Пасмурно  сильный дождь  +15…+15°C
Вход Добавить на сайт
Афиша СПб / Материалы / В поисках выхода к воде: интервью с создателями проекта WATERFRONT

19 сентября 2017 г. 12:00 1441 Город Культура

В поисках выхода к воде: интервью с создателями проекта WATERFRONT

21 сентября на территории Порта "Севкабель" откроется выставка-исследование WATERFRONT, главный вопрос которой — какими должны быть современные города у воды, их набережные и насколько близость воды меняет качество жизни горожан. В преддверии открытия мы поговорили с куратором выставки Дмитрием Пиликиным и продюсером проекта Альбиной Мотор о том, как реализуется концепция "жизни на воде" в Петербурге и других странах.

Читать нас в Яндекс.Новостях

Участники проекта WATERFRONT

Расскажите о подготовке проекта WATERFRONT, о путешествии по Северным странам, в которое отправились художники.

Д.П.: В программе "Недели Северных стран" традиционно много событий, но Датский институт культуры определяет нашу выставку и конференцию как хедлайнеров фестиваля и это, конечно, налагает дополнительную ответственность. Мы начали обсуждать проект еще в марте-апреле. Он изначально планировался из двух последовательных стадий. В июне группа из десяти петербургских художников, а также два арт-активиста из Мурманска и Архангельска совершили исследовательскую поездку в Хельсинки и Копенгаген. Там были организованы встречи с городским чиновниками, которые курируют проблему развития прибрежных зон, а так же городскими активистами: экологами, общественными деятелями, учителями, художниками.

Наверное, у вас возникает вопрос, почему для этих встреч были выбраны именно художники? Но это только в представлении обывателя художник – это некто рисующий пейзажи на пленэре, а на деле, современный художник активно реагирует на события, происходящие в обществе. Другое дело, что хороший художник никогда не создает сиюминутных иллюстраций к текущим событиям. Скорее это более широкие и вневременные визуальные метафоры, которые работают гораздо действеннее, нежели плакатные агитки.

Я, как куратор, пригласил к участию тех художников, с которыми уже сотрудничал в других проектах и, поэтому, знаю диапазон их возможностей, как и знаю, что то, что они делают, вписывается в общую концепцию проекта. Большая часть из этих художников известна ценителям современного искусства, более того, они даже обременены различными титулами и наградами. Но главное, конечно, не это. Главное, что они способны придумать и реализовать довольно интересные и оригинальные проекты.

Альбина Мотор

А.М.: Waterfront — это часть большого проекта с громоздким названием "Экология и культура — укрепляя сотрудничество Северных стран и России в сфере защиты окружающей среды". Поскольку идея выставки-исследования родилась из урбанистической повестки "качество жизни человека в городе на воде", то для того, чтобы углубиться в контекст развития прибрежных пространств, мы с художниками съездили в ознакомительную поездку в Хельсинки и Копенгаген. И это была не туристическая поездка, а настоящая командировка, обмен опытом, где мы встречались с урбанистами, экологами и городскими планировщиками, локальными художниками.

Мы узнавали, как устроен диалог человека и города, обычного горожанина и людей, профессионально ответственных за комфортную среду, с какими проблемами сталкиваются люди, живущие также как и петербуржцы, в северном приморском городе и как их решают. Например, как происходит реконструкция бывших индустриальных территорий, как организуется пляжная инфраструктура, открытые бассейны и сауны прямо в центре города. 

WATERFRONT – не просто выставка, а художественно-урбанистический, исследовательский проект. Конечно, хочется, чтобы идеи художников не остались просто идеями, чтобы к ним прислушались и частично или полностью взяли на вооружение. Как вы считаете, насколько искусство может влияет на среду и развитие городского пространства? Возможно, вы вспомните удачные примеры сотрудничества художников и урбанистов?

Д.П.: Искусство — это универсальный способ выражения невербализуемого опыта, прежде всего опыта эстетического, поэтому оно и является (наряду с религией) одним из главных компонентов культуры. В европейском ареале искусство выступает одним из центральных объектов эстетики как науки, однако искусство отнюдь не ограничивается эстетической сферой. Действенная сила искусства использовалась и используется в самых разных социально-утилитарных целях – религиозных, политических, терапевтических, этических и так далее. С 70-х годов XX столетия в эстетике обозначился деятельностный подход к специфике эстетического. Он исходил из общей ориентации философии на теорию деятельности как на объяснительный принцип всех общественно-исторических явлений. Благодаря принципу деятельности эстетическое стали рассматривать как характеристику не только искусства, но и общественной практики в целом, с точки зрения ее универсальности, значимости для человека, гармонии и соразмерности.

Индустриализация, которая бурно проходила с начала 19 века и была связана с исходом жителей из сельской местности в города, превратила город в особый эстетический феномен. От этого времени у каждого крупного европейского города остался старый индустриальной пояс, который иногда называют "краснокирпичным". Большинство крупных европейских городов уже успели переосмыслить это наследие и найти для него новую функцию, а в Петербурге этот процесс еще только происходит.

Вариант "снести и построить новое" не подходит. И не только потому, что многие объекты промышленной архитектуры, построенные с элементами стиля "модерн", например, являются памятниками архитектуры, но и потому что они, собственно, и создают многообразие истории города, без которой он теряет свою индивидуальность. Объяснить это горячим инноваторам и прагматикам сложно, поэтому тут и нужны художники.

По поводу сотрудничества художников и урбанистов и вообще искусства, вынесенного в городскую среду существует уже даже особый термин – "public art" (искусство в общественном пространстве). Симптоматично, что сам термин родился в США в период Великой Депрессии, когда американцы заметили, что дополнительной мотиваций к унынию является безликость городов, которые сухо функциональны и похожи друг на друга. С той поры существует закон, по которому один процент от капиталовложений в строительство перечисляется на искусство в общественном пространстве.

А.М.: Таких примеров много, из тех, что под рукой, Олафур Элиассон и его мост в Копенгагене. В принципе, практически все известные "звездные" архитекторы это в том числе художники.

"Круглый" мост в Копенганене

Где на ваш взгляд реализована концепция "жизни на воде"? В какой стране, городе? И каким образом?

Д.П.: Страны, уклад жизни которых был тесно связан с водой, были известны еще с античности. Существует даже такой термин "талассократия" от древнегреческого "море и власть". Таким государствами считались или считаются Греция, Византия, Кипр и Крит, государства на Южном берегу Крыма, Северное Причерноморье, Италия (прежде всего, Сицилия, Венеция и Неаполь), Португалия, Испания, Британия. А на востоке и юго-востоке: Османская империя, города на побережье Индии и Китая, архипелаги: Азорские острова, Канарские острова, Мадейра, острова Зелёного мыса, Суматра. В северном регионе и Балтике таковыми являются наши соседи: Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия. Поэтому, их опыт переосмысления береговой линии и вывода портовых служб и судостроительных заводов из исторического центра городов для нас достаточно важен.

Один из важных пунктов в законодательстве балтийских стран определяет как первоочередную — общественную доступность горожан к воде, то есть, береговая линия не может быть закрыта и стать частной территорией, даже если вы построили супер-элитный жилой комплекс.

А.М.: Из тех, что видела я, это безусловно наши северные соседи: Копенгаген и Стокгольм. В Хельсинки стараются развивать прибрежные пространства.

Как вы видите развитие этой концепции в Петербурге? Что можно было изменить в первую очередь? На ваш взгляд.

Д. П.: Строительство Западного скоростного диаметра и интенсификация технологии "намыва" новых территорий уже изменили "морской фасад" города. Появились обзорные точки береговой линии, которых раньше просто не существовало, а город со стороны Петродворца читается в новой "раме", которую составили как эстакады скоростного диаметра, так и башня Газпрома в Лахте. И это уже свершившийся факт. При этом, большинство зон на побережье либо по-прежнему закрыты заводами и портовыми службами, либо находятся в стадии бурной реконструкции. Мне кажется, что важно при планировании учесть опыт наших соседей и обязательно оставить все побережье отрытым для горожан. Мы же видим, что оно, например, в зоне пассажирского морского порта уже активно застраивается элитным жильем и, зная о тенденциях в нашем обществе, опасаемся насколько эти территории будут открыты?

Порт Севкабель, где будет проходить выставка, можно отнести к примеру развития концепции "жизни на воде"? Рассматривали ли вы еще какие-либо варианты пространств для проведения выставки? Или Севкабель сразу показался наиболее выигрышным? Насколько важную роль играет пространство для прочтения арт-объектов?

Д.П.: Так как концепция нашего проекта развёрнута к новому взгляду на развитие прибрежных территорий, то мы искали наиболее оптимальное место, которое бы подошло для такой выставки. И нашли его на заводе "Севкабель", который решил превратить часть своей исторической заводской территории, выходящей прямо на берег Финского залива, недалеко от устья Невы, в открытую для горожан креативную площадку для культурного отдыха и развлечений. Там работает отличная команда, и я вижу, какие громадные изменения там произошли с мая месяца.

Так получается, что это пространство открывается нашей выставкой. И зритель, который туда попадет, получит целый спектр возможностей на выбор. Это и участие в двухдневной конференции, куда приедут урбанисты из скандинавских стран, и концерт Санкт-Петербургского импровизационного оркестра на открытии, и сама выставка и уникальная возможность отдохнуть на побережье с видом на воду, где уже разбит удобный деревянный настил и зеленая лужайка.

Проект развития Порта "Севкабель"

История и фактура заводского цеха, как и самого завода, построенного в 19 веке как завод "Сименс и Гальске", конечно, создает мощный и увлекательный контекст. В процесс подготовки к проекту я изучал как историю завода, так и всего старого промышленного района на Кожевенной линии, который даже имеет собственное историческое название "Чекуши". Еще в мае первым этапом проекта стала, подготовленная мной, экскурсия по заводу и микрорайону, где я рассказывал об истории этого места. Ну, и часть объектов художников, заимствует некоторые элементы, которые мы нашли прямо на заводе. То есть, они уже стали частью искусства.

А.М.: Можно ли отнести к примеру развития концепции "жизни на воде" "Севкабель"? По крайней мере такая интенция у девелоперов "Севкабеля"  есть, что из этого получится — посмотрим. Критериев же выбора площадки для выставки было несколько: необычное и большое выставочное пространство с выходом к большой воде. Сначала мы думали сделать выставку на "Взморье", но потом Алексей Онацко предложил "Севкабель", нам это место и планы на его развитие понравились.

Что станет продолжением проекта WATERFRONT? Как планируется работать с результатами исследований и обсуждений?

Д.П.: Кроме проектов художников, специально для выставки мы с Ильей Давыдовым готовим видеофильм, в котором беседуем с горожанами, которые уже активно используют воду и морское побережье.

Это скай-серферы, саб-серферы, байдарочники, владельцы судов, жители Васильевского острова и района Лахты, а также муниципалы — Служба спасения и Водоканал. И эти встречи показали нам, что изменения уже идут и Петербург меняет свой способ взаимоотношений с морским взморьем. Это изменение связано не только с переосмыслением старых промышленных зон, но и действиями самих жителей, которые уже сами активно ищут выход к воде.

На выставке мы показываем два видефильма. Первый посвящен путешествию художников в Хельсинки и Копенгаген и тем встречам и открытиям, которые там были сделаны, а второй — Петербургу и его жителям. На выставке они разнесены на нескольких экранах, но мы планируем так же собрать и единый документ. Фильм отлично иллюстрирует те процессы, которые сегодня происходят в нашем родном городе.

А.М.: Надеюсь, что наш проект сделает свой вклад в публичную дискуссию о праве горожанина на воду, возможно, даже станет триггером для запуска проектов, связанных с прибрежным пространством, вдохновит людей на более активное обживание набережных, развитие "водной" культуры. Мы планируем развивать проект, скорее всего в урбанистическом ключе, возможно, в ближайшем будущем художники будут что-то делать для новых прекрасных петербургских набережных.

Автор: Илья Давыдов (фото)
Выставка-исследование Waterfront
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Лагерь Высотного города Лагерь Высотного городаМаякШкола креативных индустрий МаякКотоваськаПарк развлечений КотоваськаШкола Бенуа Школа Бенуа

Комментарии пользователей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 



Статьи по теме
Самые необычные и красивые граффити на улицах Петербурга Самые необычные и красивые граффити на улицах Петербурга Эрмитажные картины во дворах-колодцах, огромные брандмауэры с шедеврами живописи, виды Франции и Италии – рассказываем о секретных местах, где можно найти самые крутые граффити и арт-объекты Петербурга!...
Главное в Петербурге
Показать еще
Добавьте концерт "Музыка кино" в свой календарь. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит билеты на концерт 29 августа на крыше Roof Place.

Каникулы продолжаются! Правильно отвечайте на вопросы викторины и получите возможность выиграть сертификат-путевку "родитель+ребенок" в пансионат "Балтиец".