С 12 по 27 июля 2024 года в Санкт-Петербурге пройдет XIII Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера – всем».
Фестиваль состоится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Организаторами проекта выступают Санкт-Петербургский государственный Музыкальный театр им. Ф.И.Шаляпина и Некоммерческое партнерство «XXI век». Спонсор фестиваля – ПАО «Банк «Санкт-Петербург».
Музыкальный руководитель фестиваля – Фабио Мастранджело, арт-директор – Виктор Высоцкий. Фестиваль представит шедевры оперной классики под открытым небом в красивейших архитектурных ансамблях Санкт-Петербурга и пригородов.
Откроется фестиваль по традиции в самом сердце Санкт-Петербурга на Соборной площади Петропавловской крепости в День святых апостолов Петра и Павла 12 июля (начало в 20.00) оперой Н.А. Римского – Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Это одно из самых величественных творений в русской оперной школе наряду с «Жизнью за царя» Глинки и «Борисом Годуновым» Мусоргского. «Китеж» может считаться символом русского национального духа. Это уникальный случай во всей истории русской оперы - опера-легенда, опера-мистерия. Основная мысль произведения: подвиг во имя Отечества угоден Богу. Пострадавшие за него - праведники. Музыка оперы полна лирических красот, содержит яркие драматические сцены конфликта с инородной татарской силой. Выдающимся памятником русской литературы является также либретто оперы, написанное Владимиром Бельским, мастерски стилизованное под былинно-летописный древний сказ. «Легенда о невидимом граде Китеже» несмотря на сюжетную опору на заволжские сказания и житие Святых Петра и Февронии Муромских символически вписывается в петербургский текст русской культуры. Парадизом, то есть райской обителью называл Петр Великий основанную им новую столицу России, и в параллель к райскому Китежу, как к особой отечественной святыне мы относимся и к городу Санкт-Петербургу. Поэтому естественной выглядит исполнение этой оперы Римского-Корсакова на Соборной площади Петропавловской крепости. В оформлении сцены будут использованы мотивы древнерусской архитектуры и природы с намеком на стилистику иконописи и игрушки. Корона из солнечных лучей на заднем плане сцены напоминает нам о небесном свете и о святости главных героев легенды. Кроме того, эта конструкция является обрамлением для экрана, впервые используемого в качестве задника на спектаклях фестиваля.
Постановка будет реализована в формате digital opera – оперы цифровой эпохи с использованием мультимедийных средств.
Оркестр Музыкального театра им. Ф.И.Шаляпина «Северная Симфония»,
дирижер Фабио Мастранджело, режиссер-постановщик Виктор Высоцкий,
художник-постановщик – Юлия Гольцова, балетмейстер – Константин Чувашев. Хор Музыкального театра имени Ф.И.Шаляпина, хормейстер – Лев Дунаев и Концертный хор Санкт-Петербурга, художественный руководитель заслуженный артист России Владимир Беглецов.
Продолжится фестиваль 17 июля (среда, начало в 19.00) постановкой популярной оперы итальянского композитора Россини «Итальянка в Алжире». Опера будет представлена на Елагином острове перед Елагиноостровским дворцом. «Итальянка в Алжире» принадлежит к числу одной из самых известных в жанре комической оперы. Используя классический сюжет пленения европейской женщины каким-либо из государств Востока, композитор создает целую галерею ярких комических характерных образов и выстраивает веселую комедию положений. «Европы баловень, Орфей» - по определению А.С.Пушкина, Россини порадует в этой опере зрителя запоминающимися ариями, стремительными огненными ансамблями, великолепной увертюрой. Милая европейской культуре ситуация противопоставления культур Запада и Востока проявляется в «Итальянке» Россини сквозь призму любования восточной экзотикой и сопровождается яркой декоративностью. Оперы Россини были одними из самых любимых в репертуаре итальянской труппы Петербурга в первой четверти 19 века. К этому времени как раз и относится Елагиноостровский дворец, строение петербургского земляка и современника Россини, чье имя даже звучит похоже - Карло Росси. Фасад дворца станет прекрасным ландшафтно-архитектурным задником спектакля. Сцена будет решена в стилистике восточного дворика с фонтаном, ориентальными рисунками и подвижными ширмами.
Музыкальный руководитель постановки и дирижер Николай Хондзинский, режиссер-постановщик Даниил Дмитриев, художник-постановщик – Юлия Гольцова, балетмейстер – Алиса Шикина. Хор Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, хормейстер – Павел Теплов.
21 июля фестиваль расширит свою географию и покажет не сходящую со сцен оперных театров мира великолепную оперу Сен-Санса «Самсон и Далила» в Гатчине на плацу перед Гатчинским дворцом (начало в 17.00). Опера в романтическом ключе интерпретирует библейский сюжет о подвиге назорея Самсона из Книги Царств. Образ Самсона имеет для русской культуры двойное значение: кроме изначального ветхозаветного в системе эмблематики эпохи Петра Великого он символизировал еще и мощь Российской империи. Знаменитая скульптура фонтана Самсон в Петергофе - самый яркий пример. Кроме того, Самсоном называет Феофан Прокопович первого русского императора в своем знаменитом «Слове на погребение Петра Великого». Так же, как и первая опера фестиваля «Сказание о невидимом граде Китеже», драматургия оперы Сен-Санса строится на конфликте подлинной и ложной веры. Опера «Самсон и Далила» - одна из самых репертуарных в мире. Её своеобразие и привлекательность заключается в богатстве мелодического материала арий, большинство из которых прочно вошли в список оперных шлягеров, постоянно исполняемых в концертах, а также в масштабности массовых хоровых сцен. Плац перед фасадом Гатчинского дворца выбран в силу суровой аскетичности архитектуры, что соответствует характеру содержания оперы. В концепции режиссера-постановщика действие оперы Сен-Санса переносится в эпоху гонений на первохристиан и первых христианских страстотерпцев, чьи мучения за веру включались в систему зрелищ на аренах древнеримских амфитеатров. С этим связано и оформление спектакля. В декорациях будут использованы узнаваемые элементы архитектуры древнего Рима – амфитеатр, колонны, каменная кладка, что в свою очередь будет перекликаться с дворцовым фасадом, на фоне которого развернется действие оперы.
Оркестр Музыкального театра им. Ф.И.Шаляпина «Северная Симфония»,
дирижер Фабио Мастранджело, режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств РФ Георгий Исаакян, художник-постановщик – Юлия Гольцова, балетмейстер – Сергей Нарышев. Хоровая коллегия Санкт-Петербурга, художественный руководитель Николай Романов.
Завершится фестиваль 27 июля (суббота, начало в 20.00) показом шедевра Чайковского «Пиковая дама» на Парадном плацу Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село». «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского - вторая по популярности после «Евгения Онегина» опера композитора. В год 225-летия со дня рождения Пушкина на неё во всем мире будет обращено особое внимание, как на произведение двух российских гениев. Однако «Пиковая дама» Чайковского является классикой русской культуры уже конца 19 века, потому аккумулирует в своем тексте и черты этого времени: экспрессивный реализм, фантастику, романтизированный пассеизм. В музыке «Пиковой дамы» раскрывается вся палитра красок письма Петра Ильича Чайковского: драматические контрасты, романсовая лирика, симфоническая насыщенность оркестровой ткани. Нужно также отметить, что «Пиковая дама» является самой «петербургской» оперой русской культуры по степени привязанности действия к топографии северной столицы: Летний сад, Зимняя канавка, дом графини Чернышевой. Екатерининский дворец Царского села, на фоне которого будет поставлена опера Чайковского, создает идеальный историко-атмосферный фон, напоминая о времени, в котором проходила молодость одной из героинь оперы, а также о стихии карточной игры, к которой была неравнодушна и великая хозяйка дворца императрица Екатерина Вторая. Сцена будет решена в эстетике парадных залов раннего русского классицизма с элементами рококо и театральной красной дорожкой в центре, прекрасно рифмуясь с праздничным барочным растреллиевским фасадом.
Оркестр Музыкального театра им. Ф.И.Шаляпина «Северная Симфония»,
дирижер Фабио Мастранджело, режиссер-постановщик, художник-постановщик
Илья Архипов, балетмейстер – Никита Борис. Хор Музыкального театра
им. Ф.И.Шаляпина, хормейтер – Лев Дунаев.