Алхимия. Кто не слышал о философском камне, пятом элементе, необходимом не только для получения золота из обыкновенного металла, но и для создания эликсира вечной молодости и бессмертия? Кто хоть раз не представлял себе старого алхимика в мантии, склонившегося в отчаянии над ретортами? До сих пор нас увлекают легенды о превращении железа в золото, о создании маленького человечка (гомункулуса) в обыкновенной пробирке. И хотя эта древняя наука, или, как еще называют алхимию, герметическое искусство, фактически давно прекратила своё существован…ие, но и сегодня каждый из нас не раз соприкасался с многочисленными и противоречивыми образами, рождавшимися на протяжении столетий в загадочных лабораториях, под покровом ночи и тайны.
У многих алхимия ассоциируется с термином «лженаука»: ведь способ превращения металлов в золото так и не получен, а эликсира жизни до сих пор не существует. Тем не менее, следы её можно отыскать как в науке, так и в искусстве нашего времени. Современный психолог возьмёт в качестве наглядного примера работы человеческого мозга образ гомункулуса. Романтичный образ бессонного старца, разгадывающего секрет «Tabula Smaragdina», знаменитой «Изумрудной Скрижали», киносценарист с удовольствием включит в сюжет очередного фэнтези. Современный химик припомнит, что именно алхимикам он обязан оснащением своей лаборатории, пусть и усовершенствованным. Кстати, само слово «лаборатория» нам тоже подарили алхимики, девиз которых – «Ora et labora» («Молись и трудись»). Нужно заметить, что некоторые алхимики молились не только Богу. Так, например, небезызвестный доктор Иоганн Фауст (прототип Фауста Гёте), алхимик и чернокнижник, живший в 16 веке, по рассказам очевидцев своим зятем называл Мефистофеля… Сами алхимики называли своё занятие то искусством, то наукой: Artiste - химик; artifex - искусник, ремесленник; но artisan - художник (и тоже ремесленник). Алхимия всегда была связана с таинственными непонятными символами и визуальными образами. Достаточно вспомнить, например, издание «Splendor Solis» ( «Сияние Солнца»,1582 г.) Соломона Трисмозина, где в иллюстрациях в образной форме изложена история и суть алхимических знаний. По мнению некоторых искусствоведов и работы знаменитого Иеронима Босха (1450-1516) воплощают алхимико-герметические видения.
А как же обстоит дело сейчас? Ведь, как мы уже говорили, многочисленные интерпретации алхимии существуют как в сознании современного человека, так и в качестве живых фрагментов нашей реальности. Мы всё также продолжаем пытаться создавать гомункулуса, пусть не в пробирке, а в виде искусственного интеллекта, способного выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. Мы стремимся к получению рецепта бессмертия, например, при помощи клонирования. Куда же ведёт человечество этот путь, тёмный, неизведанный, начало которого затерялось в глубине веков, там, где когда-то появилась алхимия? Какие образы рождаются в головах и душах современных художников в контексте актуального восприятия этой древней науки? Или всё-таки лженауки? Или вообще не науки, а своеобразного культурного явления, объединяющего философские взгляды, практические знания и мифологическое сознание?
Ответить на эти вопросы позволит выставка «АЛХИМИЯ: по дороге к гомункулусу», где будут представлены произведения современной скульптуры и живописи, арт-объекты, видео-арт, интерактивные инсталляции и опыты. Экспозиция не только расскажет о старинном ремесле и миросозерцании алхимиков, но и предложит задуматься о настоящем и будущем человечества. Посетители выставки в буквальном смысле окажутся в фантазийной лаборатории, где в окружении неповторимых произведений искусства узнают интересные факты и легенды о жизни знаменитых алхимиков всех времён и стран, познакомятся с волшебными рецептами и заклинаниями, смогут поучаствовать в увлекательном квесте, и многое другое.