Наш сайт использует файлы «cookie» и системы аналитики для персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.

18+

Отзывы о Музей маячной службы в г. Кронштадте

Интересность : Все про маяки можно узнать. Казалось бы - тема узкая, а фактов интересных много
Расположение : Мы быстро и легко нашли по навигатору
Интерьер : Много интересных экспонатов, атмосферное и необычное место
Обслуживание : Экскурсии позволяют глубоко погрузиться в тему, они живые, интересные
Интересность : Подробная экскурсия позволяет детально узнать историю многовековую маяков. Увидеть модели маяков и линз.
Расположение : Легко сориентироваться по Яндекс картам. Необходимо добраться до форта Константин.
Интерьер : Находиться в музее маячной службы довольно приятно. Обстановка располагает к тому, чтобы все досконально изучить
Обслуживание : Приятный персонал, который с большой ответственностью относится к своему труду. Придраться не к чему.
Интересность : Интересный ,необычный музей ,как для детей, так и для взрослых.Можно узнать много нового,экскурсия увлекательная.
Расположение : Находится на форту Константин ,добраться из Кронштадта на такси можно за 200 р в одну сторону
Интерьер : Здание старинное ,с толстыми стенами , отапливается печками
Обслуживание : Экскурсии проводит настоящие моряки !
Адрес

Форт Константин

карта
Район
Кронштадтский район (Санкт-Петербург)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Музее маячной службы в г. Кронштадте

Общая оценка:9.08 / 10
Интересность 9
Расположение 9
Интерьер 9
Обслуживание 9
Оставить отзыв
Места поблизости
Форт КонстантинКемперный отель Форт КонстантинФорт КонстантинЯхт-клуб Форт КонстантинФортКафе ФортФорт КонстантинИсторико-культурный комплекс Форт Константин
посетитель
10 / 10 7 июля 2019 г. 21:32
Экскурсии проводит настоящие моряки ! Здание старинное ,с толстыми стенами , отапливается печками  Находится на форту Константин ,добраться из Кронштадта на такси можно за 200 р в одну сторону Интересный ,необычный музей ,как для детей, так и для взрослых.Можно узнать много нового,экскурсия увлекательная.  на страницу отзыва
посетитель
8.5 / 10 27 февраля 2019 г. 14:32
Приятный персонал, который с большой ответственностью относится к своему труду. Придраться не к чему. Находиться в музее маячной службы довольно приятно. Обстановка располагает к тому, чтобы все досконально изучить  Легко сориентироваться по Яндекс картам. Необходимо добраться до форта Константин. Подробная экскурсия позволяет детально узнать историю многовековую маяков. Увидеть модели маяков и линз.  на страницу отзыва
посетитель
8.75 / 10 26 декабря 2018 г. 00:21
Экскурсии позволяют глубоко погрузиться в тему, они живые, интересные  Много интересных экспонатов, атмосферное и необычное место  Мы быстро и легко нашли по навигатору  Все про маяки можно узнать. Казалось бы - тема узкая, а фактов интересных много   на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о Музее маячной службы в г. Кронштадте. Наши посетители оценивают Музей маячной службы в г. Кронштадте по расположению и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Бабушка приехалаКафе Бабушка приехалаBe BoxСалон красоты Be BoxШишки на ЛампушкеБаза отдыха Шишки на ЛампушкеЗоопарк на Лампушке Зоопарк на Лампушке

Комментарии посетителей (2)

Эля27 февраля 2019 г. 14:27
Никогда не думала, что маяки как-то между собой отличаются)) оказывается у них есть своя собственная история. За всю многовековую историю маяков есть столько разнобразных фактов. Класс!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Илья 26 декабря 2018 г. 0:19
Познавательное место для всех, кто хочет больше узнать об истории морского дела. Интересно рассказывают, экспонаты необычные
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Музей маячной службы

28.05.2020 в 10:49


Сегодня 28 мая - День Пограничника. Рядом с маяками часто стоят заставы. У нас в Музее есть своя пограничная история. И директор Музея честно служил срочную в Первом погранотряде СССР. Всех пограничников с праздником!!!
27.05.2020 в 17:53


Сегодня 317 лет любимому, морскому, немного строгому, иногда солнечному, но всегда ослепительному Петербургу! У нашего города необъятная душа, частичку которой мы получили от него, когда впервые поняли, как сильно любим этот город! Желаем каждому петербуржцу хранить эту частичку души города в себе, оберегать ее и всякий раз быть благодарным за то, что мы живем в славном Петербурге! Ура!
25.05.2020 в 17:05


Маяк в жёлтом море 🌼
21.05.2020 в 16:30


Да-да! Мы всегда говорили, что Швеция - это не только ABBA, Ikea и фрикадельки! ☺
18.05.2020 в 19:16


Коллеги, моряки-балтийцы, кронштадтцы, с 18 мая! Для кого-то это День музеев, для кого-то День Балтийского флота, Кронштадт празднует День города, а для нас это сразу три праздника! В минувшие выходные форт Константин и наш Музей должны были стать площадкой фестиваля "Ночь музеев". Тема фестиваля в 2020 году - символы. Мы подготовили камерную экскурсию по музею, где порассуждали о символах, вспомнили те маячные истории, о которых зачастую не говорим на экскурсиях, и поделились очень личными маячными переживаниями. https://vimeo.com/419968866
16.05.2020 в 23:07


Уже почти два месяца, как мы не говорим о маяках, глядя в ваши глаза, не принимаем столько людей, что вечером продолжаем бормотать домочадцам что-то про линзу Френеля, заваривая чай. Прямо сейчас над Кронштадтом сгустились тучи. Мы сейчас не прибегаем к фигуре речи, никаких символов - так и есть. А должна была случиться "Ночь музеев", тема которой в 2020 году - символы. И если маяк - символ надежды, то все мы сейчас надеемся на скорую встречу с вами, дорогие друзья. Один шаг, чтобы стать ближе к вам, мы сделаем 18 мая. В День музеев, День Балтийского флота и День города - славного Кронштадта ❤ Мы покажем экскурсию, которую запишем в честь трех замечательных праздников. А пока, давайте вспомним, что ночь - это время дорогих нашим сердцам маяков, и вместе посмотрим на свет маяка Толбухин.
11.05.2020 в 10:23


Маяки защитники. Продолжение. Первый маяк на острове Сескар был построен ещё шведами. Однако, когда по Ништадтскому миру (1721) остров перешел к России, от маяка, видимо, мало что осталось. В 1725 году на северо-восточном мысе острова недалеко от уреза воды возвели новый маяк. Он представлял собой возвышение из камней, на верхней площадке которого в металлической канфоре жгли дрова и уголь. В последующем маяк несколько раз перестраивался, пока 23 сентября (05 октября) 1858 чугунный маяк не приступил к работе и он работает до сих пор. В период Великой Отечественной войны на острове располагался военный гарнизон и базировался небольшой отряд кораблей, который помогал нашим войскам в обороне Ленинграда. В 1942—1943 годах через Сескар проходила ледовая дорога: маяк Шепелёвский—остров Сескар—остров Лавенсаари (Мощный). Немцы неоднократно наносили массированные удары по острову, но гарнизон устоял и маяк исправно работал. После вскрытия льда весной 1943 года кораблями и авиацией противника у островов Лавенсаари и Сескар было поставлено более 500 мин. Однако тральщикам Балтийского флота удалось очистить фарватеры и свести до минимума число случаев подрыва кораблей на минах в своей операционной зоне. Маяки Сескар и Мощный служили хорошими ориентирами во время траления. О войне напоминает памятник. Он установлен на братской могиле советских моряков с малого охотника МО-302, погибших 26 мая 1942 года и транспорта «Радуга», погибших 23 декабря 1943 г. все годы войны маяку Сескар помогал маяк Шепелевский. Этот кирпичный маяк был построен в 1910 году. В годы Первой мировой войны он не пострадал. В 1918 году вблизи маяка до того, как Финский залив покрылся льдом, стоял линкор “Андрей Первозванный”. С маяка с ним поддерживалась постоянная связь. Весной 1919 года здесь же для предотвращения возможности высадки десанта противника находился линкор “Петропавловск”. В период Великой Отечественной войны маяк также не пострадал, но был выключен и снова вступил в строй в начале августа 1945 года. Зимами 1941/42 и 1942/43 годов от Шепелевского маяка по льду Фин¬ского залива потянулись транспортные нити к маякам Сескар и Лавенсаари (Мощный). Желая как можно быстрее наладить контакт между материком и островами, организовать туда переброску войск, бесперебойное снабжение их боеприпасами и продовольствием, командование морского оборонительного района приказало оборудовать ледовую дорогу. Эта трасса сыграла важную роль, как для обороны подступов к Кронштадту, так и для обеспечения выхода в море наших подводных лодок, а кроме того, гарантировала жизнедеятельность Ораниенбаумского плацдарма. Самый напряженный период на этом маршруте пришелся на март-апрель 1942 года, проведено два стрелковых полка, артиллерийский дивизион, танковая рота, аэросанный батальон, большое количество автомашин и все это несмотря на сильней мороз и пронизывающий ветер, налёты вражеской авиации. Немцы пытались захватить Шепелевский маяк. Для этого был организован специальный десант, но он встретил решительный отпор советских моряков.
09.05.2020 в 20:20


Маяк на острове Сухо, 1943 год
09.05.2020 в 20:19


Чаще всего маяк Сухо вспоминают в свете событий 22 октября 1942 года. Тогда маяк сумел выстоять в бою, отголоски которого и сегодня сохраняются в его облике. Но война закончилась и наступил мир, о котором мечтали люди, вспоминая прежнюю жизнь. Вспомним, какой была мирная жизнь маяка Сухо.
09.05.2020 в 15:42


Пирсы гавани Осиновец. Переноска раненых для посадки на транспорт, отправляющийся в Новую Ладогу, 1941 год
09.05.2020 в 00:49


Три совершенно разных маяка, связанных одной печальной историей. Они все были взорваны. 1. Маяк Соммерс В начале 1760-х годов на одном из холмов в северной части острова Соммерс был построен деревянный маяк. Описание его обнаружить не удалось. Видимо, он представлял собой деревянную не светящую пирамиду наподобие тех, что строили тогда на других островах. В 1808 году был построен новый каменный маяк с рефлекторами. Маяк исправно работал до 1854 года, когда в связи с Крымской войной он был погашен. В феврале, когда возникла угроза подхода англо-французских кораблей, осветительный аппарат сняли и вместе с маячной командой отправили на берег. Летом 1855 года при артобстреле с английских кораблей, которые вновь появились в Финском заливе, маяк серьезно пострадал. В 1866 году он был капитально отремонтирован и переоборудован. В годы Первой мировой войны освещение маяка производилось нерегулярно, в зависимости от военной обстановки в Финском заливе. В 1920 году в соответствии с мирным договором с Финляндией маяк был передан в ведение этой самостоятельной республики. Советско-финляндская война началась 30 ноября 1939 года, и уже в тот же день маяк Соммерс был взорван. В конце ноября смотритель маяка получил приказ « Маяк должен быть уничтожен». В 22:20 из маяка вышла огромная огненная статуя, и он разлетелся по воздуху. В начале декабря острова Соммерс и Нерва были заняты советскими войсками, но после установки временных маяков, войска остров оставили. В новогоднюю ночь 1941 года остров Соммерс был занят небольшим финским отрядом из 26 человек. Когда советские войска, в начале января 1942 года ударили по Соммерсу, финский отряд эвакуировался. Советские войска, однако, не проявили интереса к Соммерсу, поэтому финны вернулись на остров, отряд состоял из 22 человек. В последующем остров обороняло до полусотни человек. Соммерс был важным контрольным пунктом, который советские войска периодически обстреливали артиллерией с острова Мощный. Военный совет Балтийского флота в целях создания благоприятных условий для выхода наших подводных лодок на боевые позиции сделал попытку завладеть островом, высадив 8 июля 1942 года на него десант. Завязался тяжелый бой, в котором приняли участие не только корабли, но и авиация. К сожалению, освободить остров не удалось. В 1945 году на острове установили современный маяк, ажурную металлическую башню высотой 37 метров. 