В рамках XXVIII Международного кинофестиваля "Послание к человеку" пройдет Программа кинопоказов "Сопротивление. 1968-2018".
Программа:
16 сентября в 21:30
- «Cinétracts»: №6,2,1, Франция, 1968, 9 мин
Коллективный альманах кинолистовок «Синетрактс» был создан несколькими французскими режиссерами в качестве прямого революционного действия во время событий мая 1968 г. и сразу после него. В проекте приняли участие Годар, Крис Маркер, Ален Рене и другие. Все кинолистовки снимались без звука на черно-белую 16-мм пленку со скоростью 24 кадра в секунду, длина каждой пленки — примерно 30 метров, что равняется 2 минутам 50 секундам экранного времени. Режиссер каждой листовки должен был быть и продюсером, и монтажером и оператором — и снять весь фильм за один день.
- «Актуа 1», Филипп Гаррель, документальный, Франция, 1968, 6 мин.
Фильм долгое время считался утраченным, и лишь недавно Гаррель нашел свои старые негативы. Эта картина, снятая во время парижских протестов мая 1968 г., — коллективная работа, отражающая непосредственный взгляд на события Гарреля и его товарищей — студентов и режиссеров, участвовавших в восстании.
- «Революция – это только начало. Борьба продолжается», реж. Пьер Клеманти, документальный, Франция, 1968, 22 мин.
Наполовину семейный фотоальбом, наполовину кинолистовка, этот фильм был снят в Париже во время майских событий 1968 г. и в Риме, где Пьер Клеманти снимался в фильме Бертолуччи «Партнер». Обнаруженная в 1999 г. в подвале, эта одна из самых красивых и насыщенных работ Клеманти временами напоминает картины Брэкиджа и Эйзенштейна.
- «Слова председателя», реж. Харун Фароки, документальный, ФРГ, 1969, 3 мин.
Идея фильма появилась в связи с протестами против визита шаха Ирана в Западный Берлин 2 июня 1967 г., в ходе которых был застрелян студент Бенно Онезорг. По структуре фильм напоминает рекламный ролик. Метафору в нем следует понимать буквально: слова могут стать оружием. Но в то же время это оружие — бумажное. Оружие испортило визит шаха и его жены — в фильме они ходят с бумажными пакетами на головах с нарисованными лицами. В подобных пакетах во время демонстраций ходили иранские студенты, чтобы их не опознали офицеры САВАК, иранской тайной полиции. В комментариях к фильму Фароки отмечал, что в конце 1960-х гг. зрители высоко оценили фильм. Они понимали, что чрезмерная очевидность может быть формой иронии.
Коллективный альманах кинолистовок «Синетрактс» был создан несколькими французскими режиссерами в качестве прямого революционного действия во время событий мая 1968 г. и сразу после него. В проекте приняли участие Годар, Крис Маркер, Ален Рене и другие. Все кинолистовки снимались без звука на черно-белую 16-мм пленку со скоростью 24 кадра в секунду, длина каждой пленки — примерно 30 метров, что равняется 2 минутам 50 секундам экранного времени. Режиссер каждой листовки должен был быть и продюсером, и монтажером и оператором — и снять весь фильм за один день.
- «Шестой фасад Пентагона», реж. Крис Маркер, Франсуа Рейшенбах, документальный, Франция, 1968, 28 мин.
Фильм двух выдающихся документалистов о пацифистском марше на Пентагон, который был организован в октябре 1967 г. американской молодежью, выступавшей за прекращение Вьетнамской войны. В марше приняли участие американцы, придерживающиеся разных политических позиций: прокоммунистические активисты, аполитичные противники войны, неонацисты, республиканцы, консерваторы... Всего в шествии сторонников мира приняло участие 100 000 человек. Марш стал первой акцией прямого действия, последовавшей за протестами американских студентов у вербовочных пунктов на территории университетов.
- «Июньские беспорядки», реж. Желимир Жилник, документальный, Югославия, 1969, 10 мин.
Фильм документирует студенческие демонстрации в Белграде в июне 1968 г. Значительная часть материала была снята во дворе Дворца капитана Миши (здания факультета философии Белградского университета), в котором собрались студенты и выражавшие свою солидарность с ними известные художники.
- «Станция Синдзюку», реж. Мотохару Джоноути, документальный, Япония, 1974, 15 мин.
Район Синдзюку был эпицентром художественной жизни и политических баталий Токио, где в середине 1960-х гг. регулярно вспыхивали протесты. То, как Джонучи снял и скомпоновал кадры района, не вписывается в рамки документального кино и превращается в нечто гораздо более поэтичное и субъективное, в попытку ухватить хаос места с помощью съемки и монтажа. В 1974 г. Джонучи спроецировал изображения прошлого на себя, едва слышно читающего вдохновленную дадаизмом поэзию. Созданная им какофония изображений и звуков одновременно подпитывает водоворот политического и художественного выражения той эпохи и питается им.
- «Джонсон и Ко. и кампания против бедности», реж. Хартмут Битомски, ФРГ, 1968, 18 мин.
«Можем ли мы сравнить Западный Берлин с Вьетнамом? Есть ли у нас что-то общее? Мы должны вооружиться инструментами познания и присоединиться к эксплуатируемым. Мы должны взять в руки оружие и сражаться. Не мы придумали насилие, насилие придумало нас». Фильм вдохновлен образами немого кино, а его крестными отцами были Брехт и Штрауб.
17 сентября в 22:00
- «Cinétracts»: №31, Франция, 1968, 3 мин.
Коллективный альманах кинолистовок «Синетрактс» был создан несколькими французскими режиссерами в качестве прямого революционного действия во время событий мая 1968 г. и сразу после него. В проекте приняли участие Годар, Крис Маркер, Ален Рене и другие. Все кинолистовки снимались без звука на черно-белую 16-мм пленку со скоростью 24 кадра в секунду, длина каждой пленки — примерно 30 метров, что равняется 2 минутам 50 секундам экранного времени. Режиссер каждой листовки должен был быть и продюсером, и монтажером и оператором — и снять весь фильм за один день.
- «Битва за освобождение Японии: Лето в Санризуке», реж. Синсуке Огава, документальный, Япония, 1968, 108 мин.
В 1968 студенты и рабочие по всему миру восставали против властей. В японской провинции Нарита крестьяне из деревни Санризука выступили с протестами против строительства нового международного аэропорта Токио, так как этот проект был утвержден без учета замечаний и без согласия местных жителей. Это первый из семи фильмов наритского цикла, снятых первый «Ogawa Productions» в течение восьми лет. Во время съемок этого цикла Синсуке Огава и «Ogawa Productions» выработали свой метод съемки — жить среди людей, которых снимаешь.
18 сентября в 21:40
- «Cinétracts»: №4, Франция, 1968, 3 мин.
Коллективный альманах кинолистовок «Синетрактс» был создан несколькими французскими режиссерами в качестве прямого революционного действия во время событий мая 1968 г. и сразу после него. В проекте приняли участие Годар, Крис Маркер, Ален Рене и другие. Все кинолистовки снимались без звука на черно-белую 16-мм пленку со скоростью 24 кадра в секунду, длина каждой пленки — примерно 30 метров, что равняется 2 минутам 50 секундам экранного времени. Режиссер каждой листовки должен был быть и продюсером, и монтажером и оператором — и снять весь фильм за один день.
- «Штурмуя небеса», реж. Франческо Мунци, документальный, Италия, 2016, 72 мин.
Фильм полностью состоит из архивных документальных материалов и рассказывает об итальянской молодежи, участвовавшей во внепарламентских политических баталиях 1967–77 гг., ее мечтах, страсти, насилии и противостоянии закону в борьбе за революционные идеи. Подобно музыкальному произведению, фильм разделен на три части, каждая из которых имеет собственный характер и выражает чувства, которые мы испытываем сегодня по отношению к событиям тех лет. Исторические сведения режиссер соединяет с воспоминаниями, оставляя место как для рефлексии, так и для желания перемен.
19 сентября в 22:00
- «Cinétracts»: №4, Франция, 1968, 3 мин.
Коллективный альманах кинолистовок «Синетрактс» был создан несколькими французскими режиссерами в качестве прямого революционного действия во время событий мая 1968 г. и сразу после него. В проекте приняли участие Годар, Крис Маркер, Ален Рене и другие. Все кинолистовки снимались без звука на черно-белую 16-мм пленку со скоростью 24 кадра в секунду, длина каждой пленки — примерно 30 метров, что равняется 2 минутам 50 секундам экранного времени. Режиссер каждой листовки должен был быть и продюсером, и монтажером и оператором — и снять весь фильм за один день.
- «Всё в порядке», реж. Жан-Люк Годар, Жан-Пьер Горен, игровой, Франция, 1972, 95 мин.
События фильма разворачиваются в 1972 г. В центре сюжета— забастовка на колбасной фабрике, свидетелями которой становятся американская журналистка (Джейн Фонда) и ее муж, некогда популярный режиссер «новой волны» (Ив Монтан) Используя многообразные приемы остранения, Годар и Горен (выступавшие под именем группы «Дзига Вертов») вскрывают структуры общества, кино, любви и революции, схематично описывая логику классовой борьбы во Франции после майских событий 1968 г. «Все в порядке» — один из ярчайших примеров знаменитой максимы Годара: «Снимать не политическое кино, а кино политически».