Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места.
На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о культурном пространстве Солнце Севера.
Наши посетители оценивают Солнце Севера по интересности и
другим параметрам.
Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Поздравляем победителей и благодарим всех участников розыгрыша!!
Бесплатный доступ к курсам получили:
Напомним, разыгрывались курсы:
искусствоведа Александра Кащенко
, новый курс искусствоведа Александра Кащенко
, курс доктора философских наук В.В. Варавы.
Итоги конкурса подводило приложение Рандомайзер. Каждому победителю напишем в личные сообщения.
вчера в 19:00
Курс доктора философских наук В.В. Варавы вызвал большой интерес среди людей, интересующихся философией, и получил столь положительные отклики, что мы планируем в перспективе издать книгу по его итогам.
А пока что опубликуем один из ярких отзывов на курс от Коротышевой Натальи Николаевны из города Киров, которую Владимир Владимирович на лекциях сподвиг начать развивать собственные философские исследования в области русской философии под иным углом.
Вот что она написала нам:
«Немного предыстории. В свое время я защитила кандидатскую диссертацию по гносеологии «русского эмпириокритицизма». Целью исследования было установление взаимосвязей между идеями в области познания «русских эмпириокритиков» (Базарова и Богданова) и феноменологией. Потом был долгий трехразовый декретный отпуск, когда я полностью ушла из профессиональной сферы.
И вот в прошлом году настало время вернуться к преподаванию, работе со студентами. Мне пришлось заново вникать в контекст, искать ориентиры и т.д. Видимо судьба вывела меня на ТГ канал Владимира Владимировича, а потом и на Солнце Севера. Я поняла, что это те люди, которые облекают в верные слова те мысли, которые роились у меня в голове, но никак не могли принять какой-то оформленный вид.
Итак, поскольку я все-таки специалист исключительно по направлению «русских эмпириокритиков» (Богданов, Базаров, Луначарский, Юшкевич и др.), то для меня было откровением взглянуть на этих авторов не как на последователей Маркса в России и оппонентов Ленина, Плеханова или сторонников европейских позитивистов Авенариуса и Маха, а как на русских мыслителей. Вот такой парадокс. И вот здесь в действительности понимаешь, что гносеологические или онтологические выкладки не являются сутью мыслительных усилий этих авторов. Потому что всякая онтология или теория познания в итоге оборачивается антропологией, поиском ответов на главные «проклятые» вопросы о человеке, обществе, социальном взаимодействии.
«Марксист» и «позитивист» Богданов в своей «интегральной антропологии» использует эпиграфом цитаты из Библии, Ницше и Маркса. Это не может быть случайностью. «Вечные» темы русской философии: поиск социальной справедливости, вера в человека, в его творческие способности и его будущее, идея братства или сотрудничества (товарищество), связь философии с жизнью в пику отвлеченным абстрактным построениям, признание приоритета интересов целого над частными, индивидуальными запросами – имеют продолжение у «русских эмпириокритиков» и «русских марксистов». Но можно ли их определять таковыми – это большой вопрос.
Вот в этом направлении я и решила работать дальше, направив усилия на выявление преемственности в традиции русской философии, которая может проявлять себя как в религиозных, так и атеистических направлениях мысли, по сути, сочетая в себе несочетаемое. Вот как «христианский социализм», например.
Поэтому, выражаю бесконечную признательность организаторам курса и Владимиру Владимировичу, который оказался идейным вдохновителем и ориентиром для моего дальнейшего исследовательского и, главное, душевного поиска.
П.С. Очень бы хотелось продолжения лекций. Много прошло пунктиром. А сердце требует гораздо больше «обжигающего» и «сокровенного».
Курс по-прежнему доступен в записи. Подробности о том, как его прослушать, .
27.06.2025 в 20:00
Когда мы видели неоновые похотливые пляски постсоветской эстрады на сцене, то по какому-то нелепому стечению обстоятельств, полагали, что всё это – всё ещё люди. Пугачёва, Леонтьев, Макаревич, позже их пасынки в виде Галкина или Урганта - все их объединяло одно: они передавали своими выступленями вывернутую наизнанку пустоту, бессодержательную тьму. А эта бездна ужаса втягивала наивного русского зрителя, гипнотизировала и завораживала.
Сегодня, если мы присмотримся к их выступлениям, их песням и гримасам, то поймём вполне ясно, что это бездушные существа – големы, креатуры каббалистов, создавших эти безумные сгустки тьмы.
Их создали, отправили плясать на сцену, но след создателя заставлял их в непонятной тоске всё время обращаться и хрипеть: «Позови меня с собой». И они прошли сквозь все злые ночи, чтобы эмигрировать в Израиль – поближе к их создателям.
Один из них даже дал нам ключ ко всей этой ситуации в песне:
Кукол дергают за нитки,
На лице у них улыбки,
И играет клоун на трубе.
И в процессе представленья
Создается впечатленье,
Что куклы пляшут сами по себе.
Мы думали, что эта банальщина имеет социальный контекст, но оказалось, что он инфернальный.
К слову, неслучайно в Израиле оказался и Моргенштерн – плоть от плоти этой эстрады, но в сравнению с большинством из них – просто мальчик. Вероятно, он даже не голем, но очень хотел наполниться этой мрачной пустотой и начал рисовать на лбу шестёрки и кощунствовать, чтобы как можно больше приблизиться к своим кумирам.
И понятно, что големы-перевёртыши никогда не были за мир. Кто ещё, кроме запрограммированной машины, может оправдывать геноцид палестинцев и одновременно говорить, что он за мир? Кто ещё, кроме машин, может следовать сегодня логике Смердякова: «весьма умная нация-с», по их мнению, имеет полное даже не покорять, а уничтожать «весьма глупые-с». И это после ужасов холокоста?
Давайте послушаем, что говорят эти болванчики.
Максим Галкин:
«И мы гордимся, что мы имеем теперь отношение к такой сплочённой нации. Это государство, где патриотизм – понятие не дутое, не искусственное, не навязанное сверху. Оно идёт из глубины сердец миллионов израильтян».
Андрей Макаревич:
«Израиль сам решает, кому нравиться, а кому нет. И он очень строг в этом выборе».
По сути, это как раз то, что мы . Люди, которые якобы не могли вынести войны, тотчас же вписались за совершенно несправедливую, кошмарную войну против тех, кто не представлял никакой угрозы. Просто потому, что их родина была другая – родина их не Россия.
27.06.2025 в 19:00
Информация от ПС МО РФ:
Продолжается набор в добровольческий отряд боевых лосей.
Подготовка ведется по направлению диверсионно-разведывательная деятельности. На службу приглашаются лоси, достигшие размаха рогов не менее, чем 150 см и весом не менее 200 кг.
Памятка добровольца: https://inosmi-ru.turbopages.org/turbo/inosmi.ru/s/20170715/239816642.html
"Лось! Помни подвиг предка!"
#мыфронтувесть #мыфронту
27.06.2025 в 18:01
Напоминаем, что готовится art-удар!
☀28 июня, 19:00
Другая Россия им. Эдуарда Лимонова приглашает: в «Ионотеке», обители питерского панка, ставшей цитаделью патриотического андеграунда, пройдет фестиваль «Богема против НАТО».
Тема правильная. В "Солнце Севера" в 2022 году проводили евразийский перфоманс с дискуссией как раз на ту же тему. Искусство - партийно. Отрицать это - значит лукавить или ещё не определиться, с кем ты. Но определиться придётся.
В «Ионотеке» 28 июня вас ждет:
- Современный спектакль по прозе и биографии Эдуарда Лимонова, с успехом прошедший в Москве на перезагрузке «Лимоновских чтений», теперь в расширенной версии.
- Музыкальное подношение Сергею Курехину от продолжателей его дела.
- Реэнактмент легендарного перформанса «Богема против НАТО» (1999) от секретного гостя из русского эзотерического подполья под псевдонимом «Голова».
Будет весело, страшно и очень богемно! Не пропустите!
Вход от 500 рублей. По вопросам оплаты обращаться сюда (t.me//mrshnkaa).
26.06.2025 в 18:00
Запись на лекцию-концерт Даниила Киберева закрыта!
Мест нет.
Но это не повод отчаиваться. Позже можно будет увидеть всё или почти всё в записи.
Напомним, что рэпер, автор Даниил Киберев () выступит 27 июня в "Солнце Севера" с небольшим концертом и с лекцией о поэтике трэпа и русском панк-андеграунде.
Темы лекции:
1. Откуда взялся трэп. Хип-хоп новой школы, поворот к панку и глэму
2. Культурная философия трэпа: гиперконформизм, поп-нигилизм, бренд-реализм, искуственность
3. "Игровой" характер трэпа, ризоматичность, негритюд, одухотворённость вещи
4. Жанровость трэпа, аналогия с неонуаром в кино
5. Поэтика (метафорика) трэпа. Остроумие, поп-культурные аллюзии, экзотичность, витальность, соревновательность. Поэтика русского трэпа (отдельные примеры)
6. Трэп как новый маньеризм. Параллели с трэпом в искусстве европейского человека: эгофутуризм, имажинизм, глэм-рок. Северянин и Вертинский как прото-трэперы
7. Евгений Головин и его теория маньеризма как мостик между классической русской поэзией и поэзией русского панка девяностых. Отдельные примеры трэпа в творчестве Сергея Чудакова, высоцкого и цоя
8. Русский панк 90-х через призму трэпа
9. Комитет охраны тепла. Сексуальность, экзистенциализм, ямайские ритмы
10. Соломенные Еноты. Анимализм, панчлайновость, персонажи мультфильмов и страны Юго-Восточной Азии и Океании впервые становятся темами большой русской поэзии
11. Передвижные Хиросимы. Единственные денди сибирского панка, гангстерский эстетизм в России 90х
12. Оберманекен. Чувственные удовольствия самозванных аристократов
13. Как я перестал быть русским поэтом и начал трэпить. Трэп как новый универсальный поэтический язык
24.06.2025 в 18:00
Бойцы ЧВК «Жало» затрехсотили польского снайпера под Сватово. Ближайшие три недели он сможет смотреть сквозь щелку век только в обшарпанный больничный потолок.
#мыфронтусводки
23.06.2025 в 21:00
Ближайшие события в «Солнце Севера»
☀27 июня, 19:00
Рэпер, автор "Катехизиса новой контркультуры" Даниил Киберев (Зангези) выступит в "Солнце Севера" с небольшим концертом и с лекцией о поэтике трэпа и русском панк-андеграунде.
Места кончились. Ждите в записи. Тем, кто успел записаться, напоминаем, что вход за пожертвования.
☀3 июля, 19:00
Империя и красота
Заседание философского собора «Великое русское исправление имён», посвящённое теме имперской эстетики.
Выложим ссылку на трансляцию.
☀4 июля, 19:00
Из Камбоджи в Кампучию и обратно: Нородом Сианук и Пол Пот
Вторая лекция нового курса "Революционеры Востока" в рамках проекта Laboratorium orientale. Читает историк Андрей Дмитриев.
Вход за пожертвования.
Обязательна запись! Пишите .
☀12 июля, 17:00
Смертельная русская речь в «Солнце Севера»
Поэтический вечер Александра Пелевина и Игоря Никольского.
Вход за пожертвования.
Обязательна запись! Пишите .
Чтобы всегда быть в курсе наших событий, .
22.06.2025 в 18:01
Кроме шуток, аниме действительно жёстко цензурировалось и даже работало на пропаганду в эпоху Сёва (время правления Хирохито).
А сейчас есть ли аниме, критически осмысляющие этот период?
21.06.2025 в 22:00
Народные празднества в день летнего солнцестояния раньше начинались в сумерки и продолжались ночью. Как ни странно, традиции на Ивана-Купалу никак не касались дня.
Путь солнечной инициации опасен, однако соприкоснувшиеся с ним несут его печать, как об этом прекрасно написал Максимилиан Волошин:
Святое око дня, тоскующий гигант!
Я сам в своей груди носил твой пламень пленный,
Пронизан зрением, как белый бриллиант,
В багровой тьме рождавшейся вселенной.
Но ты, всезрящее, покинуло меня,
И я внутри ослеп, вернувшись в чресла ночи.
И вот простерли мы к тебе — истоку Дня —
Земля — свои цветы и я — слепые очи.
Невозвратимое! Ты гаснешь в высоте,
Лучи призывные кидая издалека.
Но я в своей душе возжгу иное око
И землю поведу к сияющей мечте!
Друзья, поздравляем с нашим профессиональным праздником!
Нам - светить и вести к мечте!
21.06.2025 в 19:00
Новый курс "Лики и маски русского авангарда" доступен в записи
Курс "Лики и маски русского авангарда" искусствоведа и режиссёра документального кино Александра Кащенко успешно завершился. На нём шла речь об одном из самых интригующих и противоречивых периодов в истории русской культуры - о радикальном, революционном искусстве начала ХХ века.
Его можно прослушать в записи.Оплата по ссылке: forms.yandex.ru/u/67ed31c4eb61461f4160e2e4/
На курсе вы получите возможность открыть новую страницу в истории отечественного искусствоведения, погрузиться в историю изобразительного искусства начала ХХ века с позиции философии традиционализма, которая предполагает интеллектуально взвешенную позицию с учетом всех новейших тенденций философской мысли.
Курс состоит из восьми лекций:
☀Лекция первая. "Вселенская перспектива"
1. Вопрос о самобытности русского изобразительного искусства. Конвенциональный и народнический аспекты проблемы
2. Три начала русского искусства - вселенское, русское, национальное/народное
3. Византийский аспект. Краткий обзор средневекового русского изобразительного искусства
4. Западноевропейский аспект. Краткий обзор истории русской живописи XVIII - XIX вв.
5. На рубеже веков. Явление русского авангарда в начале ХХ столетия
Запись лекции можно получить по приобретении курса.
☀Лекция вторая. "Русский авангард. Коллективный портрет на фоне эпохи"
1. Русская живопись в начале ХХ века. Органический и неорганический модерн
2. Художественное объединение "Бубновый валет". Поворот к национальному искусству
3. Казимир Малевич. Раннее творчество. Становление художника
4. Путь к Востоку. Художественное объединение "Ослиный хвост"
5.Футуризм и кубофутуризм. Радикализация эстетических настроений перед началом Первой мировой войны
6. Социальная структура художественного сообщества в России
☀Лекция третья. "Явление Черного квадрата"
1. Малевич и первая футуристическая опера "Победа над солнцем"
2.Пабло Пикассо и "отец" итальянского футуризма Томаззо Маринеттти как формальные предтечи русского авангарда
3. Русский футуризм и революция - метафизические параллели
4. Явление "Черного квадрата" Малевича в 1915 году
5. Супрематизм как эстетическая теория
6. Казимир Малевич и русская религиозная философия
☀Лекция четвертая. "Бог не скинут" - супрематическая религия Казимира Малевича
1. Революция 1917 года и художественные процессы в первые послереволюционные годы
2. Малевич как организатор и руководитель художественной жизни в Советской России. Витебский период мастера
3. УНОВИС - "Утвердители нового искусства". Ученики и последователи Малевича
4. Супрематизм как религиозно-философская система
5. Супрематическая религия. Богословские аспекты учения Малевича
6. Опала. Последние годы Казимира Малевича
☀Лекция пятая. "Пролетарский гений. Визуальные миры Павла Филонова". Часть первая
1. Происхождение Филонова. Ранние годы художника
2.Феноменологический анализ картины Филонова "Мужчина и женщина" (1912 г.)
3. Сравнительный анализ пластического языка Павла Филонова, Поля Сезанна и Пабло Пикассо
4. Живопись Филонова и русская икона
5.Мистическая инициация. Европейское средневековье в эстетической системе Павла Филонова
6. Эсхатологический нарратив. Филоновский "Пир королей" (1913 г.)
☀Лекция шестая. "Пролетарский гений. Визуальные миры Павла Филонова". Часть вторая
1. Аналитическое искусство. Филонов как мыслитель и теоретик
2. Стихия русской революции в творчестве Филонова
3.Мистерия вселенского расцвета. Беспредметный "разворот" аналитического искусства
4.Закат русского авангарда. Художественная политика советского государства в 30-ые годы
5. Фатальное одиночество. Последние годы Павла Филонова
☀Лекция седьмая. "Психоаналитический броненосец. Революционные неврозы Сергея Эйзенштейна"
1.Антропологический анализ феномена "революционный художник"
2.Кинематограф Сергей Эйзенштейна как явление транс-национального авангарда
3.Метафизические аспекты самодержавной власти в фильме Эйзенштейна "Иван Грозный"
4.Зигмунд Фрейд и Сергей Эйзенштейн. Психоналитическая составляющая художественного языка Эйзенштейна
5. "Иван Грозный" как психоаналитический текст
6. Художник и власть. Проблема свободы творчества в контексте советской культуры
☀Лекция восьмая. "Столетие спустя. Смысловые итоги русского авангарда"
1. Феномен "второго русского авангарда". Советский андеграунд
2. Либеральный российский авангард последнего тридцатилетия
3."Пограничные люди". Художественное творчество как метафизическое служение
Курс Александра Кащенкко сочетает несочетаемое – демократичность и элитарность. Каждый сможет открыть в нем нечто важное и интересное для себя вне зависимости от уровня образования и осведомленности в вопросах эстетики и культурологии.
Курс «Лики и маски русского авангарда»:
- поможет расширить интеллектуальные горизонты, взглянуть на эстетические проблемы с позиции современной философии и теологии,
- раскроет новые, весьма необычные грани русских художников-авангардистов как своеобразных представителей русской религиозной философии начала ХХ века,
- станет надежным помощником и путеводителем в кромешном мраке коммерческих спекуляций по поводу русского авангарда – одного из самых загадочных периодов в истории русского изобразительного искусства ХХ века.
Александр Кащенко является автором курсов лекций «Икона. Символ. Концепция. Изобразительное искусство от византийской иконы до транснационального авангарда», «Вселенная Тарковского», «От Бергмана до Триера. Религиозные мотивы в европейском кинематографе второй половины XX века».
☀Стоимость курса - 2 500 рублей.
Оплата курса производятся исключительно по ссылке: forms.yandex.ru/u/67ed31c4eb61461f4160e2e4/
21.06.2025 в 18:06
Задержание автора телеграм-канала «Солдатская правда» Михаила Полынкова стало поводом для широкого и публичного обсуждения проблемы-500 – с добровольцами, которые в результате правовой коллизии считаются самовольно оставившими часть (СОЧ).
Проблема эта не нова и затрагивает тысячи добровольцев, ушедших в 2022 году на фронт в подразделения народных республик. Касается она в том числе людей из ближайшего круга «Солнца Севера».
Началась она с того, что после переформирования НМ ДНР и вхождения их в состав ВС РФ, российских добровольцев записали в мобилизованные или в контрактники. В результате бойцы, воюющие в иных подразделениях или уже вернувшиеся домой после ранения или истечения срока службы, узнавали, что на них заведены уголовные дела за самовольное оставление части. Подробнее проблема описана здесь t.me/adirect/21410.
То же случилось и с Михаилом Полынковым, добровольцем и волонтёром, помогающим фронту. К нему домой пришли правоохранительные органы, чтобы скрутить и задержать как преступника под камеру, несмотря на то, что неоднократно пытался урегулировать свой статус, писал в военные следственные органы, но встречался с бюрократическими проволочками.
Военная полиция почему-то обратила внимание на Михаила Полынкова после публикации в телеграм-канале ролика про телеведущего Владимира Соловьёва (Полынков сам связал эти два факта).
Надеемся, что общественная огласка и здравый смысл сделают дело Михаила одним из этапов глобального решения проблемы-500 и выведут всех добровольцев из-под статьи.
20.06.2025 в 21:01
Кукушка на Купянском направлении промолчала, когда командир мотострелкового батальона ВСУ спросил: «Сколько мы еще сможем удерживать позиции?».
Отличный пример психологической атаки.
#мыфронтувесть #мыфронту
19.06.2025 в 21:00
Сынок, живи так, чтобы стать героем рубрики #АУЭ (аутентичное экзистирование).
18.06.2025 в 21:00
Перед знакомством с поэтическим языком Константина Бальмонта нужно понять важнейшую вещь. Существовал ли этот поэт в действительности? Как только мы пытаемся понять Бальмонта эмпирическим прямоглазием, его фигура ускользает, расплавляется и тонет в стихийных всполохах.
