Наш сайт использует файлы «cookie» и системы аналитики для персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.

18+

Отзывы о Санкт-Петербургская Театральная библиотека

Интересность : Насколько оно Вам и другим может быть полезно и интересно? Советуете его посетить вновь?
Расположение : Удобно ли добираться до места? Его местоположение Вам нравится?
Интерьер : Насколько приятно там находиться? Атмосфера, отделка, элементы дизайна и декора?
Обслуживание : Люди, которые работают в данном заведении. Насколько хорошо они выполняют свою работу?
Интересность : Одно из любимых мест в городе. Со своей, какой-то особенной атмосферой. Каждый раз когда здесь бываю, чувствую, что прикоснулась к чему-то по настоящему прекрасному. Место совсем не туристическое. народу немного, так что можно спокойно насладиться литературой!
Расположение : Самый центр города со всему вытекающими. С одной стороны - кругом все очень красивое и колоритное. С другой - на машине сюда лучше не ехать, парковаться негде, да и попасть в пробку риск довольно велик.
Интерьер : Внутри очень красиво. Всё выглядит так как и должно выглядеть в настоящей библиотеке, ряды стеллажей, деревянная мебель, приглушенный свет... Мечта, а не место!
Обслуживание : Сотрудники библиотеки - настоящие профессионалы, заслуживающие всяческой похвалы!
Адрес

ул. Зодчего Росси, д. 2

карта
Район
Центральный район (Санкт-Петербург)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Санкт-Петербургской Театральной библиотеке

Общая оценка:9.75 / 10
Интересность 10
Расположение 9
Интерьер 10
Обслуживание 10
Оставить отзыв
Места поблизости
Библиотека Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных Библиотека Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юныхГлавное здание Российской Национальной Библиотеки Главное здание Российской Национальной БиблиотекиРоссийская национальная библиотека. Дом Крылова Российская национальная библиотека. Дом КрыловаМемориальная библиотека князя Г.В. Голицына Мемориальная библиотека князя Г.В. Голицына
посетитель
9.5 / 10 14 июня 2018 г. 22:13
Сотрудники библиотеки - настоящие профессионалы, заслуживающие всяческой похвалы!  Внутри очень красиво. Всё выглядит так как и должно выглядеть в настоящей библиотеке, ряды стеллажей, деревянная мебель, приглушенный свет... Мечта, а не место!  Самый центр города со всему вытекающими. С одной стороны - кругом все очень красивое и колоритное. С другой - на машине сюда лучше не ехать, парковаться негде, да и попасть в пробку риск довольно велик.  Одно из любимых мест в городе. Со своей, какой-то особенной атмосферой. Каждый раз когда здесь бываю, чувствую, что прикоснулась к чему-то по настоящему прекрасному. Место совсем не туристическое. народу немного, так что можно спокойно насладиться литературой!  на страницу отзыва
посетитель
10 / 10 10 апреля 2018 г. 15:34
Люди, которые работают в данном заведении. Насколько хорошо они выполняют свою работу?  Насколько приятно там находиться? Атмосфера, отделка, элементы дизайна и декора?  Удобно ли добираться до места? Его местоположение Вам нравится?  Насколько оно Вам и другим может быть полезно и интересно? Советуете его посетить вновь?   на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о Санкт-Петербургской Театральной библиотеке. Наши посетители оценивают Санкт-Петербургская Театральная библиотека по расположению и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Зоопарк на Лампушке Зоопарк на ЛампушкеBe BoxСалон красоты Be BoxБабушка приехалаКафе Бабушка приехалаШишки на ЛампушкеБаза отдыха Шишки на Лампушке

Комментарии посетителей (2)

Марина10 октября 2019 г. 19:28
Посещаю библиотеку с удовольствием. Внутри гармоничная обстановка, красота. А какие уникальные материалы и книги хранятся. И все это в доступе, работает для всех желающих. Больше привлекает студентов и специалистов конечно, но любопытствующие тоже есть, как я театралы. Так рада жить в этом замечательном городе с богатой культурой и историей. Туристам посоветую заглянуть, даже интерьер стоит внимания и само здание. Из того, что тут хранится, часть вставляется, можно полистать или посмотреть в залах. Или заказать по каталогу, приносят довольно быстро, для редкостей есть свои условия.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ольга15 мая 2019 г. 16:03
Люблю ходить в эту библиотеку в читальный зал - здесь очень красиво, светло и уютно. Самый центр города, Гостиный двор, у Александринского театра. Здание это давно используется под эту старинную библиотеку. Хотя сейчас она работает как другие современные библиотеки, но особый дух и атмосфера ее тут до сих пор хранится, я ее ощущаю. Сотрудницы библиотеки всегда в добром расположении духа, вежливые, внимательные, не во всех учреждениях таких встретишь. Приходить сюда можно бесплатно, помимо чтения тут можно увидеть выставки, принять участие в мероприятиях, жизнь тут не стоит на месте.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Санкт-Петербургская Театральная библиотека

25.05.2020 в 10:00


25 мая 1941 года в городе Люблино, Московской области, родился будущий артист, поэт и неоднозначная личность в истории советского кино Олег Иванович Даль. Все это произойдет во взрослой жизни, а пока мальчик рос, ходил в школу, увлекался живописью и литературой, после школы торопился в театральную студию Центрального дома детей железнодорожников. Не смотря на категорический протест родителей, после школы поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина на курс Николая Анненкова. Актерская судьба Олега Даля стала складываться еще в студенческие годы. Он получил приглашение от режиссера А. Зархи сняться в экранизации повести В. Аксенова «Звездный билет». Фильм получил название «Мой младший брат» и в 1962 году вышел на экраны. Олегу досталась роль Алика. Алик — Даль, тощий, с выпирающими ключицами, длинноногий, с глазами, застывшими в постоянном и несколько оловянном любопытстве, был прирожденным героем 60-х, юнцом-интеллектуалом из московской подворотни. Дебют в кино оказался удачным, его заметили. После учебы в училище артиста пригласили в театр «Современник». Казалось вот он «звездный билет», с которым можно путешествовать по театральным подмосткам. Однако «Современник» не стал тем «поездом», в котором наш герой мог бы остановиться на станции «признание». На протяжении нескольких лет Олег Даль исполнял в "Современнике" исключительно роли второго плана, и в этот период работа в кино стала отдушиной. Следующую роль Даль получил в фильме "Первый троллейбус", снятый на Одесской киностудии. Картина вышла на экраны в 1964 году и была весьма тепло принята публикой за счет легкого и жизнерадостного сюжета. В 1966 году актера заметил режиссер "Ленфильма" Владимир Мотыль. Даль, рекомендованный Мотылю его коллегами, сразу попал в представляемый режиссером образ главного героя фильма "Женя, Женечка и "катюша"", но картина была принята общественными руководителями отрицательно и, несмотря на зрительский успех, была растиражирована очень малым количеством копий.  Рассказать о таланте нельзя, но каждая из ролей Олега требовала, настаивала на внимании к себе и с тем же упрямством этого внимания не получала. Какие-то маленькие, жалкие слова, редко встречающиеся на страницах нашей прессы. Обошли, не писали, не исследовали — это кощунство! Фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика»,режиссер Н. Бирман (1968 г.), стал переломным в карьере Олега, его заметили, о нем заговорили, его стали приглашать. В "Современнике", куда он вернулся после длительного перерыва, ему доверили первую значительную роль. Ею стала роль Васьки Пепла в пьесе "На дне" М. Горького. Васька Пепел – одна из самых ярких работ в «Современнике». И даже спустя годы о ней восторженно отзывались коллеги Даля, работающие вместе с ним в театре и на телевидении. Последующие годы были отмечены счастливыми встречами с замечательными режиссерами: Г. Козинцевым, А. Эфросом, И. Хейфицем, Н. Кошеверовой, В. Мельниковым. Эти встречи дали возможность творческого сотрудничества, значимых фильмов и значимых ролей. Когда Григорий Михайлович Козинцев начинал работу над «Королем Лиром», Н. Кошеверова посоветовала ему обратить внимание на О. Даля, с которым сама уже работала в детском фильме «Старая, старая сказка». Режиссер пригласил Олега на пробы и потом позвонил Н. Кошеверовой со словами: « Спасибо, потому что это то, что надо…». Шут получился настолько удивительным, настолько непохожим на всех своих собратьев, что об этом писали английские газеты. А ещё работа в «Короле Лире» изменила личную жизнь артиста: там он познакомился со своей будущей женой Елизаветой Апраксиной. Она оставалась радом с ним до конца его жизни. Вторая встреча с Н. Кошеверовой произошла в фильме «Тень». Впервые они встретились на «Старой, старой сказке», но подружились на всю жизнь, хотя и виделись редко, так как жили в разных городах. Сценарий фильма «Тень» был написан специально для Олега, декорации и костюмы созданы Мариной Азизян, любимой ученицей Акимова. Режиссер вспоминала, что фильм был очень трудным, для Олега в особенности: он исполнял в нем две роли – Ученого и Тени. На его долю выпала трудность воплощения двух совершенно противоположных характеров. Работа потребовала невероятного напряжения душевных и физических сил, и Даль с этим справился отлично. В 1975 году А. Эфрос предоставил Далю возможность осуществить его давнюю мечту, предложив роль Печорина в телеспектакле «По страницам журнала Печорина». Когда Олег учился в школе, прочитав "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова, решил стать актёром, чтобы когда-нибудь сыграть главного героя повести. После просмотра телеспектакля, Ираклий Андронников очень Олега похвалил, и Даль был счастлив. Это были редкие моменты, но это были очень теплые моменты. Работой Печорина Даль гордился. А в 1977 году он снялся у А. Эфроса в фильме " В четверг и больше никогда" в роли Сергея. В своих воспоминаниях об Олеге Анатолий Эфрос, близкий по духу и самый любимый им режиссер, писал: « Даль был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней – манией совершенства…». В 1979 году на киностудии «Ленфильм» был закончен фильм В. Мельникова «Отпуск в сентябре» по пьесе А. Вампилова «Утиная охота». Олег Даль сыграл роль инженера Зилова. Душевное состояние героя очень соответствовало душевному состоянию актера, роль как будто нарочно была написана для него. Никто не смог бы сыграть эту роль лучше Олега Ивановича. К сожалению, Даль так и не смог насладиться своим успехом, 3 марта 1981 года сердце артиста перестало биться. « Есть люди, которые олицетворяют собой понятие «совершенный актер». Олег Даль был олицетворением этого понятия...» Анатолий Эфрос. В наших электронных и традиционных каталогах и картотеках Вы можете найти информацию о жизни и творчестве Олега Даля, о фильмах и постановках с его участием.
24.05.2020 в 18:00


