Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.
Органная Германия и Вивальди – концерт харизматичной молодой органистки Елены Малевой, недавно ставшей дипломанткой XIII Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева. Великий Иоганн Себастьян Бах предстанет в окружении своих старших современников Букстехуде и Муффата, а также в компании неуемного аббата Антонио Вивальди и продолжателя славных традиций немецкой музыки в 19 веке – Феликса Мендельсона.
Бах, вершина немецкого барокко, совместил в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охватил все существовавшие жанры, кроме оперы. Восхитившись творчеством Антонио Вивальди, он создал целую череду гениальных органных транскрипций его струнных концертов, которые прочно укоренились в репертуаре органистов и вызывают неизменное восхищение публики. Орган – константа баховского творчества. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты.
Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Мы никогда не узнаем, быль это или легенда, что провинциальный небогатый музыкант Бах копил деньги на путешествие в Любек для встречи с Букстехуде и преодолел сотни километров пешком по осенней распутице. Важно, что Букстехуде моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом.
Георг Муффат – интереснейшая фигура. Предки музыканта по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини, служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество – важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций.
Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Самое популярное сочинение Мендельсона для органа – именно цикл из 6 сонат, опубликованный в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. Количество частей варьируется в них от двух до четырех, это темы хоралов, фуги, фантазии. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов.
Органная Германия и Вивальди – топовые сочинения органного репертуара.
Программа:
Дитрих Букстехуде (1637-1707) Прелюдия соль минор BuxWV 148
Георг Муффат (1653-1704) Токката decima
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Трио-соната ре минор BWV 527
Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
Три хоральные обработки Nun komm, der Heiden Heiland BWV 659, BWV 660, BWV 661
Феликс Мендельсон Бартольди (1809-1847) Соната No. 2 до минор op. 65
Иоганн Себастьян Бах – Антонио Вивальди (1678-1741) Концерт ре минор BWV 596
Исполнитель:
Елена Малева, орган