Творчество старшего символиста, парадоксальным образом, разрушает фактор его физического присутствия. Рождение в процессе космической алхимии – более вероятное объяснение для этого вестника солярной нежности. Он мог появиться от тайного брака Солнца и Луны в то незапамятное время, когда оба светила были глазами единого божества. А мог быть огнежарящим цветком в саду первоначальной красоты. Всё это в равной степени подходит и в тоже время недостаточно для понимания бальмонтовского гения.
Константин Бальмонт – необъяснимый звуковой иероглиф в письменах Серебряного века. Он слышал отзвук собственной речи буквально во всей истории великих цивилизаций. Его гигантизму мог позавидовать даже Маяковский, ведь Бальмонт чувствовал себя величественной скалой, из гула которой появилась музыка поэзии. Четыре великих стихии были ему кровными сёстрами: «Огонь - всеобъемлющая тройственная стихия, пламя, свет и теплота, тройственная и седьмеричная стихия, самая красивая из всех. Вода - стихия ласки и влюбленности, глубина завлекающая, ее голос - влажный поцелуй. Воздух - всеокружная колыбель-могила, саркофаг - альков, легчайшее дуновение Вечности и незримая летопись, которая открыта для глаз души. Земля - черная оправа ослепительного бриллианта, и Земля - небесный Изумруд, драгоценный камень Жизни, весеннее Утро, нежный расцветный Сад».
Поэзия – путешествие в сады невидимых сокровищ, входящий в них должен быть слепым, но знающим о тайном зрении. О глазах способных читать в голубых небесах, солнечных бликах и мельхиоровых звёздах сокрытую думу богов. Единожды познавший возможность подобного зрения обречён тут же расстаться с ней. Ведь знание редко граничит с обладанием. Поэту наказано измельчится на мириады звуковых бусин, которые необходимо собрать для шкатулки шестого чувства. Жизненный путь такого поэта будет похож на смутные воспоминания о прошлой цельности.
Я был как гром,
Огнём одетый.
Был водоём,
Грозой пропетый.
Как луч к лучу,
Я мчался к чуду.
И всё лечу!
И чем я буду?
Бальмонт уверен в своём космическом происхождении, у него не отнять этой убеждённости. Да и смеем ли мы? Разве мы слышим, как рождается звук солнечного луча, упавшего на щеки смеющихся или как морские волны играют Нептуновые ноктюрны. Но поэта продолжают мучить видения великой памяти.
Я знаю. Огонь,
И еще есть иное сиянье для нас,
Что горит перед взором навеки потухнувших глаз.
В нем внезапное знанье, в нем ужас, восторг
Пред безмерностью новых глубоких пространств.
Поэт знает огонь, но он же убеждён в наличии какого-то иного света, исходящего не от жара и не от силы огня. Это кроткое и светозарное свеченье, летающее над темнотой сомкнутых век. Бальмонту всюду чувствуется световая паутина, сплетающая гармонию мира в золотой узор. Поэт не смотрит на мир, он его слушает, вдыхает и пробует. Туннельное однообразие зрения бесповоротно скомпрометировано, а значит, что источник поющего света – музыкальные части души.
Тончайший звук, откуда ты со мной?
Ты создан птицей? Женщиной? Струной?
Быть может, солнцем? Или тишиной?
Нельзя увидеть тишину, величие женщины и гибкость струны старящимися глазами. Звук ласточкой в ухе свивает магматические песни. Они сплетаются в огнепламенные баллады, вышивают охровыми нитями средневековый гобелен, рассказывающий тайну рождение поэтического восторга.
Свет льётся, вьётся и зазывает душу поэта в звуковые и ароматические неизведанности. Там, на вершине озёрных холмов восходит солнце, пахнущее, как медовая капля. Неустанный огнепоклонник Бальмонт подносит жертвенник души к великому костру, за которым обедают любимые им египетские, мексиканские и славянские боги. Их благословение обжигает, он пьёт хмельное золото, теряя физическую оболочку. Больше нет никакого Бальмонта, он загорелся в великой симфонии весенних ландышей и осенних гроз. Есть только звук, исходящий от световейного купола вечности, под которым растёт пламенник сгорающих садов.
.
Расцвела в лесу огнебагрянка,
Целый день сверкает как светлянка,
К ночи затемняется светляк,
И в ночи он пьёт, листами, мрак.
Но едва за гранью кругозора,
Горные засветятся озёра,
Отдалённость восприявши чар,
Вновь живёт, горит цветок-пожар.
Алексей Солонко, специально для "Солнца Севера"
16.06.2025 в 22:00
С Днём рождения, Капитан!
Трудно себе представить, какие бы мог проводить творческие, музыкальные или политические эксперименты Сергей Курёхин сегодня, когда мир на грани Третьей мировой (или уже можно считать её полноценно идущей?).
Одно можно сказать точно: мы бы себя в этой параллельной Вселенной наверняка не узнали.
Предлагаем к прочтению статью "Сергей Курёхин: музыкант, провокатор, политик", написанную в прошлом году к 70-летию С. Курёхина: dzen.ru/a/ZnAbtjlyYjUXbckO
13.06.2025 в 18:00
Градус накала вокруг выступления схиигумена Гавриила об исламской угрозе и последующей реакции генерала Апти Алаудина продолжает оставаться высоким, а ситуация развиваться.
Напомним, что мае 2025 года схиигумен Гавриил во время проповеди назвал ислам "неправильной религией" и заявил, что мусульмане в Москве могут "вырезать москвичей по приказу муллы", а власти не успеют среагировать. Говорил он в конкретном контексте – о мечети на проспекте Мира, где собираются преимущественно мигранты.
Генерал, замначальника ГВПУ Минобороны Апти Алаудинов назвал священника "дебилом в рясе" и "представителем войск Антихриста", добавив скрытую угрозу: «У меня встает вопрос: надо обязательно, чтобы кто-то пошел, нарушил закон и что-то сделал для того, чтобы такие дебилы не говорили таких вещей?».
Валаамский монастырь снял схиигумена с должности 5 июня, не объяснив причин. По времени это событие совпало с выступлением Апти Алаудинова. Движение "Сорок Сороков" и ряд телеграм-каналов потребовали наказать Алаудинова за оскорбление священника, а схиигумена – восстановить в должности.
Позже Алаудинов извинился, но подчеркнул, что делает это только "из-за возраста" схиигумена.
Как всегда, подобрали для вас самые важные и репрезентативные мнения по теме:
☀Канал «Русский Восток» (ТГ Russkij_Vostok) разобрал содержательную часть высказываний схиигумена:
Эмоциональный фон дискуссий на эту тему, понятно, зашкаливает, но попробуем отвлечься и разобрать, что сказал в сухом остатке схиигумен:
1. Радикальные мусульмане в один прекрасный день могут открыть второй фронт внутри России. Их много.
