Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Отзывы о Литераторские мостки

Интересность : Обожаю литературу и чувствовала себя обязанной посетить некрополь "Литераторские мостки", там были похоронены Лесков, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Мамин-Сибиряк, Рождественский, Блок. А еще известные архитекторы, артисты балета, физиологи, художники, скульпторы. Всего около 500 известных личностей. Место действительно потрясает своей красотой и энергетикой.
Расположение : Располагаются литераторские мостки в районе метро Волковская. От метро всего метров 900.
Интерьер : На самом деле испытываешь очень странные ощущения от того, сколько талантливых людей там захоронено, прямо внутренняя дрожь берет.
Обслуживание : Следят за порядком.
Интересность : история литераторов всегда ценна и не может быть не интересна нашему поколению
Расположение : Приехали на личном транспорте, расположение достаточно удобное.
Интерьер : Атмосфера признания эпох...
Обслуживание : Великодушно теплый прием посетителей
Литераторские мостки
Адрес

ул. Расстанная, д. 30

карта
Район
Фрунзенский район (Санкт-Петербург)
Метро
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о музее-некрополе Литераторские мостки

Общая оценка:7.75 / 10
Интересность 9
Расположение 8
Интерьер 8
Обслуживание 7
Оставить отзыв
Места поблизости
Малый музыкальный театр Малый музыкальный театрQuest Zone на СаловаКвеструм Quest Zone на СаловаStereozalПространство StereozalFolksБар Folks
посетитель
8 / 10 25 марта 2019 г. 15:58
Великодушно теплый прием посетителей Атмосфера признания эпох... Приехали на личном транспорте, расположение достаточно удобное. история литераторов всегда ценна и не может быть не интересна нашему поколению  на страницу отзыва
посетитель
7.5 / 10 22 ноября 2018 г. 20:55
Следят за порядком.  На самом деле испытываешь очень странные ощущения от того, сколько талантливых людей там захоронено, прямо внутренняя дрожь берет. Располагаются литераторские мостки в районе метро Волковская. От метро всего метров 900. Обожаю литературу и чувствовала себя обязанной посетить некрополь "Литераторские мостки", там были похоронены Лесков, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Мамин-Сибиряк, Рождественский, Блок. А еще известные архитекторы, артисты балета, физиологи, художники, скульпторы. Всего около 500 известных личностей. Место действительно потрясает своей красотой и энергетикой.   на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете интересные отзывы о музее-некрополе Литераторские мостки. Наши посетители оценивают Литераторские мостки по расположению и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Государственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IОткрытая киностудия ЛендокОткрытая киностудия Лендок Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеЦирк Чинизелли на ФонтанкеЦирк Чинизелли на Фонтанке

Комментарии посетителей (2)

Ульяна25 марта 2019 г. 15:56
С мамой посетили церковь Воскресения Христова, которая находится во Фрунзенском районе СПБ. Погода была на удивление солнечная и мы решили посетить Музей-некрополь Литераторские мостки и почтить память усопших и погребенных на Волковском кладбище. Место по истине историческое и великое.

Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Анатолий Мохорев1 июля 2011 г. 15:05
Выйдя из метро Волковская, я перешёл мимо светофора Волковский проспект и повернув направо по скверу дошёл до первого Волковского мостика, а за мостиком меня окружили могилы Волковского кладбища. Дойдя до здания администрации, я почтил память погибшим у обелиска на кладбище. Выйдя из кладбища через сто метров вошёл в пантеон русской литературы и искусства "Литераторские мостки". своим посещением я почтил всех тех, кто там нашёл своё последнее пристанище и вспомнил их вклад в литературу и искусство.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Музей Городской Скульптуры

15.03.2024 в 08:59


Сегодня – день памяти драматурга и театрального критика Бориса Ильича Бентовина (24.05.1863-15.03.1929), его не стало 95 лет назад. Он родился в семье выходцев из Испании, учился в Военно-медицинской академии. Ещё будучи студентом, начал печататься в театральном отделе газет «Эхо» и «Минута», по окончании учёбы – заведовал театральным отделом газеты «Русская жизнь». Кроме того, Б. И. Бентовин был одним из основных сотрудников журнала «Театр и искусство», который издавал А. Р. Кугель – и именно это издание считал наиболее демократичным и лояльным по отношению к авторам: «Мы все сотрудничали (...) в разных изданиях... Мы систематически писали отзывы о театрах, писали статьи по вопросам искусства... Но «местные» условия всегда стесняли нас... У каждого редактора имелись свои излюбленные деятели сцены, излюбленные театры, и редакторское veto мешало сказать то, что сказать иногда так хотелось, что сказать было необходимо. И тогда мы собирали в сосуд свободного творчества кровь своих мыслей и впечатлений – и несли на алтарь «Театра и искусства». Здесь мы находили отдых для души. Здесь нам уготовано было самое широкое гостеприимство. Каждому разрешалось иметь своё мнение, и если оно не совпадало со взглядами редактора, то тут же на страницах журнала он вступал в критическое состязание со своим сотрудником». Бентовин был автором многочисленных социально-бытовых комедий с элементами сатиры на нравы и бюрократию дореволюционной России. Его пьесы ставились в Литейном, Михайловском театрах, театре Корша и других. Кроме того, он переводил и переделывал фарсы французских авторов. С 1904 г. Б. И. Бенотовин был членом правления и бессменным секретарём Союза драматических и музыкальных писателей. В 1919-1920 годах он был членом репертуарной комиссии политотдела 7-й армии. Для армейской труппы он написал пьесу «Царь-провокатор (Николай I и декабристы)». В 1922-1924 гг. вел театральную хронику Петрограда в ряде журналов.
02.03.2024 в 08:59


