В программе две лекции:
"Зачем социологу живопись? Национальная героика США в портретах Джорджа Вашингтона"
Никита Аграновский — выпускник магистратуры факультета Свободных искусств и наук СПбГУ по направлению "Арт-критика", специализируется на изобразительном искусстве США XVIII-ХХ века. Куратор образовательного проекта "Открытые мастерские" в сфере прикладных и визуальных искусств.
Живопись – это совершенно особая форма передачи информации. Она как будто бы ничего не навязывает, не говорит напрямую, но как раз этим она исключительно действенна. Именно поэтому в изображениях так удобно прятать идеологию. Это их свойство повсеместно используется сегодня, но вполне ясно понималось и в 18 веке, когда молодые Соединенные Штаты Америки с нуля создавали свою мифологию исключительной нации и воплощали ее в фигуре «отца отечества» — Джорджа Вашингтона. Его образ, служивший иконой американским патриотам в Войне за независимость, возносимый ангелами на небеса после смерти, воспетый наравне с героями Греции и Рима, превращенный в китч и забытый, чтобы неожиданно вернуться актуальным в постмодернистских играх и новой искренности конца ХХ столетия, содержит в себе всю историю трех веков американского социума и дает ключ к ее пониманию.
"Зеркальные нейроны и культурный контекст: как мы воспринимаем и должны воспринимать искусство"
Нина Гавриш — выпускница Европейского Университета по направлению "Визуальные исследования", экскурсовод, лектор, куратор образовательных программ Дома Бенуа.
Испытывали ли вы разочарование в художественных музеях? А ничем не объяснимый восторг? Некоторые предметы искусства воздействуют на нас почти гипнотически и вызывают живой отклик. Другие — оставляют равнодушными и лишь заставляют негодовать от скуки и непонимания. Почему так происходит? Что мы видим, когда смотрим на предмет искусства, и как мы смотрим? Есть ли вообще правильное "смотрение"?
На лекции гости узнают, что же определяет человеческое "ви́дение" искусства, почему иногда мы смотрим, но ничего не видим, и зачем лезть в медицинские трактаты, чтобы понять картину.