2. Маяк Нерва Когда установили первый маяк на острове пока не ясно, но в документах 1867 года есть упоминание, что «прежняя каменная башня обращена в кладовую». В 1867 году на острове установили классный маяк в виде круглой чугунной башни, выкрашенной в белый цвет с красной крышей, высотою в 28 метров (практически аналог маяка Сескар). В 1918 году остров был занят финнами и по Тартускому мирному договору 1920 года отошёл к Финляндии. Во время Финской войны, 1 декабря 1939 года, остров Нерва был занят без боя Советской морской пехотой. Оказалось, финский гарнизон покинул остров, предварительно, правда, взорвав чугунный маяк. Остатки маяка до сих пор разбросаны по острову. Десант с Нервы был снят в тот же день, а 2 декабря на остров высадили стрелковое подразделение и гидрографов Балтийского флота, приступивших к восстановлению маяка. По Московскому договору 1940 года Нерва отошла Советскому Союзу. Но уже 2 декабря 1941 года, при эвакуации советского гарнизона с Нервы, временный маяк был разрушен уже нашими силами, а сам остров длительное время — до 1944 года — оставался ничей. В 1945 году на Нерве был установлен новый маяк, продолжающий работать, по сей день. Он представляет собой четырёхгранную ажурную металлическую башню, в виде усеченной пирамиды, в верхней части башня обшита досками. Высота маяка 37 метров и светит он на 18 миль (33 км). 3. Маяк Стирсудден Первое упоминание о маяке встречается в документах Петра Великого. В частности, 17 августа 1719 года адмирал Крюйс доносил государю, что "сего утра капитан Эдвард Лейн на Выборгской стороне на мысу Стирсудден огонь начал класть и во всю ночь непременно горит". С 1815 года, когда был поставлен деревянный несветящий знак, до 1873 года маяк несколько раз перестраивался, но всегда в деревянном виде. 23 июля 1873 года начал действовать новый маяк. На месте старой башни была возведена каменная восьмигранная башня белого цвета высотой 15 м, соединенная с каменным караульным домом. Во время Первой мировой войны маяк работал нерегулярно, в зависимости от военной обстановки в этом районе Балтийского моря. 31 декабря 1917 года Советское правительство признало независимость Финляндии, а в начале 1918 года там произошла революция. Эти события задержали передачу маяка Финляндии, и он оставался в ведении Дирекции маяков Балтийского моря. 9 марта 1918 года на маяк явился отряд финской Красной гвардии и конфисковал все продукты и керосин. Одновременно он потребовал от маячников очистить помещения. Смотритель Трофимов отказался это сделать даже под угрозой расстрела и сообщил о случившемся в Главное гидрографическое управление. Отряд еще дважды являлся на маяк, но маячники остались верными долгу и не покинули свой пост. Конфликт удалось разрешить, благодаря вмешательству народного комиссара по морским делам С. Е. Сакса и начальника Главного гидрографического управления Е. Л. Белокоза, которые потребовали оставить маяк в покое до официальной передачи его Финляндии. Эта передача состоялась в 1919 году, и с этих пор он стал называться по имени близлежащей деревни Сейвестэ. С началом советско-финской войны маяк был взорван финнами. Последняя запись в вахтенном журнале финских смотрителей сделана 02.12.1939 года. «В 18 часов я получил приказ военных властей взорвать маяк. Э.Ф. Виркки» После советско-финляндской войны 1939-1940 годов мыс вновь стал территорией СССР. Летом 1945 года на мысе была построена временная деревянная башня, а к 1954 году завершены работы по возведению маячного городка и железобетонной цилиндрической монолитной башни высотой 27,6 м
08.05.2020 в 14:06


В Великую Отечественную войну флот принимал очень активное участие в военных действиях. Маяки, являясь подразделениями военно-морского флота, тоже не остались в стороне. Маяки не просто светили кораблям и судам, можно сказать, что они тоже воевали. И о таких защитниках Родины мы расскажем в эти дни. Одним из первых боевое крещение получил маяк Родшер. Этот маяк, построенный в 1886 году, застал ещё Первую Мировую войну. Он обеспечивал переходы кораблей Балтийского флота в районы боевых действий. При появлении германских кораблей в Финском заливе маяк по приказанию командования флотом гасился. В 1918 году маяк своим огнем обеспечивал Ледовый поход кораблей Балтийского флота, следовавших из Гельсингфорса в Кронштадт. Особенно трудно было 2-му отряду, состоявшему из 2 крейсеров и 2 подводных лодок. Обремененный тяжелыми субмаринами, отряд с трудом 8 апреля достиг острова Родшер. Здесь его встретили вызванные по радио ледокол “Ермак” и крейсер “Рюрик” и помогли добраться до Кронштадта. В 1920 году по мирному договору остров отошел к Финляндии, ставшей самостоятельной республикой. С этих пор и до 1939 года он назывался Руускери. В 1939 году остров вновь стал территорией нашей страны, и маяк вернулся в ведомство Гидрографической службы Балтийского флота. Во время Великой Отечественной войны он стал молчаливым свидетелем многих трагических событий. В августе 1941 года мимо острова вновь, как и в 1918 году, шел караван судов, на этот раз эвакуировавшийся из Таллина в Кронштадт. Именно на участке между островами Родшер и Гогланд началась массированная бомбежка немецкими самолетами наших плохо защищенных транспортов. На глазах у маячников 29 августа 1941 года в 4 милях от острова затонуло судно “Вторая пятилетка”. Здесь же, в видимости маяка, маневрировал, уклоняясь от бомб, теплоход “Иван Папанин”. Находившиеся на борту бензоцистерны и боезапас начали взрываться. На теплоходе вспыхнул пожар, и он ткнулся носом в песок у южной оконечности острова. Вслед за “Иваном Папаниным” у острова был потоплен транспорт “Аусму”. На берегу маленького острова скопилось несколько тысяч человек. Немецкие самолеты поливали их огнем. Обезумевшие люди бегали по острову, ища укрытий. Помещения маяка были превращены в лазарет. Маячники помогали раненым всем, чем могли. В декабре 1941 года, после захвата противником Моонзундских островов и эвакуации военно-морской базы Таллин, маленький гарнизон острова Родшер вместе с маячниками был эвакуирован в Кронштадт. Военные годы не пощадили маяк. Система освещения маяка была разрушена во время Зимней войны, почти все здания вокруг маяки были разрушены, и он сам получил серьезные повреждения. После Победы маяк восстановили, построили новые жилые здания и он вновь приступил к работе.
29.04.2020 в 17:33


Раз! Два! Три! Электрический фонарик, свети! Во втором зале стало еще больше маячного света! Ура!
28.04.2020 в 20:14


Помните, мы делились музейным плейлистом? Прекрасная Татьяна служит на Шепелевском маяке и делится с Яндекс музыкой своим плейлистом!
27.04.2020 в 15:08


Сколько информации мы получаем, глядя на стены петербургских домов! И мы говорим не о культурных слоях, где «Петя любит Машу» или «Цой жив». Всё это вне сомнений, но есть в городе особенные памятные надписи, на которых указана дата наводнения и отмечен уровень подъема воды. В Кронштадте такая памятная доска установлена в нижней части Синего моста и посвящена наводнению 1824 года, когда уровень воды от обычного горизонта поднялся на 3,67 м. А что мог бы рассказать маяк Толбухин, первым принявший удар стихии?
26.04.2020 в 21:40


Маяки не могут ждать! Они требуют общения и обслуживания. Первое в этом году моё общение с островными маяками)))
22.04.2020 в 17:50


Пока все дома!
18.04.2020 в 15:55


Вчера в нашем инстаргамном профиле проболтались, что хотим сделать музейный плейлист. Отвечаем за свои слова, пританцовывая! В статье короткие истории о том, какая музыка играет в музее. Композиции прикрепили к каждой истории. Послушайте! 👨‍🎤🎧
17.04.2020 в 18:28


Четвёртый зал музея стал ещё ослепительнее! Только посмотрите, как засияли линзы! И появились прекрасные миражи.
16.04.2020 в 21:40


Наши друзья и коллеги проводят конкурс, посвященный Дню охраны памятников и исторических мест. Предлагаем и Вам присоединится к нему. Переходите по ссылке, поддержите маяк Толбухин (памятник архитектуры включенный в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО) https://vk.com/filialspb.auipik?w=wall551554643_172
16.04.2020 в 20:35


Вопрос от Владимира прямиком из четвёртого зала музея! А что вы сделали во время карантина, из того, что давно хотели сделать, но не хватало времени? Мы вот витрину остеклили и свет в ней поменяли!
15.04.2020 в 15:20


Помните, мы публиковали статью о Петергофских створных маяках? Тогда мы обнаружили в архивных документах проект Северного Петергофского створного маяка, но никак не могли найти фотографии, успевшие запечатлеть недолгий век причудливого маяка. Наконец мы нашли фотографию, благодаря которой можно рассмотреть этот маяк!
14.04.2020 в 12:59


Год назад мы зажгли "часовых" английской линзы - створные ацетиленовые фонари. Многие знают историю о том, как рыбаки привезли их в музей прямиком с внешних островов Финского залива. Сперва команда музея была а замешательстве, потому что груда чего-то перепачканного и неподъемного меньше всего напоминала будущие музейные экспонаты. В ходе реставрации обнаружилось, что створные фонари были изготовлены шведской фирмой AGA приблизительно в 1920-е годы, а их линзы вовсе из США! Внутри одного из фонарей нашли ацетиленовую горелку - ныне экспонат из первого зала с подпольным позывным "самовар" :) А теперь самое интересное! Когда музей откроется вновь, посетители увидят грелку в обновленном виде! Владимир нашел в запасниках часть горелки, на которой сохранился шильдик шведской фирмы Gasaccumulator. Той самой, что впоследствии стала фирмой AGA! После долгих споров, как провести реставрацию, было решено начистить шильдик, но сохранить оригинальную шведскую краску первой четверти ХХ века.
13.04.2020 в 17:44


Экспонаты скучают по вам, дорогие посетители! Никто не спрашивает, настоящая ли у нас печка в первом зале, и не пытается высушить на ней перчатки. Никто не называет туманный горн огнетушителем и не сравнивает его звук с плачем белухи. Никто не играет в малый десантный кораблик с "двуглазым" фонариком. Но самое огорчительное, что никто не говорит:"Маяки удивили меня, а вы открыли для меня невероятные истории!" Мы ждем скорейшей встречи ❤ Ваш Музей маячной службы
09.04.2020 в 18:46


Подготовили маленькую заметку об ураганоподобных шквалах на острове Лавенсари (он же Мощный), а также трудностях перевода и отстаивания чести и достоинства смотрителем станции туманных сигналов! Украсили статью фотографиями Андрея Стрельникова, чтобы вам было отраднее ее читать :)
07.04.2020 в 14:49


Где вылизан весь берег, не дошел до волны Где рельсы вылезали из кармана страны. Владивосток, Токаревский маяк, 1998 год 🖤
07.04.2020 в 12:06


Лыжная прогулка у Осиновецкого маяка в 1960-х годах ⛷
06.04.2020 в 21:13


Маяк Стирсудден и очевидная истина, что маячные команды были в самоизоляции до того, как это стало мейнстримом!
03.04.2020 в 15:13


Пока проводили в музее ППО и ППР, прошлись по береговой черте форта и Михаил нашёл несколько интересных досок! Предлагаем Вам поделиться своими версиями: 1. Где могла использоваться доска с первой фотографии? 2. От какого оружия найдены пули на фотографиях 2-5? 3. Что такое ПРО и ППР? 4. Что бы ещё покрасить в музее? (Шутка, но с долей шутки)
01.04.2020 в 16:14


Ты думаешь, маяк можно просто взять и выключить? - усмехнулся папа. В чём в чём, а в том, что маяк горит, нет никаких сомнений. Всё-таки в мире есть надёжные вещи: морские течения, смена времён года, солнце, которое всходит по утрам... И маяки. Туве Янссон. Папа и море. Читайте, пожалуйста, добрые книги! ❤

Главное

Прогноз погоды

Пасмурно  небольшой дождь

+12°..+12°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку