Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+


21 марта 2024 г. 16:16
С фото

8448

Автор: Светлана Мельникова, доктор искусствоведения

«Война и мир»: надо жить!

Студенты мастерской н. а. РФ Анны Алексахиной Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения играют сегодня «Войну и мир» по роману Л.Н. Толстого. Играют второй (и последний, к сожалению) сезон при переполненном зрительном зале.

Учебный спектакль будущих актеров всегда можно опознать по ограниченному сценическому ресурсу – легким намекам на декорации, редким элементам и деталям исторических костюмов. Но ни один зритель не предъявит претензии к вынужденному лаконизму, потому что достоинство студенческих постановок – в их животворящей энергии, внятном посыле современному зрителю и неслыханной щедрости в дарении эмоций. Такие спектакли запоминаются навсегда, при том, что они по природе своей недолговечны: учатся студенты – живет постановка. Короткий ее век и обеспечивает особую яркость и особенность сценического высказывания.

театр

Учебный театр "По Правде"

Студенты мастерской н. а. РФ Анны Алексахиной Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения играют сегодня «Войну и мир» по роману Л.Н. Толстого. Играют  второй (и последний, к сожалению) сезон при переполненном зрительном зале. Нечастое явление в контексте восприятия молодой аудитории, гораздо более склонной к современной драматургии и узнаваемому разговорному языку, к иным ритмам и обертонам. А тут – роман-гигант, многолистное произведение, испещренное огромными текстами, писанными по-французски, лексика XIX века…

Собственно, с этой оценки и начинается спектакль. На экране крупные планы юных артистов, выдающих свои первые реакции на известие о начале работы над толстовской эпопеей. Ни у одного из них не было ранее подлинного контакта с великим текстом: чрезмерно много слов и страниц, слишком много героев, чересчур много французского.

И словно по мановению чьей-то властной руки эти лица появляются в пределах сценического пространства, но уже в иной ипостаси. Они теперь – герои романа о войне и мире. В условном пространстве, в костюмах, стилизованных под исторические, они заполняют сцену - и начинается чудо. Абсолютно современные молодые люди, органично присвоив себе текст толстовских персонажей (можно только представить, сколь велик был труд их наставников!), начинают говорить с залом. Без барьеров и преград. Сотворено это с помощью выразительных средств, доступных современному актеру, - пластики, мимики, жеста, танца, пантомимы в контексте свободы пребывания в мизансцене, подлинного взаимодействия актеров в каждой сцене, быстроты и остроты реакций, увязанных с глубокими смыслами постановки.

В центре трехактной истории войны и мира – Пьер Безухов (Сергей Филипович). Высокий, тонкий, с огромными, удивленными глазами, прикрытыми большими круглыми очками (такие носят нынче часто), он напоминает подростка, который и смущается оттого, что водится с сорванцами, и кайфует от этого. Именно он становится проводником в  лабиринт спектакля, его глазами мы увидим и мир, и войну. Пьер спектакль начнет, он же его и завершит – только совсем другим человеком. От начальной восторженности не остается и следа. Прикосновение к войне, к страданию, к судьбе целой страны сделает его взрослее и мудрее. Опыт поколения он принимает как опыт философский, позволяющий человеку искать опору в себе. «Человек сотворен для счастья, счастье в нем самом», - произносит он в слезах, но без истерики.

Учебный театр

Учебный театр "По Правде"

Как выжить в злую годину, как не потерять себя, не разувериться и не изменить самому себе? Именно об этом постановка, над которой в течение года работали мастер курса Анна Алексахина и педагоги Сергей Каргин, Александр Крымов и Надежда Андрианова. Сценическая композиция выстроена вокруг Пьера. Именно он объединяет и четыре семейства. Вот граф Ростов в обаятельном исполнении Егора Шиманского, который не нуждается в гриме, поскольку явил густую краску патернализма в голосе, походке, способе общения с родней, а она для для него и тыл, и смысл, и судьба. А у Георгия Ефанова в роли старого князя Болконского – седой парик на голове, во втором акте всклокоченный, и сам он дикий, почти безумный. Внутренняя ярость доведена до предела, все свершается не его по воле,  противореча его пониманию мироустройства. А прилизанный князь Курагин (Даниил Ходунов), отец двух аморальных детей (пластически точно и выразительно сыгранных  Анастасией Стукловой и Юрием Щегорецом), которым что война, что мир – все одно.

Князь Андрей Болконский (Богдан Коршунов) - графичен, чуть угловат, подтянут и словно изначально приговорен, неяркий отсвет смерти на его фигуре ощутим и трагичен.

