Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

18+

Отзывы о Санкт-Петербургская Театральная библиотека

Интересность : Насколько оно Вам и другим может быть полезно и интересно? Советуете его посетить вновь?
Расположение : Удобно ли добираться до места? Его местоположение Вам нравится?
Интерьер : Насколько приятно там находиться? Атмосфера, отделка, элементы дизайна и декора?
Обслуживание : Люди, которые работают в данном заведении. Насколько хорошо они выполняют свою работу?
Интересность : Одно из любимых мест в городе. Со своей, какой-то особенной атмосферой. Каждый раз когда здесь бываю, чувствую, что прикоснулась к чему-то по настоящему прекрасному. Место совсем не туристическое. народу немного, так что можно спокойно насладиться литературой!
Расположение : Самый центр города со всему вытекающими. С одной стороны - кругом все очень красивое и колоритное. С другой - на машине сюда лучше не ехать, парковаться негде, да и попасть в пробку риск довольно велик.
Интерьер : Внутри очень красиво. Всё выглядит так как и должно выглядеть в настоящей библиотеке, ряды стеллажей, деревянная мебель, приглушенный свет... Мечта, а не место!
Обслуживание : Сотрудники библиотеки - настоящие профессионалы, заслуживающие всяческой похвалы!
Адрес

ул. Зодчего Росси, д. 2

карта
Район
Центральный район (Санкт-Петербург)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Санкт-Петербургской Театральной библиотеке

Общая оценка:9.75 / 10
Интересность 10
Расположение 9
Интерьер 10
Обслуживание 10
Оставить отзыв
Места поблизости
Библиотека Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных Библиотека Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юныхГлавное здание Российской Национальной Библиотеки Главное здание Российской Национальной БиблиотекиРоссийская национальная библиотека. Дом Крылова Российская национальная библиотека. Дом КрыловаМемориальная библиотека князя Г.В. Голицына Мемориальная библиотека князя Г.В. Голицына
посетитель
9.5 / 10 14 июня 2018 г. 22:13
Сотрудники библиотеки - настоящие профессионалы, заслуживающие всяческой похвалы!  Внутри очень красиво. Всё выглядит так как и должно выглядеть в настоящей библиотеке, ряды стеллажей, деревянная мебель, приглушенный свет... Мечта, а не место!  Самый центр города со всему вытекающими. С одной стороны - кругом все очень красивое и колоритное. С другой - на машине сюда лучше не ехать, парковаться негде, да и попасть в пробку риск довольно велик.  Одно из любимых мест в городе. Со своей, какой-то особенной атмосферой. Каждый раз когда здесь бываю, чувствую, что прикоснулась к чему-то по настоящему прекрасному. Место совсем не туристическое. народу немного, так что можно спокойно насладиться литературой!  на страницу отзыва
посетитель
10 / 10 10 апреля 2018 г. 15:34
Люди, которые работают в данном заведении. Насколько хорошо они выполняют свою работу?  Насколько приятно там находиться? Атмосфера, отделка, элементы дизайна и декора?  Удобно ли добираться до места? Его местоположение Вам нравится?  Насколько оно Вам и другим может быть полезно и интересно? Советуете его посетить вновь?   на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о Санкт-Петербургской Театральной библиотеке. Наши посетители оценивают Санкт-Петербургская Театральная библиотека по качеству обслуживания и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
 Музей советских игровых автоматов Музей советских игровых автоматовПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийМузей уличного искусстваМузей уличного искусстваЛыжная трасса и катание на тюбинге в лесуЛыжная трасса и катание на тюбинге в лесу

Комментарии посетителей (2)

Марина10 октября 2019 г. 19:28
Посещаю библиотеку с удовольствием. Внутри гармоничная обстановка, красота. А какие уникальные материалы и книги хранятся. И все это в доступе, работает для всех желающих. Больше привлекает студентов и специалистов конечно, но любопытствующие тоже есть, как я театралы. Так рада жить в этом замечательном городе с богатой культурой и историей. Туристам посоветую заглянуть, даже интерьер стоит внимания и само здание. Из того, что тут хранится, часть вставляется, можно полистать или посмотреть в залах. Или заказать по каталогу, приносят довольно быстро, для редкостей есть свои условия.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ольга15 мая 2019 г. 16:03
Люблю ходить в эту библиотеку в читальный зал - здесь очень красиво, светло и уютно. Самый центр города, Гостиный двор, у Александринского театра. Здание это давно используется под эту старинную библиотеку. Хотя сейчас она работает как другие современные библиотеки, но особый дух и атмосфера ее тут до сих пор хранится, я ее ощущаю. Сотрудницы библиотеки всегда в добром расположении духа, вежливые, внимательные, не во всех учреждениях таких встретишь. Приходить сюда можно бесплатно, помимо чтения тут можно увидеть выставки, принять участие в мероприятиях, жизнь тут не стоит на месте.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Санкт-Петербургская Театральная библиотека

26.02.2021 в 11:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям, событиям и законам театра. Именной закон, объявленный в приказ военного министра № 30215 от 26 февраля 1856 года О разрешении юнкерам и подпрапорщикам всех вообще войск ездить в экипажах и быть в театрах. Государю императору благоугодно было высочайше разрешить юнкерам и подпрапорщикам всех вообще войск ездить в экипажах и быть в театрах. Полное собрание законов Российской империи. – Собр. 2: (1825-1881). СПб, 1857. Т. 31: 1856. №30215. С. 101. http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php #Театральный_календарь_265 #Закон_есть_закон
25.02.2021 в 16:19


4 марта 2021 года в 17.00 в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке пройдет театрализованная презентация детской книги «Мирошины сказки» с участием знаменитого клоуна Cirque du Soleil – Джорандо (Андрея Кислицина). Весенний карантин все переживали по-разному: кто-то боялся и паниковал, кто-то прокрастинировал, кто-то проходил бесчисленное количество курсов, а трехлетняя девочка Мироша придумывала сказки. И так усердно сочиняла, что получилась целая книга – «Мирошины сказки», которая вошла в книгу Рекордов России. Все в этой книге необыкновенно, и истории, и рисунки, и презентация, которая могла бы стать самой обыкновенной, где всем раздают по экземпляру, говорят благодарные речи и фотографируются, но … талантливые ребята, которые занимаются в театральной благотворительной студии «Крылья» подготовили целый спектакль по мотивам «Мирошиных сказок» и поставили на сцене поистине философские истории про маленькую улиточку, которая изо всех сил стремилась познавать окружающий ее мир, а также про зайчат и о том, как шутить надо, а как нельзя. Приглашаем на презентацию ребят в возрасте от 3-х лет вместе с их родителями. Мероприятие состоится в помещении Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки по адресу: ул. Зодчего Росси, д. 2 (вход с пл. Островского). Вход осуществляется по предварительной записи по телефону 310-72-47 или по электронной почте shutova@sptl.spb.ru Количество мест в зрительном зале ограничено.
25.02.2021 в 11:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям и событиям театрального Петербурга. 25 февраля 1800 года в Москве родился замечательный русский комик Василий Иванович Рязанцев. Впервые на сцену императорского театра Василий вышел ещё воспитанником театральной школы в спектакле «Густав Ваза». «Датские драгуны приближаются», — произнес шведский вестник в надвинутой набекрень каске, и публика в самом драматическом месте разразилась гомерическим хохотом. Роль, состоявшая всего из трёх слов, стала одной из его первых ступенек к успеху. Путь Рязанцева на сцену не был прост. Сын вольноотпущенных, закончив Никитское уездное училище и два года гимназии (более не позволил недостаток средств), работал приказчиком в одном из магазинов Кузнецкого моста. Впервые попав в театр, Василий был так поражен, что продолжал сидеть в зале, когда все уже разошлись. Этот спектакль и решил его судьбу. Рязанцев стал участвовать в спектаклях любительской труппы Вольного театра, и был замечен дирекцией императорских театров, предложившей ему обучение в театральной школе. Отслужив в московских театрах 5 обязательных лет за обучение, актёр устремился в столицу, где находился горячо любивший его и ценивший его талант артист Сосницкий, отношения которого к Рязанцеву носили трогательный отпечаток. Московская публика с сожалением уступила своего любимца Петербургу. В конце февраля 1828 года Рязанцев блистательно дебютировал на петербургской сцене в «Комедии ошибок» У. Шекспира. После зачисления в труппу играл преимущественно в водевилях и был первым исполнителем роли Фамусова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Дарование Рязанцева обещало стать подлинным украшением императорских театров, но его блистательно начавшаяся сценическая карьера была недолгой. Летом 1831 года, когда свирепствовала холера, и всеми владел ужас, актёр разъезжал по дачам и постоянно был в самом веселом настроении, насмехаясь над эпидемией и людьми, трепетавшими за свою жизнь. Он утверждал, что холеры ему бояться нечего, что такого здоровяка ей не скосить и не хотел слышать ни о каких самых элементарных предосторожностях. 27 июня Рязанцев со своею обычной веселостью, электрически действующей и на товарищей по сцене, и на публику, сыграл свой последний спектакль. На следующий день его не стало. Похоронили артиста на холерном участке Смоленского кладбища. Информации об актёре сохранилось мало, и зачастую факты противоречат друг другу. С материалами первой статьи о его жизни и творчестве можно познакомиться в Электронной библиотеке http://full.sptl.spb.ru/ORIRK/PANTEON_RUS_I_EVR_TEATROV/priet_1840_ch_4.pdf #Театральный_календарь_265 #Александринские_сюжеты
24.02.2021 в 12:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям, событиям и быту театрального Петербурга. «Петербургская газета» 19 октября 1912 года сообщала своим читателям: «Новые уборные в Александринском театре отличаются всеми возможными удобствами. У артистов есть особые шкафчики для гардероба, для белья, для вин и т. д. Устроены специальные вешалки для париков, умывальники, расставлена изящная мебель, диваны, постланы ковры и т.д. Имеются даже канцелярские принадлежности, так что если артисту нужно среди дня написать письмо, он может зайти в театр, открыть уборную и сесть, как у себя дома, за письменный стол. Артисты так довольны своими уборными, что просиживают в них целый день. Один гримируются, другие — отдыхают, лежа на удобных диванчиках, третьи — принимают гостей, угощают их винами, сигарами и т. д. Каждый артист имеет ключ от своей уборной и приходит сюда совсем, как домой. Лучше всего тем, у кого совершенно отдельные уборные. Юрьеву и Ходотову, как говорят, не особенно долюбливающих друг друга, приходится одеваться вместе, и едва ли они довольны этим...» Корреспондент не удержался от сравнения двух премьеров Александринской сцены, двух великих актеров, столь не похожих между собой. Противопоставление таланта Николай Николаевича Ходотова и Юрий Михайловича Юрьева принадлежит многим критикам того времени. «Юрьев — актер блестящей формы, формы вполне точной, ясной, определенной. Напрашивается в данном случае такое же сравнение между Юрьевым и Ходотовым, как, скажем, в свое время между Каратыгиным и Мочаловым. Юрьев — это актер театра аристократического. Ходотов — это актер разночинного, мелкобуржуазного театра. Юрьев щеголяет в романтической драме, нараспев декламируя стихи, Ходотов скромно прячется в студенческий сюртук, пиджак и поддевку. Юрьев в своих ролях всегда царственен, Ходотов — демократичен». Интересно, что эти слова написаны к награждению таких разных актеров званием Заслуженного артиста Императорских театров, которого они были удостоены в один и тот же день — 6 мая 1916 г. (Об этом см.: Малютин Я. О. Звезды и созвездия / Ред.-сост. Т. Б. Забозлаева. СПб, 1996.) #Театральный_календарь_265
22.02.2021 в 11:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям, событиям и законам театра. Именной указ, данный действительному тайному советнику князю Юсупову № 18394 от 22 февраля 1798 года Об отсылке в казну Воспитательного дома десятой части из суммы, собираемой за вход в городовые театры. Вследствие представления, учиненного нам от любезнейшей супруги нашей, Ея Величества Императрицы, яко главноначальствующей над воспитательными домами, повелеваем: из суммы, собираемой за вход в городовые театры, десятую часть отсылать всегда в казну здешнего Воспитательного дома, не касаясь Итальянской труппы до истечения заключенных с нею условий. Причём нужным почитаем предписать вам, чтоб подобные условия деланы были без ущерба доходов, предоставленных в пользу Воспитательного дома, на основании привилегий ему пожалованных. Полное собрание законов Российской империи. – Собр. 1: (1649-1825). СПб, 1830. Т. 25: 1798-1799. №18.394. С. 96-97. http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php #Театральный_календарь_265 #Закон_есть_закон
20.02.2021 в 11:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям и событиям театрального Петербурга. 20 февраля 1729 года родился Федор Григорьевич Волков – великий актер и «отец русского театра» (В. Г. Белинский). В 1746 году молодой купец Федор Волков прибыл по делам в Петербург, где посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. У себя в Ярославле он собрал любителей театральных представлений из числа молодёжи, и 10 июля 1750 года в большом каменном амбаре для хранения кож прошло первое публичное представление – драма «Эсфирь» и пастораль «Эвмон и Берфа». Хотя не все ярославцы приняли новую забаву, и даже имеются сведения о «разбое, учинённом несколькими горожанами во время одного из спектаклей», уже в следующем году в Ярославле специально был построен деревянный театр на берегу Волги, открывшийся трагедией А. П. Сумарокова «Хорев». Вскоре про «ярославские комедии» стало известно при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Специальным указом она вызвала Волкова в Петербург: «…Императрица Елисавета Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизволили: ярославских купцов Фёдора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того ещё потребны будут, привесть в Санкт-Петербург <…> Для скорейшего оных людей и принадлежащего им сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги…». Способных молодых «охочих комедиантов» отдали учиться в Сухопутный Шляхетный корпус, где за четыре года они получили «высшее образование», изучая танцы, языки, декламацию. Только после того, как любители стали профессионалами, Елизавета Петровна подписала 30 августа 1756 года «Именной высочайший указ, данный Сенату, Об учреждении Русского театра», а Фёдор Волков стал «первым актером российского театра» и возглавил труппу. В ней было всего 12 человек, и первое время им приходилось обходиться без актрис – женские роли отдавались молодым актерам. Одной из самых значительных работ Волкова стала подготовка маскарада в честь коронационных торжеств Екатерины II в Москве. В сценическую площадку был превращён целый город. В празднике участвовало до пяти тысяч исполнителей. Волков лично участвовал в изготовлении «маскарадных вещей и масок». Сценарий маскарада «Торжествующая Минерва» он тоже написал сам, вы можете ознакомиться с ним в нашей библиотеке. Волков умер молодым – ему было всего 34 года. На протяжении всех лет он оставался холостяком, имел склонность к аскетическому образу жизни. «Жития был трезвого и строгой добродетели», - писал об актере Н. И. Новиков. Театральная библиотека возникла как репертуарная библиотека при русской театральной труппе, поэтому мы трепетно относимся к имени и наследию Федора Волкова. #Театральный_календарь_265 #Александринские_сюжеты
19.02.2021 в 17:00


26 февраля 2021 года в 16.00 в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке состоится творческая встреча с актером и режиссером Александром Кладько. Александр Иванович Кладько родился 25 февраля 1971 года в Одессе. В 1996 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (СПбГАТИ) по специальности «Артист драматического театра и кино». Работал актёром в Санкт-Петербургском государственном Молодежном театре на Фонтанке и одновременно учился на факультет режиссуры СПбГАТИ в мастерской Григория Козлова. В 2001 году получил Диплом режиссера с отличием. В 2003 году окончил аспирантуру на кафедре режиссуры СПбГАТИ. Александр Кладько преподавал актерское мастерство и режиссуру в СПбГАТИ и Кабардино-Балкарском государственном университете. Работал вторым режиссёром с Александром Сокуровым на картине «Александра». Режиссёр телевизионного документального фильма «Народ читает Блокадную книгу Д. Гранина». Его постановки в Петербурге не раз становились победителями в номинации «Лучший спектакль года», получали престижные премии, приз зрительских симпатий от Союза театральных деятелей, участвовали в Международных театральных фестивалях в Польше, Германии, Петербурге. Как режиссер он осуществлял постановки в европейских театрах и в городах России. В 2008 году за спектакль «Старший сын» в Русском драматическом театре Эстонии получил премию Aukiri; в 2009 году получил приз за лучшую режиссуру на международном фестивале «Рождественский парад»; Лауреат международного фестиваля им. Вампилова в Иркутске; в 2011 году как участник Московского фестиваля «Шанс» получил премию «Событие года»; лауреат театральной премии «Подиум» за учебный спектакль «Зеркало сцены» в СПбГАТИ. С 2015 по 2018 год — главный режиссер Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина. Член Союза театральных деятелей Российской Федерации, старший преподаватель СПбГАТИ (специальности: «Актерское искусство», «Режиссура театра»). Количество мест ограничено. Необходима предварительная запись по телефону 571-25-96 или по электронной почте sbo@sptl.spb.ru
18.02.2021 в 11:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям и событиям театрального Петербурга, а иногда и курьезам этого волшебного мира... Начало сезона 1912/1913 Александринского театра сопровождалось бурей эмоций: актеры, вернувшиеся после летних отпусков, обнаружили, что все мужские уборные перенесены вниз. Театральная администрация, руководствуясь соображениями пожаробезопасности, решила обустроить мужские гримерные, в которых беспрестанно курили, подальше от сцены. Обиженных начальством артистов поддержала пресса: «Чтобы „затянуться“ между выходами папироской, нужно, сломя голову, лететь вниз, где помещаются теперь мужские уборные. Можно подумать, что г. Крупенский задался целью „отучить“ казенных актеров от курения. Во всяком случае, дирекция обрекает своих актеров на истинные муки. Все, кто курят, знают, как мучительно тяжело не иметь возможности курить, когда хочется. С этим чувством не может сравниться даже чувство алкоголика, которому страстно хочется водки. Единственная надежда для актеров — уборные В. В. Стрельской и В. А. Мичуриной. Обе эти артистки курят и, вероятно, ничего не будут иметь против, если мужчины будут к ним заходить, чтобы „затянуться“ папироской...». Упрёки корреспондента «Петербургской газеты» были обращены к Александру Дмитриевичу Крупенскому — управляющему балетной труппой и Петербургской конторой Императорских театров. По воспоминаниям директора Императорских театров В. А. Теляковского, «человек он был неглупый, с темпераментом южанина-бессарабца, очень красив … очень себе на уме… обожал сплетни и доносы». В театре Крупенского не любили ни артисты, ни сослуживцы. Чего только стоило, например, его распоряжение, не позволяющее балеринам Мариинского театра сидеть в его присутствии! В 1908 году он отменит свой «указ», но на отношение артистов к своему непосредственному начальству это не повлияет. Особенно яростно его ненавидели балетоманы: скандалы, кошачьи концерты, устраиваемые Крупенскому, и даже, как апогей борьбы — вызов одним из поклонников балета его на дуэль… В 1914 году Крупенский оставит свой пост, но мужские гримёрки так и останутся на прежнем месте. Интересно, что ровно 100 лет спустя, в сезон 2012/2013, в России примут закон, запретивший курение в общественных местах. #Театральный_календарь_265
14.02.2021 в 11:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям и событиям театрального Петербурга. 14 февраля 1878 года родился актер, чтец, режиссер, писатель Николай Николаевич Ходотов, более 30 лет выходивший на сцену Александринского театра и сыгравший за эти годы свыше пятисот ролей. Судьба Ходотова сложилась на редкость счастливо. Безоблачное детство в Петрозаводске, раннее увлечение театром, участие в любительских кружках, успешная учеба на императорских Драматических курсах в классе В. Н. Давыдова и сразу же после окончания курсов — зачисление в труппу театра. Актер занял нишу «положительных героев»: они произносили горячие, темпераментные, свободолюбивые монологи, смеялись, негодовали, плакали, и вместе с актером жизнью его героев жили сотни пришедших в театр зрителей. Ходотов был любимцем старого Петербурга и пользовался необычайной популярностью. Человек широкой души, увлекающийся и отзывчивый, он славился известностью среди студенчества, писателей и прогрессивной интеллигенции. Очень часто дома у актера собирались самые разные люди, и на его вечерах велись горячие, оживленные беседы о политике, науке и искусстве. Ходотов написал несколько пьес, поставленных в Александринском театре: «На перепутье», «Госпожа „пошлость“», «Красная нить». В 1909– 1912 годах он преподавал на Драматических курсах М. А. Риглер-Воронковой. В последние годы своей жизни работал над мемуарами: книга воспоминаний «Близкое – далекое» подвела «своеобразный итог деятельности артиста и мелодекламатора, литератора-драматурга и общественника, всегда ненавидевшего рутинерство и самой светлой мечтой своей жизни считавшего искусство правдивое, гражданственное по своей целеустремленности, предельно человечное по своей сути» (Я. О. Малютин). Подлинной страстью актера было коллекционирование книг. Книги являлись украшением и главным богатством квартиры Ходотова. Свою коллекцию он завещал Театральной библиотеке. Это собрание (театральная периодика, книги по искусству, философии и истории) является предметом гордости библиотеки и бережно хранится в фондах по сей день. #Театральный_календарь_265 #Александринские_сюжеты
12.02.2021 в 11:00


12 февраля – 140 лет со дня рождения балерины Анны Павловны (Матвеевны) Павловой Природа, будто задумавшись над тем, как должна выглядеть идеальная балерина, создала Анну Павлову. Это произошло вопреки моде, сложившейся на рубеже двух столетий в балетной труппе петербургских Императорских театров. Анна Павлова сильно отличалась от других балерин, которые имели выраженные женские формы и крепкие ноги, придававшие устойчивость в танце на пальцах. Тоненькая, миниатюрная, за худобу прозванная «доброжелательными» подругами Шваброй, она не нравилась самой себе. И лишь педагог артистки, знаменитый танцовщик Павел Гердт, приводя в пример всемирно известную итальянскую балерину Марию Тальони, прославившуюся своей воздушностью, убедил Анну в том, что легкость и пластичность – главные ее достоинства. Очевидно, не случайно обе балерины стали бессмертными образами мирового балета и в то же время недостижимым идеалом. Павлова была неповторима в классическом репертуаре: «Жизель», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дочь фараона»... И в то же время стала первой музой балетмейстера-новатора Михаила Фокина. Без Павловой невозможно было представить его балеты «Египетские ночи», «Павильон Армиды», «Шопениана»... В 1907 году Анна попросила Михаила Фокина поставить хореографический номер для благотворительного спектакля, в котором ей предстояло выступить. Не более чем за час балетмейстер поставил миниатюру «Лебедь» на музыку Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных». Сначала Лебедь в невесомой пачке, отороченной пухом, просто плыл в безмятежности. Но затем Анна Павлова добавила в знаменитые сто тридцать секунд танца трагедию безвременной гибели, – и номер превратился в шедевр «Умирающий лебедь», а на белоснежной пачке засияла «рана» – рубиновая брошь. Участница «Русских сезонов» Сергея Дягилева, Анна Павлова была их своеобразным символом. Именно ее Валентин Серов изобразил на афише: изящный силуэт, будто сотканный из тумана. Родившаяся в России, получившая здесь образование и признание, Анна Павлова без преувеличения стала балериной мира. Со своей труппой, организованной в 1910 году, она покорила все континенты: Европу, Америку, Африку, Австралию… Павлова выступала даже там, где никогда не видели балетных спектаклей и не допускали появления женщины на сцене в полуобнаженном виде. Но каждый раз в зрительном зале происходило чудо. Красота в самом возвышенном и широком смысле этого слова безоговорочно покоряла людей разных взглядов, религиозных убеждений, воспитания... Во всех даже самых отдаленных уголках мира, ее знали как русскую балерину и восхищались в ее лице русским балетом. И это при том, что труппа Павловой была интернациональной. Как-то в Англии Анна Павлова рассказала журналистам, что в ее коллективе есть несколько представительниц Туманного Альбиона. Каково же было ее удивление, когда корреспонденты попросили Анну не афишировать это. Все желали видеть русский балет... Окончательно покинув Россию в 1914 году, она никогда не забывала, откуда родом, и при всяком удобном случае старалась помочь отечеству, переживавшему трагические годы. После окончания Первой мировой войны Павлова организовала а Париже приют для пятнадцати девочек-сирот из России. Находясь на гастролях в Америке и из доходивших из России писем узнав о воцарившемся там страшном голоде, Павлова решила дать спектакль в Метрополитен-Опера и на полученные деньги отправила в петербургское и московское хореографические училища более пятисот продуктовых посылок. За внешним благополучием и всемирным признанием скрывалась ежедневная напряженная работа на пределе человеческих возможностей. Так, в Америке Павловой приходилось выступать восемь-девять раз в неделю, совершая почти ежедневно переезды из одного города в другой. Вечером спектакль, затем ночь в поезде, утром обязательные встречи с журналистами, задающими, за редким исключением, банальные вопросы, потом несколько часов отдыха, после чего репетиция и выход на сцену, зачастую далеко не идеальную для танцев по своим размерам и качеству пола. Ее помощнику и верному другу Виктору Дандре приходилось иногда мелом обозначать на полу трещины и неровности... Хрупкая, тоненькая, божественно легкая, подобно Лебедю она прервала свой полет над Землей за несколько недель до пятидесятилетия, 23 января 1931 года. В традиционных и электронных каталогах Театральной библиотеки отражены документы, с помощью которых можно познакомиться более подробно с жизнью и творчеством великой балерины.
10.02.2021 в 11:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям и событиям театрального Петербурга, а иногда и курьезам этого волшебного мира... Вот, что волновало театральную публику в феврале 1897 года: «Жалобы публики на дамские шляпки, мешающие смотреть на сцену, не прекращаются. В казенных театрах шляпки до известной степени упразднены, но в частных по прежнему царит произвол. Быть может, не лишне прибегнуть к средству, испытанному в Чикаго, где власти в постановлении, запрещающем ношение шляп в театре, под угрозою уплаты штрафа в 10 долларов, объявили, что штраф этот будет взиматься не с провинившихся, а с дирекции театров, где произошло нарушение постановления». (Театр и искусство 1897. № 6 (9 фев.) С. 109). Если в конце 19 века небольшие шляпки дам мешали смотреть на сцену, то как они должны были мешать в начале 20 века, когда их тульи разрослись в ширину, принимая иногда совершенно невообразимые размеры! Огромные поля дамских шляпок стали предметом многих курьезных ситуаций и шуток. «В вагоне трамвая, проходящего по Невскому проспекту, на днях разыгралась серьёзная размолвка между супругами... из-за шляпы. Супружеская чета поместилась в вагоне с грандиозной картонкой, где помещалась чудовищных размеров дамская шляпа. Муж сперва держал картонку на своих коленях и, не желая толкать ею проходившую по вагону публику, перевернул ее ребром. Тогда жена яростно набросилась на мужа и стала кричать, что он испортил ее дивную шляпу-модель. Она отняла картонку и осторожно, точно сокровище, держала ее перед собой, загораживая проход публике и вызывал неприятные замечания пассажиров. Напрасно муж молил супругу перевернуть картонку и не стеснять посторонних лиц. В конце концов, до крайности взбешенный «глава дома» ударом кулака разбил бок громадной шляпной картонки и поспешно оставил вагон при дружном смехе пассажиров и слезах рабы нелепой дамской моды». (Петербургская газета.1912. 06 июля) #Театральный_календарь_265
06.02.2021 в 11:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям, событиям и законам театра. Именной указ, объявленный министром юстиции №15274 от 6 февраля 1842 года. Об именовании директора санкт-петербургских театров директором императорских театров. Министр императорского двора, отношением от 2 февраля, сообщил ему, министру юстиции, что Государь император высочайше повелеть изволил: директору императорских санкт-петербургских театров, в управление которого поступили и московские театры, именоваться директором императорских театров, а директора московских театров переименовать в управляющего сими последними. Полное собрание законов Российской империи. – Собр. 2: (1825-1881). СПб, 1843. Т. 17: 1842. №15274. С. 302. http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php #Театральный_календарь_265 #Закон_есть_закон
05.02.2021 в 11:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям, событиям и законам театра. Именной указ, объявленный министру народного просвещения №32739 от 5 февраля 1858 года О разрешении печатания в журналах и газетах статей об императорских театрах и о порядке цензирования статей о театрах и драматических сочинений. Государь император высочайше повелеть соизволил: 1. Разрешить журналам и газетам печатание статей об императорских театрах с тем, чтобы эти статьи рассматривались предварительно чиновником Министерства императорского двора, назначенным для сношений с Санкт-Петербургским цензурным комитетом; и 2. Распоряжение о рассмотрении в III-м отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии статей о театрах и драматических сочинений, предназначаемых для сцены, отменить. Полное собрание законов Российской империи. – Собр. 2 : (1825-1881). СПб, 1860. Т. 33 : 1858. №32739. С. 91. http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php #Театральный_календарь_265 #Закон_есть_закон
02.02.2021 в 16:17


В читальном зале Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки открылась книжная выставка к юбилею Джульетты Мазины – «Дороги Джульетты». Джульетта Мазина – итальянская актриса театра и кино. Свои самые известные роли она сыграла в фильмах своего мужа – Федерико Феллини: «Дорога», «Ночи Кабирии», «Джульетта и духи», «Джинджер и Фред». На выставке представлены книги из фондов библиотеки, посвященные творчеству актрисы.
28.01.2021 в 13:00


Приглашаем Вас на выставку «Театральные художники Александра и Александр Дубровины». Александра Дубровина – выпускница Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (1974 год, мастерская Э. С. Кочергина). Свой творческий путь Александра Ивановна начала в Большом драматическом театре им. М. Горького в качестве художника-технолога по костюмам. По ее эскизам сделаны десятки костюмов к постановкам БДТ им. М. Горького, Молодежного театра на Фонтанке, Театра Комедии им. Н. П. Акимова, Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, Театра музыкальной комедии, Детского ледового театра и других. Среди них спектакли: «Звучала музыка в саду», «Какая музыка была…», «Сирано де Бержерак», «Дорога на Литл-дотт», «Метель», «Принц и нищий», «Мнимый больной», «На всякого мудреца довольно простоты», «Три толстяка», «Надежда империи», «Принцесса Брамбилла», «Сказки Пушкина», «Гуляем по Невскому проспекту» и многие другие. Параллельно в течение 20 лет Александра Дубровина преподавала в ЛГИТМиКе в качестве мастера курса «Технология и композиция театрального костюма». Александр Дубровин родился в Кирове в 1950 году. В 1974 году Александр Леонидович окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «Театральная техника и оформление спектаклей». В 1978 году был направлен от Министерства культуры СССР на стажировку в Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, где работал под руководством М. Ф. Китаева. По окончании стажировки был зачислен в штат театра. С 2002 по 2007 год был его главным художником. Александр Дубровин – участник различных театральных выставок. В 1990 году он был принят в Союз художников России, а в 2001-м ему было присвоено звание «Заслуженный художник России». С 2007 года Александр Дубровин сотрудничает с различными театрами страны. В 2011 году был приглашен на должность главного художника в Тульский академический театр драмы, где работает поныне. В экспозиции будут представлены эскизы костюмов Александры Дубровиной и эскизы декораций Александра Дубровина к спектаклям «Три толстяка» по сказке Ю. Олеши, «Влюбленный Мопассан» по пьесе В. Гарбовского, «Метель» и «Сказки» по произведениям А. С. Пушкина, «Принц и нищий» по роману М. Твена, «Принцесса Бромбилла» по повести Э. Т. А. Гофмана, «Как управлять мужчиной» по пьесе Аристофана «Лисистрата», «Смертельное убийство» по пьесе Д. Фоули, «Отчего люди не летают…» по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и другим. Выставка будет работать до 30 марта 2021 года. Вход свободный. Фотографии в альбоме группы: https://vk.com/album-55052134_275670054
28.01.2021 в 11:00


25 января в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке состоялось торжественное открытие выставки «Театральные художники Александра и Александр Дубровины».
27.01.2021 в 13:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям и событиям театрального Петербурга. 27 января 1942 года эвакуированный в Новосибирск Театр драмы им. А. С. Пушкина показал премьеру третьей редакции спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова в концертном исполнении. Легендарный, знаковый спектакль александринской сцены, вышедший в поворотном 1917 году, неоднократно возобновлялся и выдержал несколько редакций. Театр вновь и вновь обращался к «Маскараду» — творению непревзойденных создателей: В. Э. Мейерхольда, А. Я. Головина, А. К. Глазунова. Выдающемуся спектаклю-долгожителю была уготована непростая судьба. Произведенный через полгода после выхода третьей редакции арест Мейерхольда скорректировал афиши, на которых автором возобновленного спектакля выступал исполнитель роли Арбенина Ю. М. Юрьев. И жизнь спектакля продолжилась. В тяжелом 1941 году во время бомбежки Ленинграда произошло роковое событие: «Зарево пожара поднялось со двора театрального дома на улице Росси – горели декорационные склады, а в них – декорации “Маскарада”, драгоценное творение А. Я. Головина» (Вечерний Ленинград. 1947. 11 апр.). Однако впоследствии информация о полной утрате головинских декораций не подтвердилась. Масштабы потерь были преувеличены. Подробно о запутанной истории с декорациями «Маскарада» рассказывает А. А. Чепуров в газете «Империя драмы» (2007. № 5). Юрьев очень дорожил «Маскарадом» и не уступал сложившимся обстоятельствам. В Новосибирске спектакль-концерт был создан к 50-летию сценической деятельности артиста. В нем принимали участие блестящие актеры театра: Е. М. Вольф-Израэль (Нина), Ю. В. Островский (Звездич), Я. О. Малютин (Неизвестный) и многие другие. «Маскарад» имел заслуженный успех у зрителя. В прессе отмечали, что прошел он «с большим подъемом», а Юрьеву удалось создать «исключительно сильный и яркий образ героя лермонтовской драмы» (Советская Сибирь. 1942. 30 янв.). Во время войны в составе концертных бригад Юрьев часто выступал с отрывками из «Маскарада». С ролью Арбенина он не расстался и после. В 1947 г. артист праздновал двойной юбилей – 75 лет, из них 55 – на сцене. В честь знаменательного события спектакль-концерт прозвучал с подмостков Ленинградской филармонии. Спустя год знаменитого исполнителя роли Арбенина, верного «стража» спектакля, не стало, а «Маскараду» еще предстояло восстать «из пепла» (А. А. Чепуров) на александринской сцене. Многочисленные материалы о легендарном спектакле и его возобновлениях можно найти в электронных базах, традиционных картотеках и Электронной библиотеке. / http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/912-1919-1926-g-g#mode/inspect/page/1/zoom/4 / #Театральный_календарь_265 #Александринские_сюжеты
26.01.2021 в 11:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям и событиям театрального Петербурга, а иногда и курьезам этого волшебного мира... В январе 1897 г. жители старинного города Петровска Саратовской губернии с нетерпением ожидали открытия «специального искусственного кабинета» в доме Соршера, о чем возвещали афиши, расклеенные по всему городу. Журнал «Театр и искусство» опубликовал программу необычного зрелища «как образчик патриархальной наивности и обывательской мудрости». «Мисс Луцилля, живая прозрачная дама. M-lle Сильфида, живой бюст на воздухе без аппарата и без фальшивого железного корсета. M-lle Паула чудесная голова, говорящая на воздухе. M-lle Саламандра, огненная королева или мальчик — огненный король с своими удивительно производимыми представлениями. M-me Элла, называемая чудной дамой, загадка нашего времени или сила электричества. Мисс Оцеана, живая морская русалка, искусственное зрелище: это производит везде прекрасное впечатление. Русалки водятся в водах около африканского берега Вест-Квоас, где они существуют в незначительном количестве, из чего можно заключить, что они вымирают; добыть же живую русалку очень трудно. Русалки страшны для мореплавателей, плавающих поблизости африканского берега: как только на корабле слышно их сладко-звучное пение, то всякий думает о своем личном спасении. Так как русалки только в густой туман приближаются к берегу и судам, то наблюдать их можно в продолжение короткого времени, потому что они исчезают с быстротой молнии, как только заметят, что их высматривают. Цена местам: 1 место 30 к., стоять 20 к., а дети и нижние чины платят 10 коп.» (Театр и искусство 1897. № 9 (2 марта) С. 177). Интересно, что по легенде, именно в доме Соршера, в просторечии «Шоршевых номерах», названных так по фамилии владельца гостиницы, останавливался гоголевский Хлестаков. Именно этот анекдот о чиновнике, принятом за ревизора в Петровске, был рассказан А. С. Пушкиным Н. В. Гоголю. К сожалению, Соршеровы номера сохранились теперь только на старых фотографиях: в 2000-х годах гостиница была разрушена. #Театральный_календарь_265 #Театральная_пестрота
25.01.2021 в 11:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям и событиям театрального Петербурга. 13 (по новому стилю 25) января 1813 года в семье оперного певца Василия Михайловича Самойлова и его жены, драматической актрисы Софьи Васильевны (урожденной Черниковой), родился сын Василий. Как и многие родители-актеры, они не хотели для сына артистической карьеры. Однако судьба все равно привела Василия Самойлова в театр. Окончив Горный корпус и Лесной институт и дослужившись до чиновника 12-го класса, он оставил службу в 1834 году в результате некоего скандала, и в этом же году дебютировал на театральной сцене. В Александринском театре Самойлов выступал с 1835 по 1875 годы. Василий Васильевич увлекался живописью и сам для себя разрабатывал облик персонажа, его жесты, костюм и грим. Самойлова часто критиковали за авторский подход к работе над ролями. Показателен, например, образ Кречинского в спектакле "Свадьба Кречинского" по пьесе А. В. Сухово-Кобылина (1856), где актер истолковал его как "тип польского выходца, отчаянного пройдохи, льстивого, вкрадчивого, смелого, не останавливающегося ни перед чем для достижения богатства" (И. И. Панаев). Да еще был добавлен польский акцент, что многие критики, вопреки мнению автора пьесы, посчитали искажением замысла драматурга. В 1875 году, после празднования 40-летия творческой деятельности, Самойлов был уволен из императорской труппы и вышел на александринскую сцену только в день празднования 50-летия творческой деятельности в 1884 году. Василий Васильевич Самойлов ушел из жизни 27 марта (8 апреля) 1887 года, был похоронен на Новодевичьем кладбище и перезахоронен в 1936 году в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Более обширную информацию о материалах, посвященных династии Самойловых, и в том числе о Василии Васильевиче Самойлове, можно обнаружить в наших каталогах, картотеках, справочных изданиях и Электронной библиотеке. #Театральный_календарь_265 #Александринские_сюжеты
22.01.2021 в 15:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям и событиям театрального Петербурга. Сегодня мы вспоминаем Анатолия Яковлевича Альтшуллера. Исследователя. Учителя. Мастера. Друга. Анатолий Яковлевич был из тех, о ком говорят, что даже краткое пересечение с таким человеком – удача, везение, счастье. Удача – это знакомство с выдающимся ученым, везение – обретение вдумчивого педагога, счастье – встреча с человеком поистине мудрым, великодушным, глубоко порядочным. Вчитайтесь в сухие сведения биографической справки: «Театровед, историк театра, доктор искусствоведения (1967), профессор (1977). В 1948 г. окончил ЛГИТМиК. С 1962 по 1995 г. заведующий сектором источниковедения и библиографии научно-исследовательского отдела ЛГИТМиКа. Участник ВОВ. Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и Орденом Отечественной войны II степени». Сколько же скрыто за скупыми строчками, охватывающими целую жизнь! Сферой научных интересов Анатолия Яковлевича всегда была история Русского Театра, и конечно же, Александринского: «А. Е. Мартынов. 1816-1860» (1959), «Театр прославленных мастеров. Очерки истории Александрийской сцены» (1968), «Юлия Линская. 1820-1871» (1973), «Павел Свободин» (1976), «Пять рассказов о знаменитых актерах. Дуэты. Сотворчество. Содружество» (1985) и др. Он был одним из авторов таких программных изданий, как «Советский театр: Документы и материалы» (1968–1982), «Очерков истории русской театральной критики» (1975-1979), «Очерков истории русской советской драматургии», т. 1 (1963) и др. В 2001 году под эгидой Александринского театра и Института истории искусств в свет вышла его книга «А. П. Чехов в актерском кругу», посвященная такой важной для автора теме переплетения творческих и личных судеб людей театра, их человеческих взаимоотношений, их влияния на судьбу Русского Театра. Вспоминайте Мастера, читайте его книги, читайте о нем. Эту информацию вы всегда сможете найти в каталогах и картотеках библиотеки Мы любим и помним нашего удивительного Читателя, близкого Друга Театральной библиотеки и стараемся соответствовать его девизу: «Все хорошо! А что не хорошо, то — прекрасно!» #Театральный_календарь_265 #Александринские_сюжеты
21.01.2021 в 11:00


Выставка «Историческое наследие России в справочных изданиях» В Театральной библиотеке открылась выставка «Историческое наследие России в справочных изданиях». Она посвящена многовековой истории нашей страны. В экспозиции представлены как энциклопедии, справочники, словари по истории общего плана,так и посвященные выдающимся деятелям России, российским монархам и нашим славянским корням.
20.01.2021 в 15:00


25 января 2021 года в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке начнет работать выставка «Театральные художники Александра и Александр Дубровины». Александра Дубровина – выпускница Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (1974 год, мастерская Э. С. Кочергина). Свой творческий путь Александра Ивановна начала в Большом драматическом театре им. М. Горького в качестве художника-технолога по костюмам. По ее эскизам сделаны десятки костюмов к постановкам БДТ им. М. Горького, Молодежного театра на Фонтанке, Театра Комедии им. Н. П. Акимова, Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, Театра музыкальной комедии, Детского ледового театра и других. Среди них спектакли: «Звучала музыка в саду», «Какая музыка была…», «Сирано де Бержерак», «Дорога на Литл-дотт», «Метель», «Принц и нищий», «Мнимый больной», «На всякого мудреца довольно простоты», «Три толстяка», «Надежда империи», «Принцесса Брамбилла», «Сказки Пушкина», «Гуляем по Невскому проспекту» и многие другие. Параллельно в течение 20 лет Александра Дубровина преподавала в ЛГИТМиКе в качестве мастера курса «Технология и композиция театрального костюма». Александр Дубровин родился в Кирове в 1950 году. В 1974 году Александр Леонидович окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «Театральная техника и оформление спектаклей». В 1978 году был направлен от Министерства культуры СССР на стажировку в Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, где работал под руководством М. Ф. Китаева. По окончании стажировки был зачислен в штат театра. С 2002 по 2007 год был его главным художником. Александр Дубровин – участник различных театральных выставок. В 1990 году он был принят в Союз художников России, а в 2001-м ему было присвоено звание «Заслуженный художник России». С 2007 года Александр Дубровин сотрудничает с различными театрами страны. В 2011 году был приглашен на должность главного художника в Тульский академический театр драмы, где работает поныне. В экспозиции будут представлены эскизы костюмов Александры Дубровиной и эскизы декораций Александра Дубровина к спектаклям «Три толстяка» по сказке Ю. Олеши, «Влюбленный Мопассан» по пьесе В. Гарбовского, «Метель» и «Сказки» по произведениям А. С. Пушкина, «Принц и нищий» по роману М. Твена, «Принцесса Бромбилла» по повести Э. Т. А. Гофмана, «Как управлять мужчиной» по пьесе Аристофана «Лисистрата», «Смертельное убийство» по пьесе Д. Фоули, «Отчего люди не летают…» по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и другим.
20.01.2021 в 11:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям и событиям театрального Петербурга. Сегодня «машина времени» унесет нас в 1781 год. В этом году Невский проспект получил свое современное название, был издан Указ о создании первых публичных школ при Исаакиевском соборе. А театральная публика собралась 20 января 1781 в Вольном Российском театре, чтобы посмотреть премьеру комедии А. П. Сумарокова «Лихоимец». Комедия в трех действиях соответствовала всем канонам классической драматургии, основоположником которой и был Александр Петрович Сумароков. Как драматург он сыграл важную роль в истории русского театра. Комедия «Лихоимец» (лихоимцами в России называли кредиторов, берущих непомерно высокие проценты — лихву) была направлена против сословного чванства и невежества провинциального дворянства. Автор прибегает к гротеску и сосредотачивает особое внимание на обличении главных персонажей, воплощающих порочные страсти. Главный герой пьесы — ростовщик по имени Кащей — одержим сребролюбием. Страшный сам по себе, Кащей особенно опасен потому, что растлевает и отравляет всех, с кем сводит его жизнь. Своих дочерей и племянницу Изабеллу лихоимец держит в четырех стенах, чтобы не отдавать за ними приданого. Но молодой человек по имени Дорант влюбляется в Изабеллу на маскараде и хочет на ней жениться, не подозревая, что девушка является племянницей Кащея. Дорант — должник ростовщика, и Изабелла станет его женой только в том случае, если долг будет возвращен. Комедия получилась обличительной и нравоучительной. Поскольку премьера проходила на сцене Вольного Российского театра, который находился на Царицыном лугу, возле Конюшенной площади, можно предположить, что зрителей было немало. К сожалению, сведений, кто из актеров был занят в комедии нет, но известно, что в театре служили: И. А. Крутицкий, И. А. Дмитревский, К. И. Гамбуров, Я. И. Колмаков, А. Г. Крутицкая, Н. И. Драницына, Х.Ф. Логинова, А. И. Хитрова. В Театральной библиотеке хранится первое издание пьесы, отпечатанное в типографии Императорской Академии наук в 1768 году. #Театральный_календарь_265 #Александринские_сюжеты
19.01.2021 в 11:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям и событиям театрального Петербурга. 19 января 1849 года родился талантливый артист и режиссер, выдающийся педагог Владимир Николаевич Давыдов — создатель знаменитых образов Расплюева («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина), Фамусова («Горе от ума» А. С. Грибоедова) и Городничего («Ревизор» Н. В. Гоголя). Его настоящее имя — Иван Николаевич Горелов. В самом начале своей творческой карьеры ему пришлось взять псевдоним, пообещав отцу, который был категорически против увлечения сына сценой, что их фамилия никогда не появится на театральных афишах. Владимир Давыдов — корифей Александринского театра. Он пришел в него, когда был уже известным провинциальным артистом, в 1880 году. Блестящая актерская техника и изумительное мастерство Владимира Николаевича сделали его любимцем петербургской публики. Талант артиста поражал редкой разносторонностью. Самый большой успех Давыдов имел в комедийных ролях, его называли «королем комедии». Большое место в его творчестве занимала драматургия А. Н. Островского, который нередко сам просил артиста исполнить ту или иную роль в его пьесах. Особо отмечали исполнение Давыдовым роли Бальзаминова в спектакле «За чем пойдешь, то и найдешь». Образ простодушного и наивного, незлобного и искреннего человека, созданный актером, вызывал у зрителей такой же искренний и участливый смех. Именно с приходом Давыдова на сцене театра стали возобновлять старые пьесы драматурга. В Александринском театре артист прослужил более тридцати лет и был занят в спектаклях по произведениям А. Н. Островского, И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, А. С. Грибоедова и многих других известных писателей. В нашей Электронной библиотеке в «Репертуаре Александринского театра 1917-2012» можно просмотреть роли В. Н. Давыдова после 1917 года: http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/search?node_id=1135&query=%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%BE%D0%B2&commit=%D0%9D%D0%B в газетах и журналах прошлых лет о знаменитом артисте: http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/2019-kolhoznyy-teatr-1935-15#mode/inspect/page/14/zoom/4 В Архивном собрании нашей библиотеки хранятся письма артиста, выписки из его статей и заметок: http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/search?node_id=1154&query=%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%BE%D0%B2&commit=%D0%9D%D0%B фондах нашей библиотеки есть издания воспоминаний и писем В. Н. Давыдова, а также материалы о его жизни и творчестве. #Театральный_календарь_265 #Александринские_сюжеты
18.01.2021 в 12:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям и событиям театрального Петербурга. Борис Андреевич Бабочкин (1904-1975) — легендарный Чапаев русского, да, и мирового кинематографа! А еще — талантливый режиссер и педагог и, главное, удивительно многогранный актер. Недавно мы вспоминали спектакль «Горе от ума» Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина 1941 года в постановке Леонида Вивьена. А ведь всего за несколько лет до него, в 1932 году, к столетию Александринского театра, пьесу Грибоедова поставил Николай Васильевич Петров. Спектакль этот был принят очень по-разному. Рецензенты писали о легковесности, даже «водевильности» сценического решения, о неуважительном отношении к классике. Зрители, в свою очередь, как вспоминал режиссер, оценили «не тяжелое академическое, а скорее остросатирическое звучание» спектакля и получали огромное удовольствие от продуманной сценографии Н. П. Акимова, от игры любимых Б.А. Горина-Горяинова, Н.С. Рашевской, С.В. Азанчевского, Я.О. Малютина, Е.П. Корчагиной-Александровской, В.А. Мичуриной-Самойловой. Но самые горячие споры вызвал исполнитель главной роли! Чацкие Александринской сцены — В. А. Каратыгин и А. М. Максимов, П. И. Григорьев, В. П. Далматов, И. И. Монахов, Ю. М. Юрьев, — все они были представителями именно традиций академической школы. И вот на сцене Чацкий Бориса Бабочкина, ученика Михаила Чехова, Иллариона Певцова, восхищавшегося и Станиславским и Мейерхольдом! «Роль Чацкого я решил поручить молодому актеру Борису Бабочкину, который незадолго до того поступил к нам в театр. Меня увлекла мысль раскрыть образ Чацкого не в традиционной трактовке, а несколько двинув вперед жизнь этого образа, вскрыв в нем тенденции революционных демократов. Лучшего исполнителя для такого решения образа Чацкого, чем Бабочкин, я не видел, и стал убеждать Бориса Андреевича взять эту роль. Не сразу он дал свое согласие, <…> но, согласившись, вложил много энергии и творческого труда в свою работу и смело УТВЕРДИЛ НОВОЕ РЕШЕНИЕ образа Чацкого...» — писал Н.В. Петров (Петров Н. В. 50 и 500. М., 1960. С. 334). До Чапаева оставалось еще два года. Такова актерская судьба: от роли Молчалина к Самозванцу, от Хлестакова к Ленину, от Достигаева к секретарю ЦК КПб, от неожиданного прочтения образа Чацкого к неожиданному прочтению образа Чапаева! Информацию о книгах Бориса Андреевича Бабочкина, о его жизни и творчестве можно найти в традиционных каталогах и картотеках Театральной библиотеки, на нашем сайте в Электронном каталоге и Электронной библиотеке. #Театральный_календарь_265 #Александринские_сюжеты
18.01.2021 в 10:00


18 января для россиян и, особенно, для петербуржцев является особенной датой. 18 января 1943 года на окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. В этот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера. Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане выходили на улицы. Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что город будет освобожден. Хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Пробитый вдоль берега коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург—Поляны протяженностью 36 км. 6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда.
15.01.2021 в 15:00


Мастер-класс «Бычок из шпагата» 30 января в 14.00 в группе "Детские мастер-классы в Театральной библиотеке" /https://vk.com/public170870088 / будет показан мастер-класс «Бычок из шпагата». Из нашего видеоролика Вы узнаете, как сделать символ этого года – бычка – в народном стиле. Для его изготовления понадобятся толстая крепкая нить, такая как шпагат, и умение завязывать узелки.
15.01.2021 в 11:00


Дорогие друзья! Мы продолжаем наш юбилейный проект «Театральный календарь — 265», посвященный людям и событиям театрального Петербурга. Театр начинается не только с вешалки, но и со множества законов и указов. Темой материалов, собранных под #Закон_есть_закон («Dura lex, sed lex»), будет законодательная сторона Русского Театра 1756-1917 гг. Высочайше утвержденное положение об артистах императорских театров: Указ №11934 от 15 января 1839 года. § 1. Артистами императорских театров именуются: актеры, управляющие труппами, режиссеры, капельмейстеры, балетмейстеры, дирижеры оркестров, танцовщики, музыканты, декораторы, машинисты, живописцы, главный костюмер, суфлеры, гардеробмейстеры, фехтмейстеры, театрмейстеры, скульпторы, надзиратель нотной конторы, фигуранты, нотные писцы, певчие и парикмахеры. Примечание. Управляющие труппами и гардеробмейстеры считаются в числе артистов в таком случае, если они не имеют чинов. § 2. Все они считаются в службе, и по их талантам и занимаемым ими амплуа и должностям разделяются на три разряда. § 3. К первому разряду принадлежат: актеры, занимающие первые амплуа во всех родах драматического искусства, управляющие труппами, режиссеры, капельмейстеры, балетмейстеры, главный костюмер, дирижеры оркестров, декораторы, машинисты, музыканты-солисты и танцовщики-солисты. § 4. Ко второму разряду относятся: актеры, играющие вторые и третьи роли, суфлеры, гардеробмейстеры, театрмейстеры, музыканты, живописцы, скульпторы, надзиратель нотной конторы и фехтмейстеры. § 5. В третьем разряде полагаются: актеры-хористы, актеры, употребляющееся для выходов, для вывода хористов и статистов, фигуранты, нотные писцы, певчие и парикмахеры. § 6. Артисты первого разряда, оставляющие театры, могут, если пожелают вступать в гражданскую службу по всем ведомствам, пользуясь правами канцелярских служителей третьего разряда, т.е. получать первый классный чин по прослужении шести лет в гражданской службе; но право сие предоставляется им в таком только случае, когда прослужат в звании артистов десять лет, те же из них, которые поступают в театры из воспитанников театральных училищ, сверх десяти лет, кои обязываются они служить в благодарность за их воспитание, должны прослужить еще пять лет.— Если оставят театр, они в гражданскую службу не определятся, то причисляются к сословию художников, не имеющих чинов.— Дети сих артистов, рожденные во время службы их при театрах и по оставлении оных, пользуются правами своих отцов. § 7. Артисты второго разряда, если они, прослужив при театрах не менее десяти лет, выйдут в отставку, пользуются правами отставных придворных служителей, не достигших классных чинов. Посему дети их, рожденные также во время их театральной службы и после оной, могут вступать в гражданскую службу наравне с детьми означенных служителей, т.е. только по местам Министерства императорского двора и производиться в первый классный чин по выслуге двенадцати лет в канцелярском звании. § 8. Артисты третьего разряда по окончании театрального служения именуются отставными артистами императорских театров 3-го разряда и принадлежат вместе с детьми своими к людям свободного состояния. § 9. Само собою разумеется, что дети артистов, определившихся в cиe звание из потомственных дворян и из чиновников, не имеющих потомственного дворянства, рожденные как прежде вступления отцов на театры, так и во время служения при оных, сохраняют права детей дворянских и обер-офицерских. § 10. Сверх того, артистам первого разряда предоставляется право, буде пожелают, и во время службы их при театрах, и по увольнению от оной, получать почетное гражданство: личное — по беспорочном и усердном прослужении при театрах не менее десяти, а потомственное не менее пятнадцати лет. § 11. Все означенные преимущества предоставляются только артистам российским подданным; артисты же иностранные подданные могут оными пользоваться тогда только, когда вступят в российское подданство и со дня принятия оного прослужат при театрах те же самые сроки, какие определены для российских подданных. § 12. Существующее ныне положение о пенсионах артистам Императорских театров и воспрещение сохранять актерам чины во время театральной их службы остаются в своей силе. Полное собрание законов Российской империи. – Собр. 2 : (1825–1881). СПб, 1840. Т. 14 : 1839. №11934. С. 62-63. / http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php / #Театральный_календарь_265 #Закон_есть_закон

Главное

Прогноз погоды

Пасмурно  снег

0°..0°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю