Интересность : Обожаю литературу и чувствовала себя обязанной посетить некрополь "Литераторские мостки", там были похоронены Лесков, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Мамин-Сибиряк, Рождественский, Блок. А еще известные архитекторы, артисты балета, физиологи, художники, скульпторы. Всего около 500 известных личностей. Место действительно потрясает своей красотой и энергетикой.
Расположение : Располагаются литераторские мостки в районе метро Волковская. От метро всего метров 900.
Интерьер : На самом деле испытываешь очень странные ощущения от того, сколько талантливых людей там захоронено, прямо внутренняя дрожь берет.
Обслуживание : Следят за порядком.
Пользователь
2019-03-25 15:58
Интересность : история литераторов всегда ценна и не может быть не интересна нашему поколению
Расположение : Приехали на личном транспорте, расположение достаточно удобное.
Великодушно теплый прием посетителей Атмосфера признания эпох... Приехали на личном транспорте, расположение достаточно удобное. история литераторов всегда ценна и не может быть не интересна нашему поколению на страницу отзыва
посетитель
7.5 / 1022 ноября 2018 г. 20:55
Следят за порядком. На самом деле испытываешь очень странные ощущения от того, сколько талантливых людей там захоронено, прямо внутренняя дрожь берет. Располагаются литераторские мостки в районе метро Волковская. От метро всего метров 900. Обожаю литературу и чувствовала себя обязанной посетить некрополь "Литераторские мостки", там были похоронены Лесков, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Мамин-Сибиряк, Рождественский, Блок. А еще известные архитекторы, артисты балета, физиологи, художники, скульпторы. Всего около 500 известных личностей. Место действительно потрясает своей красотой и энергетикой. на страницу отзыва
Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места.
На Peterburg2 вы всегда найдете интересные отзывы о музее-некрополе Литераторские мостки.
Наши посетители оценивают Литераторские мостки по интерьеру и
другим параметрам.
Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
С мамой посетили церковь Воскресения Христова, которая находится во Фрунзенском районе СПБ. Погода была на удивление солнечная и мы решили посетить Музей-некрополь Литераторские мостки и почтить память усопших и погребенных на Волковском кладбище. Место по истине историческое и великое.
Выйдя из метро Волковская, я перешёл мимо светофора Волковский проспект и повернув направо по скверу дошёл до первого Волковского мостика, а за мостиком меня окружили могилы Волковского кладбища. Дойдя до здания администрации, я почтил память погибшим у обелиска на кладбище. Выйдя из кладбища через сто метров вошёл в пантеон русской литературы и искусства "Литераторские мостки". своим посещением я почтил всех тех, кто там нашёл своё последнее пристанище и вспомнил их вклад в литературу и искусство.
Сегодня – день памяти Акима Львовича Волынского (03.05.1863-06.07.1926) – литературного критика, искусствоведа, теоретика и критика балета. Литературное наследие Волынского огромно, и тем не менее целых сто лет оставался неопубликованным его фундаментальный труд «Рембрандт» (1924-1925).
Аким Львович Волынский задумал его около 1905 года, и затем в течение нескольких лет ездил по Европе, изучая экспозиции и фонды музеев, знакомился с частными коллекционерами и изучал печатные репродукции работ художника. Рукопись была готова к середине 1925 г., и автор намеревался издать ее в Берлине при содействии журналиста А. М. Бродского, надеясь, что доходы от издания помогут развитию «Школы русского балета» в Ленинграде, основанную вскоре после революции. Однако из-за разногласий с Бродским он отказался от этой идеи и решил отправиться в Берлин сам, но поездка так и не состоялась, а уже на следующий год А. Л. Волынский скончался.
«Рембрандт» Волынского, хранящийся в рукописи в Российском государственном архиве литературы и искусства, был опубликован в 2024 году. Ознакомиться с этой интересной книгой, представляющей известного художника с необычной стороны, вы можете в Российской национальной библиотеке, Библиотеке им. В. В. Маяковского в Санкт-Петербурге и Российской государственной библиотеке в Москве.
04.07.2025 в 14:40
Экскурсия «Они строили Ленинград» отменяется. Следующая будет проходить 18 июля в 18:00
30.06.2025 в 11:00
Дорогие друзья!
В июле приглашаем вас в некрополь «Литераторские мостки» на дневные обзорные экскурсии и вечерние тематические прогулки.
Обзорные экскурсии по некрополю:
📍 5 июля (суббота) в 12:00
📍 12 июля (суббота) в 12:00
📍 19 июля (суббота) в 12:00
📍 26 июля (суббота) в 12:00
Подробности и регистрация по ссылке: https://literatorskie-mostki.timepad.ru/event/3437422/
Экскурсия «Они строили Ленинград» (Архитекторская дорожка):
📍 4 июля (пятница) в 18:00
📍 18 июля (пятница) в 18:00
Подробности и регистрация по ссылке: https://literatorskie-mostki.timepad.ru/event/3437556/
Экскурсия «О театре и кино Ленинграда» (Актёрская дорожка):
📍 11 июля (пятница) в 18:00
📍 25 июля (пятница) в 18:00
Подробности и регистрация по ссылке: https://literatorskie-mostki.timepad.ru/event/3437652/
Все экскурсии проводит методист О. С. Рачкова
Напоминаем, что на месте потребуется приобрести билет:
400 руб. – полный
200 руб. – льготный
Заказать индивидуальные экскурсии можно по телефону: (812) 921-00-71 и электронной почте: litmostki@gmgs.ru
29.06.2025 в 10:00
Сегодня – день памяти театрального художника, заслуженного артиста РСФСР Владимира Ивановича Бейера (28.10.1868-29.06.1945), его не стало 80 лет назад.
Вот такую биографическую справку о художнике дает журнал «Рабочий и театр» в 1932 году:
«Владимир Иванович Бейер окончил Академию художеств в 1892 г. и вначале целиком отдался педагогической деятельности.
К практической театрально-художественной работе В. И. Бейер подошел лишь в 1921 г., как один из сооснователей Ленинградского Театра юных зрителей. В дальнейшем жизнь и творчество В. И. Бейера неразрывно связаны с советским педагогическим театром, в частности с Ленинградским Тюзом.