2. Они сильны верой: не пьют, занимаются спортом, объединены.
3. «Пусть она даже неправильная, но это вера», — сказал схиигумен относительно ислама.
Что должен был сказать православный пастырь? Что ислам – истинная религия? Что никакой угрозы нет, мигрантов немного, а у нас царит межконфессиональный мир?
Что в Сирии творится геноцид не под знаменем радикального ислама и что террористы не говорят там на русском точно так же, как наши мигранты?
И ничего, что только в конце мая в Ростове сотрудники ФСБ накрыли террористическую ячейку, которую организовал муфтий-ваххабит Ахмед Абусупьянов. Муфтий, конечно же, из ДУМ РФ, которой и принадлежит мечеть на проспекте Мира.
Какие выводы нужно сделать:
1. Наше священству дали сигнал как минимум фильтровать свои речи, содержащие тему мигрантской угрозы. Но разве о ней не говорил неоднократно патриарх Кирилл?
2. Апти Алаудинов может оскорблять и снимать с должности священников РПЦ. Пока неясно, может ли он снять епископа, митрополита, патриарха. Время покажет.
3. Разумной политики в отношении межнациональных отношениях как не было, так и нет. По-прежнему господствует страусиная политика закрывания глаз на проблемы мигрантов и радикального ислама.
Точно ли такие подходы способствуют межнациональному миру и диалогу? Не думают ли инициаторы таких акций, что ещё больше провоцируют исламистов, показывая, что у них есть поддержка.
Кстати, совсем непонятно, зачем чеченцам, по-преимуществу суфиям, поддерживать иллюзию того, что у нас всё хорошо. Они не понимают, что террористы также будут убивать традиционных мусульман и муфтиев? Не помнят, что такие теракты уже были в России?
☀Ветеран Русской весны, участник СВО и в прошлом народный губернатор Донбасса Павел Губарев считает, что высказывание Апти Алаудинова подрывает моральный дух русской армии:
– Если бы подобное сказал какой-нибудь мусульманский блогер в подростковом возрасте, как русский взрослый мужчина я бы пропустил мимо ушей. Но это говорит высший офицер армии на высокой должности. Апти Аронович, вы в своем уме?
Отец Гавриил сказал правду о тех мусульманах, которые по приказу своих муфтиев начнут резать. Или может быть Апти Аронович не читает новости, как приезжие дикари насилуют женщин и убивают русских?
Одновременно с этим, Алаутдинов задвигает религиозную идею о единстве мусульман и христиан в войне против сатаны-шайтана. Но непонятно, выходит что русские православные Иваны в этом союзе – бесправные юниты в руках мусульманских вождей и духовных лиц. Или может быть мусульман коренных народов России надо отделять от "мусульман"-русорезов (Крокус). А ведь отец Гавриил говорит именно о таких "мусульманах".
Дальше были произнесены глупости о 30 миллионах мусульман в России. Согласно статистике в России 8-9 миллионов мусульман – 6% население (на 2021 год). Православных в России в 11 раз больше – 66%. А русских в России – 82%.
Таким образом, Алаутлинов оскорбил национальные чувства русских и религиозные чувства православных – абсолютного большинства.
Потом я прочитал, что отец Гавриил отстранен от должности. Видимо, мусульмане теперь рулят в РПЦ.
В общем, замполит из Алаутдинова откровенно плохой. Как русский православный воин я возмущён таким поведением высокого должностного лица. Нам необходимо пастырское слово наших священников и их молитва. И не чеченцу в генеральских погонах давать оценку нашим священникам, тем более в такой мерзкой и недостойной офицера форме.
Апти Аронович, вы являетесь замполитом армии, в которой большинство – это православные люди, которым вы своими омерзительными высказываниями подрываете моральный дух. Каждый русский фронтовик видит и понимает угрозу от приезжих мусульман некоренных для России народов. Мы поддерживаем слова отца Гавриила. Мы требуем прекратить его травлю, мы требуем восстановить его в должности.
☀Депутат Госдумы РФ Сергей Обухов (ТГ obuhovpro) посчитал, что информационный конфликт представителей ВС РФ и РПЦ не сулит ничего хорошего и направил депутатский запрос в военное следственное управление:
Стабильность в российском обществе держится сегодня «на трех столпах» - максимальном доверии президенту, армии и Русской православной Церкви. Даже информационный конфликт представителей Вооруженных сил и РПЦ подрывает стабильность в обществе. Это опасно.
«Глубинная причина» – не личный конфликт, а политика «народозамещения под видом миграции», раздирающая общество. Схиигумен лишь «остро» напомнил об очевидном, то, о чем говорят представители Совбеза, различных Советов при президенте.
Право на проповедь: Православный священник имеет полное право открыто восхвалять свою веру, как и любой имам. Заявление священника в проповеди в духе известной песни – «Вера вечна, вера славна, наша вера Православна» – в рамках закона о свободе совести. Имамы также в мечетях доказывают правоверность своей религии.
Недопустимость оскорблений: Выпад генерала А.Алаудинова против схимника не укладывается ни в военную этику, ни в исламские традиции уважения к старцам и иным конфессиям.
Закон есть – воли нет?: Существующих законов против «разжигания» межконфессиональной розни достаточно. Вопрос – находится ли у власти и правоохранителей достаточно политической воли применить их ко всем виновным в разжигании ненависти? Общество «пробуждается» (массовые акции поддержки о.Гавриила – доказательство).
Депутатский запрос: Сергей Обуховнаправил официальный запрос врио замглавы СКР – руководителю Главного военного следственного управления генерал-лейтенанту юстиции К.Е. Корпусову. Требование: Провести проверку на предмет противозаконных высказываний (угроз?) в адрес схиигумена Гавриила.
Контекст: Оскорбительные высказывания в адрес православного монаха прозвучали после скандального похищения некоего «блогера», которого «гости с Юга» похитили на Ярославском вокзале и затолкали в багажник автомобиля. А также напомнили обстоятельства трагического убийства протоиерея Николая Котельникова в Дербенте, которому отрезали голову фанатики, выступавшие от имени ислама.
☀Валаамский монастырь (ТГ valaam) 12 июня также прокомментировал ситуацию, заявив, что увольнение схиигумена Гавриила с должности связано с тем, что он в течение 5 лет нарушал запрет руководства монастыря на проповеди с политической составляющей, и в то же время осудил оскорбления священника:
5 июня 2025 года Духовный собор Валаамского монастыря рассмотрел положение дел на Свято-Троицком Сочинском подворье и ситуацию, сложившуюся в связи с рядом резонансных высказываний начальника схиигумена Гавриила (Виноградова) в социальных сетях, вызвавших негативную реакцию в обществе и СМИ, а также игнорирование им прежних неоднократных предупреждений Игумена Валаамского монастыря, в том числе прямого письменного благословения от 12 мая 2020 года о прекращении подобной деятельности, и, изучив материалы, постановил освободить его от должности начальника Сочинского подворья и приписного скита.
Схиигумену Гавриилу предписано в недельный срок удалить все аккаунты в социальных сетях, в том числе страницы Кавказского скита, запрещено размещать материалы в интернете или СМИ, а также любая деятельность от имени Валаамского монастыря и его подразделений.
Решение Духовного собора Валаамского монастыря об освобождении от должности схиигумена Гавриила (Виноградова) принято, учитывая более чем пятилетние безуспешные попытки Священноначалия обители воспрепятствовать политизации проповедей данного клирика.
Вместе с тем мы категорически не приемлем носившие оскорбительный характер нападки на схиигумена Гавриила, который остаётся действующим священнослужителем Русской Православной Церкви.
Достоинство священного сана должно уважаться гражданами, независимо от их мировоззрения. При этом полагаем недопустимыми заведомо ложные интерпретации действий Духовного собора монастыря, используемые в попытке оказать давление на руководство обители. Молимся о разрешении сложившейся ситуации в духе уважительного и братского отношения друг ко другу.
☀Монах Иоанн (ТГ DPCentr2), который является главным специалистом Душепопечительского православного центра (ДПЦ) св. Иоанна Кронштадтского в Москве, передал читателям обращение схиигумена Гавриила:
Друзья, дорогие братья и сестры!
Вероятно многие из вас уже знают о своего рода конфликте между схиигуменом Гавриилом (Виноградовым) и известным чеченским генералом Апти Алаудиновым. Решением Настоятеля и братии монастыря о. Гавриила в итоге отстранили от руководства Сочинским Валаамским подворьем и эта проблема вызвала большое протестное движение в защиту о. Гавриила!
Передаю вам и прошу передать далее по возможности, что схиигумен Гавриил категорически не благословляет писать или подписывать какие-либо петиции в его защиту или совершать иные подобные действия! Никакой бунт в нашей Церкви - неприемлем! Включая и против решений Церковноначалия! А под это дело активировалось и множество радикальных элементов из околоправославной среды! Бог поругаем не бывает и все как-то понемногу устроится!
Просим вас законопослушно прислушаться к молитвенной просьбе (и настоятельному запрету) опытного духовника, схимника, и по возможности других привести к миру, возложив все упование на нашего Господа! Спаси Господи и помилуй раба Твоего схиигумена Гавриила и нас умири его же молитвами!
Со Святой Троицей!
☀Конфликт в целом замят, но из него стоит сделать выводы.
Ситуация показывает, что опасность радикального ислама в стране имеет ещё одно измерение: он часто смешивается в исламом вообще в сознании как немусульман, так и традиционных мусульман просто в силу общности наименования и Корана. В произошедшем конфликте конфессиональное разделение мусульман в своих речах не проводил ни схиигумен Гавриил, ни Апти Алаудинов.
Последнее особенно тревожно в силу того, что по этой линии возможны провокации, которые могут дестабилизировать ситуацию в мусульманских регионах России. Вспышка может произойти моментально.
Проблема мигрантов, которая до сих пор остаётся нерешённой, может стать пороховой бочкой для антимусульманских настроений среди русского населения и иных коренных народов, в свою очередь они могут сделать ещё более популярными радикальный ислам.
Как выйти из этой закручивающейся спирали? Самый сильный ход может быть только за государством, которое, не покушаясь на свободу вероисповедания мусульман, в то же время положит конец проблеме с мигрантами и радикальным исламом – беспощадно и бесповоротно, с запретами никабов и ваххабитских бород, с моментальной реакцией на любые высказывания в салафитско-джихадистском духе.
12.06.2025 в 19:38
А у вас налаживается?
12.06.2025 в 18:09
День России! Как звучит!
Целый день выделен, для того чтобы русский человек, отдыхая от повседневных забот, мог узреть в видении, как мчится вперёд русская птица-тройка, как, измученная извечными вопросами, прорывается в невиданную даль Россия, закручивая судьбоносные вихри всемирной истории, как, в светоносной порфире, собирает она под свой омофор измученные современным веком народы.
В этот день Юрий Витальевич Мамлеев, окружённый сонмом русских поэтов и писателей, должен улыбаться нам с неба, намекая, что Россия вечна и не кончится никогда. Все русские философы, мыслители-иноки и светские мечтатели, единым пантеоном воспевать на том свете Бога, даровавшего нам такое богатство – Россию.
Вот только событие, к которому приурочена эта дата 12 июня, оставляет горькое и брезгливое чувство. Ведь это дата трагическая в нашей истории, если не сказать больше. В этот день была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 года, провозглашавшая Конституцию и законы России стоящими выше общесоюзных. Это было финальное юридико-медицинское заключение – СССР умер. Некогда этот праздник даже назывался Днём независимости России – независимости, по-видимому, от своей истории, судьбы, от своей имперской сути, от своих окраин.
Всё-таки надо тонко и изящно однажды объявить: граждане, баста! Давайте сотрём эту позорную страницу из ежегодного календаря и будем праздновать День России в дни воинской славы или в иные великие даты. Например, 21 сентября – в день победы на Куликовом поле или 2 февраля, когда из страшнейшего горнила войны вышел истерзанный и увенчанный вечною славой Сталинград. Вполне хорошо было бы отмечать его 18 марта, в день возвращения Крыма в родную гавань, или 30 сентября, в день присоединения Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей к России. Ещё есть вариант иной - считать День России праздником в честь дня рождения святого благоверного князя, покровителя Санкт-Петербурга Александра Невского.
Вопрос этот сам собою не закроется. Он всегда будет мучить русских людей, имеющих историческую память, и ждать своего разрешения.
11.06.2025 в 21:00
Пишет полковник Усатов:
«Мой дед был родом с Донбасса. Я и сам всё детство там пернатых по терриконам гонял. По служебному долгу пришлось переехать. Но родовую землю никогда не забывал.
Ещё в 14-ом, когда все началось, рвался поехать к нашим восставшим котам-ополченцам, несмотря на то, что уже вышел на военную пенсию. Товарищи отговорили, мол, без тебя там справятся, отдыхай, вояка, заслужил.
В итоге сами знаете что получилось — «минские» и эта странная война… Терзался, винил себя, что не поехал.
И когда началась СВО, то уже без раздумий направил почтового голубя лично с простым содержанием: «Мой долг — служить Родине. Родина зовет».
С Потапычем мы знакомы давно, вместе воевали. Ответ получил очень скоро: «Через неделю жду в штабе. Приводи себя в форму. Жму лапу».
Так что, братья мои, полковник Усатов снова в строю.
Еще повоюем!»
#мыфронтузаявление #мыфронту
11.06.2025 в 20:18
Дреды из красного дерева: поэтика трэпа и её неожиданная связь с русским панк-андеграундом девяностых
☀27 июня, 19:00
Рэпер, автор Даниил Киберев () выступит в "Солнце Севера" с небольшим концертом и с лекцией о поэтике трэпа и русском панк-андеграунде.
Темы лекции:
1. Откуда взялся трэп. Хип-хоп новой школы, поворот к панку и глэму
2. Культурная философия трэпа: гиперконформизм, поп-нигилизм, бренд-реализм, искуственность
3. "Игровой" характер трэпа, ризоматичность, негритюд, одухотворённость вещи
4. Жанровость трэпа, аналогия с неонуаром в кино
5. Поэтика (метафорика) трэпа. Остроумие, поп-культурные аллюзии, экзотичность, витальность, соревновательность. Поэтика русского трэпа (отдельные примеры)
6. Трэп как новый маньеризм. Параллели с трэпом в искусстве европейского человека: эгофутуризм, имажинизм, глэм-рок. Северянин и Вертинский как прото-трэперы
7. Евгений Головин и его теория маньеризма как мостик между классической русской поэзией и поэзией русского панка девяностых. Отдельные примеры трэпа в творчестве Сергея Чудакова, высоцкого и цоя
8. Русский панк 90-х через призму трэпа
9. Комитет охраны тепла. Сексуальность, экзистенциализм, ямайские ритмы
10. Соломенные Еноты. Анимализм, панчлайновость, персонажи мультфильмов и страны Юго-Восточной Азии и Океании впервые становятся темами большой русской поэзии
11. Передвижные Хиросимы. Единственные денди сибирского панка, гангстерский эстетизм в России 90х
12. Оберманекен. Чувственные удовольствия самозванных аристократов
13. Как я перестал быть русским поэтом и начал трэпить. Трэп как новый универсальный поэтический язык
Обязательна запись! Пишите .
10.06.2025 в 18:21
- и слушайте бесплатно курс лекций философа Валентина Игоревича Чередникова
Курс «Модернизм против модерна» посвящен культуре начала 20 века и борьбе отдельных интеллектуалов с гнетущей современностью.
Из него вы узнаете:
- Основные идеи дендизма, модернизма, мистицизма, анархизма;
- Как и кем была сформирована эпоха, в которой мы живем?
- Как одиночка может противостоять современности?
- Какие политические процессы Европы повлияли на мировоззрение русского Серебряного века?
1. Прогулка и жизненный путь. Кьеркегор, Гюисманс, Уайльд
2. Денди как эстетический и (или?) религиозный тип
3. Поэт антисовременной жизни
1. Философская поэма в прозе «Эврика»: синтез платонизма, гностицизма и атомизма
2. Между космосом Сакральной Традиции и космосом Модерна
3. Жизнь Вселенной как натюрморт
4. Ритм Божественного сердца
1. Эмерсон о «доверии к себе». Манифест индивидуализма или духовное упражнение?
2. Против картезианского сомнения
3. Прагматизм «не от мира сего»
4. Распорядок дня в постсовременности и в Традиции.
1. Против мира. Гностические истоки
2. Мистический анархизм Серебряного века
3. Анархо-мистики в Советской России.
Все лекции собраны .
С полным список лекций культурного пространства "Солнце Севера" можно .
09.06.2025 в 21:22
В Купчино у храма священномученика Николая Симо, пресвитера Кронштадского, вскоре будет установлен памятник митрополиту Иоанну (Снычёву).
Митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский пользовался общенародным почитанием как добрый пастырь и наставник, но в то же время он известен и как мыслитель, который пытался в трудные времена безвременья 90-х сформулировать православную политическую теологию.
Он взаимодействовал с патриотическими движениями, в частности с обществом "Память". Является автором книг "Русская симфония" и "Самодержавие духа", ставших классиком патриотической мысли.
Открытие памятника станет значимым для Санкт-Петербурга событием.
В настоящее время на территории храма идут строительные работы, подготовка плит основания.
Будем держать руку на пульсе, чтобы вовремя уведомить наших читателей о дате открытия памятника.
09.06.2025 в 20:00
Не питаем ли мы иллюзий, когда хотим победить либеральную гегемонию, поразившую весь мир, в информационной войне?
Мы живём в эпоху, где роль информации (и/или дезинформации) играет одну из ведущих ролей и на войне, и в мирной жизни. Хотя было ли когда-то иначе? Давно хотим обратить внимание на интересную тему, поднятую Марком Лешкевичем в его телеграм-канале «Лицо и цветочки» (ТГ t.me/mark_leshkevich/7397).
Так вот, историк и публицист Марк Лешкевич высказал тезис о том, что нельзя питать иллюзий относительно возможности победы в информационной войне, потому что она априори невозможна, а питать иллюзии – вредно.
«… это выражение и интенсивное её продвижение в медиа строят нереалистичные ожидания общественности по поводу его будущего.
<…>
Обманутые ожидания могут обернуться всеобщей депрессией и серотониновой ямой похуже, чем у персонажа одного романа Мишеля Уэльбека (кто не читал – там мужик такой грустный, что забывает любить женщину)».
Однако если мы определим критерии этой победы, то избежим этой проблемы. Ответ можно найти в теории гегемонии философа Антонио Грамши. Под гегемонией он подразумевал господство гегемонистского класса (мировой буржуазии и глобалистов), которое представляет собою активное массовое согласие социальных групп на это господство. Оно обеспечивается постоянными информационными бомбардровками культурного ядра общества.
Чтобы опрокинуть гегемонию, необходимо создать согласие всех социальных групп относительно неправомочности претензий гегемона на господство и утвердить свою повестку, которая будет поддерживаться большинством априори. Заниматься этим должен класс интеллектуалов, который ведёт борьбу в культуре, в медиа, в образовании etc.
Соответственно, победой будет господство русского цивилизационного кода, тех самых традиционных ценностей, утверждение новой патриотической парадигмы в культуре, образовании, медиа и т.д.
Безусловно, это процесс, который не может быть полностью завершён. Нельзя провозгласить однажды, как это сделал сатирический Чебурашка о социализме: «Мы строили, строили и наконец построили». Однако установившееся господство во всех сферах нашего русско-евразийского бытия и можно будет считать победой.
Впрочем, и в войне–войне с танками, пехотой, коптерами и космическими спутниками, координирующими полёты дальнобойных ракет, окончательная победа не вполне возможна. Уничтожили же мы фашизм в 1945? Победили? Да, победили. Но в XXI веке оказывается, что не совсем победили или не всех и что монстры настоящего вполне достойны своих праотцев из XX века. Уничтожим и эту гидру, не выберется ли и ещё что-то пострашнее с новым количеством голов? (Мы уж не говорим о том, что нам до сих пор не вполне объяснили, что считать победой, то есть достижением целей СВО).
Потому, к слову, и святой Георгий Победоносец изображается на коне попирающим змия, но не поправшим. Прижатый к земле копьём, он остаётся живым, чтобы при каждом удобном случае восставать и досаждать роду людскому. И вновь быть припечатанным к земле святым.
Полная победа – только в эсхатологической перспективе. Будет новая земля и новое небо – тогда и попразднуем окончательно. А сейчас победа должна быть, безусловно, нашей целью и в информационной войне, и на поле боя, обольщаться же относительно её конечности – тут мы согласны – нельзя. Но побеждать – находиться в вечном процессе победы – мы обязаны.
09.06.2025 в 18:00
Схваченное объективом вот-бытие по ту и эту сторону от Солнца.
08.06.2025 в 18:38
Столетие спустя. Смысловые итоги русского авангарда
☀9 июня, 19:00
Итак, прошло сто лет. Актуальная история русского авангарда завершилась в конце 20-ых годов ХХ столетия. Советское государство совершило идеологической поворот от ставки на мировую коммунистическую революцию к строительству национального социалистического государства.
Радикальное искусство авангарда не укладывалось в новую идейную стратегию, зато ко двору пришлось искусство социалистического реализма, которое стало насаждаться всемерно и повсеместно.
Авангард исчез с официальных радаров и ушел в подполье. В 2025 году исполнилось 110 лет с момента явления одной из самых значимых работ в истории русского авангарда - "Черного квадрата" Казимира Малевича, а значит наступает время подведения итогов.
На последней лекции нашего курса мы попробуем проанализировать значение и смысл русского авангарда с позиции традиционалистской культурологии и философии. Поставим вопрос ребром - является ли авангард русским национальным явлением, укорененным в национальной культурной почве, или радикальные художники, эпатирующие обывательские вкусы, были своего рода "эстетическими сорняками", занесенными на русскую землю извне, во всяком случае, советское искусствоведение на протяжении десятилетий считало именно так.
Что изменилось сегодня? Как из 2025 года смотрится "Черный квадрат" Малевича и "Формула весны" Филонова? Настроим наши культурную оптику на волну русского авангарда!
Темы лекции
1. Феномен "второго русского авангарда". Советский андеграунд
2. Либеральный российский авангард последнего тридцатилетия
3."Пограничные люди".
Ещё не поздно присоединиться к курсу Александра Кащенко "Лики маски русского авангарда". Все прочитанные лекции вы получите в записи.
Читайте о курсе .
Стоимость - 2 500 рублей.
Зарегистрироваться и оплатить курс можно здесь forms.yandex.ru/u/67ed31c4eb61461f4160e2e4
08.06.2025 в 15:45
Вячеслав Бутусов и #мягкая_сила_России.
К слову, сегодня Вячеслав Бутусов занимается интересными проектами, связанными с мягкой силой в российском кинематографе. Например, он писал музыку для таких фильмов, как "Святой Архипелаг" Сергея Дебижева и "У края бездны" Максима Фадеева.
08.06.2025 в 14:45
Всякому православному известно, что церкви на Троицу принято украшать березой, а пол её усыпать свежей травой. Оттого дышится в храмах в праздничные дни необычно, а природа раскрывается цветущей и пышущей жизненным изобилием, которое невозможно даже и воспринять в полной мере.
Принято раньше было также на обедне держать в руках букеты луговых цветов, местами именуемых «духами», или же ветви деревьев. Деревьями вообще украшались раньше не только церкви, но и дома: их свозили на деревенские улицы возами, а потом создавали убранство в дверях и на оконных косяках.
На Троицу молодёжь устраивала рели или качели. Отметим, что такие забавы некогда были характерны для дионисических празднеств, и нечто дионисическое (не в религиозном, а в культурологическом смысле) в народных традициях празднования в этот день также несомненно присутствует. Весёлые гуляния сопровождались взаимными угощениями пряниками подсолнухами и другими сластями.
В некоторых областях, например в Новгородчине, был записан старинный обычай в Троицын день «трясти порох» (таким же образом развлекались и на Масленицу). Забава состояла в следующем: во время гулянья, на лугу, среди хороводов и игр в "огорыши" (старозаветные "горелки"), кто-нибудь из мужчин схватывал картуз с молодого новожена, тряс им над головой и кричал во все горло и на целое поле: «порох на губе, жена мужа не любит». На этот крик молодуха должна была выделиться из толпы (и в том вся задача, чтобы сделать это возможно быстрее), стать перед мужем, кланяться ему в пояс, снять картуз, который успевали положить ему на голову в момент ее появления. Потом она брала мужа за уши и трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При уходе молодой, а иногда при ее появлении, начиналась вслух оценка ее качеств, звучали разные площадные шутки, особенно над теми, которые в девушках имелись грешки.
Молодухи обыкновенно стеснялись этим обычаем и говорили: "когда трясут порох, лучше бы провалиться скрозь землю". Собравшиеся же иной раз «перетряхивали» все пары, которые были в наличии.
07.06.2025 в 20:00
А вы отметили вчера Пушкинский день, тяпнули соточку?
07.06.2025 в 18:38
Психоаналитический броненосец. Революционные неврозы Сергея Эйзенштейна
☀8 июня, 17:00
Целые поколения советских людей выросли на фильмах Сергея Эйзенштейна - классика отечественного кинематографа. Постановочные кадры из фильма "Октябрь", который Эйзенштейн снял к десятилетию Октябрьской революции 1917 года, стали с течением времени восприниматься едва ли не как достоверная хроника революционных событий, а фото с кинорежиссером, вальяжно развалившемся на троне Романовых в Зимнем дворце, стало своего рода визитной карточкой "советского кинематографиста номер один".
Между тем, за броским фасадом "певца революции" скрывался весьма и весьма неоднозначный художник, источником вдохновения для которого служил парижский театр Гиньоль, ставший синонимом "вульгарно-аморального визуального пиршества" и психоанализ.
"Жестокость и беспощадность — садизм, основной невроз, необходимый режиссеру вообще — режиссер в ряду сублиматов садизма стоит рядом с хирургом и рядом с... мясником» - откровенно писал советский кинорежиссер в своих дневниковых записях.
На седьмой лекции курса "Лики и маски русского авангарда" искусствоведа Александра Кащенко будет подробно проанализирован последний фильм Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный", первая часть которого получила самую высокую оценку от советского руководства, а вторая была подвергнута публичной обструкции за "невежество в изображении исторических фактов".
Попробуем разобраться в творческих тайнах Эйзенштейна, загадках "Ивана Грозного" и непростых взаимоотношениях кинорежиссера с советской властью!
Темы лекции
1.Антропологический анализ феномена "революционный художник"
2.Зигмунд Фрейд и Сергей Эйзенштейн. Психоналитическая составляющая художественного языка Эйзенштейна
3. Художник и власть. Проблема свободы творчества в контексте советской культуры
Ещё не поздно присоединиться к курсу Александра Кащенко "Лики маски русского авангарда". Все прочитанные лекции вы получите в записи.
Читайте о курсе .
Стоимость - 2 500 рублей.
Зарегистрироваться и оплатить курс можно здесь forms.yandex.ru/u/67ed31c4eb61461f4160e2e4