8949
Выставка «Тетрадь / печатает…»: визуальная журналистика о том, что создает нашу реальность
Выставка «Тетрадь / печатает…» проходила в пространстве «Цех» Севкабель Порта с 22 февраля по 2 марта 2022 года. Студенты вузов Санкт-Петербурга, приглашенные художники, режиссёры и дизайнеры представляли тетради, инсталляции, мультимедиа-проекты. В каждой из работ зрители могли увидеть то, что формирует реальность.
(Источник фото: https://vk.com/tetradio)
Выставки проекта «Тетрадь» проходят ежегодно в течение девяти лет. Работы участников представляют собой причудливое соединение текстов, фотографий, графиков, которое приглашает зрителей к диалогу и интерпретации, размышлениям о значимых социальных проблемах. Организатор и куратор выставки – Павел Хан, старший преподаватель Кафедры визуальной журналистики в СПбГУ.
Подробнее о выставке «Тетрадь / печатает…» рассказала студентка третьего курса Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Юлия Ларичева. На выставке она представила тетрадь «Близко». Это многостраничник, где Юлия рассказала об искренности, чувстве отчужденности и страхе осуждения.
— Как появилось название выставки – «печатает…»?
— Сначала все авторы придумывали названия. За несколько дней набралось около двух тысяч вариантов. Затем мы вместе голосовали за лучший вариант. Хотелось выбрать понятное, привычное слово, в которое, тем не менее, каждый сможет вложить свой смысл. Остановились на «печатает». Это слово мы видим каждый день, когда переписываемся в соцсетях или мессенджерах и ждём ответа от собеседника. Но тема выставки не исчерпывалась проблемами виртуального общения. Наши работы – о тех мыслях, идеях, действиях, которые мы «впечатываем» в нашу жизнь. Судя по тому, какие разные тетради были представлены на выставке, у каждого автора эти мысли уникальные – и при этом они близки многим.
— Что, по твоему мнению, подталкивает студентов к участию в выставке?
— Думаю, это отличный опыт журналистской работы. Каждый участник выбирает тему, осмысляет её, решает, с какой стороны к ней подойти. Затем проводит интервью и опросы, изучает тексты, выходившие в СМИ, анализирует результаты исследований. После делает выводы и рассказывает о них методами визуальной журналистики – уникальной комбинацией слов и изображений.
Однако, я решила создать тетрадь и представить её на выставке отнюдь не из-за возможности получить ценный опыт. Для меня творчество – это лучший способ анализировать табуированные темы. Или осмыслять травматичный опыт из прошлого – например, расстройство пищевого поведения. Я чувствую, что мне нужно это делать, потому что благодаря моей тетради кто-то узнает о проблемах, с которыми сталкиваются сотни людей. А кто-то услышит утешающее послание: «Не переживайте, вы не одни в этой борьбе».
— Расскажи о «Близко». Какие идеи ты хотела выразить в этой работе?
— Где-то полгода назад я поняла, что меня часто одолевает странное чувство – стремление к искренности, смешанное со страхом осуждения. И мне захотелось создать тетрадь, на страницах которой я смогу честно рассказать о том, что меня волнует. Показать себя настоящую, со всеми сомнениями и боязнями. Так подобрать фотографии, слова, цвета, образы, чтобы любой зритель услышал моё признание: «Вот я. Реальный человек. С болью и страхом, смехом и воспоминаниями. С навязчивыми вопросами и увлечениями. Держи кружку с горячим чаем, давай немного поговорим?».
(Источник фото: https://vk.com/tetradio)
— Как именно ты пыталась передать это сложное ощущение?
— Честно говоря, у меня не было никакого чёткого плана. Поэтому в «Близко» нет определенной структуры, главной идеи, понятной всем. Когда пытаюсь рассчитать, где какая фотография будет лучше смотреться, картинка получается красивая, но ненастоящая. Не про меня. А иногда снимки сами собой складываются именно в тот коллаж, который я хотела видеть.
Например, в «Близко» есть разворот с фотографиями разных размеров. Этим странным сочетанием снимков я хотела подчеркнуть: всё в жизни непрерывно движется. Сливается воедино, потом снова разъединяется, и так до бесконечности.
— А что означают руки на обложке?
— Это напоминание о том, что мы каждый день отправляем сообщения и с трепетом ждём ответа, воображая, что же напишет собеседник. А ещё изображение на обложке — попытка передать чувство неизвестности, ощущение тумана, который временами меня окутывает. Туман рассеивается, когда я привожу в порядок мысли, осознаю, что в жизни реально, что — выдумано. А лучший способ понять, есть что-то на самом деле или нет — протянуть руку. Прикоснуться.
— Какой образ, запечатлённый на страницах, вызывает у тебя самые яркие эмоции?
— Думаю, виниловая пластинка на одном из разворотов. Это особенная история. Некоторые люди при жизни решают превратить свой прах в виниловую пластинку. Я решила задать читателям вопрос: «Какую песню вы бы записали на пластинку из своего праха?» Затронула тему смерти. О ней многим, и мне в том числе, тяжело говорить. Но часто мысли, от которых мы обычно стараемся избавиться, могут по-настоящему изменить мировоззрение. А я бы хотела, чтобы моя работа не только нравилась людям, но и меняла их, заставляла думать, размышлять.
— Что ты чувствуешь сейчас, когда работа сделана?
— Огромную радость. 22 февраля, в первый день выставки, я наблюдала за тем, как люди брали в руки тетрадь, рассматривали развороты. Некоторые даже разглядывали последнюю страницу и начинали перелистывать тетрадь! Для меня это было неожиданно и безумно приятно.
Я действительно счастлива, что мне удалось представить свою работу на выставке «Тетрадь / печатает…». Уверена: каждый автор был максимально честным и поделился со зрителями частицей себя, своего понимания современного мира. Искренность – главная ценность нашего проекта. И именно она для меня особенно важна.
(Источник фото: https://vk.com/tetradio)
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Петербурженка рассказала, что ей не понравилось в Ереване
NЮ, группа «Фрукты» и шоу «Женский форум»: куда пойти в Петербурге 22 – 28 ноября
Как с выгодой для бюджета поддержать здоровье в период холодов
Отведать зомби на вкус и зависнуть с Чуваком: заведения Петербурга по мотивам кинофильмов (18+)
Культура победила квадроберов: институт Пушкина выбрал слово 2024 года
Для здоровья, а не для ужаса: как правильно ходить в баню