Сегодня – день памяти музыкальной актрисы Натальи Ивановны Тамары (Митиной-Буйницкой) (1873-02.03.1934), ее не стало 90 лет назад. В дореволюционном Петербурге она олицетворяла собой эталон женского обаяния и красоты, имела репутацию одной из самых богатых и шикарных столичных артисток. Артист Николай Монахов вспоминал: «В то время, когда я встретился с Тамарой, это была актриса, обладавшая прямо-таки несметным количеством туалетов и драгоценностей (…) Два раза в неделю к Тамаре из Москвы приезжала самая дорогая портниха и привозила ей по три туалета. Тамара в те времена имела в своем распоряжении русскую парную упряжь, венскую парную упряжь и автомобиль — лимузин. Она жила в роскошной квартире на углу Моховой и Пантелеймоновской улиц и имела штат прислуги в восемь или десять человек». Слава Тамары как одной из лучших исполнительниц романсов и оперетт была вполне заслуженной, поскольку она всегда проявляла достаточную художественную гибкость, стремилась расширять свой творческий диапазон. Она много и успешно гастролировала с сольными программами, неоднократно выступала с концертами в московском театре «Эрмитаж». Кроме того, Наталья Тамара в течение почти 20 лет сотрудничала с несколькими звукозаписывающими фирмами: больше всего граммофонных пластинок с романсами в ее исполнении было записано в 1913-1914 гг. В 1917 году, после Октябрьской революции Тамара уехала в Париж, но жизнь в эмиграции не сложилась, и она очень скоро была вынуждена вернуться в Петроград. До 1921 года она работала как артистка оперетты и давала сольные концерты на эстраде. Однако в 1920–1930-е гг. в сценическом искусстве начали бороться со всевозможными «буржуазными» излишествами, в том числе с «цыганщиной». Н. И. Тамара осталась без репертуара и возможности публичных выступлений. 2 марта 1934 года одна из самых известных актрис дореволюционного Петербурга умерла в полной нищете и забвении. Послушать голос Натальи Тамары можно здесь: http://russian-retro.com/video/17347-tamara-natalija-chyort-s-toboi.html В настоящее время надгробие Н. И. Тамары (мраморная плита) находится под плотным снежным покровом и наледью, в летнее время его можно увидеть недалеко от памятника А. Р. Кугелю, рядом с надгробием А. В. Королькевича.
28.02.2024 в 08:59


Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения пианиста, профессора и ректора Ленинградской консерватории Павла Алексеевича Серебрякова (28.02.1909-17.08.1977). Он родился в 1909 году в Царицыне (ныне Волгоград) в семье музыкантов: отец преподавал пение и фортепиано, мать была певицей. Блестящая музыкальная память, отличный слух и незаурядные исполнительские способности обнаружились у мальчика уже восьмилетнем возрасте – и трёхгодичный курс обучения в царицынском музыкальном училище он окончил всего лишь за год. В возрасте пятнадцати лет, в августе 1924 года Павел Серебряков приехал в Ленинград и поступил в консерваторию. Вскоре талантливого юношу заметил директор Александра Глазунов. Зная о стеснённых условиях, в которых вынужден был находиться молодой пианист, руководитель консерватории позволял ему заниматься в своём кабинете, а также выдвинул его на стипендию имени А. Рубинштейна. Серебряков окончил консерваторию в возрасте 20 лет и уже в декабре 1929 года публично выступил в Москве: с оркестром Персимфанса (первым симфоническим оркестром без дирижера) он исполнил Первый концерт Ф. Листа. Последовавшие вскоре выступления в разных городах Советского Союза принесли Серебрякову широкую известность. Уже в 1939 году П. А. Серебряков был назначен на пост директора Ленинградской консерватории. Несмотря на то, что новая работа отнимала много времени и сил, он продолжал концертировать и расширял свой репертуар. Неотъемлемыми чертами его мастерства считали демократизм, простоту и доступность: не стремясь поразить слушателя оригинальностью прочтения, Серебряков умел разнообразить звуковой колорит исполняемых произведений.Чуждый исполнительского щегольства и чисто внешних эффектов, Серебряков проявлял себя на сцене как настоящий лирик.
20.02.2024 в 08:59


Сегодня исполняется 145 лет со дня рождения инженера-технолога Дмитрия Яковлевича Акимова-Перетца (20.02.1879-28.04.1936). Он принимал участие в строительстве более десятка петербургских мостов, в том числе Дворцового, в проектировании Кронштадтского сухого дока, Свирских гидроэлектростанций алюминиевых комбинатов в Волхове и Тихвине. Тем не менее до сих пор о нем не написано ни одной статьи. Пожалуй, самый большой фрагмент текста, посвященный Д. Я. Акимову-Перетцу, мы можем найти у З. В. Юрковой в книге «Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра»: дело в том, что инженер жил в доме № по Московскому проспекту – и дом этот был построен его братом, Александром Яковлевичем. Вот что пишет З. В. Юркова о Д. Я. Акимове-Перетце: «Вдова Я. И. Перетца Татьяна Ивановна жила с младшим сыном Дмитрием Яковлевичем в квартире третьего этажа с большим балконом, выходящим на Сенную площадь. По воскресеньям в шесть часов вечера она устраивала семейный обед, на который съезжались ее сыновья с женами и дочери с мужьями. Дмитрий Яковлевич окончил Технологический институт. В 1910–1914 годах по его проекту в соавторстве с инженером путей сообщения А. П. Пшеницким в Петербурге был построен Екатерингофский мост через реку Екатерингофку в створе Рижского проспекта. Дмитрий Яковлевич женился в 1919 году, а через год 19 июля в этом доме родился Дмитрий Дмитриевич Акимов-Перетц. После революции 1917 года доходный дом Перетцев был национализирован, квартиры его заселялись по распоряжению новых властей. Семейство Акимовых-Перетцев с маленьким Дмитрием переселилось в дом 21 по 12-й роте Измайловского полка. Он окончил Московский институт инженеров транспорта, вернулся в Ленинград и много лет проработал в Ленинградском институте железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), откуда ушел на заслуженный отдых. Летом 2010 года ему исполнилось 90 лет. Д. Д. Акимов-Перетц предоставил для этой книги сведения о доме своего деда».
13.02.2024 в 08:59


Сегодня – день памяти Маргариты Владимировны Ямщиковой (урожденной Рокотовой), писавшей под псевдонимом «Ал. Алтаев» (04.12.1872-13.02.1959). Ее не стало 65 лет назад. Маргарита Владимировна Ямщикова по матери восходила к Толстым, по отцу – к художнику Рокотову. Ее родители были увлечены литературой и народно-освободительным движением. Отец открыл в Киеве общедоступный театр, и маленькая Маргарита с детства любила посещать спектакли. Однако вскоре театр разорился, и после скитаний семья осела в Пскове, где Маргарита начала работать – переписывать роли для артистов-любителей, в труппу которых её отца пригласили в качестве режиссёра. Позднее, оказавшись в Петербурге, Маргарита увлекается живописью и литературой – и в семнадцать лет впервые решает опубликовать свое произведение под псевдонимом «Ал. Алтаев», который она позаимствовала из «Рассказа вдовы» Якова Полонского. В двадцать лет молодая писательница выходит замуж за студента Лесного института Андрея Ямщикова и берёт его фамилию. Вскоре стало понятно, что её муж будет всячески препятствовать ее литературной деятельности, и Ямщикова бежала с маленьким ребенком на руках в Финляндию – без денег, зимней одежды и паспорта. Ей помогли перебраться в Дерпт (Тарту) и устроиться там в университет переписчицей научных статей. Полиция настаивала на возвращении к мужу, но Ямщиковой удавалось раз за разом добиваться отсрочки переезда – вплоть до того момента, пока она не переехала в Петербург. В столице она вновь начала писать сказки, рассказы, легенды и издавать их в журналах. В этот период она впервые берется за написание биографических и исторических очерков. М. В. Ямщикова написала множество популярных произведений, которые в доступной беллетризированной форме рассказывают читателю об интересных героях и событиях прошлого: о Рафаэле и Микеланджело, Марате и Степане Разине, Средних веках и эпохе Возрождения. До конца дней М. В. Ямщикова была необыкновенно деятельной и была полна новых идей. Вот что она говорила в конце жизни об Ал. Алтаеве – авторе, от лица которого писала всю жизнь: «Ал. Алтаев неизменно видел свои слабости яснее самых въедливых своих критиков. И обожания к себе никогда не чувствовал. Писал и каждый раз думал: «Эх, не то бы надо, лучше надо. Лучше!» А когда доводилось слышать похвалы, даже льстивое, — всегда мысленно соизмерял свой труд с теми действительно лучшими книгами, которыми горда наша литература. Это было самое лучшее лекарство от головокружения… Что такое Ал. Алтаев в литературе? Всегда рядовой, чернорабочий. Я так и говорила на встречах с читателями, в библиотеках: Ал. Алтаев — популяризатор истории, помощник педагогам». К сожалению, книги Ал. Алтаева – М. В. Ямщиковой давно не переиздавались, хотя до сих пор они могли бы быть хорошим подспорьем школьным учителям.
12.02.2024 в 08:59


Сегодня – день памяти педагога, автора грамматики русского языка и составителя хрестоматии детского чтения «Звездочка» Константина Фёдоровича Петрова, его не стало 110 лет назад. Именно «Звездочка» сделала имя этого учителя русского языка бессмертным. Вот что писал К. Ф. Петров в предисловии к этой книге: «Если посредством книжки для чтения дети научатся понимать прочитанное, следить за ходом мысли автора; если они будут в состоянии сами составлять по образцу небольшие повествования и описания, если обогатят свой запас слов и, наконец, станут чувствовать, хотя несколько красоты выражений наших лучших писателей, полюбят последних получат охоту к чтению, которое станет необходимым для них в жизни - то цель книжки для чтения, по моему мнению, будет вполне достигнута (...) Относительно и крестьянских детей, обучающихся в народных школах, следует заметить: научите читать, но только не так, чтобы мальчик выкрикивал слова, но чтобы он сознавал, что читает, следил бы заходом мысли автора; развейте в нем любовь к поэтам, охоту к чтению; заставьте полюбить родное, окружающее его; поддержите в нём чистые, неиспорченные чувства ребенка!» Тексты в хрестоматии разделены по временам года, начиная с осени (то есть с начала учебного года). Петров был убеждён, что дети гораздо больше взрослых склонны чувствовать перемены в природе, и лучше воспринимают тексты, связанные с теми природными и погодными условиями, в которых сами находятся в момент их прочтения.
03.02.2024 в 08:59


Сегодня – день памяти литератора и журналиста Михаила Ивановича Пыляева (13.11.1842-03.02.1899), его не стало 125 лет назад. Он родился в Петербурге, в состоятельной купеческой семье. С детства привыкший к работе в лавке, в свободное от работы время Пыляев занимался литературным трудом. С 1861 года его фельетоны начнут еженедельно появляться в журнале «Иллюстрация». Позже, под псевдонимами «Старый менестрель», «Мельмонт Скиталец», «Сыч» и просто под инициалами «М. П.» он будет печататься в «Историческом вестнике», «Искре», «Сыне Отечества», «Петербургском листке», «Новом времени», «Ниве», «Всемирной иллюстрации» и многих других периодических изданиях. Статьи Пыляева были посвящены истории, театру, минералогии и даже спиритизму. Его интересы были весьма широки: он был библиофилом, знатоком живописи, спорта, минералогии, нумизматом, специалистом по части старинных струнных инструментов, знатоком автографов, народной медицины и, конечно, русской старины. Настоящую славу писателя Пыляеву принесли книги исторической тематики: «Старая Москва» (1891), «Старое житье» (1892), «Забытое прошлое окрестностей Петербурга» (1889), «Замечательные чудаки и оригиналы» (1898). Конечно, М. И. Пыляев был дилетантом, но он был горячо предан своему делу и посвятил ему всю свою жизнь. Его книги не столько помогают узнать достоверные факты, сколько позволяют погрузиться в жизнь тех, кто населял обе столицы сто, двести или даже триста лет назад. Эмоциональная живость его повествования создаёт иллюзию убедительности - будь то портреты политических деятелей, литераторов, рядовых обывателей, или важные (как, впрочем, и вполне заурядные) исторические события.
31.01.2024 в 10:55


