Музей истории города Волхова расположен на живописном левом берегу реки Волхов напротив Волховской гидроэлектростанции. Он был открыт в октябре 1969 г. в уникальном по своей архитектуре двухэтажном особняке Г. О. Графтио. В музее хранятся материалы о жизни Г. Графтио и истории края в ХХ в.: о строительстве станции "Званка", Волховской гидроэлектростанции (первенца плана ГОЭЛРО) и Волховского алюминиевого комбината (первенца алюминиевой промышленности), о развитии города в последние десятилетия.
Сотрудники музея вызывают чувства уважения. Всегда любезны, доброжелательны. Атмосфера в музее чудесная. Всегда приятно тут находиться. Веет каким-то необычайным душевным теплом.Для меня и моей семьи, расположение очень удачное. Мы живем совсем рядом, даже ехать не нужно.Музей истории нашего небольшого города. Дает полную картину происхождения и развития Волхова.
21 февраля 2019 г. 14:597
Посетить музей можно как самостоятельно, так и с экскурсоводом, но я советую походить там самому.
Оценка
Комментарии посетителей (2)
Алексей
27 марта 2019 г. 19:40
Мы живем на соседней улице, но в музее бываем крайне редко, к сожалению. В нем собрана огромная коллекция предметов быта, картин, различная военная амуниция.
Была здесь на экскурсии с детьми. Музей совсем небольшой. Но, дает общее представление о истории города. Деревянный дом с небольшими постройками. С виду сложно сказать, что это Дом музей! Спасибо вывеске! При входе нашу группу встретила довольно просторная прихожая. Мне сразу бросился в глаза уголок станции Званка со своим зеленым паровозиком. На стенах висят картины о дореволюционной жизни горожан. Далее был рабочий кабинет с камином. Много иллюстраций уделено открытию электростанции в городе, это было настоящее событие. Но, больше всего я удивилась, увидев настоящий автомобиль ГАЗ-11-73. Он сейчас не находу, но это же какой раритет!!!!! Далее, нам показали экспозицию прорыв Блокады. Стало немного не по себе. Тут же лежали настоящие шлемы, мины и другая военная амуниция. В целом без экскурсовода было бы тоже интересно. Но, лучше всего придти в этот музей с группой. Я послушала рассказ о городе и его событиях с большим удовольствием.
Необычный день рождения в Музее: Полина и друзья раскрыли тайны старого дома
Музей посетила юная гостья — Полина, которая вместе с родителями и друзьями решила отметить свой день рождения увлекательной игровой экскурсией «Жил-был дом: тайны старого дома».
Ребята окунулись в атмосферу прошлого, разгадывая загадки старинного Дома, который хранит множество секретов. Они побывали на чердаке легендарного инженера Г.О. Графтио, где их ждали интересные задания, требующие смекалки и внимательности.
После прохождения всех испытаний юные исследователи обнаружили вкусные «сокровища» и дружно поздравили именинницу. Праздник получился не только веселым, но и познавательным!
Музей истории города Волхова всегда рад принимать гостей и превращать обычные экскурсии в незабываемые приключения! 🎉🏛
#музейВолхова#нашигости#событиязанеделю
04.07.2025 в 16:39
4 июля 1930 года: Начало строительства Волховского алюминиевого завода
"Бригадир И.И. Пронин первым положил на ребро лопаты свою ногу, вывернул пласт вязкой глины и пошёл…" — так описывала ленинградская газета «Смена» первые дни стройки.
Российское Телеграфное Агентство в тот день сообщило: «Сегодня на станции Званка состоялась закладка первого в Союзе алюминиевого комбината, который будет вырабатывать 5 тысяч тонн алюминия в год из тихвинских бокситов. Энергию новостройке даст Волховская ГЭС… При комбинате строится рабочий поселок».
Строительство развернулось на правом берегу Волхова, "практически на болоте". Землекопы сталкивались с промёрзшим грунтом, известняковыми плитами и постоянными подтоплениями. "Долбили ломами и кирками, откачивали воду, строили деревянные леса в котлованах, чтобы перекидывать землю с яруса на ярус".
Зимой 1931 года работы не остановились даже в 30-градусные морозы. "Люди работали на ветру, вплоть до замораживания ног, а работу не бросали", — фиксировала комиссия обкома. В феврале объявили "строительную тревогу" — коммунисты, инженеры и рабочие сутками рыли котлованы вручную.
Летом 1931 года стройка отставала на 4 месяца. Тогда начался "бетонный поход" — бригады соревновались в скорости укладки:
Бригада Кирсанова — 500 замесов за смену,
Бригада Старостина — 512 замесов ночью,
Бригада Жандарова поставила рекорд — 704 замеса, выполнив три нормы за день.
Рабочие (в основном крестьяне, желавшие "заработать на корову или лошадь") жили в бараках без печей и нар. Текучка достигала 40%, а газета «Известия» писала: "Каждого 3 и 19 числа, в дни зарплаты, уходило 120-150 человек".
Но 14 мая 1932 года завод выдал первый алюминий. "Сегодня в 17 часов 45 минут получен первый металлический алюминий", — гласила телеграмма в Москву.
Это была победа — "на месте волховских болот вырос крупнейший в Европе завод", построенный вопреки всему. Волховстрой дал стране крылья!
#МузейВолхова #альманахВолхова
03.07.2025 в 12:08
Анатолий Николаевич Архипов: легенда стальных магистралей
3 июля 1986 года машинист Волховстроевского локомотивного депо Анатолий Николаевич Архипов был удостоен высшей трудовой награды СССР — ордена Трудовой Славы I степени. Это событие стало кульминацией более чем полувекового пути самоотверженного труда на Октябрьской железной дороге.
Единственный в Ленинградской области полный кавалер ордена
Анатолий Николаевич Архипов — единственный в Ленинградской области кавалер ордена Трудовой Славы всех трех степеней. Его биография — это история человека, который не просто работал на железной дороге, а становился первопроходцем, осваивая все виды тяги: от паровозов до новейших тепловозов и электровозов. Каждая новая модель локомотива, поступавшая в депо, проходила через его руки, и он доводил ее эксплуатацию до совершенства.
От кочегара до машиниста первого класса
Родившись 13 сентября 1935 года в деревне Мелекса Волховского района в крестьянской семье, Архипов с юности выбрал железную дорогу своей судьбой. Окончив волховскую школу №2 (ныне №61) и железнодорожное ремесленное училище (1954 г.), он начал трудовой путь в 18 лет — кочегаром паровоза.
За годы работы в Волховстроевском депо он прошел путь от рядового работника до машиниста первого класса, получив право вождения пассажирских поездов. Он стал первым на Октябрьской железной дороге, кто начал водить тяжеловесные и длинносоставные поезда, демонстрируя не только мастерство, но и новаторский подход к делу.
Наставник, воспитавший поколения машинистов
Анатолий Николаевич не просто водил поезда — он создавал школу профессионалов. Десятки его учеников, мечтавших, как и он когда-то, стать машинистами, получили путевку в профессию благодаря его опыту и терпению. Многие из них стали высококлассными специалистами, продолжая традиции своего наставника.
Семь лет он возглавлял Совет общественных инспекторов по безопасности движения, лично проверяя качество ремонта тепловозов и организуя профилактические рейды. Его принципиальность и профессионализм помогали предотвращать аварии и повышать надежность подвижного состава.
Полный кавалер ордена Трудовой Славы
Анатолий Николаевич — единственный житель Волхова, удостоенный всех трех степеней ордена Трудовой Славы:
-1975 год — III степень
-1981 год — II степень
- 1986 год — I степень (за выдающиеся успехи в выполнении планов XI пятилетки)
Кроме того, он:
-Почетный железнодорожник
-Почетный работник Октябрьской железной дороги
-Делегат XXVII съезда КПСС (1986 г.)
-Депутат Верховного Совета РСФСР (1985–1990)
-Автор книги «Моя магистраль» (1987 г.)
В 2008 году Анатолию Николаевичу было присвоено звание «Почетный гражданин города Волхова» — заслуженное признание его вклада в развитие города и железнодорожной отрасли.
Наследие Архипова
Даже после выхода на пенсию в 2001 году его имя осталось символом преданности профессии, трудолюбия и беззаветного служения делу. Сегодня, вспоминая знаменательную дату — 3 июля 1986 года, мы отдаем дань уважения человеку, чья жизнь стала примером истинного трудового подвига. Его дело продолжается в учениках, а его имя навсегда вписано в историю не только Волхова, но и всей отечественной железной дороги.
#МузейВолхова #альманахВолхова
02.07.2025 в 11:55
Юные гости из Новой Ладоги посетили Музей
Ребята из летнего лагеря МОБУ "Новоладожская средняя общеобразовательная школа имени вице-адмирала В.С. Черокова" снова порадовали нас своим визитом!
Для некоторых школьников это было первое знакомство с богатым прошлым Волхова: его промышленным развитием, героическими страницами Великой Отечественной войны и знаковыми личностями, внесшими вклад в историю края. Ребята с увлечением рассматривали экспонаты, задавали вопросы и делились впечатлениями.
Мы всегда рады видеть наших юных друзей из Новой Ладоги и готовим для них новые интересные программы. До новых встреч!
#МузейВолхова #нашиГости#событиязанеделю
Комментарии посетителей (2)