В программе концерта 12 ноября соседствуют скрипичные концерты А. Вивальди (1678 – 1741) и И.С. Баха (1685 – 1750) – великих композиторов, титанов эпохи барокко.
Творческое наследие Вивальди охватывает более 700 названий, в том числе 465 инструментальных концертов. Именно Вивальди выработал структуру и тематизм позднебарочного трехчастного сольного концерта. Смысл трехчастной композиции концертов Вивальди лежит в русле общеэстетической концепции эпохи барокко, делившей мир человека как бы на три ипостаси: Действие – Созерцание – Игра.
Творчество Вивальди оказало колоссальное влияние на его младшего современника. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых разных произведениях Баха. Руководством для молодого Баха служили новаторские скрипичные концерты Вивальди, которые Бах перекладывал для клавира. Он тщательно изучал логику музыкального развития в вивальдиевских концертах. Переработка сугубо скрипичных, не соответствующих особенностям клавира музыкальных построений научила Баха искусству композиции, обусловила усиление инструментально-виртуозного характера баховского тематизма. Новый для клавирной музыки жанр концерта, создателем которого справедливо считается И.С. Бах, возник на основе переложений для клавира итальянских скрипичных концертов (в первую очередь – Вивальди). Интересно, что почти все баховские клавирные концерты первоначально были созданы как скрипичные, а уже затем перекладывались им для клавира.
Российский ансамбль старинной музыки «Musica Antiqua Russica». Руководитель и солист – Владимир Шуляковский. Ансамбль объединил ведущих отечественных исполнителей музыки XVII-XVIII вв. на исторических инструментах. На его концертах обрела новое звучание музыка русских композиторов XVIII века, долгое время находившаяся невостребованной в архивах северной столицы. Кроме того, коллектив с самого начала своего существования стал первым исполнителем в России целого ряда сочинений западноевропейских мастеров эпохи барокко. При этом сфера творческих интересов музыкантов не ограничивается только редко звучащими инструментальными сочинениями. Наряду с концертами А.Вивальди, баховским «Искусством фуги» и «Музыкальным приношением» коллектив в расширенном составе исполняет мотеты Д. Бортнянского, оды Г. Перселла, кантаты Г.Ф. Телемана и И.С. Баха, оперы К. Монтеверди и Д. Блоу, духовную музыку А. Пярта.
Концертная деятельность ансамбля весьма разнообразна: от просветительских концертов перед школьниками до выступлений в честь Королевы Великобритании Елизаветы II, а гастрольные маршруты лежат от Сибири до Африки и от США до столиц большей части европейских держав. Коллектив, в частности, приглашался на Пасхальный фестиваль в Мадрид, на фестиваль Санта-Крус (Валидолид), Фестивали старинной музыки в Регенсбурге (Германия), Брежице (Словения), Таллинне, Вильянди и Хаапсалу (Эстония), Сарагосе, Кадисе и Малаге (Испания), Вильнюсе (Литва), а также Москве и Новосибирске. Также ансамбль выступал на фестивалях русской музыки в Энсхеде (Голландия), Каламазу (США), Мюнхене (Германия).