Выставка «Время Володина: «Так неспокойно на душе…» была посвящена 100-летию со дня рождения А. М. Володина. В экспозиции были представлены книги Александра Моисеевича из фондов библиотеки, редкие фотографии драматурга, репетиций спектаклей, афиш к фильмам. Один из разделов выставки был посвящен съемкам новеллы «Идеалистка», которая входила в телевизионный фильм «Два голоса» (режиссер А. А. Белинский). Съемки проходили в Театральной библиотеке в 1981 году. Экскурсию ведет куратор выставки – О. В. Мокина. https://www.youtube.com/watch?v=rDGjCvsnROY&feature=youtu.be
24.05.2020 в 15:00


В воскресенье, 24 мая, в 18.00 состоится показ видеоэкскурсии по выставке "Время Володина: "Так неспокойно на душе…"", посвященной 100-летию со дня рождения великого драматурга. Показ осуществляется в рамках проекта «Online выходные с Театральной библиотекой".
24.05.2020 в 10:00


24 мая 1855 года в Летнем саду был открыт памятник главному русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Поэт А. Н. Майков писал в стихотворении «Крылов»: Когда стою в толпе средь городского сада Пред этим образом, из бронзы отлитым, И, к нам склонившися, и к малым, и к большим, С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда, Он, точно с старческой неспешностью речей, Рассказывает нам, с своих высоких кресел, Про нравы странные и глупости зверей, И все смеются вкруг и сам он тихо-весел. http://maykov.lit-info.ru/maykov/stihi/stih-437.htm Об Иване Андреевиче Крылове вXIX веке рассказывали множество анекдотов, большинство из которых - подлинные истории его жизни. Он всегда был желанным гостем и на литературных вечерах, и в светских гостиных. Книги Крылова издавали огромными по тем временам тиражами, его басни читали все. Интересна история создания памятника. В 1848 году Академией художеств был объявлен конкурс, в котором приняли участие ведущие скульпторы того времени. В конкурсе одержал победу проект известного скульптора барона фон Клодта. Первоначальный эскиз был выполнен в монументальных традициях античности: могучий поэт в римской тоге с обнажённой грудью. И на том же листе изображён вариант памятника, напоминающий тот, который находится в Летнем саду - статуя сидящего Крылова в окружении героев его басен «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица» «Мартышка и очки» и других. Всех зверей П. К. Клодт лепил с натуры. Многие животные жили в мастерской ваятеля. У скульптора постоянно содержались: ручные волк и лиса, медведь из Новгородской губернии, журавль, осел и другие. В уходе за животными принимали участие дети барона Клодта. Великого баснописца называли "Дедушкой Крыловым" и в XIXвеке, называют так и сейчас. И не случайно почти все абитуриенты, поступающие в Театральные учебные заведения, читают на вступительных экзаменах его басни.
23.05.2020 в 18:00


Творческая встреча с Михаилом Долгининым. Михаил Андреевич Долгинин – артист театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1987). Творческая встреча с ним проходила в Театральной библиотеке 29 января 2019 года. https://www.youtube.com/watch?v=-jZZRWAFVw8&feature=youtu.be
23.05.2020 в 13:00


23 мая 1957 года состоялась премьера фильма «Дон Кихот». Среди экранизаций романа М. де Сервантеса работа режиссера Г. Козинцева и сценариста Е. Шварца стала одной из лучших, о чем свидетельствовали восторженные отзывы критиков во всех странах кинопроката. Картину удостоили множеством наград: на кинофестивале в Сан-Себастьяне приз получил Григорий Козинцев, а в Стратфорде Николаю Черкасову дали приз за лучшую мужскую роль. Такой успех оправдал все трудности съемок, и в газетах писали, что лучшего Дон Кихота, чем в исполнении Черкасова, сложно представить. Перед Евгением Шварцем стояла нелегкая задача – написать сценарий по «монументальному» произведению, и в то же время избежать «экранизации», как говорил сам автор. Надо было сохранить самое важное из книги. В итоге, сценарий всем понравился, и его приняли на художественном совете единогласно. Фильм снимали в Крыму, в районе Коктебеля, там специально выстроили Ламанчу по эскизам Евгения Енея. Жара осложняла процесс съемок, которые длились по двенадцать – четырнадцать часов. В таких условиях, особенно трудно было Черкасову – сложный грим актера и доспехи, которые раскалялись на солнце, доставляли неудобства. Артист записал в дневнике: «Встаю ежедневно в 4.30 утра. Обедаю в 7 часов вечера, ложусь спать в 10. Грим Толубеева занимает сорок пять минут, мой грим – один час сорок пять минут. Заболел Васильев. Обязанности дублера буду выполнять сам… Мы при всех обстоятельствах стараемся создать веселую атмосферу, которая помогает творить». В сцене, где Дон Кихот сражался с ветряной мельницей, Черкасову пришлось работать без дублера, а в сцене со львом надо было очень близко подойти к открытой клетке. Николай Константинович много работал над ролью даже во время съемок. Воплотить образ героя в фильме удалось не сразу, возможно предыдущие работы над этим персонажем мешали ему, в итоге Дон Кихот получился «именно таким», как представляли его многие читатели. «Герой, которого отделяли от наших дней столетия, был близок, понятен и очень нужен людям середины XX века», – писал Юрий Герасимов. Незабываемым стал дуэт Николая Черкасова и Юрия Толубеева, сыгравшего Санчо Панса. Герой Толубеева вышел трогательным и простым человеком, не только верным спутником Дон Кихота, но и его единомышленником. Все образы, созданные в фильме, стали яркими и запоминающимися. Это и холодные, чопорные Герцог и Герцогиня в исполнении Бруно Фрейндлих и Лидии Вертинской, и оптимистичный Карраско Георгия Вицина, и добродушная Мариторнес Галины Волчек. В электронных каталогах и базах данных нашей библиотеки можно найти информацию о воспоминаниях Н. Черкасова, Г. Козинцева, киносценарии Е. Шварца, а также материалы о фильме и творчестве актеров.
23.05.2020 в 10:00