Сегодня – день памяти революционера, двоюродного брата Ф. И. Тютчева, Николая Сергеевича Тютчева (22.08.1856-31.01.1924), его не стало 100 лет назад. Он родился в Москве, учился в Петербургской медико-хирургической академии, затем – в Петербургском университете на юридическом факультете. Накануне поступления в академию Николай Тютчев проживал у своих родственников в Симбирске, где и начал свою революционную деятельность народником-бакунистом. Там он впервые оскорбил военный караул во время прохода партии арестантов, за что получил штраф в 75 рублей. Летом следующего года, также в Симбирске, Николай Тютчев был арестован по делу Н. И. Кибальчича. Ещё через 3 года Тютчев был задержан по обвинению в подстрекательстве рабочих к беспорядкам вместе с Максимовым-Дружбининым – именно под этой фамилией скрывался теоретик марксизма Г. В. Плеханов. В этот период Тютчев занимался пропагандой среди городского пролетариата и входил в состав Дезорганизаторской группы, которая занималась борьбой против шпионов III отделения. Тогда полиция признала его одним из самых опасных политических преступников, и даже поначалу считали убийцей Александра III именно «беглого преступника» Н. С. Тютчева, хотя на тот момент он находился в иркутской ссылке. В июне 1881 года вместе с товарищами он совершил неудачный побег из этой ссылки, после чего был переслан в Верхнеудинск. При помощи отца Николаю Тютчеву даётся вернуться в Центральную Россию, но уже в 1894 г. его снова привлекает к дознанию по делу о тайной Смоленской типографии партии «Народное право» и высылают в город Минусинск, на 8 лет, под гласный надзор полиции. В 1904 году Тютчев вновь оказывается в Европейской части России. Вскоре он входит в состав Центрального комитета партии социал-революционеров, боевая организация которой в то время готовила покушения на генерал-майора Д. Ф. Трепова, великого князя Владимира Александровича и на самого царя. Только в 1906 г., после ареста большинства членов боевой организации, Тютчев по возрасту отошёл от дел и вскоре уехал за границу. Там он занимался переводами на русский язык сочинение французских социалистов, а также сам писал исторические статьи и воспоминания. Он вернулся из Франции в Россию не раньше 1917 года. Тогда же Временное правительство передало материалы III отделения и Департамента полиции «Особой комиссии», которую возглавил Н. С. Тютчев. Также он написал ряд статей о тайной полиции. Возможно, уже в самом начале 1920-х годов Тютчев сознавал, что дни его и его старых соратников сочтены, и поэтому при первой возможности отправил в эмиграцию двух своих дочерей. Он был членом Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, с 1923 г. сотрудничал с журналом «Каторга и Ссылка». Жизнь Н. С. Тютчева оборвалась 31 января 1924 года – он умер от кровоизлияния в мозг.
24.01.2024 в 09:59


Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения композитора Владимира Владимировича Щербачёва (24.01.1889-05.03.1952). Помимо сложных симфонических произведений он писал музыку для кинофильмов – «Гроза» (1934), «Петр I» (1937-1938), «Балтийцы» (1937). Предлагаем вам прочитать фрагмент статьи В. В. Щербачева о месте музыки в кино: «Самая трудная задача для композитора при его работе в кино—это, как ни странно, найти общий язык с режиссером. И нужно сказать, что этот-язык найти трудно. Мне в этом отношении повезло. Я начал работать кинематографии как автор музыки к фильму «Гроза», который ставил В. M. Петров. С ним у меня сразу же установилось взаимопонимание. Однако от товарищей по работе я слышал неоднократные жалобы на то, что трудно договориться с режиссером, что в сценариях бывают композиторские соображения и мысли о значении музыки в фильме, но эти соображения носят литературный характер и композитору помочь в его работе никак не могут. Режиссеры по-настоящему еще не ощущают значения музыки в своем же фильме. Советская кинематография по сравнению с западноевропейской и американской по отношению к музыке находится в наиболее благоприятных условиях. В Европе и Америке, насколько мне известно, появился тип «киношного» композитора, автора примитивной, но легко запоминающейся музыки, композитора «середняка». У нас к работе в кинематографии с первых же шагов звукового фильма были привлечены крупные композиторские силы. В свою очередь творческие работники начинают сознавать все более и более, какое большое значение имеет музыка в кино. И все же следует отметить, что наша кинорежиссура в музыкальном отношении слабо подготовлена. Речь идет, конечно, не о знании контрапункта или каких-либо специально композиторских знаниях, речь идет том, что режиссеры недостаточно ясно представляют себе, как должна строиться музыка в фильме, какой характер она должна носить и т.д. Возвращаюсь снова к фильму «Гроза», которым я начал свою работу в кино. Мне пришлось там столкнуться с таким явлением: в музыке нужно было дать большие звучания, эмоциональную, восходящую линию, но вместе с тем говорили актеры, и, чтобы слышны были их слова, приходилось музыку отводить на задний план, давать ее только в качестве фона. Очень большое, очень существенное значение имеет увязка в фильме музыки и слова. Например, в опере текстовой материал делится на три группы: есть слова, которые должны быть непременно слышны, есть слова, которые могут быть слышны и не слышны, и есть, которые поются артистами, но самым которые важным является музыкальное звучание фразы, а не слов, которые ее составляют. Музыку в фильме очень легко прекратить, но очень трудно ее естественно начать. Нужно, чтобы и отсутствие музыки являлось музыкальной паузой. В фильме «Гроза» я попытался разрешить в ряде сцен тишину, эти отсутствие музыки именно относятся как музыкальную паузу. Конечно, эти мои соображения относятся к тем фильмам, в которых музыка играет особо значительную роль. В звуковой кинематографии на повестке дня сейчас стоит создание новых музыкальных жанров. Для этого безусловно есть данные, но все же в кинематографии музыку используют, как и в драматическом театре, то есть-главным образом с чисто иллюстративной целью. Совершенно очевидно, что в кино может быть создан свой, особый жанр музыки, жанр, отличающийся от оперы или симфонии. Я много говорил о трудностях работы в кино, но для композитора есть и другая, более приятная сторона работы в кинематографии. Прежде всего, работа над музыкой к фильму приучает к конкретности и лаконичности музыкального образа, иногда даже к его плакатности, под которой я подразумеваю наиболее основные, самые характерные черты того или иного образа. Композитор при работе в кино ограничен во времени. В фильме все рассчитано по секундам. И это чрезвычайно дисциплинирует, заставляет композитора давать образ в конденсированном виде».
20.01.2024 в 09:59


Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения живописца, народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, директора Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Виктора Михайловича Орешникова. Виктор Михайлович Орешников родился в Перми в семье юриста. В доме постоянно звучала музыка, друзья семьи бурно обсуждали вопросы искусства. Любовь к живописи у мальчика появилась благодаря журналу «Нива»: рассматривая репродукции известных картин, он решил их копировать, а затем начал рисовать самостоятельно. Развитию художественного дарования способствовало пермское реальное училище, куда Орешников поступил в 1913 году. В нем были прекрасно оборудованные классы изобразительного искусства с гипсовыми слепками античных скульптур и анатомические пособия для изучения человеческого тела, а вместо парт стояли мольберты. В 1919 году пятнадцатилетний Орешников окончил училище и на следующий год поступил в художественный техникум. У начинающего живописца была возможность познакомиться с разнообразными течениями в искусстве, существовавшими в то время, но больше всего его привлекала традиционная фигуративная живопись – классика академизма и русская реалистическая школа. В 1924 г., по окончании техникума, В. Орешников оправился в Ленинград. Он решил во что бы то ни стало поступить в Академию художеств (тогда она называлась ВХУТЕИН). «Приемный экзамен оказался весьма своеобразным», — вспоминал впоследствии В. М. Орешников: «Было известно заранее, что нужно написать натюрморт. Но, придя на экзамен, мы не увидели его. Только в углу комнаты под потолком висели на веревке красный куб, свернутая в трубку синяя бумага и желтая тряпка. Это странное сооружение и было натюрмортом». По результатам экзамена Орешников был зачислен сразу на второй курс. По окончании обучения Орешников создал эскиз, посвященный пермскому революционеру Борчанинову, и защитил теоретическую работу «Этюд и картина». По результатам выпускных испытаний ему присвоили звание художника. Позднее, с 1933 по 1936 год он учился в аспирантуре под руководством Исаака Израилевича Бродского. Главной задачей художника В. М. Орешников считал написание монументальных картин, где есть возможность проявить мастерство композиции, рисунка, колорита, способности изобразить психологическое состояние человека и проникнуть в глубину изображаемого сюжета. Образцами для него были Эль Греко, Тициан, Микеланджело, Тинторетто, Веронезе, Веласкес – хорошо знакомые ему благодаря собранию Эрмитажа, который он считал едва ли не главной своей школой. В начале Великой Отечественной войны Орешников вместе с семьей был эвакуирован в Молотов (Пермь), город своего детства. Именно в Молотове был написан портрет балерины Галины Улановой. Позже вместе с Академией художеств он переедет в Самарканд, а затем – в Загорск. Всю свою жизнь В.М. Орешников очень много времени уделял педагогической деятельности, до последних дней он руководил персональной учебной и персональной творческой мастерскими. Многие из его учеников остались навсегда его друзьями. Среди них — народный художник СССР, президент Академии художеств Борис Сергеевич Угаров, народный художник СССР, академик живописи Петр Тимофеевич Фомин (оба они похоронены на Архитекторской дорожке литераторских мостков, недалеко от В. М. Орешникова) и другие.
17.01.2024 в 23:24


Приходите на экскурсию!
09.01.2024 в 09:59


Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения патофизиолога, биохимика и радиобиолога, профессора Ефима Семёновича Лондона (09.01.1869-21.03.1939). Он родился в литовском городке Калвария, учился в Варшавском университете, проводил исследования на кафедре общей патологии под руководством С. М. Лукьянова, который даст молодому ученому рекомендацию при поступлении на работу в Институт экспериментальной медицины в Петербурге – там Е. С. Лондон проработает до конца жизни. Помимо это он будет работать в Ленинградском университете, Ветеринарном институте, Ленинградском педиатрическом институте (ныне СПбГПМУ), возглавлять лабораторию биохимии в Институте рентгенологии и радиологии. Е. С. Лондон стоял у истоков радиобиологии: он изучал влияние эманации радия (радона) на живые организмы и разработал первый в мире радиоавтограф. Его монография «Радий в биологии и медицине», написанная в 1911 г., стала первым исследованием на эту тему. Лондон обращался с письмом к Николаю II, убеждая императора в важности этого направления и необходимости выделения средств для развития ядерной медицины в России. Кроме того, Е. С. Лондон занимался изучением патофизиологии пищеварения, биохимии обмена веществ, а также иммунитета – именно он первым доказал существование физиологических аутоантител. Совместно с американским коллегой Ф. Левиным Е. С. Лондон предложил первую в истории молекулярной биологии модель строения ДНК. Е. С. Лондон — автор свыше 300 работ, в их числе – учебные пособия, монографии и статьи. В 1939 г. Е. С. Лондон был номинирован на Нобелевскую премию, но уход из жизни 21 марта помешал положительному решению Нобелевского комитета.
01.01.2024 в 14:59


Сегодня – день памяти Павла Павловича Штеллера. Его не стало 115 лет назад. 23 февраля 1836 года родился генерал-майор, драматург, автор пьес Павел Павлович Штеллер. В 16 лет он оказался в Корпусе военных топографов и еще во время учебы занимался глазомерной съемкой окрестностей Петербурга и водного пути реки Сунгари в Уссурийском крае. В дальнейшем стал преподавателем русской словесности в Школе топографов, работал в военных архивах, заведовал чертежной Военно-топографического отдела Главного Штаба, был редактором карт в Главном Штабе. За отличие по службе Штеллера произвели в генерал-майоры. Военная служба не мешала Штеллеру заниматься творчеством: он был членом Общества русских драматических писателей и оперных композиторов и писал театральные пьесы. Первая же его комедия «Ошибки молодости» имела большой успех и была поставлена на сцене Императорского Александрийского театра, а затем – Императорского Московского Малого театра. Интересно, что при издании пьесы в типографии Ю. О. Шрейера на титульной странице ошибочно было неверно указано имя автора: вместо «Павел Штеллер» было указано «Петр Штеллер». Таким образом, ошибка закрепилась, и сегодня произведения Павла Павловича Штеллера нередко приписываются некому никогда не существовавшему Петру Штеллеру.
31.12.2023 в 17:24


Поздравляем с наступающим Новым годом и Рождеством! Спасибо, что были с нами в этом году! Мы не оставим вас без публикаций и на новогодних праздниках, однако если решите прогуляться по Некрополю, то делимся режимом работы в праздничные дни: 1, 2, 4 января — выходные дни. 31 декабря, 3, 5, 6, 7, 8 января музей работает с 11:00 до 17:00. Ждём вас!
27.12.2023 в 09:04


Сегодня – день памяти Константина Михайловича Дерюгина (08.02.1878-27.12.1938) – зоолога, гидробиолога и океанолога, создателя нескольких биологических станций на Белом, Баренцевом морях и Тихом океане, профессора Ленинградского университета. Его не стало 85 лет назад. К. М. Дерюгин родился в имении Колосовка Псковской губернии, в семье коллежского советника. Он учился в Псковской гимназии, и уже с третьего класса начал заниматься орнитологией. По окончании гимназии он поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Свою первую научную работу по птицам Псковской губернии Дерюгин опубликовал, будучи студентом первого курса. Помимо этого, на протяжении учебы он проводил летние месяцы в экспедициях: ездил в Тобольскую губернию и на Северный Урал, совершал путешествие по юго-западному Закавказью и окрестностям Трапезунда в Турции. Еще будучи студентом, Дерюгин впервые едет на север — на Соловецкую биологическую станцию и принимает участие в переносе ее на Мурман. Во время этого путешествия он впервые познакомился с Белым и Баренцевым морями – именно они станут предметом его пристального изучения в дальнейшем. Сразу по окончании университета К. М. Дерюгин поступил преподавателем естествознания на реальное отделение гимназии К.И. Мая. Работая зимой в Петербурге, каждое лето Дерюгин проводил, занимаясь исследованиями: работал в лабораториях и на станциях Германии и Италии, руководил организацией станции на Мурмане. В 1912 г. К. М, Дерюгин был избран профессором Психоневрологического института, затем – Высших женских (Бестужевских) курсов; он также читал лекции также в Горном и Лесном институтах. В 1919 г. К.М. Дерюгин участвует в создании Гидрологического института и решает организовать биологический институт в природе – так, в качестве эксперимента, появляется Ораниенбаумско- Петергофская экскурсионная станция и почти одновременно – Стрельнинская морская и гидробиологическая станция. Тогда же К. М. Дерюгин начинает читать курс гидробиологии, и занимается созданием Географического музея-парка, под нужды которого было выбрано одно из царских поместий по Петергофской дороге – Михайловка, недалеко от Стрельны. Там были помещены коллекции К. М. Дерюгина, собранные на Белом и Баренцевом морях, и крупные панорамы-макеты, а в подвалах предполагалось устроить морской и пресноводный аквариумы, которые должны были стать дополнением к парку. Однако в 1922 г. ситуация изменилась, и музей был перемещен в город, где просуществовал вплоть до конца 1930-х гг. Кроме того, весной 1920 г. Дерюгин основал Естественно-научную Петергофскую станцию. Преобразованная впоследствии в Биологический институт при Государственном университете, она просуществовала вплоть до 2010 г. Начиная с 1921 г. К. М. Дерюгин продолжает работу на Белом море, организует стационар Государственного гидрологического института близ Умбы (Мурманская область), исследует прибрежные районы и реликтовые озера Новой Земли. В 1925 г. он отправился на Дальний Восток, где сумел организовать Тихоокеанскую научно-промысловую станцию Дальрыбы. Именно тогда Дерюгина увлечет исследование Дальневосточных морей: Японское море — заливы Посьет, Ольга, Владимир, Советская гавань, Де-Кастри, Амурский лиман становятся на несколько лет полем деятельности исследователя. Затем его внимание привлекут Охотское, Берингово и Чукотское моря. В 1935 г. К. М. Дерюгин, будучи заведующим кафедрой гидробиологии и лабораторией и кабинетом гидробиологии и ихтиологии, был без защиты диссертации утвержден в ученой степени доктора наук, вновь введенной в СССР, также его должны были избрать членом-корреспондентом Академии наук. Однако выборы в Академию наук СССР состоялись только в январе 1939 г., когда ученого уже не было в живых. К. М. Дерюгин отправился в Москву в декабре 1938 г. На обратном пути, по дороге на Ленинградский вокзал, К. М. Дерюгин вышел из трамвая, сел на скамейку и скоропостижно ушл из жизни. Тогда же пропал его портфель с документами и рукописью очередной книги. Тело К. М. Дерюгина привезли в Ленинград его ученики. Его провожала в последний путь большая процессия, двигавшаяся от вокзала по Невскому проспекту до Университета, где состоялось прощание с покойным. На следующий день процессия прошла уже по Большому проспекту Васильевского острова. По пути на Смоленское кладбище сделали остановку у Гидрологического института, где Дерюгин преподавал на кафедре гидробиологии. Поскольку Смоленское кладбище в 1930-х предполагали закрыть, в 1940 г. прах К. М. Дерюгина перезахоронили на Литераторских мостках.
24.12.2023 в 09:04


Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения архитектора Александра Глебовича Успенского (24.12.1873-08.04.1907). Он был сыном писателя , окончил Институт гражданских инженеров, однако фактически его профессиональный путь был длиной не более семи лет. За два года до окончания института Успенский оказался замешанным в деле Лахтинской типографии, нелегально созданной народовольцами, поэтому сразу после выпуска был вынужден покинуть Петербург и отправиться в ссылку в Черниговскую губернию. Там он провел полтора года, а затем оказался в имении материи близ станции Чудово. Внимательно изучая в ссылке литературу по искусству, А. Г. Успенский увлекся стилем модерн. Первой постройкой архитектора становится летнее помещение для офицерского собрания лейб-гвардии Павловского полка в Красном селе, для которого он сам создавал эскизы мебели и стенной живописи. Мебель, созданная Успенским, отличалась простотой, использованием недорогих материалов, но вместе с тем – лаконизмом, самобытностью и функциональностью. Вторая значимая постройка архитектора – аналогичное здание для Финляндского полка, вскоре после чего ему поручили перестроить в Царском селе часть манежа 1-го лейб-гвардии стрелкового батальона под церковь. Кроме того, А. Г. Успенский участвовал в проектах по созданию городского изоляционного дома (совместно с В. С. Мартыновичем), доходного дома Л. Р. Шредер (совместно с М. Ф. Переулочным и Н. В. Васильевым), а также церковь Архангела Михаила лейб-гвардии Московского полка (Большой Сампсониевский проспект, 61; утрачена) и церковь Казанской иконы Божьей Матери в селе Сябреницы – строительство было завершено уже после архитектора его зятем – . Скончался Александр Глебович Успенский в возрасте 33 лет от тяжёлой болезни.
17.12.2023 в 09:04


Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения Юлиана Александровича Шиманского (17.12.1883-11.04.1962) – учёного-кораблестроителя, действительного члена Академии наук СССР. Он родился в 1883 г. в семье военного врача в Ташкенте. После окончания Московского кадетского корпуса он поступил на кораблестроительное отделение Морского инженерного училища в Кронштадте. В 1905 г., после окончании училища и получения звания корабельного инженера, Шиманский был назначен на должность помощника судостроителя в Севастопольский порт, где принял участие в постройке крейсера «Очаков» и занялся ремонтом военных кораблей. Именно в Севастополе Ю. А. Шиманский прошел хорошую практическую школу: молодой, способный инженер уже тогда начал подмечать многие конструктивные недостатки кораблей, нерациональность многих конструкций как с точки зрения их выполнения, так и излишнего веса. В 1908 г. Ю.А. Шиманский поступает на Кораблестроительный отдел Морской академии в Петербурге, по окончании которой работает на Балтийском судостроительном заводе в должности помощника строителя линейных кораблей типа «Севастополь», спроектированных под руководством И. Г. Бубнова и А. Н. Крылова, у которых он учился в Академии. Именно там Ю. А. Шиманский увлекся идеей обобщения и систематизации всего опыта проектирования корпусных конструкций с тем, чтобы сделать этот опыт достоянием широких инженерных кругов, связанных с проектированием и постройкой кораблей. Стремление к научной работе побудило его уйти с завода и принять приглашение Военно-Морского инженерного училища возглавить кораблестроительный отдел в качестве помощника инспектора классов и преподавателя. В период 1912—1916 гг. Ю. А. Шиманский читал лекции и вел практические занятия в Училище по строительной механике, теории корабля, конструкции корпуса, сопротивлению материалов. Одновременно он работал над осуществлением своей идеи по созданию справочной книги для корабельных инженеров. В 1916 г. эта «Справочная книга» вышла в свет. В ней автор обобщил и довел до вида, удобного для практического использования, все известные и необходимые для проектирования корпусных конструкций решения в области строительной механики корабля. В период революции Шиманский начал работать в области железобетонного судостроения. Он доказал целесообразность постройки железобетонных судов, особенно доков, поскольку, по сравнению со стальными, они более долговечны, просты в изготовлении, дешевы и практически не требуют ухода. Он разработал метод расчета железобетонных плавучих сооружений и в 1922 г. издал курс «Железобетонное судостроение». По его проектам созданы крупнейшие плавучие железобетонные доки грузоподъемностью 6000 т. В 1921 г. работая на Северной верфи, Шиманский принял на себя руководство кафедрой строительной механики корабля на кораблестроительном отделе Военно-Морской Академии. Здесь он читал лекции по строительной механике корабля вплоть до 1934 г. В этот же период он вел преподавание строительной механики корабля в Военно-Морском инженерном училище. В 1927 г. Ю. А. Шиманский стал начальником отдела кораблестроения Научно-исследовательского института военного кораблестроения. За период 1927-1932 гг. им написано 17 работ по самым разнообразным направлениям строительной механики корабля, среди них – «Рационализация конструкции корпуса корабля» и «О перспективах применения электросварки в судостроении». В 1933 г. Ю. А. Шиманский был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. В этот же период, в связи с развитием подводного флота, он начинает заниматься проблемой прочности корпусов подводных лодок. А уже в 1948 г. Ю. А. Шиманский издал учебник для кораблестроительных вузов под названием «Строительная механика подводных лодок». Начиная с 1938 г., он принимает активное участие в деятельности Арктического научно-исследовательского института. К тому времени ледоколы существовали уже длительное время (более полувека), однако каких-либо критериев оценки их функциональных качеств в мировой литературе не имелось. Шиманский, рассматривая и сопоставляя отдельные элементы корпусов ледоколов, создает новый метод проектирования корпусов мощных ледоколов. В период Великой Отечественной войны Ю. А. Шиманский вместе с ЦНИИ был эвакуирован в Казань, где продолжал вести научную работу, направленную на совершенствование конструкций вновь проектируемых кораблей. Большую и плодотворную работу Ю. А. Шиманский проводил и как бессменный член редколлегии журнала «Судостроение» с момента его создания. Коллеги и студенты всегда ценили Ю. А. Шиманского за стремление к новаторству, смелость, творческий риск, которые он сохранил до последних дней своей жизни.
09.12.2023 в 09:47


Сегодня исполняется 105 лет со дня рождения Валентины Лаврентьевны Рыбалко (09.12.1918-31.01.1991) – скульптора, члена-корреспондента Академии художеств СССР, заслуженного деятеля искусств и народного художника РСФСР. «Натура дает огромный материал. Она необходима, мы все берем от жизни. Но она должна быть понята и преображена умом, воображением художника. И это должно быть поэтическое преображение... Нужно брать от натуры только то, что необходимо, не больше. Нельзя сразу вносить в работу то, что видишь в природе. Правда, натура всегда предлагает поправки, многое уточняет, концентрирует внимание на самом главном. Но образ творит лишь фантазия, воображение, большое чувство». Валентина Рыбалко родилась и выросла в Симферополе, с детства любила рисовать и вырезать ножом из подручных материалов разные фигурки, училась в местной скульптурной мастерской. В 19 лет Рыбалко приехала в Ленинград и по окончании подготовительных курсов поступила в Академию художеств, где училась в мастерской А. Т. Матвеева. В скором времени после окончания аспирантуры В. Л. Рыбалко начала преподавать в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. В своих произведениях Валентина Рыбалко не стремится ни приукрасить модель, ни показать сумму всех её физических и психологических качеств: скульптор выделяет наиболее важные внутренние характеристики персонажа и создаёт целостный образ. Её скульптуры узнаваемы благодаря гармонии форм и плавности линий. Еще будучи студенткой Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры (именно так называлась Академия художеств в советское время), В. Л. Рыбалко встретила художника Е. Е. Моисеенко, и в 1945 году они поженились. Моисеенко скончался в 1988 году, и скульптор создала ему надгробие в виде плакальщицы с венком. Самой Рыбалко не стало в 1991 г., и памятник был установлен спустя два года на могиле похороненных рядом супругов.
04.12.2023 в 09:00


Сегодня – день памяти Александра Альфонсовича Гроссгейма (06.03.1867-04.12.1948). Его не стало 75 лет назад. Он был ботаником, членом Академии наук, работал в Тбилисском ботаническом саду, руководил Азербайджанским Ботаническим институтом, был заведующим кафедрой морфологии и систематики высших растений в Ленинградском Государственном Университете, заведовал сектором Кавказского гербария Ботанического института имени В. Л. Комарова. Александр Альфонсович Гроссгейм родился 6 марта 1888 г. в селе Лиховка Екатеринославской губернии, в семье ветеринарного врача. В Екатеринославском реальном училище преподавателем естествознания у Гроссгейма был И. Я. Акинфиев – известный исследователь флоры Кавказа и южных районов Европейской части СССР, и уже в школьные годы у будущего ученого появится интерес к ботанике. С пятнадцати лет Гроссгейм изучает растения в окрестностях Екатеринослава и на юге Крыма, а спустя некоторое время начинает публиковать первые научные труды совместно с И. Я. Акинфиевым. Впоследствии он задумает и составит самостоятельно многотомное издание «Флора Екатеринославской губернии», первый том которой будет опубликован в 1917 г., но только в виде сигнального экземпляра. По окончании реального училища А. А. Гроссгейм поступил в Харьковский университет, где курс ботаники читали известные ученые – А. Н. Краснов, заинтересовавший студента природой Кавказа, и В. И. Талиев, передавший ему увлеченность вопросами эволюции и филогении растений. Будучи 22-летним студентом, Гроссгейм совершает экспедицию в район нагорной Армении – она положила начало той деятельности, которая станет основным содержанием всей дальнейшей жизни ученого: он будет проводить всестороннее исследование флоры Кавказа. В 1911 г. Гроссгейм переводится в Московский университет, который оканчивает уже спустя год. Тога же он делает первую публикацию, посвященную флоре Кавказа. Молодой ученый поступает на службу в Тифлисский ботанический сад, ездит в экспедиции, обогащая его коллекции. В 1920 г. он начинает составление пособия-определителя кавказских растений, посвятив свыше 13 лет упорного труда этому сложному и трудоемкому делу. В 1927 г. А. А. Гроссгейм переехал в Баку. Здесь он руководил работой по изучению пастбищ, и заведовал Сектором по пересмотру флоры на каучуконосность при Азербайджанском научно-исследовательском институте. В 1932 г. Гроссгейм стал заведующим Сектором ботаники вновь открывшегося Азербайджанского отделения Закавказского филиала Академии Наук СССР, через три года Академия Наук СССР присудила ему ученую степень доктора биологических наук без защиты диссертации по совокупности его ботанических работ. В 1945 году Гроссгейм был утвержден действительным членом Академии наук Азербайджанской ССР, а уже через год был избран действительным членом Академии Наук СССР. Кроме того, А. А. Гроссгейм активно занимался преподавательской деятельностью: преподавал на кафедре ботаники Тифлисского политехнического института с 1917 г., затем – в Азербайджанском государственном университете, был заведующим кафедрой ботаники Азербайджанского педагогического института. В 1947 году Гроссгейм переезжает в Ленинград, чтобы иметь возможность пользоваться богатым гербарием и библиотекой Ботанического института. Здесь он проживет последние два года своей жизни. Он занимает пост заведующего сектором Кавказской флоры в Ботаническом институте АН СССР и одновременно – заведующего кафедрой морфологии и систематики растений ЛГУ им. Жданова. А. А. Гроссгейм скончался 4 декабря 1948 г. «Он умер на своем посту, не успев закрыть недописанную книгу. Пусть светлый и чистый образ его живет в нас как живой пример», – напишут об ученом в некрологе, опубликованном в «Ботаническом журнале». Память о выдающемся ботанике живет не только в его научных трудах: в честь него был назван новый род растений из семейства сложноцветных — Гроссгеймия.

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю