Павла Кондратьева и Веру Матюх не связывали брачные узы, хотя и только дружескими их отношения, по-видимому, тоже не были. "Я до сих пор жалею, что Вы не вышли за меня замуж", - пишет Кондратьев Матюх в годы войны. "Мы очень подошли друг другу во всем, и так было до самого конца", — рассказывала в интервью Вера Матюх.
Они встретились на теннисном корте в Ленинграде летом 1931 года, и эта встреча стала длиною в жизнь. Матюх в то время только-только окончила Харьковский художественный институт по мастерской конструктивиста Василия Ермилова, и "на минуточку" приехала посмотреть Ленинград, и осталась навсегда. Павел Кондратьев – красавец, денди из круга обэриутов, уже закончил Академию художеств (учился у Карева, Савинова, Матюшина), прошел через школу Павла Филонова и консультировался у Казимира Малевича.
"Круг Кондратьева", сложившийся в среде ленинградских художников в 1960-е годы, "родом" из довоенного десятилетия. Именно тогда в общении с Матюх проявились наклонности Кондратьева–наставника. Потом война, блокада. Кондратьев ушел на фронт. Матюх спасалась в эвакуации. Но общение не прерывалось.
Можно ли говорить о влиянии Кондратьева на Матюх? С одной стороны, трудно представить Матюх без общения с ним — оно стало частью ее личности как художника. С другой, трудно найти не то что прямые цитаты, но даже "элементы Кондратьева".