1941
Комбинаты соцпитания не хотят работать «в белую» и сопротивляются централизации закупок
Глава УСП Алексей Барабанщиков позитивно оценил новую систему распределения госконтрактов на школьное питание в Петербурге. Но в то же время отметил, что привыкшие к «серым» схемам и «договорнякам» комбинаты недовольны нововведениями и пытаются предпринять ответные меры в виде демпинга цен.
«Деловой Петербург» взял интервью у главы Управления социального питания Алексея Барабанщикова. Он рассказал, как отразились на сфере городского соцпита изменения системы проведения тендеров на школьное питание. С середины прошлого года часть школьных контрактов распределяется через укрупнённые тендеры и отвечает за них городской Комитет по государственному заказу. Ранее такие контракты дробились на малые лоты и распределялись силами районных администраций. Частные комбинаты города восприняли такое нововведение негативно и прогнозировали монополизацию рынка.
С 2020 года ученики младших классов всех российских школ в обязательном порядке обеспечиваются бесплатным горячим питанием. Во многих регионах систему детского социального питания пришлось выстраивать с нуля, но в Петербурге ещё в конце 90-х годов была создана собственная. Тем не менее, определённые изменения городу всё же потребовались – петербургской системе школьного питания предстоит интегрироваться в общероссийскую сеть. Для этого был инициирован ряд нововведений, а самые жаркие споры разгорелись вокруг укрупнения тендеров.
На протяжении почти 20 лет районы Петербурга самостоятельно занимались организацией питания в своих школах и детских садах, что имело высокие коррупционные риски. Комбинаты в сговоре с чиновниками по собственному усмотрению делили многомиллионные контракты по самым разнообразным схемам. В результате УФАС признало петербургский рынок соцпитания самым картелизированным в стране – с конца 2018 года антимонопольщики возбудили и довели до логического завершения восемь картельных дел, ещё несколько находятся в работе. Регулярно в расследованиях фигурировали чиновники районных администраций.
Другим результатом такой системы стало большое разнообразие конкурсной документации. Практические у каждого района были собственные специфические требования к комбинатам, из-за чего одно и то же предприятие в одном районе могло легко выигрывать контракты как лучший претендент, а в другом его до торгов даже не допускали. Применялись такие специфические требования для распределения контрактов между «своими» комбинатами.
Для приведения тендерных требований к единообразию и созданию прозрачной системы распределения контрактов Управление социального питания инициировало укрупнение лотов. В интервью «Деловому Петербургу» Алексей Барабанщиков рассказал о необходимости перемен.
«Любая сфера, а уж тем более сфера социального питания, нуждается в прозрачности, стандартизации и единых требованиях. Санкт–Петербург в числе других регионов Российской Федерации разработал систему повышения качества организации питания в образовательных учреждениях города путём совершенствования и развития системы госзакупок. В первую очередь это коснулось внедрения единой типовой закупочной документации, типового технического задания, типовых меню и требований к качеству продуктов. То есть мы постарались внедрить единые стандартные и прозрачные правила по организации питания для всех участников рынка», - рассказал Барабанщиков.
Однако руководитель УСП отметил, что принципиальных перемен в системе закупок всё же не произошло. При этом недовольство возникло только у предприятий, которые получали контракты через договорённости.
В этом контексте важно понимать то, что мог подразумевать чиновник. Напомним, что в соответствии с российским законодательством, если начальная цена тендера не превышает 40 миллионов рублей, он проводится силами районной администрации. Лоты были укрупнены до 100-200 миллионов рублей и перешли в ведение Комитета по государственному заказу, он же занимается разработкой конкурсной документации. Как следствие, требования для всех поставщиков стали единообразны, вне зависимости от того, в каком районе им предстоит работать.
Нововведением, похоже, оказались недовольны крупнейшие частные комбинаты города «Фирма Флоридан» и «Артис-детское питание», которые предрекли монополизацию рынка – якобы не каждый комбинат сможет обслуживать крупный тендер и многим придётся уйти. Что показательно, на двоих у «Фирмы Флоридан» и «Артис-детское питание» пять доказанных картельных сговоров как между собой, так и с другими предприятиями, а также с районными чиновниками.
«Все, кто разбирается и давно является участником системы госзакупок в Санкт-Петербурге, знают, что в части формата проведения закупочных процедур ничего кардинально не изменилось: через уполномоченный орган как проходили закупки свыше 40 млн рублей, так и проходят. Некоторые районы традиционно размещают свои закупки через КГЗ, и для них типовая документация и отсутствие «заточек» под конкретных поставщиков является нормой. Естественно, у тех, кто привык делать на местах конкурсную документацию с привлечением консалтинга игроков рынка и способен обеспечить себе долю на рынке лишь путём договорённостей, прозрачная система вызвала массу эмоций и не всегда позитивных. Тем не менее моратория на проведение закупки в районах до сих пор нет, поэтому утверждать о реформировании рынка социального питания просто безосновательно», - отметил руководитель УСП.
Барабанщиков акцентировал внимание на том моменте, что по сути требования к поставщикам были только стандартизированы, но планка завышена не была. После анализа рынка лоты были укрупнены ровно на столько, чтобы все действующие участники могли продолжать работу. Уже проведённые по новой системе тендеры показали, что, вопреки прогнозам комбинатов, число претендентов только увеличилось, следом вырос и уровень конкуренции.
«Жаловались ещё на ограничение конкуренции ввиду укрупнения лотов. Однако даже здесь система пошла на опережение, и специалисты КГЗ просчитали опыт основных игроков на рынке. Были даны рекомендации по начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК). Решили до бесконечности не укрупнять лоты, а примерный уровень НМЦК оставлен на ответственности заказчиков. В рекомендованных пределах лотов на сумму 150– 200 млн рублей, как уже показала практика, и конкуренция бешеная была, и процедуры завершились с минимальным количеством жалоб в антимонопольную службу...Так что не было никакой реформы, не были ущемлены интересы заказчиков или поставщиков, операторов питания. Просто рынку предложили играть «в белую», без картелей, договорённостей, по единым объективным требованиям», - констатировал глава УСП.
Но Барабанщиков отметил, что возникла новая проблема. Для борьбы с конкурентами комбинаты применяют демпинг, занижая стартовую цену контрактов в 2-3 раза. Малые предприятия и новые участники рынка действительно испытывают сложности в таких обстоятельствах. Но самое интересное, что демпинг массово применяют как раз те комбинаты, которые выступали против укрупнения тендеров, якобы беспокоясь об интересах малого бизнеса. Как раз им оказалось невыгодно усиление конкурентоспособности рынка. По большому счёту такие действия можно расценивать как саботаж. Глава УСП подчеркнул, что работа по решению этой проблемы уже ведётся и ищутся пути её решения. Вероятно, в обозримом будущем систему закупок детского соцпитания ждут дополнительные изменения.
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Топ-5 мест в Петербурге, которые обязательно нужно посетить
Как с выгодой для бюджета поддержать здоровье в период холодов
Фасады Главного штаба и Штаба Гвардейского корпуса превратятся в гигантский экран
С уважением к серебряному возрасту: какие музеи Ленобласти предоставляют бесплатный или льготный вход пенсионерам
Как можно сэкономить на покупке авиабилетов
NЮ, группа «Фрукты» и шоу «Женский форум»: куда пойти в Петербурге 22 – 28 ноября