Вл. Ив. Бейер являет собой редкий тип художника-декоратора, вложившего весь свой творческий капитал в один определенный «театральный кооператив». Этим он обеспечил и себе и своему театру планомерность. здорового художественного роста, обусловленного непрерывным воздействием определенных зрительских масс с четко выраженными театральными запросами.
Войдя в группу основных работников молодежного театра, Вл Ив. горячо отнесся к новой для него работе, сам помолодел и стал упорно «учиться театру». жадно впитывая основы подлинной театральности, вырастая в большого театрального художника. И организатора пространства для актерской игры. За время своей художественно-педагогической работы в Тюзе В. И. Бейер оформил около двух с половиной десятков постановок, из которых следует особо отметить «Конек-Горбунок», «Похититель огня», «Гуси-Лебеди». «Тимошкин рудник», «Тиль Уленспигель».
Подводя итоги художественному росту В. И. Бейера, необходимо отметить, что он сумел органически объединить свое творчество с опытом педагога-методиста, продолжая преподавание в художественно-педагогическом техникуме и руководя научно-методическим кабинетом И3О в Доме художественного воспитания детей».
26.06.2025 в 10:00
25 июня исполнилось 150 лет со дня рождения физиолога, академика и создателя учения о доминанте – Алексея Алексеевича Ухтомского (25.06.1875-30.08.1942). Он родился в имении, в селе Вослома Ярославской губернии и принадлежал к древнему княжескому роду. Не окончив полного курса гимназии, он поступил в Нижегородский кадетский корпус, однако, окончив это учебное заведение, решил продолжить образование в Московской духовной академии, где и сформировался его интерес к естественным наукам. По окончании учебы, прожив полгода в Иосифо-Волокаламском монастыре, Ухтомский понял, что хочет продолжить обучение и поступил в университет. Лицам с духовным образованием возбранялось поступать на естественнонаучные факультеты, поэтому в 1899 г. А. А. Ухтомский стал студентом словесного отделения Петербургского университета. Воспользовавшись связями при дворе, он смог перевестись в 1900 г. на физико-математический факультет для изучения физиологии и подготовительных дисциплин.
В 1903 г. вышла первая печатная работа Ухтомского по физиологии (она была написана на немецком языке): «О влиянии анемии на нервно-мышечный аппарат». А уже на следующий год молодой ученый обратил внимание на явление, которое впоследствии привело к открытию доминанты – центрального понятия в учении Ухтомского. Это был неудачный опыт во время лекционной демонстрации.
Осенью 1905 г. А. А. Ухтомский познакомился с Варварой Александровной Платоновой. В течение почти десяти лет общество считало их женихом и невестой, но помолвка будет расторгнута – оба они останутся неженатыми до конца жизни. Именно В. А. Платонова была важнейшим корреспондентом ученого – письма с рассуждениями о науке и о жизни он писал ей до конца дней.
В 1906 г. Ухтомский начал работу в Санкт-Петербургском Университете – с ним будет связана вся его жизнь. В 1911 г. Ухтомский защитил диссертацию по физиологии на тему: «О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний». В это же время он размышляет над вопросами церковной жизни: в 1910 г. в газете «Санкт- Петербургские ведомости» появляется его статья «О церковном пении». В 1912 г. он становится старостой Никольской единоверческой церкви.
В 1919-1920 г. Ухтомский начинает преподавать на рабфаке Петроградского университета. Слушатели факультета выдвинули его в члены Петроградского Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов. Однако в ноябре 1920 года, будучи на отдыхе в родном Рыбинске, Ухтомский был арестован и чудом избежал расстрела.
В 1922 г. Ухтомский возглавляет кафедру физиологии и будет руководить ею до конца жизни. А во время летней практики в Новом Петергофе летом 1922 г. происходит становление его учения о доминанте. Весной 1923 г. Ухтомский делает первый доклад о доминанте на заседании Ленинградского общества естествоиспытателей. Этот доклад высоко оценил В. М. Бехтерев.
В 1923 г. Ухтомский был вновь арестован за религиозную деятельность. К началу учебного года он был выпущен, однако предварительно написал расписку, в которой взял на себя обязательство «свои религиозные убеждения держать только для себя и про себя» и «привести в порядок квартиру» (то есть убрать иконы). В том же 1923 г. выходит первая публикация о доминанте. Сохранилась стенограмма публичной лекции 1927 г. «Доминанта как фактор поведения», в которой рассматриваются не только чисто физиологические проблемы, но и показывается роль доминанты в психологии и ставятся этические проблемы. В лекции можно увидеть религиозный подтекст, да и в целом она больше напоминала проповедь, чем на научный доклад.
Впоследствии научная жизнь Ухтомского складывается достаточно благополучно. Он преподавал в нескольких учреждениях, работал в Университете, регулярно выступал с докладами, которые удавалось опубликовать. В 1934 г. он организовал и возглавил Физиологический институт при ЛГУ, а в 1935 г. принял активное участие в Международном физиологическом конгрессе, который проводился в Ленинграде и Москве. Именно в 1935 г. он был избран академиком.
Ухтомский попал в больницу из-за многочисленных проблем со здоровьем еще весной 1941 г., поэтому когда началась война и блокада, он был в более уязвимом положении, чем многие другие. Из-за плохого самочувствия он отказался эвакуироваться с Университетом, отказался также и от госпитализации. А. А. Ухтомский пережил страшную ленинградскую зиму 1941-1942 гг., однако здоровье его было подорвано, и 31 августа 1942 г. он скончался.
24.06.2025 в 10:00
25 июня – день памяти физика, академика Дмитрия Сергеевича Рождественского (07.04.1876-25.06.1940), его не стало 85 лет назад. Деятельность Рождественского поражает своей разносторонностью и значимостью полученных им результатов: он организовал Государственный оптический институт, являлся одним из главных создателей советской оптической промышленности, реформировал преподавание физики в Ленинградском университете.
