88-летний маэстро Владимир Федосеев и БСО им. П. И. Чайковского не намерены сдаваться непростым обстоятельства в год 75-летия Победы и выступят 1 ноября в Капелле Санкт-Петербурга под эгидой фестиваля «На страже мира». Легендарный дирижер и его прославленный оркестр исполнят в родном для маэстро городе популярные шедевры и редкие сочинения классиков.
Петербургский фестиваль «На страже мира», художественным руководителем которого является Народный артист СССР Владимир Федосеев, — один из самых молодых музыкальных проектов в России — пройдет уже во второй раз. Его программа целиком состоит из русской музыки, совмещая популярную классику XX в. с менее известными сочинениями. Так, в 2019-м наряду с произведениями Гаврилина, Шостаковича и Прокофьева впервые без сокращений прозвучала Симфония «Хроника блокады» Бориса Тищенко.
В Петербурге впервые прозвучит сюита из последней оперы Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». Первооткрывателем этой недооцененной партитуры стал молодой петербургский дирижер и композитор Антон Лубченко, возглавляющий оргкомитет Фестиваля. Восстановив партитуру по рукописям, он уже десятилетие неустанно пропагандирует ее красоты: первым со дня написания поставил эту оперу без купюр на сцене, осуществил ее полную запись, получившую международную премию «Чистый звук». Из симфонических фрагментов оперы дирижер составил сюиту и впервые исполнил ее во Франции в 2012 году. Особенной яркостью отличается «Румба», которую по сюжету танцует Маресьев. Это единственное обращение Прокофьева к джазу. Композитор испытывал антипатию ко всем «легким» жанрам в музыке. Но, очевидно, в 1948 году уже невыездной Прокофьев таким образом вспоминал об американском периоде своей жизни... Сюиту из «Повести...» вместе с фрагментами собственной музыки к фильму «Три дня до весны» о жизни блокадного Ленинграда представит за дирижерским пультом Антон Лубченко.
Несмотря на свою «молодость», музыка к «Трем дням до весны» режиссера Александра Касаткина за четыре года успела снискать известность. В киноленте она звучит в исполнении оркестра Мариинского театра. Позже ставший знаменитым «Ленинградский вальс» из этого фильма исполняли другие признанные коллективы: Симфонический оркестр Лейпцигского радио, Московский оркестр «Русская филармония», оркестр Михайловского театра. Его включали в свой репертуар такие дирижеры, как Кристиан Ярви, Массимо Занетти, Фабио Мастранжело. Теперь увенчанную этим вальсом сюиту петербуржцы услышат в неподражаемом звучании «федосеевцев».
Сочинения Лубченко и Прокофьева включены в программу Фестиваля в связи с 75-летием Победы ― одной из знаковых дат, которым посвящен проект, обе партитуры прозвучат под управлением Антона Лубченко. Надо отметить, что, несмотря на петербургские творческие корни, музыкант крайне редко сегодня выступает в Петербурге — за последние три года его концерты в нашем городе можно пересчитать по пальцам.
Редким гостем в родном Ленинграде-Петербурге остается и маэстро Владимир Федосеев. Патриарх русской дирижерской школы, народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер БСО им. П. И. Чайковского, маэстро Федосеев начинал профессиональный путь в Ленинградской филармонии по приглашению Евгения Мравинского. Легендарный коллектив, по праву считающийся одним из главных оркестров страны, Владимир Федосеев возглавил в 1974-м, почти полвека назад. Сам же оркестр в этом году отмечает 90-летие — еще один юбилей, значащийся в посвящении Фестиваля.
Особый подарок зрителям — сочинения, ставшие и для маэстро, и для его коллектива визитной карточкой. Записанные на грампластинки в исполнении тогда еще Всесоюзного оркестра радио и телевидения СССР, они постоянно звучали в эфире, а сегодня считаются эталонными. Одно из таких сочинений ― открывающий фестиваль «Маленький триптих» Георгия Свиридова. С композитором, которому в этом году исполняется 105 лет, Владимира Федосеева связывали большая человеческая дружба и тесное сотрудничество: Свиридов зачастую писал в расчете именно на маэстро и его оркестр. Хотя в последние годы появилось немало новых интерпретаций музыки Свиридова, до сих пор право первенства в чистоте исполнения свиридовских партитур безраздельно принадлежит именно «федосеевцам». Завершится вечер шедевром композитора, чье имя стало титульным для прославленного оркестра: под управлением маэстро Федосеева прозвучит составленная им сюита из балета «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского.