Храм св. Станислава огласится звуками органа и мандолины. Сочетание этих двух инструментов имеет под собой глубокие корни.
Мандолина — небольшой струнный щипковый инструмент, изначально — разновидность лютни, универсального инструмента эпох Ренессанса и барокко, способного выполнять как аккомпанирующую, так и солирующую роль. Впоследствии, когда в XVIII веке лютня ушла в прошлое, оставшись признаком «старинной» музыки, мандолине удалось сохранить свою актуальность. Ее конструкция испытала ряд преобразований на протяжении XVIII-XIX веков, и к началу XX века ее модифицированный вариант обрел небывалую популярность.
Более того, лютня на законных основаниях звучала в церкви. Мартин Лютер в «Застольных беседах» рассказывал о том, как ему пришлось служить мессу под аккомпанемент лютни в деревне под Эрфуртом за неимением органа. Программа концерта также пройдет «путь» от высокой церковной музыки XVIII века до светской концертной XX века.
Откроет концерт музыка И.С. Баха. Прозвучит «Дорийская» Токката и фуга ре минор. Между частями этого цикла прозвучит его хоральная прелюдия «Vater unser» из третьей, «органной» части сборника «Клавирных упражнений» (одно из немногих опубликованных при жизни Баха сочинений).
Хоральная прелюдия старшего современника Баха — Георга Бёма — написана на тот же хорал, но в совершенно другой манере. Если Бах поместил cantus firmus («основной напев» — мелодия хорала) в верхнем голосе и разнообразил фигурациями аккомпанирующие голоса, то у Бёма наоборот: равномерный аккомпанемент предельно строг, с оттенком шествия, а cantus firmus расцвечен многословной изысканной фигурацией во «французском стиле».
Следующее сочинение — концерт А. Вивальди для лютни, двух скрипок и basso continuo (группа сопровождения, состоящая обычно из низкого мелодического инструмента и аккомпанирующего многоголосного — клавесина или органа). Партию лютни исполнит мандолина, а орган возьмет на себя остальные голоса.
Вивальди был не единственным в Италии автором концертов: помимо него в этом жанре писали Арканджело Корелли, Томмазо Альбинони, Бенедетто и Алессандро Марчелло и др. Концерт для гобоя и струнных последнего был переложен для клавира И.С. Бахом.
Остальные произведения относятся к XX веку. Раффаэле Калаче — один из крупнейших пропагандистов мандолины на рубеже веков. Происходивший из семьи музыкальных мастеров, он посвятил свою жизнь развитию и популяризации этого инструмента. Одной из удивительных страниц его деятельности стали японские гастроли, что всколыхнуло бурный интерес к мандолине и способствовало возникновению мандолинистов в Японии. Музыка одного из них — Хиро Накано — также прозвучит в концерте.
Между оригинальными произведениями будет исполнена одна из величайших музыкальных мистификаций XX века — т.н. «Адажио Альбинони», сочиненное итальянским композитором и ученым Ремо Джадзотто (1910–1998). Творчество Альбинони было одной из его тем изучения, на основании чего он опубликовал «реконструкцию неизвестного ранее сочинения Альбинони», автограф которого якобы погиб в разбомбленной библиотеке Дрездена в 1945 году.