Музейный некрополь занимает северную часть Волковского православного кладбища, где находится церковь Воскресения Христова, сооруженная в начале 1780-х гг. На "Литераторских мостках": около 500 надгробных памятников. представляющих значительный исторический и художественный интерес. Одним из первых известных литераторов, похороненных здесь, был А.Н.Радищев (†1802).
Волковское православное кладбище - одно из самых красивых в городе. Оно соседствует с некрополем Литераторские мостки, в котором еще с дореволюционных...
Название "Литераторские мосты" появилось благодаря тому, что здесь в северной части Волковского кладбища между могилами часто настилали мостки из-за...
Великодушно теплый прием посетителейАтмосфера признания эпох...Приехали на личном транспорте, расположение достаточно удобное.история литераторов всегда ценна и не может быть не интересна нашему поколению
22 ноября 2018 г. 20:556
Следят за порядком.
Оценка
Комментарии посетителей (2)
Ульяна
25 марта 2019 г. 15:56
С мамой посетили церковь Воскресения Христова, которая находится во Фрунзенском районе СПБ. Погода была на удивление солнечная и мы решили посетить Музей-некрополь Литераторские мостки и почтить память усопших и погребенных на Волковском кладбище. Место по истине историческое и великое.
Выйдя из метро Волковская, я перешёл мимо светофора Волковский проспект и повернув направо по скверу дошёл до первого Волковского мостика, а за мостиком меня окружили могилы Волковского кладбища. Дойдя до здания администрации, я почтил память погибшим у обелиска на кладбище. Выйдя из кладбища через сто метров вошёл в пантеон русской литературы и искусства "Литераторские мостки". своим посещением я почтил всех тех, кто там нашёл своё последнее пристанище и вспомнил их вклад в литературу и искусство.
Сегодня – день памяти правоведа и публициста Александра Дмитриевича Градовского (25.12.1841-18.11.1889), его не стало 135 назад.
Он родился в Воронежской губернии в дворянской семье, учился на юридическом факультете Харьковского университета. По окончании университета был редактором газеты «Харьковские губернские ведомости». В приложении к этой газете он публикует свою первую статью «Несколько слов о политическом воспитании в России» (1862 г.) под псевдонимом «Непослушный» - признавая недостаток политического воспитания в обществе, Градовский был убежден, что его может компенсировать участие в политических преобразованиях, которые тогда начинались в стране. Так, например, школой гражданственности он считал институт местного самоуправления.
В 1866 г. Градовский защищает в Петербургском университете магистерскую диссертацию на тему: «Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры». Рассматривая российские реформы в исторической перспективе, он приходит к выводу, что преобразования Петра I имели скорее эволюционный характер и далеко не полностью уничтожили «старорусские начала» в управлении государством.
С 1867 г. Градовский – экстраординарный профессор юридического факультета Петербургского университета по кафедре государственного права. В январе 1868 г. он защищает докторскую диссертацию «История местного самоуправления в России», где изучает истоки земской реформы. Тезис об исконном праве народа на землю сделает диссертацию Градовского особенно популярной в народнических кругах.
К тридцати годам А. Д. Градовский был уже известным ученым и публицистом. Несмотря на либеральные взгляды, он выступал против обретения поляками собственной государственности и был популярен в славянофильской среде из-за приверженности «русским началам» - самодержавию и православию. Освободительное движение на Балканах он также рассматривал в рамках «кровных» интересов Российской империи. Вместе с другими юристами он участвовал в создании Болгарской конституции в 1878 г.
1880-е гг. стали периодом разочарования в реформах и усталости от них. Градовский продолжает защищать начатые Александром II преобразования, утверждая, что они позволили России сблизиться с европейской цивилизацией и не утратить при этом национальной идентичности. В это время А. Д. Градовский становится известен как «либеральный консерватор» - с одной стороны, он выступал за верховенства закона и необходимость гражданских свобод, с другой – никак не интересовался бедственным положением деревни после крестьянской реформы 1861 г., а русских социалистах видел людей, оторвавшихся от родной почвы и оказавшихся под чужим знаменем.
Смерть либерального профессора осталась в тени кончины Н. Г. Чернышевского (он умер 29 октября), ставшей важным политическим событием. Даже при выносе тела А. Д. Градовского собравшиеся обсуждали панихиду по Н. Г. Чернышевскому и вопрос об издании его собрания сочинений. Градовского проводила группа его друзей, студентов и коллег.
14.11.2024 в 10:00
Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения Александра Петровича Германа (14.11.1874-30.11.1953) — горного инженера, математика, академика по Отделению технических наук. Он родился в Вятке в семье дворянина, учителя средней школы, получил два высших образования: окончил физико-математический факультет Петербургского университета и Горный институт, где был учеником профессора А. И. Тиме.
В 1903- 1907 гг. А. П. Герман работал на Путиловском заводе в техническом отделе по расчету и конструированию горных и горнозаводских механизмов, затем – на Петербургском монетном дворе в лаборатории разделения золота серебра пробирер- контролером, а в 1918 г. стал членом Коллегии по управлению Монетным двором. C 1907 г. Герман преподавал в Горном институте, после получения звания профессора в 1914 г. он стал заведующим кафедрой горнозаводской механики.
А. П. Герман разработал теоретические основы горной механики, став одним из создателей советской научной школы по этому направлению. Специалист по турбомашинам; в своей диссертации «Определение основных размеров паровых турбин» (1913) впервые аналитически установил закономерности физических процессов работы турбомашин, дал точное уравнение теоретического напора турбомашин; открыл законы эксплуатации турбомашин в разных внешних сетях.
Он участвовал в проектировании горных предприятий Донецкого и Кузнецкого угольных бассейнов, Урала, Караганды, Коунрада, Ткварчели и других; был консультантом Шахтстроя, Гипрошахта, работал при заводах и НИИ угольного министерства и железно-рудного министерства.
05.11.2024 в 12:00
Сегодня – день рождения Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (05.11.1878-15.02.1939), он родился 5 ноября 1878 года. Наверняка многие видели, что на постаменте памятника художнику высечено имя его жены, Марии Федоровны. Когда и как появились эти слова на памятнике? Вот что вспоминает об этом дочь К. С. Петрова-Водкина, Елена Кузьминична Дунаева:
«Целую неделю я добивалась разрешения похоронить маму вместе с отцом на Литераторских мостках Волкова кладбища, но получила отказ от ленинградских властей, несмотря на все обращения и просьбы. Не помогло даже ходатайство председателя Союза художников (ЛОССХа) Михаила Константиновича Аникушина. В дальнейшем я стала хлопотать в Управлении памятников г. Ленинграда о перезахоронении матери рядом с отцом, но позволили мне это сделать только символически, т.е. на правой стороне гранитного куба памятника мужа дали возможность сделать надпись: «Петрова-Водкина Мария Жозефина, жена и друг, 1885-1960 гг.» Но это случилось гораздо позже, уже в 80-х годах.
Маму похоронили на старинном Красненьком кладбище в южном ленинградском районе Автово. Было много друзей и художников, пришедших отдать последний поклон жене и другу большого художника – Марии Федоровне Петровой-Водкиной».
02.11.2024 в 13:34
Нам нужны помощники!
28.10.2024 в 10:00
28 октября 1868 года родился театральный художник, стоявший у истоков Ленинградского ТЮЗа – Владимир Иванович Бейер (28.10.1868-29.06.1945). О нем сложно что-то найти в словарях или справочниках, но в книге художника и драматурга Аркадия Минчковского «Повести о моем Ленинграде» можно найти несколько страниц об этом удивительном человеке:
«В период моего отроческого охлаждения к ТЮЗу Владимир Иванович Бейер живо напомнил мне спектакли, виденные в круглом зале на Моховой. Я знал, что автором многих декораций к ним был В. И. Бейер. И вот он сам предстал передо мной в художественной школе в образе быстроногого худощавого старичка с бородой в детскую лопаточку и светлыми глазами на розоватом моложавом лице.
Шалопаи рубежа тридцатых годов, мальчишки, воображавшие себя художниками, мы мало вникали в то, что старательно вталкивал в наши головы этот замечательный человек. И все же я, например, прекрасно запомнил его лекцию по готике. Как просто, с какой ясностью он растолковывал нам ее основы, блистательно рисуя на доске элементы готической архитектуры!
Пролетело чуть ли не три десятилетия. Отодвинулось в прошлое и неизгладимое в памяти время войны. Осуществилась мечта моей легкомысленной юности – я побывал в Париже. Бродил по прохладным залам необъятного Лувра и скромного по сравнению с ним, но более близкого мне Музея импрессионистов. Парижские закопченные мансарды, осенние желто-медные аллеи Люксембургского сада, почернелые камни старых мостов Сены – все казалось мне давно знакомым. Словно уже побывав тут, я узнавал улицы, набережные, бульвары. Такими они и должны были быть. Я знал их по полотнам Писарро, Марке, по фильму Рене Клера.
В те же дни во Франции я попал на родину Флобера в Руан. Ошалевший от величия Руанского собора, стоял я перед ним на маленькой площади и, глядя вверх, на упиравшиеся в небо ажурные башни, вспоминал рассказ об этом чуде древней готики, услышанный в далекой юности от Владимира Ивановича Бейера. Припомнил, как уверенно рисовал он на доске очертания и детали собора. И до того, и позже – в разные годы, запоздало сокрушаясь о недостаточности своего художественного образования, я не раз возвращался в мыслях ко времени занятий у Бейера, благодаря которым все же могу отличить нарядный коринфский ордер от завитков ордера ионического.
К середине тридцатых годов, довольно близко познакомившись со многими «тюзянами», как они себя называли, бывая и за кулисами этого театра, и будучи автором декораций в одном из филиалов ТЮЗа, с Владимиром Ивановичем я так лично и не познакомился. Было ему уже под семьдесят, когда быстрой походкой, с папочкой под мышкой, спешил он в сторону Моховой по улице Белинского, этакий Дон-Кихот, надевший пальто и шапку из универмага Ленинградодежды. Небольшая эта улица, от Литейного проспекта до Симеоновского моста у цирка, до войны приметна была изрядным количеством пивнушек и забегаловок, позже вдруг разом исчезнувших. Владимир Иванович, между прочим, спеша в ТЮЗ, успевал нырнуть в дверь одного из этих весьма уютных заведений и вскоре снова появлялся на улице, чуть порозовевший и еще более подвижный.
Происходя из некогда обрусевших петербургских немцев, получивший при крещении имя Владимир-РобертЭрнст, был Бейер человеком по-русски широким и душевным. И достоинства и недостатки имел, свойственные чисто русской натуре. Энтузиаст и бессребреник, сподвижник Брянцева, сам преподававший рисование детям, Бейер неожиданно и удачно нашел себя в театре, умело справляясь с труднейшей задачей декоративного оснащения спектаклей, рождавшихся при полном отсутствии сценической коробки. Воспитанный в Академии художеств еще прошлого века, награжденный медалями за картины на библейские сюжеты, вроде «Исцеления Товия», придя в детский театр, Бейер не только сам нашел совершенно новые пути сценического оформления спектаклей, но и приветствовал приход в ТЮЗ молодых, не связанных ни с какими традициями художников Михаила Григорьева и Моисея Левина. Вместе с Брянцевым Владимир Иванович способствовал их дерзкому новаторству на площадке нового театра.
Бейеру было суждено прожить около восьмидесяти лет, из которых более трети провел он в ТЮЗе на Моховой. Война и обстрел Ленинграда лишили его прежней квартиры. Вернувшись вместе с тюзовским коллективом из эвакуации с Урала, уже одинокий старый художник жил в маленькой комнатке при театре, в которой и скончался, продолжая трудиться до последнего дня».
Комментарии посетителей (2)