В Петербурге обсуждают последствия новых стандартов дорожной разметки
Изменения ГОСТа: что ждет парковки и велодорожки в Петербурге
Фото: Baltphoto
Введенные ограничения на ширину полос могут повлиять на развитие городской среды. Эксперты спорят о будущем велоинфраструктуры и парковок. Решения вступят в силу только в 2026 году. Горожане и специалисты уже выражают опасения.
В Санкт-Петербурге активно обсуждают недавние корректировки в национальных стандартах, регулирующих организацию движения на дорогах. В июле 2025 года Росстандарт утвердил второе изменение к ГОСТ Р 52289–2019, которое касается правил нанесения разметки и установки дорожных знаков. Одно из ключевых нововведений связано с требованиями к ширине полос: теперь минимальная ширина определяется не только ГОСТом, но и зависит от категории дороги согласно другим нормативным документам. Эти изменения начнут действовать с июля 2026 года, однако уже сейчас специалисты и городские активисты выражают обеспокоенность возможными последствиями.
Ранее действовавшие нормы позволяли уменьшать ширину полосы для легковых автомобилей до 2,75 метра при определенных условиях. Теперь же такой возможности практически не остается, за исключением отдельных случаев реконструкции или ограниченного пространства. Это может затруднить создание новых зон для платной парковки, велополос и островков безопасности, а также усложнить расширение тротуаров в исторических районах города.
По мнению транспортных инженеров, действовавшие до сих пор правила были единственным инструментом, позволявшим гибко подходить к организации движения на улицах с плотной застройкой. Теперь же, как отмечают эксперты, городские власти окажутся перед выбором: либо увеличивать ширину полос, сокращая их общее количество, либо рисковать штрафами за несоблюдение стандартов. В масштабах мегаполиса это может затронуть сотни проектов и тысячи километров дорог.
В новом ГОСТе содержится ссылка на стандарт по градостроительству, где также обсуждалась возможность сужения полос, однако соответствующая поправка так и не была принята. В результате, в большинстве случаев ширина полосы должна составлять от 3 до 6 метров, в зависимости от типа улицы. Исключения предусмотрены только для полос, проходящих вдоль трамвайных путей, где допускается уменьшение до 2 метров.
Городские эксперты подчеркивают, что на улицах Петербурга полосы шириной 3 метра и менее необходимы для эффективного использования пространства. Такой подход позволяет не только увеличить пропускную способность, но и выделить отдельные зоны для велосипедистов, парковки и пешеходов. Сторонники сужения полос считают, что это способствует более упорядоченному движению и снижает аварийность.
Однако не все специалисты разделяют этот оптимизм. Некоторые представители экспертного сообщества уверены, что уменьшение ширины полос может привести к росту числа аварий, особенно если учитывать разный уровень подготовки водителей. По их мнению, новые требования в первую очередь затронут Москву, где уже используются полосы шириной 2,75 метра, а в Петербурге такие решения встречаются редко и только в исключительных случаях, например, на отдельных мостах.
В городских структурах, отвечающих за организацию движения, считают, что изменения в ГОСТе не приведут к серьезным переменам для Петербурга. Тем не менее, урбанисты опасаются, что новые стандарты могут ограничить возможности для развития городской среды, особенно при капитальном ремонте улиц, когда потребуется привести все параметры к нормативам.
Особое беспокойство вызывает судьба велоинфраструктуры. Сужение проезжей части и нанесение разметки считалось более простым способом создания велополос, чем строительство отдельных дорожек. Теперь же, по мнению некоторых экспертов, ширины может не хватить для полноценного обустройства велосипедных маршрутов. В то же время другие специалисты уверяют, что развитие велоинфраструктуры в центре города и так сталкивается с административными барьерами, а новые стандарты лишь формализуют существующую практику.
Вопрос организации платных парковок также остается открытым. На узких улицах, возможно, придется отказаться от части парковочных мест, а на более широких пересмотреть схему движения. Представители городских парковочных служб отмечают, что потребуется индивидуальный подход к каждому проекту, а согласование новых решений может занять больше времени.
Активисты и профессиональное сообщество призывают горожан выражать свое мнение по поводу изменений в стандартах, направляя отзывы в профильные организации. По их мнению, массовая обратная связь может повлиять на дальнейшую корректировку нормативных документов и сохранить возможность гибкого подхода к организации городской среды.
Прокуратура потребовала оборудовать новые пешеходные переходы на Колокольной улице
В центре города обнаружили опасный участок. Пешеходы вынуждены ежедневно рисковать собой. Власти получили строгое предписание. Ситуация взята на особый контроль....
В Пушкине и Колпино завершили обновление ключевых городских улиц
В двух районах города завершены крупные работы. Обновлены важные транспортные направления. Жители уже пользуются новыми маршрутами....
Операторы кикшеринга начнут финансировать развитие велоинфраструктуры Петербурга
В Санкт-Петербурге операторы кикшеринга будут ежегодно перечислять взносы в городской бюджет. Эти средства направят на расширение сети велодорожек и повышение безопасности на улицах. В 2025 году ожидается поступление около 37 млн рублей....
В Санкт-Петербурге к концу года появится еще 7 км новых веломаршрутов
Велосипедная сеть Петербурга продолжает расширяться: к существующим 154 км велодорожек до конца года добавят еще около 7 км. Новые маршруты появятся рядом с метро, культурными объектами и популярными локациями. Подробности — в материале.... Рекомендовано Петербургом 2
Жители Ленобласти продолжают экономить на проезде в автобусах
Главные события осени в Петербурге: концерт UMA2RMAN, шоу Татьяны Навки и фестиваль Beat Weekend
Музыкальная зима в Петербурге: сюрпризы, премьеры и громкие шоу
Топ-события Петербурга на этой неделе: концерт Евы Польна, кинофестиваль Beat Weekend и шоу Ильи Соболева
Сезонный гид по Петербургу: от белых ночей до зимних катков
Корпоратив в Петербурге: от классики до безумства
Прогноз погоды
-9°..-5°