23 мая исполняется 90 лет со дня рождения Виталия Яковлевича Вульфа —, искусствоведа, театроведа, литературоведа и переводчика, критика и писателя, телеведущего, доктора исторических наук, лауреата премии «Тэфи», Залуженного деятеля искусств РФ — удивительно талантливого, разностороннего человека. Его вклад в отечественную культуру трудно переоценить. Виталий Яковлевич Вульф родился 23 мая 1930 года в семье известного бакинского адвоката. А потому, совсем неудивительно, что он, с детства мечтавший о театре, окончил юридический факультет МГУ и даже в 1961 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Обязанность доказывания в современном английском процессе». Позже, уже работая в Институте сравнительной политологии Российской академии наук, он изучал культуру и театр зарубежных стран. В 1989 году защитил диссертацию на докторскую степень по истории на тему «Американский театр семидесятых годов и общественно-политическая реальность». Интерес к американскому театру привел его в начале 90-х в США. Здесь он несколько лет преподавал на театральном факультете Нью-Йоркского университета, а позже читал курс истории русского театра в университете Амстердама. Он много переводил. Пьесы английских и американских драматургов Юджина ОНила, Эдварад Олби, Сомерсета Моэма, Теннесси Уильямса в его переводе шли и идут на сценах МХАТа, Театра имени Маяковского, Театра имени Моссовета, Театра «Современник», Малого театра и других. Всего Вульф перевёл около 40 пьес, большую часть в соавторстве с другом Александром Чеботарем. К счастью для зрителей, Владислав Листьев в 1994 году, гениально предугадав телевизионный успех Виталия Вульфа, пригласил его в телекомпанию «ВиД», где он стал автором и ведущим программы «Серебряный шар». С тех пор в эфир вышло более 200 его передач о мастерах театра. Они всегда были интересны. Со многими героями своих историй он был лично знаком. В 2003 году программа перешла на телеканал «Россия» и стала называться «Мой серебряный шар». В программе, построенной в форме живого монолога, Виталий Вульф одновременно выступал и как критик, и как актер, и как искусствовед. Истинный интеллигент, Виталий Яковлевич многое сделал на посту главного редактора радио «Культура» (ВГТРК). Его эрудированность, прекрасное образование поражали, недаром в 2009 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком». А в 2010 году, накануне своего 80-летия, Виталий Вульф был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени. Зрители до сих пор с ностальгией вспоминают передачи Виталия Яковлевича Вульфа. Их так не хватает на современном телевидении. Вульфа не хватает. Не хватает его неповторимого голоса. Мы рады вспомнить вместе с вами Виталия Яковлевича, читателя и друга Театральной библиотеки, умного, тонкого, думающего. Книги Виталия Вульфа, его статьи, пьесы в его переводе можно найти с помощью нашегоЭлектронного каталога, представленного на нашем сайте.
22.05.2020 в 15:00


В субботу, 23 мая, в 18.00 состоится показ архивной видеозаписи творческой встречи с заслуженным артистом РСФСР Михаилом Долгининым. Показ осуществляется в рамках проекта «Online выходные с Театральной библиотекой".
21.05.2020 в 15:00


Анонс online-мероприятий на 23-24 мая 2020 года. В рамках проекта «Onlineвыходные с Театральной библиотекой» в нашей группе пройдут показы архивных видео: 23 мая - творческая встреча с заслуженным артистом РСФСР Михаилом Андреевичем Долгининым. 24 мая - экскурсия по выставке «Время Володина: «Так неспокойно на душе…». Михаил Андреевич Долгинин – артист театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1987). Творческая встреча с ним проходила в Театральной библиотеке 29 января 2019 года. Выставка «Время Володина: «Так неспокойно на душе…» была посвящена 100-летию со дня рождения А. М. Володина. В экспозиции были представлены книги Александра Моисеевича из фондов библиотеки, редкие фотографии драматурга, репетиций спектаклей, афиш к фильмам. Один из разделов выставки был посвящен съемкам новеллы «Идеалистка», которая входила в телевизионный фильм «Два голоса» (режиссер А. А. Белинский). Съемки проходили в Театральной библиотеке в 1981 году. Экскурсию ведет куратор выставки – О. В. Мокина. Начало просмотра видеозаписей в 18.00.
20.05.2020 в 15:00


Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека запускает проект «Online выходные с Театральной библиотекой». Каждые выходные – субботу и воскресенье – с 23 мая по 28 июня 2020 года, в нашей группе пройдут показы архивных видео творческих встреч и экскурсий по выставкам, которые проходили в Театральной библиотеке в разное время. Вас ждут встречи с актерами и режиссерами; экскурсии по выставкам, посвященным выдающимся театральным деятелям – читателям библиотеки и ее друзьям. О своем творческом пути расскажут Михаил Долгинин, Григорий Дитятковский, Сергей Власов, Семен Спивак. От первого лица пройдут экскурсии по выставкам «Olga&Femistokl Atmadzas», «Картинки для театра» (работы В. И. Полуновского). Об экспозиции «Координаты чудес. Миры Анны и Игоря Игнатьевых» расскажет главный художник Санкт-Петербургского государственного кукольного Театра Сказки – Филипп Игнатьев. По выставкам «Время Володина: «Так неспокойно на душе…»» и «Энергия притяжения: 40 лет Молодежному театру на Фонтанке» расскажут кураторы – О. В. Мокина и Р. А. Кане. Не пропустите! Следите за рассписанием!
20.05.2020 в 10:00


20 мая 1961 года состоялась премьера фильма Григория Чухрая «Чистое небо». Картина получила множество призов на различных кинофестивалях, кинопрокат прошел во многих странах мира. Интересна история создания сценария и самого фильма. Картина могла быть совсем другой, и в титрах стояло бы имя другого режиссера. Сценарий был написан Даниилом Храбровицким еще в конце 50-х годов, но в производство так и не поступил. Прошло время, и Храбровицкий попросил Григория Чухрая взяться за съемки. Первоначально сюжет картины был о нелегкой судьбе летчика-испытателя, который первым в мире преодолел «звуковой барьер». Фильм задумывался как спортивная драма. Однако сценарий пришлось значительно переработать, после консультации с военными специалистами, потому что они «забраковали всю техническую и историческую» его часть. Григорию Чухраю и Даниилу Храбровицкому пришлось заново сочинять судьбу главного героя. Так родилась история жизни военного летчика Астахова, на долю которого выпали тяжелые испытания, о судьбе человека, попавшего в плен. Он оказался ненужным стране, за которую воевал, испытал разочарование в идеалах, в которые верил. Только с падением сталинского режима Астахову вернули все, что отняли. Вместе с тем, судьба Астахова - это история огромной любви и веры близких людей. «В этом новом сюжете воплотилось то, о чем напряженно думалось в те годы», – вспоминал Григорий Наумович. Когда съемки фильма уже начались, сценарий еще не был готов, его приходилось писать ночью, а днем режиссер и драматург вместе с артистами вносили изменения в текст, приходилось много импровизировать, параллельно шел черновой монтаж. Не смотря на все перипетии, фильм вышел в срок, зрителям полюбились главные герои – летчик Астахов и Сашенька в исполнении Евгения Урбанского и Нины Дробышевой. Позже Григорий Чухрай написал: «Теперь я, так же, как и тогда, люблю этот фильм, несмотря на то, что знаю его недостатки: фрагментарность, иногда разностильность. Он снимался импровизационно и не мог быть другим. Он весь в шрамах. Это заметно. Но зритель простил нам все его огрехи за то, что мы говорили с ним серьезно и честно, не о пустяках, а об очень важных для него вопросах… Я храню сотни взволнованных писем. Они мне не менее дороги, чем официальное признание на фестивалях». В фондах нашей библиотеки хранятся киносценарии Д. Храбровицкого и Г. Чухрая, материалы о жизни и творчестве артистов Н. Дробышевой и Е. Убранского, а также журналы «Советский экран» и «Искусство кино» 1960-х годов.
19.05.2020 в 10:00


19 мая 1958 года родился заслуженный артист РФ Сергей Станиславович Бехтерев. Тонкий, глубокочувствующий, неповторимый, особенный — это первое, что приходит в голову, когда мы вспоминаем Сергея Бехтерева. Для зрителей он навсегда остался разноплановым актером, обладающим уникальным талантом. Он не играл — жил ролью! Актерская судьба Сергея Бехтерева началась, как ни странно, с кино. Свою первую (крошечную, но зато в настоящем кино) роль, 11-летний Сережа сыграл в 1970 году в фильме Леонида Макарычева «Уникальный заклад». Сложилось так, что сыграв десятки ролей в кино и на телевидении, он все-таки, в первую очередь, остался театральным актером. Театр для него стал всем. Окончив в 1979 году курс Аркадия Иосифовича Кацмана и Льва Абрамовича Додина Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, он стал актером Малого драматического театра. За 23 года службы в МДТ Сергей Бехтерев сыграл в лучших спектаклях театра. Первая его профессиональная работа — роль поручика Веткина в «Господах офицерах», а потом были роли Гуманоида в «Законе вечности», Базильского в «Двадцать минут с ангелом», Короля в «Золушке», Сэма и Саймона в «Повелителе мух», Александра в «Звездах на утреннем небе», Чтеца в «Возвращенных страницах», Петра Верховенского в «Бесах», Гаева в «Вишневом саде». А еще «Звездный мальчик», «Зимняя сказка», «Чевенгур», «Чайка», «Разбитый кувшин». И, конечно, работы в спектаклях по произведениями Федора Абрамова. В 1986 году Сергей Бехтерев стал лауреатом Государственной премии СССР за роли Григория Пряслина в спектакле «Дом» и уполномоченного Ганичева в сценической дилогии «Братья и сестры», роли сложные и удивительно реалистичные. Сергею Бехтереву всегда был чрезвычайно интересен процесс постановки спектакля. При его участии в качестве ассистента режиссёра создавались уникальные спектакли МДТ «Дом», «Братья и сестры», «Повелитель мух», «Муму», «Бесы», «Чевенгур» Платонова, где Сергей Бехтерев еще и сыграл роль Чепурного. В 1996 году Сергей Бехтерев поставил и играл с актрисой и продюсером Ольгой Обуховской спектакль «Вацлав Нижинский. Повенчанный с Богом» по дневникам гениального русско-польского танцовщика. Работая в театре, Сергей Бехтерев много снимался. При том, что он никогда не считал себя киноартистом, его роли оставались со зрителем навсегда. Даже самые небольшие запоминались. «Противостояние», «Жизнь Клима Самгина», «Собачье сердце», «Интердевочка», «Арифметика убийства», «Чеховские мотивы», «Любовь императора», «Настройщик», «Преступление и наказание»и многие другие фильмы, не были бы так любимы, если бы в них не сыграл Сергей Бехтерев. В 1993 году на международном кинофестивале в Валансьене во Франции Сергей Станиславович получил свою первую кинонаграду — приз за лучшую мужскую роль, за роль Алеши, гения и злодея в фильме Дмитрия Светозарова «Арифметика убийства» (1991). В 2003 в Архангельске на Фестивале телевизионных фильмов «Сполохи» Бехтерев получил приз за лучшую мужскую роль второго плана в телесериале Светозарова «По имени Барон» (2002). Он вообще много работал на телевидении. С 1997 года он вел циклы телепередач «Боярский двор», с 1998 года — «Студия „Ф"» на ТРК Петербург (РТР), «Маленький спектакль» и «Песенки моего двора». А как узнаваем был его голос! Ленинградское-Петербургское радио — это целый мир, объединивший созвездие ярких имен и великолепных актерских работ! И Сергей Бехтерев более двадцати лет, работая на петербургском радио, принимал участие в лучших радиоспектаклях, читал поэзию и прозу в циклах передач «Мы жили тогда на планете другой... Поэзия русской эмиграции», «Петрополь» и «Петербургские старожилы». Недаром он дважды становился лауреатом Всесоюзного конкурса чтецов имени Яхонтова и лауреатом Всероссийского конкурса чтецов имени Льва Толстого.  Тонкий психологизм Сергея Бехтерева, ранимость и многогранность созданных им образов, навсегда остались в памяти тех, кто его любил. Больше узнать о любимом актере, его жизни и работах вы можете, обратившись к материалам хранящимся у нас, в Театральной библиотеке, зайдя на наш сайт http://sptl.spb.ru/, посетив сайт МДТ – Театра Европы http://www.mdt-dodin.ru/persons/behterev/
18.05.2020 в 15:00


18 мая 1919 года родилась Марго Фонтейн (Margot Fonteyn) - прима-балерина Лондонского Королевского балета, партнерша Рудольфа Нуреева В детстве ее принимали за китаянку, но в ее жилах текла английская, бразильская и ирландская кровь. Марго Фонтейн являлась примой Королевского Лондонского театра, но среди ее педагогов было много выходцев из России. Ей было всего семнадцать, а она уже с большим успехом выступила в главной партии в балете «Жизель».Фонтейн танцевала в Париже и Америке, но в ее репертуар входило много русских балетов: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жар-птица»… Все восхищались виртуозной техникой Марго, сама же она считала, что ее основной козырь ˗ артистичность. Уверенная в том, что великая балерина должна быть совершенной во всем, Фонтейн создавала не только свой неповторимый танец, но и образ. Она брала уроки по технике речи, чтобы увереннее отвечать на вопросы журналистов, училась позировать, чтобы лучше получаться на фотографиях. В обществе всегда появлялась в туфлях на каблуках, изящных перчатках, нарядах от Christian Dior, идеально причесанной, безупречным макияжем и неизменной улыбкой на устах… Став к началу 60-х годов по известности второй британкой после королевы, получив все мыслимые и немыслимые звания и награды, Марго Фонтейн собиралась покинуть сцену. Судьбе же было угодно подарить ей еще один счастливый билет. В ее жизнь ворвался ураган по имени Рудольф Нуреев. Поначалу сорокадвухлетняя Марго опасалась, что ее затмит двадцатитрехлетний необычайно темпераментный юноша из России. Рудольф боялся потеряться на фоне всемирно известной британской звезды… В итоге, появился блистательный дуэт, по совершенству чуть ли не единственный в мире. Сдержанность и чувствительность, ранимость и недоступность Марго, сильное и неукротимое созидание Рудольфа, сотворили чудо. Многие видевшие их на сцене уверяли, что ТАК могут танцевать лишь влюбленные друг в друга партнеры… Но разве гармония, не есть Любовь? О Марго Фонтейн можно найти информацию в Электронном каталоге Театральной библиотеки (http://ek.sptl.spb.ru/cgi_bin/irbis64r_15/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=F&I21DBN=EK&P21DBN=EK). БД Справочно-библиографического отдела. Базе данных ИНО, например: Fonteyn, Margot. Autobiography : биография(Автобиография) / M.Fonteyn. - London : Star Book ; London : Wyndham, 1976. - 311 p., 4 л. ил.  В Электронной библиотеке (http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/907-zapiski-spbgtb-vypusk-10-11) см.:   Назарова, Татьяна Викторовна . Автографы Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн в собрании Санкт-Петербургской Театральной библиотеки / Т. В. Назарова // Записки Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки / С.-Петерб. гос. Театр. б-ка. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2012. - Вып. 10/11. - С. 141-164. - Примеч. в тексте ст.
18.05.2020 в 10:00


Ежегодно 18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник — Международный день музеев. На XI Генеральной конференции Международного совета музеев, которая проходила в Москве в 1977 году, было рассмотрено предложение российской делегации о создании профессионального праздника всех музейных работников и специалистов. С 1978 года Международный день музеев стал отмечаться более чем в 150 странах.
17.05.2020 в 14:00


Прогулки по Театральной библиотеке. Много интересного может почерпнуть внимательный читатель на страницах журналов мод, изданных в разных странах, в разные годы и даже в разные века. В мае 1945 года в Москве прошёл первый , послевоенный показ Мод. Наступило мирное время. Необходимо было подумать, как и во что одевать советский народ, выстоявший в этой страшной войне. Художники- модельеры со всей страны привезли в Москву свои работы. Вот что сообщали об этом событии в майском номере журнала Vogue за 1945 год, который сохранился в фонде Театральной библиотеки : "Показы проводились пять дней в московском Доме моделей...Жюри возглавлял Александр Рыбаков, вице - комиссар лёгкой промышленности, ответственный за производство одежды ...Манекенщицами , в основном ,были обычные девушки, которых отобрали за несколько дней до мероприятия...Цель показа определить, что поступит в массовое производство". 
17.05.2020 в 10:00


Прогулки по Театральной библиотеке. Матильда Феликсовна Кшесинская вспоминала: " В первом моем сезоне на Императорской сцене мне ещё не давали целых балетов, но все же давали ответственные места, в которых я могла показать свои способности. В балете "Спящая красавица" я исполняла различные роли - в первом акте фею Кандид, во втором Маркизу, а в последнем Красную Шапочку, и этот мой танец с Волком особенно любил Наследник". В Театральной библиотеке хранятся альбомы снимков к балету "Спящая красавица", выполненные в 1897 году в "Фотографии Императорских театров". Съемка актеров производилась в фотопавильоне , произведённые работы фиксировались в специальных журналах, куда заносились фамилия актёра, роль и количество отпечатков. 
16.05.2020 в 19:00


Видеоэкскурсия по выставке «Николай Цискаридзе. Избранное», которая проходила в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке в конце 2018 года. Экспозиция была посвящена юбилею народного артиста России, ректора Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой Николаю Максимовичу Цискаридзе. Демонстрировались редкие фотографии трудоемкого репетиционного процесса, костюмы и афиши к спектаклям с участием Н. М. Цискаридзе, книги, изданные Академией Русского балета с момента его вступления в должность ректора. Многие материалы любезно были предоставлены лично героем выставки. Экскурсию ведет куратор - Р. А. Кане. https://www.youtube.com/watch?v=s4yvr3OtauY
16.05.2020 в 14:00


Оnline-показ мастер-класса «Весенний головной убор с объемными цветами». Головной убор представляет собой плетеный венок. Является традиционным головным украшением у славян и многих других народов, имеет очень древнюю историю.
16.05.2020 в 07:00


Сегодня 110 лет со дня рождения поэтессы, драматурга и журналиста, но прежде всего – ленинградки, Ольги Федоровны Берггольц. Для нашего города ее имя стало олицетворением стойкости, мужества, веры и надежды. Она автор слов «Никто не забыт, ничто не забыто» из эпитафии, написанной специально для мемориальной стены на Пискаревском кладбище. Ее называют «голосом блокадного города», потому что в тяжелые, военные годы люди ждали ее обращений и стихов, воодушевлялись ими, крепли духом. …Я буду сегодня с тобой говорить, Товарищ и друг ленинградец, О свете, который над нами горит, О нашей последней отраде. Товарищ, нам горькие выпали дни, Грозят небывалые беды, Но мы не забыты с тобой, не одни – И это уже Победа. «…Я буду сегодня с тобой говорить» (16 октября 1941 год) Ольга Берггольц родилась 16 мая 1910 года в семье хирурга. Ее первое стихотворение и первый рассказ были напечатаны уже в 1925 году. В начале творческого пути Ольга Федоровна много писала для детей, работала корреспондентом и редактором. Нелегкая судьба и многочисленные испытания выдались поэтессе до войны. Это потери родных, аресты и допросы. Обвинения, предъявленные Ольге Федоровне в 1938 году, грозили расстрелом или тюремным заключением, однако в 1939 ее освободили и реабилитировали. Когда началась Великая Отечественная Война она осталась в осажденном фашистами Ленинграде. Берггольц работала на радио, которое не прекращало трансляции, и жители города слышали ее голос почти ежедневно. Даже в начале 1942 года, находясь в Москве, она писала в своем дневнике: «…в Ленинград; в Ленинград — и там погибнуть. Очень хочу туда, хотя страшно туда ехать… Ох! Скорее бы в Ленинград, скорее бы!.. Самое скверное, что, может быть, не улечу в Ленинград еще очень долго». В блокадном Ленинграде, поэтесса написала свои лучшие сочинения, посвященные любимому городу и его защитникам: «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма», позже - сценарий фильма и пьесу «Они жили в Ленинграде» (совместно с Г. Макагоненко). Уже после войны вышла в свет книга «Говорит Ленинград», опубликованы поэма «Первороссийск», пьесы «Верность» и «У нас на земле», киносценарий «Ленинградская симфония» (последние совместно с Г. Макагоненко). По произведениям Ольги Берггольц сняты фильмы и поставлены спектакли. Ее именем названа улица в Невском районе нашего города. К 100-летию поэтессы в театре «Балтийский дом» был поставлен спектакль «Ольга. Запретный дневник», главную роль в котором сыграла Эра Зиганшина. В 2010 году Библиотеке № 3 Невской ЦБС было присвоено имя О. Ф. Берггольц. В 2015 году в Палевском саду открыт памятник поэтессе. В 75-летнюю годовщину победы в Великой Отечественной Войне особенно важно вспомнить о подвиге ленинградцев, которые, не смотря ни на что, продолжали жить, работать и учиться в блокадном городе, а вместе сними и Ольга Федоровна Берггольц. «Мне и самой порою не понять всего, что выдержали мы с тобою. Пройдя сквозь пытки страха и огня, мы выдержали испытанье боем. И каждый, защищавший Ленинград, вложивший руку в пламенные раны. не просто горожанин, а солдат, по мужеству подобный ветерану. Но тот, кто не жил с нами,— не поверит, что в сотни раз почетней и трудней в блокаде, в окруженье палачей не превратиться в оборотня, в зверя...» «Февральский дневник» (1942 год). В каталогах и картотеках нашей библиотеки можно ознакомиться с изданиями произведений О. Ф. Берггольц, а также с материалами, посвященными ее жизни и творчеству.
15.05.2020 в 12:00


Дорогие друзья! Прелагаем вашему вниманию Афишу online-мероприятий, которые мы проведем 16 мая 2020 года в нашей группе.
14.05.2020 в 07:00


14 мая празднует свой день рождения Лев Абрамович Додин, знаменитый петербургский режиссер и педагог и более 35 лет бессменный руководитель Малого драматического театра – Театра Европы. Статус "Театр Европы" Малый драматический получил третьим после Театра Одеон в Париже и Пикколо Театра в Милане в 1998 году. С детства увлеченный театром, Лев Додин занимался в Театре юношеского творчества при Ленинградском Дворце пионеров. Окончив в 1966 году ЛГИТМиК, уже в 1967 начал преподавать и воспитал не одно поколение актеров и режиссеров. "Не мыслю театр не потрясение", говорит Лев Абрамович и создает спектакли, способные потрясти зрителя до глубины души. Мария Ревякина, генеральный директор премии "Золотая маска", вспоминает : "…Самое сильное мое впечатление связано с его спектаклем "Кроткая" 1985 года во МХАТе с Олегом Борисовым. Он практически перевернул мою жизнь… В нем потрясала та трагическая бездна, которая открывалась в человеке, чья жизнь проходит абсолютно незаметно для окружающих. Я все время плакала на этом спектакле, и люди, окружавшие меня, тоже плакали…". Театр – главное в жизни Льва Додина. "…Додин удивляет меня всю жизнь. В настоящий момент меня поражает и восхищает. как он самоотверженно бьется за то, чтобы театр оставался искусством…", говорит Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра. Лев Абрамович большой книгочей. К чтению он приобщил и своих учеников. В одном из его интервью прозвучало: "…Вот этому они как раз, мне кажется, научились – книги читать: про жизнь и про искусство. Это само по себе уже немало, но хочется большего…". Л. А. Додин и Малый драматический театр – давние и верные друзья Театральной библиотеки. Вот какой "автограф" Лев Абрамович оставил в преддверии 260-летнего юбилея нашей Библиотеки: "Мои поздравления сотрудникам Театрально библиотеки – моей Alma Mater, без которой всех нас не было бы. С нежностью, с глубоким уважением и неизбывной благодарностью за все, что узнал и прочитал". Если обратиться к базам данных нашего электронного каталога, то обнаружится очень много информации о материалах, посвященных творчеству Л. А. Додина.
12.05.2020 в 07:00


12 мая 1900 года родился поет, переводчик и драматург Александр Сергеевич Кочетков. С любимыми не расставайтесь! Всей кровью прорастайте в них,- И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! Когда уходите на миг! Стихотворение-заклинание, стихотворение о зыбкости и хрупкости жизни, один из шедевров любовной лирики XXвека – «Баллада о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова. Такие стихи не рождаются в тепле, уюте и благополучии. Неизвестно что заставило Александра Сергеевича с супругой Ниной Григорьевной Прозрителевой отправиться в 1932 году к ее родителям в Ставрополь. Неурожай, бесконечные хлебозаготовки привели к тому, что в крае начался голод. Каждый день от истощения в городе умирали люди. Часто можно было слышать фразу: «Если хочешь видеть трупы погибших от голода людей – приезжай в Ставрополь». Неизвестно сколько времени они провели в этом сумрачном городе. Александру Сергеевичу нужно было возвращаться в Москву. Кочеткову предстояло доехать до станции Кавказской, а затем пересесть на скорый поезд Сочи-Москва. Нине Григорьевна очень не хотелось расставаться с любимым. По дороге на вокзал она уговорила его сдать билет. В своих дневниках Нина Григорьевна писала, что еще целых три дня они были счастливы. Затем Кочетков отправился в Москву. Приехав в столицу он узнал, что поезд на котором должен был ехать ранее, попал в страшную катастрофу, унесшую жизни многих людей. И никого не защитила Вдали обещанная встреча, И никого не защитила Рука, зовущая вдали. Конечно же размышления о невероятной воле случая, не моли не взволновать поэта. Так появилось стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне». Вскоре он отправил его в письме своей любимой, своей спасительнице Нине. В фондах Театральной библиотеки А. С. Кочетков представлен как драматург, поэт, переводчик. Например: Кочетков А. С. Николай Коперник : драматическая поэма / под ред. и с предисл. Льва Озерова. - Москва : Сов. писатель, 1974. - 206, с.  Кочетков А. С. С любимыми не расставайтесь! : стихотворения и поэмы / А. С. Кочетков ; авт. предисл. Л. А. Озеров. - Москва : Советский писатель, 1985. - 144 с. Калевипоэг  : эстонский народный эпос / собрал и обработал Фр. Крэйцвальд ; пер. с эст.: Вл. Державин и А. Кочетков ; , редкол.: А. Алле (отв. ред.) , авт. примеч. Э. Лаугасте]. - Таллин : Эстонское гос. изд-во, 1950. - 357, с., 24 л. ил.  Более полно произведения А. С. Кочеткова представлены в Электронных каталогах библиотеки.
11.05.2020 в 15:00


Одной из составляющих аристократического образования в 19 столетии являлось обучение рисованию. Не редкостью было, что князья, бароны, графы прекрасно рисовали. В среде аристократов художники-любители были не редкостью. Одним из них является Григорий Григорьевич Гагарин. В 2020 году исполняется 210 лет со дня его рождения. Григорий Гагарин родился 11 мая (29 апреля по старому стилю) 1810 года в Петербурге в семье видного дипломата и любителя искусств Григория Ивановича Гагарина. С детства Григорий Григорьевич Гагарин был окружен высокообразованными людьми, талантливыми художниками, писателями и философами. Уроки рисования юному князю давал сам Карл Павлович Брюллов. В 1829 году Григорий Гагарин прошел курсы математики, правоведения, философии, истории, строительного дела и живописи в Парижском университете. После чего, вернувшись в Рим, юный художник продолжил занятия с Брюлловым. Художественная деятельность князя Григория Григорьевича Гагарина была многообразной и плодотворной: иллюстратор, архитектор, график, живописец, сценограф. «О разнообразии художественного творчества Гагарина свидетельствуют эскизы, выполненные им для живых картин по поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» (1856). Запрещенное ранее произведение было поставлено 29 апреля 1856 года в Зимнем дворце. Гагарин выступил здесь как художник-постановщик и режиссер. В области театрально-декорационного искусства он проявил себя, создав несколько набросков и эскизов к трагедии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», постановка которой состоялась на сцене Александринского театра в 1867 году» (Капарулина, О. Рисунки и акварели Г. Г. Гагарина в собрании Русского музея // Григорий Гагарин : из собрания Русского музея. – Санкт-Петербург : PalaceEditions, 2010. ­– С. 42.). С 1854 года по 1872 возглавлял Академию художеств. В Отделе редкой книги, рукописных, архивных и иконографических материалов Театральной библиотеки хранятся рисунки и наброски с натуры князя Григория Гагарина. В электронном каталоге нашей библиотеки Вы также найдете монографию А. В. Корниловой, посвященную художнику.
10.05.2020 в 07:00


Сегодня день рождения замечательного и всеми любимого народного артиста РСФСР Владимира Михайловича Татосова. Он мечтал стать летчиком, а «совершенно неожиданно» стал артистом. Более ста ролей в театре, кино, на эстраде и телевидении. Его называют мастером озвучивания и дублирования в кино. «Артист настоящего перевоплощения», - сказал о нем А. А. Белинский. Владимир Михайлович родился в 1926 году в Москве, но всю свою жизнь он жил и работал в нашем родном городе. В Ленинграде он пошел в школу и по окончании подал документы в спецшколу военно-воздушных сил. По словам самого Владимира Татосова, он хотел стать военным летчиком, про судьбу артиста даже не думал. Это было время высоких достижений нашей авиации. Многие мальчишки хотели быть похожими на своих героев. В спецшколу его приняли, мечта начала осуществляться. Однако, с началом войны ему пришлось уехать в эвакуацию в Свердловск (ныне Екатеринбург), но там тоже была спецшкола ВВС, и Владимир Татосов отдал документы в нее. Именно здесь заметили его артистический талант. Он с удовольствием участвовал в самодеятельности, любил выступать на сцене. После двух лет в лётной школе руководство направило курсанта Татосова продолжить обучение в театральном училище. Уже после войны Владимир Михайлович вернулся в родной Ленинград и поступил на работу в Театр комедии. Как не раз сам актер отмечал в интервью, ему хотелось работать с Г. А. Товстоноговым. Вскоре такая возможность ему представилась. Он прошел просмотр в театр им. Ленинского Комсомола, где в это время работал режиссер. Именно здесь Татосов встретил Александра Белинского, который подбирал артистов для участия в капустниках. Александр Аркадьевич придумал ему номер, в котором надо было пародировать популярных киногероев. В 1963 году Владимир Татосов перешел в БДТ им. М. Горького. Об этом периоде жизни, артист потом скажет: «Это самая главная взлетная полоса моей жизни». Роль Зурико в спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион» - одна из любимых работ Владимира Михайловича. В это время стали снимать телевизионные спектакли. Татосов был занят в этих проектах. Среди них: «Обещание счастья», «Римские рассказы», «Юморески Валентина Катаева», «Смерть Вазир-Мухтара» и многие другие. В 80-е годы на Ленинградском телевидении вышел телесериал «Сказки кота Филофея», в котором участвовали замечательные артисты, а главную роль кота сыграл В. Татосов. «Ласковый ангел – случайный гость, по вине дождя оказавшийся в курятнике. Что же он, такой, может исправить в мире, где все так давно пущено на самотек…», так напишет о герое Владимира Михайловича в спектакле «Сбитый дождем» А. Дунаева. Этого «случайного гостя» - Старика с крыльями актер исполнил в театре «Приют комедианта» в 2005 году, и эта работа стала одной из лучших в его творчестве. Владимир Татосов сыграл более семидесяти ролей в кино. Первым был фильм «Большая семья» И. Хейфица. В десяти картинах он играл революционера Якова Свердлова. Запомнился нам, и карточный шулер Имерцаки в фильме «Интервенция», и Станислав Тыклинский из картины «Крах инженера Гарина», и Феликс в «Соломенной шляпке», и Гобсек в одноименном фильме. В 2018 году вышел короткометражный фильм К. Абаева «Соло», в котором Владимир Михайлович исполнил роль старика Нечаева, которого ценой своей жизни спас молодой нейрохирург. Талант Владимира Татосова заключается в умении перевоплощаться в пародируемого героя, повторить уникальную интонацию, уловить едва заметные черты человека, точно характеризующие его. Об этом говорили многие коллеги актера. Этот талант помог на восстановлении фильма «Большая жизнь» на киностудии «Ленфильм», где Татосов озвучивал П. Алейникова, а в фильме «Третья молодость» - Н. Черкасова в роли директора Императорских театров А. Гедеонова. Герой Юри Ярвета - Снаут в фильме «Солярис» говорит голосом Владимира Михайловича. В 2005 году вышли в свет воспоминания В. М. Татосова «А мне летать охота». В нашей библиотеке хранится книга с автографом любимого артиста.
09.05.2020 в 15:00


Прогулки по Театральной библиотеке. В Архивном собрании Театральной библиотеки сохранились письма военного времени, написанные на почтовых карточках и открытках. На них представлены портреты героев,тексты песен, стихи и зарисовки городских видов. Жители блокадного Ленинграда особенно ценили, как нам кажется, открытки с видами родного города, окружённого кольцом Блокады, но продолжавшего бороться!!! В создании открыток принимали участие многие ленинградские художники : В.А. Каменский, А.П. Остроумова - Лебедева, Н.А. Тырса и др. В настоящее время эти документы являются настоящими раритетами.
09.05.2020 в 07:00


9 мая - праздник победы Красной Армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Празднование Дня Победы 9 мая было введено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года, который предписал считать этот день нерабочим. Парад войск Красной армии на Красной площади Москвы 24 июня 1945 года (Парад Победы) — исторический парад, прошедший на Красной площади в честь победы СССР над Германией в Великой Отечественной войне. Мероприятие принимал маршал Георгий Жуков, командовал войсками маршал Константин Рокоссовский. Специально для парада из Берлина было доставлено Знамя Победы, установленное над Рейхстагом, однако его так и не вынесли. На мероприятии проводилась церемония повержения вражеских знамён и штандартов, после парада они были отправлены в Центральный музей Вооружённых Сил. Всего в торжественном шествии приняли участие около 35 тысяч человек. Заказ на пошив парадного обмундирования в 1945 году для участников Парада Победы отдали московской фабрике «Большевичка». Швейные фабрики Москвы и Подмосковья справились с заказом, несмотря на большой объём и короткие сроки. С конца мая по 20 июня рабочие изготовили более 15 тысяч комплектов новой формы. Мундиры цвета морской волны для советских военнослужащих были впервые пошиты для Парада Победы, после чего этот цвет стал традиционным для парадной формы советских офицеров. Второй парад, посвященный победе в Великой Отечественной войне, состоялся 9 мая 1965 года. С 1995-го парад проходит ежегодно на главной площади страны. Важной особенностью парадов 9 мая, которые проходили с 2008 года, был проезд тяжелой военной техники. 9 мая 2008 года также начались ежегодные парадные пролеты авиации над Красной площадью - тогда над столицей пролетели 32 воздушных судна. В связи с современными обстоятельствами, в 2020 году парад, посвященный 75-летию Великой Победы, перенесен на более поздний срок. Иллюстрации с изображением военных костюмов СССР 1940-х годов, а также сцены Парада Победы в разные годы можно найти в нашей БД «Иллюстрированные и историко-бытовые материалы».
08.05.2020 в 17:45


Директора городских библиотек Санкт-Петербурга присоединились к мемориальной онлайн-акции, приуроченной к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. #ЛентаПамяти #СтихиПамяти #ЖивуЗначитПомню
08.05.2020 в 15:00


В преддверии 75 годовщины Великой Победы - для нас особенно значимы воспоминания участников тех далёких, но таких важных для всего мира событий! Элина Быстрицкая: "Все мальчики хотели на фронт, девочки — спасать раненых. Да вообще не важно, что делать, главное — помогать бить врага. Поэтому через неделю после начала войны я пошла в госпиталь, в котором служил отец. В штабе госпиталя я нашла кабинет комиссара, вошла к нему и заявила: „Хочу помогать фронту“. Вскоре госпиталю пришлось эвакуироваться. Мы должны были соединиться на небольшой станции Готня под Харьковом. Я ехала, разумеется, с отцом. И когда наши грузовики выехали за город, мы обомлели: повсюду горел неубранный хлеб, его специально подожгли, чтобы урожай не достался немцам. На это невозможно было смотреть без слез. Так мы добрались до Готни, едва не попав к фашистам, потом переехали в Уральск и так все дальше и дальше. Гибель людей у тебя на глазах, постоянный запах крови, который меня потом долго преследовал, голод…». Юрий Никулин: „Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как тот страх проявляется. С одними случались истерики: они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне спокойно. Но первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто“. Георгий Юматов: «Мы шли на бронекатерах. Прошли Румынию, Венгрию… Это был уже апрель, конец войны – венская операция. Подходим к последнему мосту, все мосты через Вену взорваны… Туман… Авиация «не работает»… Мы уткнулись носом в бык, то есть встали посредине моста, по которому в это время отступала танковая дивизия СС «Мертвая голова». Оба берега у немцев. Причалили, матросы забросили «кошки» и по канатам забрались туда. Мальчишки по девятнадцать-двадцать лет, самому старшему, по-моему, было лет двадцать пять. Пробрались туда, взяли гранаты-связки и под танки! Паника… Переполох… Радист успел на катере отстучать: «Матросы захватили мост». И наши в этот туман бросили десант и захватили мост полностью. Таким образом, была взята Вена…  Пока длилась операция по захвату моста, немцы пришли в себя. Когда они сообразили, что нас там всего человек 15, всех перебили. Оставшиеся в живых были очень сильно искалечены. Выжило всего двое или трое, меня отправили в госпиталь. Привезли, положили на операционный стол, хирург одел маску-наркоз и говорит: «Считай до десяти». Я считаю… и ничего. До двадцати, до ста – тот же эффект… Хирург очень удивился, снял маску, понюхал и приказал: «Ну-ка дайте ему стакан спирта!..». Петр Тодоровский: «8 мая мы с тяжелыми боями вышли к мосту, – вспоминал режиссер, – а по ту сторону уже стояли американцы, они раньше подошли. И вдруг наступила тишина! Мы ведь давно не слышали, как поют птицы, как журчит вода. Река для нас была «водная преграда», холм – «высота», которую надо занять любой ценой. А здесь трава зеленая, май, лошади в траве на берегу Эльбы валяются. Мы сбросили портянки и тоже упали в траву вместе с лошадьми. И то ощущение счастья, которое я при этом испытывал, словами описать невозможно». Материал взят: https://topwar.ru/45390-sovetskie-aktery-uchastniki-velikoy-otechestvennoy-voyny.html https://www.kp.ru/putevoditel/int
08.05.2020 в 12:20


22 июня 1941 года Владимир Иванович Немирович-Данченко, узнав о коварном нападении фашистской Германии на наши земли, откликнулся взволнованным письмом. Он писал: «...Твердо знаю, что советский театр сделает все, чтобы его работа была полезной и нужной в осуществлении открывающихся перед нами великих всенародных задач — защиты Родины, всемерной помощи нашей доблестной Красной Армии в разгроме ненавистного врага...». Сергей Морщихин: «В 1942 году моим соседом по койке в госпитале был мой однополчанин лейтенант Кондратович. Сухопарый и долговязый, всегда оживленный свои рассказом или общей беседой, он был душою всей палаты. Не случайно врачи сделали нас соседями: по выражению Кондратовича, «из нас двоих мог получиться один вполне здоровый старший лейтенант». Я был тогда капитаном и с моими гипсовыми руками состоял у него, раненного в обе ноги, на побегушках, а его руки были необходимы мне, чтобы обедать, умываться, причесывать и даже чистить зубы. Такая «взаимозаменяемость», естественно, сблизила нас, и мы часто откровенничали. Тысячи ленинградских ополченцев, - в прошлом кабинетные работники, аспиранты и научные сотрудники, близорукие от многолетнего чтения и письма, инженеры и управхозы, прорабы и актеры – стали солдатами. Среди них видал я в делах сержанта Семена Пушкина из Ленинградского ТЮЗа, автоматчика Маринина из Театрального института, гвардии капитана Морозова из Театра Революции, красноармейцев Кузнецова и Дермана, скрипача и виолончелиста из Малого оперного театра и немало других товарищей. Встретившись после победы, мы помянем павших героев, и среди них Сеню Пушкина, веселого сержанта, отделенного командира». Юрий Любимов: „Войну я встретил на границе. Нас с ансамблем послали обслуживать границу, мы приехали с составом своим и с этим же последним составом, уже под бомбежкой немцев, мы возвращались“. Владимир Басов: «В моей юношеской голове не укладывалось, как это можно играть, когда нужно палить. Вместо институтов мои одноклассники оказались в окопах, вместо занятий науками - строевая, марш-броски с полной выкладкой. Сначала пот, мозольные волдыри из-за неумения правильно навернуть портянки, потом - борьба с самим собой, кровь. Беспощадная статистика времени: мои ровесники, десятиклассники выпуска 1941 года на фронте погибали чаще всех. Наши семнадцатилетние жизни война поглощала особенно охотно, так и не позволив узнать и почувствовать все счастье возраста. Но в одном мы оказались счастливее. Жизнь закалила нас, научила сразу и навсегда отличать врага от друга, человека мужественного от труса и предателя. Мне надо было выжить, и войну я вспоминаю, несмотря на весь ее ад, самым прекрасным временем в своей судьбе. Война стала моими университетами. А истинный аттестат зрелости моё поколение получило у стен Рейхстага». Материал взят: https://topwar.ru/45390-sovetskie-aktery-uchastniki-velikoy-otechestvennoy-voyny.html https://www.kp.ru/putevoditel/int
08.05.2020 в 07:00


Завтра — День Победы! Мы вспоминаем тех, чьи жизни война разделила на «до» и «после». Среди прошедших эту войну, было много артистов. И как же важны для нас их рассказы о пережитом! Для нас ― тех кто не видел войны. Анатолий Папанов: „Как можно забыть о двухчасовом бое, унесшим жизни двадцати девяти человек из сорока двух?.. Мы мечтали, строили планы, спорили, однако большинство товарищей погибли на моих глазах… До сих пор ясно вижу, как упал мой друг Алик. Он хотел стать кинооператором, учился во ВГИКе, но не стал… Из выживших сформировали новый полк — и снова в те же места, и снова бой… Я видел, как люди после сражения совершенно менялись. Видел, как за одну ночь седели. Раньше думал, это литературный прием, оказалось — прием войны… Говорят, что человек может привыкнуть ко всему. Я в этом не уверен. К ежедневным потерям я привыкнуть так и не сумел. И время все это не смягчает в памяти…“ Владимир Этуш: „На войне время сжимается, иногда кажется, что за сутки ты прожил целую жизнь. Поэтому есть вещи, которые уже стерлись из памяти, а есть то, что я не смогу забыть никогда. Боев было много, и мне, лейтенанту, приходилось и бежать с винтовкой в руках, и командовать пулеметным расчетом, и лежать в обороне в цепи солдат. Однажды в такой цепи мой сосед, один из бойцов нашего полка, получил ранение в легкое, у него начался пневмоторакс, он задыхался. Необходимо было его приподнять, чтобы облегчить страдания. Я попытался это сделать, и вдруг его голова упала мне на грудь. Другая пуля, предназначенная мне, угодила в него… Как мне это забыть?“  Иннокентий Смоктуновский: „Ангел-хранитель у меня определенно есть“, — говорил Иннокентий Смоктуновский. — Страшны минуты перед сигналом к атаке, но самое ужасное — это плен, чувство, что жизнь твоя тебе не принадлежит. Любой фашист мог подойти, приставить к затылку пистолет — и все…» Зиновий Гердт: «Я был сапером, командиром, дослужился до инженера полка в звании гвардии старшего лейтенанта, награжден орденами и медалями. Но в самодеятельности совсем не участвовал, и даже когда на фронт приезжали театральные бригады, никому не говорил, что я актер. Помню, когда я буквально умирал в Белгороде от заражения крови, пришла ко мне начальница госпиталя. Сейчас, говорит, у нас актеры из Вахтанговского театра выступают, хотите, я их к вам приглашу? И пришли ко мне Ляля Пашкова и Саша Граве, которых я по Москве хорошо знал. А они меня и не узнали: такой я тогда был… Мне почему-то страшно хотелось картошки в мундире. Они раздобыли целый котелок. А у меня всего-то сил хватило полкартошки съесть". Борис Сичкин: «...Под Курской дугой я принял решение бросить ансамбль и бежать на фронт, - вспоминал Борис Моисеевич в книге «Я из Одессы, зрасьте!». - Я «потерялся», меня быстро присоединили к группе солдат и погнали на переформировку... Я попросился в пулеметчики... Несколько дней я был на фронте: стрелял, и в меня стреляли... О моем побеге было сообщено в политуправление. Вскоре в мою новую часть явились два майора из политуправления и арестовали меня как дезертира... Я несколько дней находился под арестом, наконец, меня доставили к начальнику политуправления фронта... Генерал спокойно объяснил мне, что я самовольно бросил часть, а это наказуемо. Что касается пользы, то в ансамбле от меня больше толку, чем на передовой. Я вернулся в ансамбль, а дело с военным трибуналом было закрыто».  Аркадий Райкин: "«Да, мы не ходили в атаку и в разведку, не стреляли из винтовок и орудий, не пускали под откос поезда, не ремонтировали танки в студеных цехах. И тем не менее работа, которую мы делали, была важна. Мы проехали десятки тысяч километров, выступали на кораблях и батареях, на заводах и полевых станах, в землянках и госпиталях. Не раз попадали под бомбежки и артобстрелы, а однажды ночью даже залетели на самолете в тыл к противнику (это было в 1944 году в Латвии; самолет сбился с курса, и нас обстреляли из зенитных орудий)... Нам приходилось работать почти круглые сутки, мерзнуть и голодать… Впрочем, все это было в порядке вещей»". Материал взят: https://topwar.ru/45390-sovetskie-aktery-uchastniki-velikoy-otechestvennoy-voyny.html https://www.kp.ru/putevoditel/int

Главное

Прогноз погоды

Ясно

+11°..+12°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку