Музейный некрополь занимает северную часть Волковского православного кладбища, где находится церковь Воскресения Христова, сооруженная в начале 1780-х гг. На "Литераторских мостках": около 500 надгробных памятников. представляющих значительный исторический и художественный интерес. Одним из первых известных литераторов, похороненных здесь, был А.Н.Радищев (†1802).
Волковское православное кладбище - одно из самых красивых в городе. Оно соседствует с некрополем Литераторские мостки, в котором еще с дореволюционных...
Название "Литераторские мосты" появилось благодаря тому, что здесь в северной части Волковского кладбища между могилами часто настилали мостки из-за...
Великодушно теплый прием посетителейАтмосфера признания эпох...Приехали на личном транспорте, расположение достаточно удобное.история литераторов всегда ценна и не может быть не интересна нашему поколению
22 ноября 2018 г. 20:556
Следят за порядком.
Оценка
Комментарии посетителей (2)
Ульяна
25 марта 2019 г. 15:56
С мамой посетили церковь Воскресения Христова, которая находится во Фрунзенском районе СПБ. Погода была на удивление солнечная и мы решили посетить Музей-некрополь Литераторские мостки и почтить память усопших и погребенных на Волковском кладбище. Место по истине историческое и великое.
Выйдя из метро Волковская, я перешёл мимо светофора Волковский проспект и повернув направо по скверу дошёл до первого Волковского мостика, а за мостиком меня окружили могилы Волковского кладбища. Дойдя до здания администрации, я почтил память погибшим у обелиска на кладбище. Выйдя из кладбища через сто метров вошёл в пантеон русской литературы и искусства "Литераторские мостки". своим посещением я почтил всех тех, кто там нашёл своё последнее пристанище и вспомнил их вклад в литературу и искусство.
Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения академика-востоковеда, одного из основателей русской индологической школы, непременного секретаря Академии наук и министра народного просвещения Временного правительства Сергея Фёдоровича Ольденбурга (26.09.1863-28.02.1934).
Он родился в деревне Бянкино Забайкальской области, происходил из старинного Мекленбургского дворянского рода, представители которого переселились в Россию при Петре І.
Окончив Варшавскую классическую гимназию, Сергей Ольденбург поступил на восточный факультет Санкт-Петербургского университета. Его кандидатская диссертация была посвящена фонетике и морфологии пракритского наречия Māgadhi. По окончании обучения Ольденбург отправился в Европу, где в библиотеках занялся изучением буддийских рукописей.
В 1889 г., возвратившись в Петербург, Ольденбург стал читать лекции в Санкт-Петербургском университете и работать над магистерской диссертацией («Буддийские легенды. Часть 1»). Однако из-за разногласий с руководством университета покинул его в 1899 г.
Уже на следующий год Сергей Ольденбург был избран академиком, а позднее станет непременным секретарём Академии наук (с 1904 по 1929 гг.).
Ещё работая в Петербургском университете, Ольденбург начал издание серии «Собрание оригинальных и переводных буддийских текстов» («Bibliotheca Buddhica»). В этой серии, работу над которой он не прекращал на протяжении всей жизни, были собраны тексты, имеющие отношение к северному буддизму, распространённому в Тибете, Монголии и Китае. Первый том серии вышел в 1897 г., всего при жизни Ольденбурга было издано 26 томов. В 1936 г. издание серии было прервано, но в 1960 г. оно возобновилось по инициативе Ю. Н. Рериха.
В 1909-1910 гг. и 1914-1915 гг. Ольденбург руководил археологическими экспедициями в Китайский Туркестан (еще одно название – Уйгурия, сейчас в составе КНР провинция носит название Синьцзян); обе экспедиции позволили выявить многочисленные памятники древней буддийской культуры. Предметы, которые по мнению членов экспедиции нуждались в консервации и реставрации, были перевезены в Петербург, и впоследствии вошли в коллекции Эрмитажа и Азиатского музея.
В 1916 г. Ольденбург занял пост директора Азиатского музея (современный Институт восточных рукописей Российской академии наук).
С 1903 по 1917 гг. С. Ф. Ольденбург состоял гласным Санкт-Петербургской городской думы, был выборным членом Государственного совета, а после Февральской революции около месяца входил во Временное правительство в качестве министра народного просвещения.
Ольденбург фактически руководил деятельностью Академии наук до 1929 г., однако начало «Академического дела» осенью 1929 г., связанного с провалом на выборах в члены Академии кандидатов-коммунистов, привело к смещению Ольденбурга с поста непременного секретаря Академии.
В 1930 г. на основе Азиатского музея, Института буддийской культуры, Коллегии востоковедов и Тюркологического кабинета был создан единый Институт востоковедения, главой которого стал С. Ф. Ольденбург. В институте на тот момент работали такие выдающиеся учёные, как В. В. Бартольд, Н. Я. Марр, Ф. И. Щербатской, И. Ю. Крачковский и другие.
С. Ф. Ольденбург получил международное признание: он был избран членом-корреспондентом Прусской академии и Геттингенского учёного общества, почётным членом парижского Азиатского общества, Лондонского Королевского общества и Индийского археологического комитета, почётным председателем Института по изучению буддизма в Гейдельберге, почётным доктором Абердинского университета в Шотландии.
Книги С. Ф. Ольденбурга, посвященные буддизму и индийской культуре, активно переиздаются до сих пор.
Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения Владислава Евгеньевича Евгеньева-Максимова (18.09.1883-01.01.1955) – доктора филологических наук, историка русской журналистики, профессора Ленинградского государственного университета, специалиста по творчеству Н. А. Некрасова.
В. Е. Евгеньев-Максимов окончил историко-филологический факультет Петербургского университета в 1905 г. и еще в студенческие годы написал свою первую научную работу, посвященную Некрасову. Вся его последующая научная деятельность будет также связана по преимуществу с Некрасовым и его журналами: «Современником» и «Отечественными записками».
Помимо научно-исследовательской работы В. Е. Евгеньев-Максимов реализовал себя и как педагог: сразу после окончания университета он преподавал русскую словесность в Царскосельском реальном училище, однако вскоре был вынужден уйти: молодого педагога уволили за организацию литературного вечера, на котором ученики прочитали стихотворение Н. Некрасова «Железная дорога». К преподавательской работе Евгеньев-Максимов смог вернуться только после революции. В течение нескольких лет он возглавлял 221-ю школу Василеостровского района (под его руководством она вскоре стала крупнейшим методическим центром города), составлял методические пособия для учителей.
В качестве лектора В. Е. Евгеньева-Максимова хорошо знали еще в дореволюционный период: он выступал в народных домах. В годы гражданской войны он часто выступал перед рабочими и красноармейцами. В 1924 году Евгеньев-Максимов приходит в Петроградский университет на должность преподавателя: читает лекции о Некрасове, ведет курс по истории русской журналистики, спецкурс по революционно-демократической критике и публицистике, общие курсы по истории русской литературы XIX века.
Уже в годы работы в университете он исследует первые марксистские журналы «Новое слово» (1894—1897) и «Начало» (1899) и пишет «Очерки по истории социалистической журналистики в России XIX века».
В 1930 г. Евгеньев-Максимов, совместно с К. И. Чуковским, подготовил к печати первое пятитомное собрание сочинений Некрасова, куда вошли, кроме стихотворных произведений поэта, его проза и письма. В последующие годы вышло несколько десятков его статей о Некрасове, Пушкине, Гончарове, Салтыкове-Щедрине, Писареве, Фете, Т. Шевченко.
Зимой 1941-1942 гг. Евгеньев-Максимов оставался в блокадном Ленинграде, продолжал, пока мог, работу в Ленинградском университете, писал главы своей большой монографии о Некрасове, читал лекции о русской литературе в воинских частях и госпиталях. В эвакуации он продолжил читать лекции, издавал брошюры о писателях.
В 1948—1953 гг. вместе с А. Еголиным и К. Чуковским В. Евгеньев-Максимов завершает начатую еще в предвоенные годы подготовку к изданию 12-томного «Полного собрания сочинений» Некрасова. Тогда же в свет выходят его книги: «Некрасов и Петербург», «Некрасов и театр», «Творческий путь Некрасова», «Семинарий по Некрасову» и другие. Часть из них написана автором совместно с учениками-аспирантами и студентами.
Когда Ленинградский университет открывает отделение по подготовке журналистов, В. Е. Евгеньев-Максимов возглавляет кафедру истории русской журналистики и руководит ею на протяжении нескольких лет.
В последние годы жизни В. Е. Евгеньев-Максимов сожалел о том, что не успевал осуществить задуманных грандиозных планов: ему почти удалось осуществить свою заветную мечту — написать монографию о Некрасове. Три первых тома задуманной тетралогии вышли в свет в 1947—1952 годах. Закончить четвертый том ученый не успел. Несколько глав из этого тома были опубликованы в «Ученых записках ЛГУ» в 1957 году уже посмертно. Незавершенной осталась и монография об «Отечественных записках». Кроме того, Евгеньев-Максимов планировал издание коллективного труда по истории русской журналистики, но успел только принять участие в редактировании первого тома «Очерков по истории русской журналистики и критики» (1950), второй том издавался уже без него. Тем не менее имя В. Е. Евгеньева-Максимова осталось в истории литературы и журналистики – как автора многочисленных работ: количество написанных им книг, брошюр и статей превышает 400 наименований.
Комментарии посетителей (2)