Дмитрий Сергеевич Рождественский родился Санкт-Петербурге, в семье педагога, учителя истории в средней школе, позднее директора народных училищ. Он учился в Петербургском университете, на Математическом отделении Физико-математического факультета, по специальности «Физика», по окончании университета стал лаборантом в Военно-медицинской академии, а затем осенью 1901 г. поехал в Лейпциг к известному экспериментатору профессору Винеру, где проработал около года.
С осени 1902 г. Рождественский начал работать в Физическом институте Петербургского университета лаборантом. Обе его диссертации посвящены аномальной дисперсии. Этот ряд исследований сделал имя Рождественского хорошо известным за границей. В период с 1919 до начала 1920-х гг. Рождественский создаст серию важных исследований сначала относительно спектров «водородоподобных» элементов первой группы периодической системы, затем относительно спектров ионизованных элементов других групп. Впоследствии оказалось, что несколько выдающихся физиков в Европе другими путями пришли к тем же выводам, что и Д. С. Рождественский, но его путь выгодно отличался своей наглядностью.
Третья большая серия работ ученого относится к последним пяти годам его жизни и касается теории микроскопа. Рождественский доказал, что при правильной конструкции оптических частей микроскопа сравнительно слабого источника света достаточно, чтобы дать избыточное освещение поля зрения. Во второй статье Рождественский разобрал вопрос об образовании изображения прозрачных предметов в микроскопе, в статье 1940 г. он коснулся роли когерентности лучей в создании изображения.
Научная школа Д. С. Рождественского стала самой большой в Советском Союзе. Она развилась после революции в организованном им Оптическом институте. Из нее вышло не менее десяти ученых с европейским именем, из них два академика.
После Октябрьской революции Д. С. Рождественский задумал общую и радикальную реформу всей системы преподавания физики в Ленинградском университете, которую он провел на Физическом отделении Физико-математического факультета: для физиков был введен особый курс математики, который изучали на первом и втором курсах, и особый курс механики, который заканчивался на третьем курсе. Таким образом, на старших курсах явилась возможность развернуть преподавание специальных курсов по математике и механике. Выделялось также время для лабораторий и научной работы.
Одной из главных заслуг Д. С. Рождественского перед оптической промышленностью является решение вопроса о варке оптического стекла. До Первой Мировой войны производство оптического стекла было монополизировано Германией. С началом военных действий российская армия осталась без столь необходимого для военной технике оптического стекла. Окончательное решение вопроса о производстве оптического стекла пришлось уже на советское время и составляет заслугу Д. С. Рождественского, И. В. Гребенщикова, А. А. Лебедева, А. И. Тудоровского, Н. Н. Качалова.
Кроме того, Д. С. Рождественский стоял у истоков Государственного оптического института, одного из первых институтов, основанных советской властью. Институт охватывал все отделы научной и прикладной оптики и применения оптики. Работу начали в 1918 г. при участии 30 сотрудников в 14 комнатах Физического института Университета. К 1932 г. у него уже было четыре оборудованных здания, а число научных сотрудников достигало 200 человек.
Помимо физики, Д. С. Рождественского интересовали ботаника (он исследовал сложноцветные, мхи и водоросли), астрофизика, философия (в архиве Академии наук сохранились две его тетради с примечаниями к «Критике чистого разума» Э. Канта), литература (предпочитал античных авторов) и спорт – особенно фехтование.
11.06.2025 в 10:00
11 июня 1897 г. родился Павел Павлович Кобеко (11.06.1897-06.01.1954) – учёный-физик, специалист в области диэлектриков, сегнетоэлектричества, аморфных тел и полимеров, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР. Благодарим Валерия Евгеньевича Фрадкина за предоставленный материал.
П. П. Кобеко родился в городе Вильно в семье потомственных дворян и был четвертым ребенком в семье. Его отец Павел Фомич, окончивший Александровский Лицей, служил членом Виленской судебной палаты, а дядя Дмитрий Фомич, историк и библиограф, был последним дореволюционным директором Публичной библиотеки.
П. Кобеко мечтал о научной работе и поступил в Московский университет. Но началась революция, положение семьи сильно изменилось и Павел оказался в роли кормильца большой семьи. Его приняли на работу в уездный отдел народного образования в Мстиславле и одновременно преподавал немецкий и французский языки в школе.
Только в 1921 году он сумел продолжить учёбу, правда, чтобы не быть вдалеке от семьи, поступил в сельскохозяйственный институт в г. Горки недалеко от Смоленска. В 1924 он получил специальность агронома. Однако в этом же году Кобеко уезжает в Ленинград и поступает на работу в Физико-техническую лабораторию, куда его берут на вспомогательные работы.
Руководивший лабораторией А. Ф. Иоффе быстро заметил способного молодого человека, которого сначала подключил к исследованиям полимеризации масел при их высыхании и электрических свойств полимеров, а затем взял в свою лабораторию уже в Физико-технический институт. С 1930 года он стал преподавать в Политехническом институте.
В 1930-е П. П. Кобеко начал изучать свойства изоляторов, а затем вместе с И. В. Курчатовым и К. Д. Синельниковым – свойства полупроводников. В 1930-33 Кобеко и Курчатов проводили получившие всемирную известность работы по сегнетоэлектричеству. А уже в 1932 Кобеко начал исследование физики и химии аморфных веществ, которое стало основой для докторской диссертации, защищенной в 1935 году.
Во время советско-финской войны он вместе с сотрудниками Физтеха изготовил пластиковые «бронещиты» для самолетов – особый метод борьбы с обледенением самолетов на аэродромах. После продолжительных поисков им была получена жидкость для амортизаторов самолетов, обладающая низким температурным коэффициентом вязкости. Во время Великой Отечественной войны эти работы были продолжены. Благодаря этому в 1943 П. П. Кобеко стал членом-корреспондентом АН СССР.
Во время Великой Отечественной войны Кобеко был членом Технической комиссии по реализации оборонных изобретений. Он сумел организовать все направления научной работы, которая велась заданию Военного совета Ленинградского фронта: это и обеспечение электромагнитной защиты кораблей, и изучение немецких мин и снарядов, но главной задачей было – обеспечить работу «Дороги жизни».
