения Петербургом2
Главные концерты в Санкт-ПетербургеГлавные концерты в Санкт-Петербурге Ленинградский зоопарк Ленинградский зоопаркStandUp вечеринки в центре ПетербургаStandUp вечеринки в центре ПетербургаЭкстремальные аттракционы, лабиринты и захватывающие квестыЭкстремальные аттракционы, лабиринты и захватывающие квесты


Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю

Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.