На рубеже XIX и XX веков коллекции драгоценностей петербургской знати ничуть не уступали императорской.
Помимо прославленных собраний Юсуповых, Строгановых, Шереметевых, высоко ценились великокняжеские «музеи», существенная часть которых позднее поступила в Эрмитаж. На выставке представлено несколько предметов из коллекции произведений искусства великого князя Сергея Александровича, четвертого сына Александра II и императрицы Марии Александровны, лишь в некоторой степени характеризующие его собирательскую деятельность и интересы.
Великий князь Сергей Александрович (29 апреля 1857 – 4 февраля 1905) был четвертым сыном Александра II и императрицы Марии Александровны. В 1882 году он стал одним из инициаторов создания Императорского Православного Палестинского общества, которое возглавлял до самой смерти. В 1894 году Сергей Александрович стал членом Государственного Совета, а в 1896 – командующим войсками Московского военного округа. 14 февраля 1905 года великий князь трагически погиб от бомбы революционера-эсера.
Жестокое и циничное убийство определило появление образа мученика, невинной жертвы, который сложился в исторических и биографических публикациях о Сергее Александровиче в дореволюционный период. Этому также способствовала его репутация непреклонного монархиста, защитника традиционных ценностей и ярого противника революционных теорий. После 1917 года ситуация в корне изменилась: был сформирован негативный образ князя как бездарного и высокомерно-циничного, оголтелого реакционера. В советский период выходили исторические исследования, где личность великого князя оценивалась довольно объективно, но только в постперестроечное время его фигура стала привлекать пристальное внимание ученых; в науку были введены его дневники и переписка, мемуары приближенных лиц.
Государственный Эрмитаж и Императорское Православное Палестинское общество связывают давние партнёрские и дружеские отношения. В память об основателе и первом председателе общества музей и открывает эту выставку.
Традиционное для Романовых меценатство и коллекционирование не обошло Сергея Александровича стороной. В начале 1880-х годов великий князь часто посещал Италию и особенно долго находился во Флоренции, где и приобретал значимые произведения искусства. Среди них, к примеру, мраморный рельеф с изображением Мадонны с младенцем (Италия, XV век). Большой заслугой Сергея Александровича стало приобретение для Эрмитажа в 1883 году уникальной фрески фра Анджелико «Мадонна на троне со святыми Домиником и Фомой Аквинским». В настоящее время она является одним из самых значимых произведений в эрмитажном собрании итальянской живописи XV века. Обе работы сейчас представлены на постоянной экспозиции музея.
Особый раздел личной коллекции Сергея Александровича представляли художественные миниатюры и предметы декоративно-прикладного искусства. Некоторые из них были связаны с его семьёй, историческими лицами или событиями, интересовавшими князя. Другие привлекли его внимание своей редкостью или высоким уровнем исполнения. Эта часть великокняжеского собрания будет показана единым комплексом на выставке впервые.
На экспозиции представлены двадцать предметов, большая часть которых – табакерки. Они отличаются значительным разнообразием: это и фигурные (например, в форме мопса), и прямоугольные, сочетающие несколько техник работы по золоту и серебру. Особо следует выделить табакерку работы Карла Хелфрида Барбе, сплошь покрытую эмалевым ромбовидным орнаментом, и украшенные портретами коробочки. В состав выставки также войдут медальоны, выполненные в разной манере и технике. Например, портрет Екатерины II, изготовленный на английской фирме Веджвуд из яшмовой массы, и камейный портрет Александра I, вырезанный из сардоникса, вероятно, французским мастером. Стоит отметить, что представленные на экспозиции изделия лишь в некоторой степени характеризуют собирательскую деятельность и интересы великого князя Сергия Александровича.
Куратор выставки – Ольга Григорьевна Костюк, заведующая Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа. К выставке подготовлена иллюстрированная брошюра (издательство Государственного Эрмитажа, 2020). Авторы текста – О. Г. Костюк, Ю. А. Пятницкий.
Выставка проходит в фойе Эрмитажного театра.