Научная группа под руководством Кобеко, организованная при «ледовой службе» Ленинграда, провела исследования статических и динамических нагрузок на лед. Физики предположили, что причина трагедий – эффект резонанса. П.П. Кобеко в короткие сроки разработал методику изучения льда, предложил идею самописца, регистрирующего колебания льда. При участии Кобеко Н. И. Рейнов создал прибор для регистрации колебаний льда и исследования деформации ледового покрова – прогибограф, а Софья Владимировна Кобеко предложила конструкцию незамерзающих прорубей для непрерывной работы прогибографов. Сам П. П. Кобеко неоднократно выезжал на Ладогу для испытаний прогибографов и необходимых измерений. В результате работы физтеховской группы были составлены подробные рекомендации по скоростному режиму, организации движения колонн на ледовой дороге. П.П. Кобеко и Н.М. Рейнов проводили регулярные инструктажи специалистов, работавших на Ладоге.
В блокадном Ленинграде Павлу Павловичу Кобеко неожиданно пригодились знания, полученные в сельскохозяйственном институте: обнаружив большое количество олифы и краски, неиспользованных для ремонта, он изобрел способ очистки олифы и краски на растительном масле. Полученное после очистки масло по 20 граммов давали особо истощённым сотрудникам. Летом в парке института под руководством Кобеко был организован небольшой огород, урожай которого также спасал физтеховцев от голода.
Блокадный труд Павла Павловича Кобеко был оценен несколькими наградами: орденом Ленина, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
После войны Павел Павлович заведовал отделом полимеров, был заместителем директора института. Однако, это продолжалось недолго.
В стране началась «борьба с космополитизмом» и, после вынужденного ухода А. Ф. Иоффе из института, в марте 1952 года П. П. Кобеко вместе с сотрудниками своей лаборатории перешел в Институт высокомолекулярных соединений АН СССР. Казалось, началась новая работа, появились новые идеи. Но случилось несчастье. У Софьи Владимировны было обнаружено белокровие и через некоторое время она скончалась.
Павла Павловича не стало 6 января 1954 г. Он принял непростое решение уйти из жизни. В его бумагах нашли прощальное письмо без даты:
«Моим соратникам по научной работе!
Дорогие друзья и товарищи по работе!
Я оставляю вас с ясной уверенностью в том, что все вы находитесь в полном расцвете творческой силы и научной зрелости. Старая нянька вам больше не нужна. Она даже, может, в какой-то мере стесняла вашу самостоятельность. Не ссорьтесь и, как раньше, дружно решайте поставленные перед вами научные задачи.
Не поминайте меня лихом, покойный был неплохой человек и всегда искренно любил вас. Пишу это на всякий случай в связи с участившимися сердечными припадками.
Ave amici! Moriturus vos solutat!
(Славьтесь, друзья! Идущий на смерть приветствует вас!)»
10.06.2025 в 11:00
Сегодня – день памяти архитектора, музейного работника, возглавлявшего Детскосельские дворцы-музеи с 1918 по 1931 гг. – Всеволода Ивановича Яковлева (21.01.1884-10.06.1950), его не стало 75 лет назад.
В. И. Яковлев впервые начал работать в Царском Селе в 1911 г., когда стал помощником архитектора А. И. Таманова. Военную службу он проходил там же, занимаясь проектированием казарменных построек, а также по его проекту возвели Серафимовский лазарет на окраине Александровского парка.
В самом начале 1918 г. Яковлев стал хранителем Александровского дворца, где начал готовить музейную экспозицию, однако уже в ноябре того же года стал хранителем Детскосельских дворцов, отвечавшим за охрану, учет и регистрацию памятников искусства и старины. (После революции в бывшей царской резиденции начали размещать учреждения для детей, и город стал называться Детским Селом).
В Детскосельских дворцах-музеях началась работа по созданию историко-бытовых экспозиций; кроме того, Яковлев смог добиться того, чтобы дворцовые помещения покинули иные учреждения, что позволило расширить выставочные пространства, а также обеспечить лучшую сохранность экспонатов.
В 1926 г. В. И. Яковлев подготовил к печать «Краткий указатель по Екатерининскому дворцу-музею в Детском Селе». Однако больше всего с самого начала работы в музее он заботился о воссоздании личных покоев императорской семьи в Александровском дворце, стараясь вернуть на свои места все предметы обстановки. Яковлев обследовал все особняки Детского Села и Софии в поисках похищенных из дворцов вещей, иногда даже перехватывал подводы, на которых готовились вывезти дворцовую мебель за пределы города. В 1928 г. вышел достаточно объемный путеводитель по Александровскому дворцу, в котором были перечислены абсолютно все представленные на экспозиции предметы.
Будучи хорошим хозяйственником, Яковлев организовал при музее собственное садоводство, прокат лодок; в Александровском парке сеяли и косили овес. Вырученные средства позволили начать во дворцах реставрационные работы.
Поскольку дворцовые парки стали общедоступными, их начало посещать большое количество людей, многие из которых портили ландшафтную архитектуру (топтали траву, копали червей для рыбалки, разбирали деревянные павильоны на дрова), а некоторые даже совершали кражи: был разгромлен Китайский театр, из павильона «Арсенал» были похищены фарфор и художественное стекло. Занимаясь вопросами безопасности музейных объектов, Яковлев подробно изучил историю вопроса и написал монографию «Охрана царской резиденции».
В конце 1920-х экспозиции, посвященные императорской семье, были закрыты по решению Наркомпроса, а в стенах Александровского дворца решили разместить Сельскохозяйственный институт. Яковлеву удалось отстоять музей. Тогда же при музейном комплексе был открыт краеведческий кружок «Общество друзей музея», была разработана экскурсия «Расцвет и падение монархии», был подписан договор о социалистическом соревновании с Петергофскими дворцами-музеями. В 1930 г. рабочие и служащие дворцов-музеев объединились в ударную бригаду: от них требовалась организация временных выставок, а также «выставок-передвижек» (экспозиций для заводов и окрестных деревень), пропагандировавших индустриализацию, колхозное строительство и атеизм.
В 1930-е Александровский дворец приспосабливают под нужды детского санатория; кроме того, начинается «чистка» музейных штатов: В. И. Яковлева обвинили в отсутствии аполитичности, отсутствии в выставках и экспозициях марксистской и антирелигиозной пропаганды. В 1931 г. он был арестован, однако уже через три недели был отпущен на свободу, без возможности вернуться на прежнюю работу.
На фотографиях показываем книги В. И. Яковлева – обратите внимание, что рисунки на обложках выполнены его рукой.
26.05.2025 в 10:00
Дорогие друзья!
В этом году некрополю «Литераторские мостки» исполняется 90 лет. В течение лета и начала осени вы сможете попасть не только на обзорные, но и на тематические музейные экскурсии. Вот список экскурсий, к которым вы можете присоединиться в июне.
Обзорные экскурсии по некрополю:
📍 7 июня (суббота) в 12:00
📍 14 июня (суббота) в 12:00
📍 21 июня (суббота) в 12:00
📍 28 июня (суббота) в 12:00
Подробности и регистрация по ссылке: https://literatorskie-mostki.timepad.ru/event/3378303/
Экскурсия «Они строили Ленинград»:
📍 6 июня (пятница) в 18:00
📍 20 июня (пятница) в 18:00
Подробности и регистрация по ссылке: https://literatorskie-mostki.timepad.ru/event/3380121/
Экскурсия «О театре и кино Ленинграда»
📍 27 июня (пятница) в 18:00
Подробности и регистрация по ссылке: https://literatorskie-mostki.timepad.ru/event/3380137/
Экскурсии проводит методист по научно-просветительской деятельности Ольга Рачкова.
Заказать индивидуальные экскурсии можно по телефону: (812) 921-00-71 и электронной почте: litmostki@gmgs.ru
24.05.2025 в 10:00
Сегодня исполняется 99 лет со дня рождения Натэлы Александровны Товстоноговой, сестры Георгия Товстоногова. На ее надгробии рядом с именем высечены слова «хранитель семьи» – речь здесь идет, конечно не только о семейном очаге Товстоноговых-Лебедевых, но и о большой семье Большого Драматического театра, с которым была связана вся жизнь Н. А. Товстоноговой. Она не была актрисой, не занимала официальных постов, но была добрым ангелом-хранителем театра. В 2006 году вышла книга «БДТ. Семейный альбом», фотографии, представленные в нашем посте, взяты из этой книги.
13.05.2025 в 10:00
13 мая 1923 года родился композитор Исаак Иосифович Шварц (13.05.1923-27.12.2009). Многие знают его в первую очередь как кино-композитора, который много работал в содружестве с Булатом Окуджавой. Несмотря на уединение, которое он выбрал для себя в последние годы жизни (с 1964 года постоянно жил на своей даче, недалеко от железнодорожной станции «Сиверская»), время от времени он встречался с журналистами – вот фрагмент интервью, которое композитор дал накануне своего восьмидесятилетия газете «Культура»:
«Скажу одно. Музыка как таковая зашла в тупик, подошла к черте полной деградации. Для того чтобы в этом убедиться, зайдите в консерваторию, к любому профессору, попроситесь посидеть у него на уроке и послушайте то, что пишут молодые композиторы. Как они пишут! В Союз композиторов принимают очень много людей, сочиняющих музыку. Композиторами этих людей можно назвать с большой натяжкой.
В живописи существует понятие «абстракция». Очень многим это нравится, поскольку дает простор воображению. В ней можно представить одно, другое, третье. Кода я болен, то лежу и смотрю на обои. В их рисунке вдруг угадываю чье-то лицо. Появилась фотография, и живопись стала другой. Появились Сезанн, Дега – божественно. В этом я вижу необычайную красоту. Так же, когда слушаешь музыку Дебюсси, Равеля, что-то такое происходит, дающее возможность вообразить самые разные вещи.
Когда Бетховена спросили, что он пытался описать своей «Лунной сонатой», он очень разозлился, будучи человеком импульсивным. И ответил, что если бы хотел все это выразить словами, то не стал бы писать музыку. Музыка, таким образом, абстрактна изначально. Нет двух людей, которые одно и то же музыкальное произведение воспринимали бы одинаково. Нужны мелодические островки, напоминания, мелодические обороты. Когда музыка не имеет мелодии, она мертва. Колоссальное противоречие заключается в том, что она не должна быть фатально абстрактной, потому что изначально абстрактна.
Почаще слушайте современную музыку, и все поймете, увидите, что она зашла в тупик. Музыка создана для того, чтобы идти через сердце. Знаете, где находится этот аппарат? А уж через него она приходит в голову, а не наоборот. Должна захватить человека эмоционально. Если композитор пишет понятно, ясно, а в основе его сочинений лежит царица музыки – мелодия, музыка будет жить. Если нет этого, она становится мертвой».
10.05.2025 в 10:00
«(…) «Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно Пыпину, растекаться мыслью по древу, но хочу ущекотать прелюбезных мне глуповцев, показав миру их славные дела и предобрый тот корень, от которого знаменитое сие древо произросло и ветвями своими всю землю покрыло».
Так начинает свой рассказ летописец, и затем, сказав несколько слов в похвалу своей скромности, продолжает.
Был, говорит он, в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря. Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется — об стену тяпают; Богу молиться начнут — об пол тяпают. По соседству с головотяпами жило множество независимых племен, но только замечательнейшие из них поименованы летописцем, а именно: моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонебые, долбежники, проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи. Ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не имели, заменяя все сие тем, что постоянно враждовали между собою. Заключали союзы, объявляли войны, мирились, клялись друг другу в дружбе и верности, когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, что «стыд глаза не выест». Таким образом взаимно разорили они свои земли, взаимно надругались над своими женами и девами и в то же время гордились тем, что радушны и гостеприимны. Но когда дошли до того, что ободрали на лепешки кору с последней сосны, когда не стало ни жен, ни дев, и нечем было «людской завод» продолжать, тогда головотяпы первые взялись за ум. Поняли, что кому-нибудь да надо верх взять, и послали сказать соседям: будем друг с дружкой до тех пор головами тяпаться, пока кто кого перетяпает. «Хитро это они сделали, — говорит летописец, — знали, что головы у них на плечах растут крепкие — вот и предложили».
И действительно, как только простодушные соседи согласились на коварное предложение, так сейчас же головотяпы их всех, с Божьей помощью, перетяпали. Первые уступили слепороды и рукосуи; больше других держались гущееды, ряпушники и кособрюхие. Чтобы одолеть последних, вынуждены были даже прибегнуть к хитрости. А именно: в день битвы, когда обе стороны встали друг против друга стеной, головотяпы, неуверенные в успешном исходе своего дела, прибегли к колдовству: пустили на кособрюхих солнышко. Солнышко-то и само по себе так стояло, что должно было светить кособрюхим в глаза, но головотяпы, чтобы придать этому делу вид колдовства, стали махать в сторону кособрюхих шапками: вот, дескать, мы каковы, и солнышко заодно с нами. Однако кособрюхие не сразу испугались, а сначала тоже догадались: высыпали из мешков толокно и стали ловить солнышко мешками. Но изловить не изловили и только тогда, увидев, что правда на стороне головотяпов, принесли повинную.
Собрав воедино куралесов, гущеедов и прочие племена, головотяпы начали устраиваться внутри, с очевидною целью добиться какого-нибудь порядка. Истории этого устройства летописец подробно не излагает, а приводит из нее лишь отдельные эпизоды. Началось с того, что Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили, да собаку за волка убили, потом лапти растеряли да по дворам искали: было лаптей шесть, а сыскали семь; потом рака с колокольным звоном встречали, потом щуку с яиц согнали, потом комара за восемь верст ловить ходили, а комар у пошехонца на носу сидел, потом батьку на кобеля променяли, потом блинами острог конопатили, потом блоху на цепь приковали, потом беса в солдаты отдавали, потом небо кольями подпирали, наконец, утомились и стали ждать, что из этого выйдет.
Но ничего не вышло. Щука опять на яйца села; блины, которыми острог конопатили, арестанты съели; кошели, в которых кашу варили, сгорели вместе с кашею. А рознь да галденье пошли пуще прежнего: опять стали взаимно друг у друга земли разорять, жен в плен уводить, над девами ругаться. Нет порядку, да и полно. Попробовали снова головами тяпаться, но и тут ничего не доспели. Тогда надумали искать себе князя (…)»
Сегодня – день памяти Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (27.01.1826-10.05.1889). М. Е. Салтыков будет отправлен в семилетнюю ссылку «за вольнодумие» всего четыре года спустя после окончания Царскосельского лицея. После освобождения он будет не только печататься в журналах (под псевдонимом «Николай Щедрин»), но и занимать различные государственные должности: он был вице-губернатором в Рязани и Твери, председателем казённых палат в Пензе, Туле и Рязани. На Салтыкова сыпались доносы, ему грозили судом «за превышение власти», губернские остряки прозвали его «вице-Робеспьером». В 1868 г. шеф жандармов (который был товарищем Салтыкова еще по лицею) доложил царю о нем как о «чиновнике, проникнутом идеями, не согласными видами государственной пользы и законного порядка», после чего писатель был уволен со службы и больше к ней не возвращался. А уже в 1869 г. он начнет работать над сатирическим романом «История одного города», фрагмент которого мы привели выше.
Роман получил резко негативную оценку в консервативных кругах и был горячо поддержан единомышленниками Салтыкова-Щедрина. Так, И. С. Тургенев писал о нем: «Вот книга, которую, несмотря на её эксцентричность, переходящую местами даже в карикатурность, не только будут с удовольствием читать любители юмора и сатирической verve , но несомненно примет во внимание и будущий историк перемен, преобразивших за последние сто лет физиономию российского общества».
День памяти М. Е. Салтыкова-Щедрина – хороший повод вспомнить о его произведениях и вновь их перечитать.
08.05.2025 в 10:00
Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения геолога, академика АН СССР Юрия Аполлоновича Жемчужникова (08.05.1885-09.01.1957). Он родился в Самаре, в дворянской семье. Будучи шестнадцатилетним юношей, заинтересовался геологией и «вымершими чудовищами». В 1903 г. Жемчужников поступил в Горный институт, а уже на следующий год начал работу под руководством профессора Л. И. Лутугина https://vk.com/litmostki?w=wall-24308846_2765: он проводил геологическую съемку в Донецком бассейне. Полевая работа затянулась, в результате чего Ю. А. Жемчужников окончил институт только в 1915 г. и сразу же попал в армию.
Только с 1919 г. начинается его систематическая научная работа, связанная с угольной геологией. В 1920 г. в качестве ассистента профессора П. И. Степанова (ученика Л. И. Лутугина) Жемчужников начинает читать в Горном институте курс «Нерудные полезные ископаемые», посвященный угольным месторождениям. В 1930 г. ему было присвоено звание профессора, и тогда же он начал читать в Горном институте новый курс – «Геология каустобиолитов».
Ю. А. Жемчужников проводил научные исследования во Всесоюзном геологическом институте (ВСЕГЕИ) – бывшем Геологическом комитете. Наряду с решением стратиграфических вопросов при геологической съемке он начал изучать качество и вещественный состав угля – то есть стал заниматься углепетрографией.
В 1930-е, когда в СССР велась активная разработка угольных месторождений, Жемчужников создал лабораторию, где велось изучение стратиграфии и строения угольных пластов, выявлялся состав угля и вмещающих его пород. В 1937 г., в период подготовки к ХVII Международному геологическому конгрессу, Ю. А. Жемчужников занялся составлением углепетрографических карт, геологических разрезов и изучением пород, вмещающих угольные месторождения. В 1946 г. он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.
Став автором большого количества работ по изучению угля и угольных месторождений, он создал крупную научную школу. Помимо геологии Ю. А. Жемчужников изучал философию и логику, любил музыку, театр, литературу и изобразительное искусство.
28.04.2025 в 10:00
27 апреля исполнилось 125 лет с того момента, как ушел из жизни артист Владимир Дмитриевич Рокотов (06.01.1837-14.04.1900), также известный как отец писательницы М. В. Ямщиковой, работавшей под псевдонимом Ал. Алтаев. В журнале «Театр и искусство» от 23 апреля (6 мая по новому стилю) 1900 года был опубликован некролог об артисте:
«14 апреля, в 7 3/4 ч. утра, скончался на 64-м году жизни артист Императорских театров Владимир Дмитриевич Рокотов, один из старейших деятелей по организации театров в провинции и устройству первых народных спектаклей. Покойный происходил из старинной дворянской фамилии и образование получил в училище Правоведения. Начав службу в Преображенском полку, он скоро бросил ее и переехал в свое имение Псковской губ., Великолуцкого уезда, где был выбран уездным предводителем Дворянства. С горячим увлечением отдался он проведению в жизнь великой крестьянской реформы, чем заслужил горячую симпатию местного населения, и до сих пор сохраняющего о нем добрые воспоминания. Затем после непродолжительной службы в г. Ковно В. Д. переехал в 1868 году в Киев, где начал свою деятельность основанием первой солидной публичной библиотеки. Здесь же он издавал и редактировал газету «Киевский Вестник», в которой по мере сил проводил лучшие идеи 60-х годов; в этой газете начали свою деятельность многие почтенные публицисты. Вскоре В. Д. увлекся театральным делом и начал устраивать в Киеве первые воскресные спектакли для народа, которые ставились под его руководством в Городском театре. Далее он выступает в роли крупного антрепренера и организует труппу для Киева и Новочеркасска. В этой труппе В. Д. Рокотова начали свою деятельность многие выдающиеся артисты: Андреев-Бурлак, Иванов-Ковельский, Бегичев, Васильев-Гладков, Екимов, Калинович, Никитин, Правдин, Самсонов, Чарский, Александров, Дубровина, Фанни-Козловская, Кузьмина, Лукашевич, Яблочкина и др. Не щадя сил и средств, В. Д. затратил на любимое дело все свое солидное состояние и когда, наконец, за недостатком денег, Новочеркасский театр пришлось передать в другие руки, он оказался в крайней нужде. С этих пор началась для В. Д. полная злоключений жизнь странствующего актера. Он играл в Ростове-на-Дону, на частных петербургских и московских сценах и только в 1887 году поступил на службу в Императорский Александринский театр. И в это время покойный продолжал отдавать свои досуги излюбленных народным спектаклям, участвуя в них уже в качестве исполнителя. В. Д. не чужд также и литературе. Его статьи печатались во многих периодических изданиях. Между прочим, в «Театре и Искусстве» было напечатано несколько глав из воспоминаний покойного. Это был живой кладезь театральной старины».
24.04.2025 в 14:30
Дорогие друзья! Рады сообщить, что регистрация на обзорные экскурсии появилась. Будем ждать вас!
В мае мы возобновляем обзорные экскурсии по некрополю «Литераторские мостки»:
📍3 мая (суббота) в 12:00
📍4 мая (воскресенье) в 12:00
📍10 мая (суббота) в 12:00
📍17 мая (суббота) в 15:00
📍25 мая (суббота) в 12:00
📍31 мая (суббота) в 12:00
Стоимость билета на экскурсию:
400 р. – полный
200 р. – льготный
Оплата на месте только за наличный расчёт.
Просим вас регистрироваться на TimePad по ссылке: https://literatorskie-mostki.timepad.ru/event/3313036/
(и отменять регистрацию, если не получается прийти)
21.04.2025 в 10:00
Сегодня – день памяти Александра Яковлевича Закушняка (10.03.1879-21.04.1930) – драматического артиста и выдающегося чтеца, его не стало 95 лет назад.
А. Я. Закушняк родился в Одессе, учился в университете на юридическом факультете, однако с юности любил театр. Он начал выступать на сцене с 14 лет – сначала в качестве статиста, а потом стал актером, работал в провинциальных театрах, объездил всю Россию, пока в 1907 году не поступил в театр В. Ф. Комиссаржевской, где начал играть первые роли. Однако Закушняку хотелось попробовать себя в «нетеатральном» жанре, и с 1910 года он начал устраивать «Вечера интимного чтения» – читал классическую литературу в кругу интеллигенции.
После революции А. Я. Закушняк переехал в Москву, работал в «Новом театре», «ГОСТИМе» Мейерхольда, в кукольном театре – до тех пор, пока не решил выступать с эстрады перед широкой аудиторией. Его первое выступление состоялось 5 марта 1923 года в Москве – Закушняк прочитал со сцены «Пышку» Ги де Мопассана. Так начались знаменитые «вечера рассказа» – в течение последующих семи лет состоялось более шестисот подобных выступлений. Пушкин, Толстой, Достоевский, Анатоль Франс, Джек Лондон – эти и многие другие писатели становились ближе самой широкой аудитории благодаря мастерству Александра Закушняка. Вот что вспоминал об этих выступлениях Ираклий Андроников:
«И он выходил – небольшой худощавый брюнет с пронзительным взглядом, в свободной широкой блузе художника с крахмальным пластроном, который как-то очень хорошо гармонировал с этой одеждой. И начинал рассказывать как очевидец, как свидетель событий – припоминая, подыскивая нужное слово, жестикулируя – порывисто, иной раз торопливо, помогая жестом себе, а не украшая речь плавным движением рук, и, как только он произносил первые фразы, вы забывали, что авторы текстов Мопассан, Анатоль Франс, Лев Толстой... Автором был Закушняк, строивший рассказ на ходу, смотревший вам в глаза в ожидании вашей реакции... О, это был увлекательнейший рассказчик! Нельзя было даже поверить в то, что рассказы эти были кем-то написаны, — так естественна, почти скороговорочна была эта экспрессивная речь, эта непосредственность общения, этот характер непринужденной беседы, личная заинтересованность рассказчика, спешащего поделиться переполнявшими его впечатлениями. И столик на эстраде, и стакан крепкого чая в массивном стакане, из которого Закушняк прихлебывал время от времени, и само поведение на эстраде этого средних лет человека, глубоко интеллигентного и артистичного, привыкшего свободно держаться в обществе все это усиливало достоверность рассказа... Невозможно было поверить, что истекло два с половиной часа. Они были коротки. Хотелось еще!
Только впоследствии я узнал, что Закушняк работает над текстами, выбрасывая все, что могло быть восполнено жестом, мимикой, интонацией, что он освобождает речь от сложной конструкции литературной фразы и намеренно придает фразе классиков экспрессию разговорной речи, не теряя при этом, а, наоборот, даже усиливая признаки стиля писателя, подчеркивая, выделяя, гипертрофируя их. Что он придает литературным произведениям устность и отбирает из текста только самое важное, самое главное...»
19.04.2025 в 10:00
Сегодня – день памяти историка, этнографа, писателя и общественного деятеля Николая Ивановича Костомарова (16.05.1817-19.04.1885), его не стало 140 лет назад. Вот какую оценку давал его творчеству историк В. О. Ключевский:
«Его много и с увлечением читали, пока он писал; но можно опасаться, что его слишком строго будут критиковать с той минуты, как он перестал писать. Но по характеру своему Костомаров не мог жить и не писать... Благодаря тому учено-литературная судьба его сложилась наименее благоприятно как для его авторской деятельности, так и для правильной критической его оценки. Его только много хвалили, когда ему нужны были поправки; его будут порицать, когда уроки и указания критики уже ничего не поправят в том, что написал он.
Русская история была для него музеем, наполненным коллекцией редких или обыкновенных предметов. Он равнодушно проходил мимо последних и останавливался перед первыми, долго и внимательно любовался ими. Чрез несколько времени читающая публика получала прекрасную монографию в одном или двух томах и прочитывала ее с наслаждением, отнимавшим всякую охоту спрашивать, как и из каких материалов построена столь привлекательная повесть. Так накоплялся ряд исторических образов, оторванных от исторического прошедшего и связавшихся неразрывно с их автором. Мы говорим: это костомаровский Иван Грозный, костомаровский Богдан Хмельницкий, костомаровский Стенька Разин, как говорили: это Иван Грозный Антокольского, это Петр Великий Ге, и т. п. Мы говорим: пусть патентованные архивариусы лепят из архивной пыли настоящих Грозных, Богданов, Разиных – эти трудолюбивые, но мертвые слепки может быть будут украшать археологические музеи, но нам нужны живые образы, и такие образы дает нам Костомаров».
15.04.2025 в 10:00
Дорогие друзья!
В мае мы возобновляем обзорные экскурсии по некрополю «Литераторские мостки»:
📍3 мая (суббота) в 12:00
📍4 мая (воскресенье) в 12:00
📍10 мая (суббота) в 12:00
📍17 мая (суббота) в 15:00
📍24 мая (суббота) в 12:00
📍31 мая (суббота) в 12:00
Стоимость билета на экскурсию:
400 р. – полный
200 р. – льготный
Оплата на месте только за наличный расчёт.
Также вы можете заказать индивидуальные экскурсии. Стоимость экскурсии для группы до 5 человек – 2000 р. Дополнительная информация и запись по телефону: (812) 921-00-71 (звонки принимаются с 3 мая).
02.04.2025 в 10:00
Сегодня – день памяти библиографа, литературоведа и текстолога Сергея Дмитриевича Балухатого (24.03.1892-02.04.1945), его не стало 80 лет назад.
Он родился в Феодосии, в бедной семье, вскоре переехавшей в Таганрог. В Таганрогской гимназии за 25 лет до Балухатого учился А. П. Чехов, научному изучению его жизни и творчества которого он посвятит впоследствии свои многочисленные работы. В 1912 году С. Д. Балухатый поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, где сначала работал в пушкинском семинарии профессора С. А. Венгерова (о нем мы расскажем 17 апреля), а затем, с 1915 г., в не менее известном семинарии по русской филологии академика В. Н. Перетца.
Под руководством Перетца Балухатый в студенческие годы занимался древнерусской литературой, а после окончания университета хотел заниматься русской литературой XVII-XVIII вв. и русской народной сказкой, но работ на эти темы так и не написал. В 1918 г. С. А. Венгеров пригласил его в качестве библиографа в Российскую книжную палату – тогда он начал описание периодики XVIII-XIX вв. и все больше стал увлекаться современной литературой.
В 1919-1922 С. Д. Балухатый занимал пост профессора Самарского университета и Самарского педагогического института, тогда же он начал заниматься преимущественно вопросами поэтики: его интересовали проблемы ритма речи и стиха (бывшие весьма популярными в 1920-е гг.), и он приходит к выводу, что в литературоведении постепенно создается новая отрасль – теоретическая поэтика.
Вполне возможно, что занятия библиографией первоначально были для С. Д. Балухатого только возможностью получить средства к существованию (это были непростые 1920-1930-е годы), однако время показало, что все его библиографические труды не утратили информативной и методической ценности и по сей день. Балухатый стал известен прежде всего как библиограф М. Горького: его «Критика о Горьком» и «Литературная работа М. Горького» по-прежнему считаются библиографической классикой.
Гораздо менее известен составленный Балухатым указатель «Теория литературы» – эта фундаментальная работа в 11 частях до сих пор остается неизданной. В ней собраны материалы о поэтике отдельных жанров, отдельных писателей, об истории литературных форм. Кроме того, особую ценность имеет указатель «Периодика по литературе и искусству за годы революции», вышедший в 1934 году под редакцией С. Д. Балухатого.
Балухатый был также известен как педагог и готовил специалистов, предметом деятельности которых была литература, – литературных критиков, редакторов-текстологов, работников литературных музеев и архивов.
31.03.2025 в 10:00
Обращаем ваше внимание,
что некрополь «Литераторские мостки» будет закрыт на просушку с 1 по 30 апреля.