Ноябрь 2025

ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930

18+


10 сентября 2025 г. 12:19

Изменения в ГОСТ ограничат сужение полос на городских улицах России

Велодорожки и парковки под угрозой: что ждет Петербург после новых правил

Изменения в ГОСТ ограничат сужение полос на городских улицах России

Фото: Baltphoto

В июле 2025 года Росстандарт внес коррективы в ГОСТ по ширине полос. Эксперты и урбанисты выражают опасения. Вопросы возникают по поводу будущего городской инфраструктуры. Решения вступят в силу летом 2026 года.

В конце июля 2025 года Росстандарт утвердил второе изменение в ГОСТ Р 52289–2019, которое касается параметров ширины полос на дорогах. Новые требования вызывают обеспокоенность среди специалистов по городскому развитию и транспортной инфраструктуре. Теперь минимальная ширина полосы определяется не только ГОСТом, но и зависит от категории дороги, что может затруднить создание новых парковочных зон и велоинфраструктуры.

Ранее действовавшие нормы позволяли уменьшать ширину полосы для легковых автомобилей до 2,75 метра при определенных условиях. После изменений этот пункт был пересмотрен: теперь ширина полосы должна соответствовать стандартам, установленным для конкретной категории дороги. Новые правила вступят в силу с 1 июля 2026 года, однако уже сейчас эксперты обсуждают возможные последствия для городов.

В условиях плотной городской застройки, как отмечают специалисты, прежние положения ГОСТа были единственным инструментом для легального сужения полос. По словам куратора образовательных программ Ассоциации транспортных инженеров Андрея Мухортикова, речь идет о сотнях проектов по всей стране. Организаторы движения теперь вынуждены выбирать между сокращением числа полос или риском получить крупные штрафы за несоблюдение стандартов.

В обновленном ГОСТе появилась ссылка на градостроительный стандарт СП 42.13330.2016, в который ранее планировали внести разрешение на сужение полос, но эта инициатива не была реализована. В результате, возможность уменьшать ширину полос осталась только для случаев реконструкции или при наличии ограниченных условий. В обычной ситуации ширина полосы должна составлять от 3 до 6 метров, в зависимости от типа дороги. Исключения предусмотрены лишь для полос вдоль трамвайных путей, где допускается ширина от 2 метров.

Многие эксперты считают, что на городских улицах полосы шириной 3 метра и менее необходимы для эффективного использования пространства. Такой подход позволяет увеличить количество полос, выделить велодорожки, создать островки безопасности и расширить тротуары. Руководитель Центра компетенций городской среды Василий Вишневский отмечает, что такие параметры обеспечивают комфортное и безопасное движение легковых автомобилей. Сужение полос поддерживают и представители велосообщества, считая, что это способствует упорядочиванию транспортных потоков и снижению аварийности.

Однако не все разделяют этот взгляд. Член рабочей группы при правительстве России по вопросам безопасности дорожного движения Дмитрий Попов считает, что уменьшение ширины полос может привести к проблемам с безопасностью, особенно при низком уровне подготовки водителей. По его мнению, изменения в первую очередь затронут Москву, где уже используются полосы шириной 2,75 метра, а в Петербурге такие решения встречаются редко и применяются только в исключительных случаях, например, на виадуке на проспекте Стачек.

В городской дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга считают, что новые требования не приведут к серьезным изменениям в организации движения. Тем не менее, урбанисты опасаются, что ограничения могут затронуть все города, особенно при капитальном ремонте улиц, когда потребуется привести ширину полос к нормативам. Активисты отмечают, что запрет на сужение полос лишает город возможности быстро и экономично решать проблемы заторов и аварийности.

Велосипедная инфраструктура также может пострадать от новых правил. Сужение проезжей части и нанесение разметки было более простым способом организации велополос, чем строительство отдельных дорожек. Теперь же, по мнению экспертов, места для этого может не хватить. В то же время представители велосообщества считают, что развитие велоинфраструктуры в центре Петербурга и так не является приоритетом для городских властей, которые отдают предпочтение интересам автомобилистов.

Вопрос с платными парковками также остается открытым. На узких улицах, возможно, придется отказаться от парковочных мест, а на более широких пересмотреть схему движения. В городском центре управления парковками отмечают, что изменения в ГОСТе не окажут прямого влияния на парковки и велодорожки, однако потребуется индивидуальный подход к каждому проекту и более длительное согласование решений.

Противники новых стандартов призывают направлять отзывы в адрес федеральных органов, отвечающих за нормирование и стандартизацию, ссылаясь на успешный опыт использования узких полос в Москве и других городах. По их мнению, массовая обратная связь может повлиять на пересмотр решения и вернуть возможность гибко подходить к организации городского движения.

Читайте нас в Google.News, Дзене, ВК, MAX, Телеграме и рассылке. Архив - категории: Город Дорожные знаки и разметка Общество Платные парковки Строительство Транспорт

Новости по теме
В Петербурге обсуждают последствия новых стандартов дорожной разметки В Петербурге обсуждают последствия новых стандартов дорожной разметки Введенные ограничения на ширину полос могут повлиять на развитие городской среды. Эксперты спорят о будущем велоинфраструктуры и парковок. Решения вступят в силу только в 2026 году. Горожане и специалисты уже выражают опасения....
В Петербурге до конца года появятся три новые автостоянки и более тысячи парковочных мест В Петербурге до конца года появятся три новые автостоянки и более тысячи парковочных мест В Санкт-Петербурге до конца 2025 года завершится строительство трех новых автостоянок: в Кронштадте, поселке Песочный и у метро «Рыбацкое». Особое внимание уделено парковке у онкоцентров в Песочном. Также в городе появится более 1100 новых платных парковочных мест....
Свыше 109 тысяч дел поступило в суды из-за неоплаченных штрафов за парковку Свыше 109 тысяч дел поступило в суды из-за неоплаченных штрафов за парковку В Петербурге зафиксировали сотни тысяч нарушений парковки. Тысячи машин оказались на спецстоянках. Власти продолжают выявлять новые случаи. Подробности о штрафах и последствиях для водителей....
Стоянка на Шуваловском проспекте в Петербурге превратилась в свалку авто Стоянка на Шуваловском проспекте в Петербурге превратилась в свалку авто В Приморском районе Петербурга парковка стала местом скопления разбитых авто. Власти не спешат решать вопрос. Жители обеспокоены состоянием участка. Причины бездействия остаются неясными....
В центре Петербурга стало больше мест для парковки после роста тарифов В центре Петербурга стало больше мест для парковки после роста тарифов В городе заметно изменилось количество припаркованных машин. Водители обсуждают новые правила. Технические проблемы вызывают споры. Власти рассматривают дальнейшие шаги....
В Петербурге изменились правила оплаты парковки в центре города В Петербурге изменились правила оплаты парковки в центре города В центре Петербурга появились новые условия для автомобилистов. Введены разные тарифы на стоянку. Для некоторых категорий граждан действуют особые правила. Подробности в нашем материале....
Петербуржцы оценили новые тарифы на парковку Петербуржцы оценили новые тарифы на парковку В центре Петербурга изменились правила оплаты парковки. Горожане внимательно наблюдают за ситуацией. Мнения о нововведении разделились. Впереди еще много перемен....
В Санкт-Петербурге изменились цены на городские парковки В Санкт-Петербурге изменились цены на городские парковки В северной столице пересмотрели стоимость стоянки автомобилей. Новые условия затрагивают разные районы. Водителям важно учитывать изменения при планировании поездок....
В Петербурге планируют упростить изменение данных платной парковки через приложение В Петербурге планируют упростить изменение данных платной парковки через приложение Власти обсуждают обновление правил для мобильных парковок. Водители смогут менять параметры сессии. Это поможет избежать ненужных штрафов. Решение пока на стадии согласования....
В Петербурге изменятся правила оплаты парковки В Петербурге изменятся правила оплаты парковки В Северной столице стартует новая система оплаты стоянок. Власти обещают улучшить движение. Горожан ждут перемены в привычном ритме поездок. Реакция жителей оказалась неоднозначной....


Рекомендовано Петербургом 2
Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк на ФонтанкеБольшой Санкт-Петербургский Государственный цирк на Фонтанке Государственный кукольный театр сказки Государственный кукольный театр сказкиКиноцентр Дом киноКиноцентр Дом киноМногофункциональное арт-пространство \Многофункциональное арт-пространство "Лендок"Сердце Петербурга: Государственный ЭрмитажСердце Петербурга: Государственный Эрмитаж
 

Прогноз погоды

Малооблачно

-9°..-5°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю

Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.