При всем разнообразии творческих индивидуальностей молодых живописцев – 150 участников выставки, их работы сближает уважительное отношение к традиции как прочной основе обретения самостоятельного пути в пространстве современного искусства. Особенно значимым здесь представляется сохранение авторитета реалистической школы, понимание ее колоссального творческого потенциала, выступающего залогом неразрывной связи современности и прошлого. С другой стороны, само понятие традиции раскрывается в живописном разделе экспозиции разными своими гранями.
Ведущее место в экспозиции принадлежит пейзажу. Проходя школу композиционного пейзажа или импрессионистически свободной трактовки натурного мотива, молодые художники вновь подтверждают своими работами актуальность образных завоеваний русского и западноевропейского пейзажа середины XIX - начала XX веков. Вместе с тем суровая красота и приглушенная гамма русского севера, равно как и яркие, насыщенные, наполненные солнечной энергией краски крымского и средиземноморского ландшафта могут быть увидены и переданы по-разному.
Образ северной столицы раскрывается разными, подчас неожиданными своими гранями. Узорочье решетчатой ограды моста под снегопадом предстает как сказочное видение, очертания зданий и куполов соборов тают в мягком весеннем тумане или в пространстве дождливого дня, а дома, обрамляющие набережную, будто отражаются в кривом зеркале... И лишь агрессивная настойчивость рекламных объявлений возвращает нас к прозе жизни окраин современного мегаполиса.
Индивидуальность модели раскрывается каждым из молодых авторов по-разному, в зависимости от того, что можно назвать концепцией духовного мира личности. Для авторов сюжетных работ, как правило, важен смысловой контекст запечатленного события, когда пейзажная или интерьерная среда принимает действенное участие в раскрытии содержания картины.
Руслан Бахтияров. Секция искусствоведения и критики СХ