Не менее хороши в актерской палитре этого спектакля исполнительницы женских ролей: Наташа (Алиса Рейфер),  Соня (Ана Стоянович), Марья (Полина Жукова), Лиза (Эмилия Акберова), Марья Дмитриевна (Вера Петрова). Без них теряет краски мир и с ними находит свой тыл война.

Спектакль поразительно современен и нужен молодому зрителю как воздух. Он помогает обретать смысл бытия, сближает с бессмертной классикой, отвечая на самые актуальные вопросы.  Троекратные видеовключения актеров меняют соотношения смыслов: наивные в начале, озадаченные в середине и умудренные опытом в финале, актеры явили эволюцию собственного сознания, свой рост на материале бессмертного и вечно юного, как оказалось, романа.

Три часа смеха, слез, затаенного дыхания, раздумий. Спектакль заканчивается массовой сценой: все герои в черном на сцене, перед ними – Пьер Безухов, мучительно думающий вместе с нами вслух. А на экране позади актеров – воздушная сцена белого бала: герои с улыбкой проносятся мимо нас в беззаботном вальсе. Потому что и то, и другое – жизнь.

Подпишитесь на Дзен, ВК. Самое важное, но редко - в еженедельной рассылке и Телеге.
Архив - категории: Литература Студенты Театр

Статьи по теме
Пластический Шекспир, магия Гарри Поттера и «Призрак оперы»: куда пойти в Петербурге 17 – 23 марта Пластический Шекспир, магия Гарри Поттера и «Призрак оперы»: куда пойти в Петербурге 17 – 23 марта Снова на календаре четверг, а это значит, что можно немного расслабиться и помечтать о концертах, вечеринках и спектаклях, на которые вы отправитесь в ближайшие дни. Выбор, как и всегда на Peterburg2, большой: выступления групп «Каспийский груз» и Uma2rman, концерты в джаз-клубе и стендап-вечеринки,...
Кто ищет, тот всегда найдет: как получить по Пушкинской карте в пять раз больше положенного Кто ищет, тот всегда найдет: как получить по Пушкинской карте в пять раз больше положенного Подарок государства для молодежи в виде Пушкинской карты оказался с подвохом в виде целого списка ограничений. Каких именно? И можно ли их обойти? ...
Бесы, призраки и сломанные носы: Кирилл Нагиев рассказал о закулисье актёрской профессии Бесы, призраки и сломанные носы: Кирилл Нагиев рассказал о закулисье актёрской профессии Уже сегодня, 9 сентября, стартовал новый театральный сезон шоу «Вернувшиеся» в Особняке на Дворцовой набережной, 20. В постановке Мигеля по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения» играет актёр театра и кино Кирилл Нагиев. Peterburg2 узнал у артиста, что прячут зрители под масками, поговорил о «Бесах»...
Страсти на сцене: в Петербурге покажут спектакль Страсти на сцене: в Петербурге покажут спектакль "Прозрачные краски" О героях пьесы и о том, чем может поступиться человек ради страстей, рассказали участники спектакля: Иван Ожогин, Мурад Султаниязов, Наталья Мартынова, Сергей Худяков и Зинаида Некрасова....
Дарина Якунина: Дарина Якунина: "Совместное чтение – это не повинность перед сном" 26 ноября "Книжный театр" откроет новый сезон 2016/2017 спектаклем-чтением по книге Губерта Ширнека "Медведь в своем репертуаре" на сцене театра "Кукольный формат". Книгу прочитает Сергей Друзьяк, актер кино и театра, телеведущий. В преддверии спектакля мы поговорили с Дариной Якуниной, основателем издательства...
Ярмарка Port Art Fair, концерт HammAli & Navai и День Манула: куда пойти в Петербурге 19 – 25 апреля Ярмарка Port Art Fair, концерт HammAli & Navai и День Манула: куда пойти в Петербурге 19 – 25 апреля Нам предстоит очередная насыщенная событиями неделя. Глаза буквально разбегаются, ведь нужно успеть потанцевать на концертах HammAli & Navai, LASCALA и «Инкогнито», научиться рисовать на фестивале Wake Up Day, познакомиться с современным искусством на Port Art Fair и увидеть премьеру шоу «История в отеле»...

Рекомендованы для посещения Петербургом2
IT ресторан ИгристыеIT ресторан ИгристыеСамый большой музей любви и эротики 18+Самый большой музей любви и эротики 18+ Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеГосударственный музей-заповедник ГатчинаГосударственный музей-заповедник ГатчинаСамый большой фуд-корт в Санкт-ПетербургеСамый большой фуд-корт в Санкт-Петербурге


Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю