«Дни нашей жизни» – пьеса Леонида Андреева. Написана в 1908 году по мотивам двух неопубликованных рассказов писателя. В эти годы (с 1907 по 1910) Анд-реев легко жонглировал жанрами, написав три «реалистичные» (среди которых как раз наши «Дни…») и четыре символистские пьесы (в том числе «Черные маски» и «Ана-тэму»). В эти годы наш «душевед» Лев Толстой в приватной беседе уже успел бросить об Андрееве фразу, вошедшую в энциклопедический словарь крылатых выражений: «Он пугает, а мне не страшно». Андреев, конечно, признанный мастер «психоделиче-ских» литературных приемов. Но в «Днях…» писатель никого не пугает. Он рассказы-вает одну историю. И рассказ этот – с кровью. Прототипы. Считается, что пьеса во многом автобиографична. Что главный герой студент Николай Глуховцев – это сам Леонид Андреев. А вот на прототип его возлюбленной Оль-Оль претендуют сразу несколько «андреевских» женщин. Не в прямом смысле повторения судьбы – главная героиня пьесы («небесное создание») оказывается, скажем так, девушкой с витиеватой судьбой. Женщиной «с тайной». Жанровые точные зарисовки пьесы взяты из наблюдений автора за жизнью жильцов номеров Фальц-Фейна в Москве. В одном из таких номеров сам пораженный Андреев вступал в драку с матерью, которая превратила свою дочь в «живой товар». Сценическая история.
Пьеса написана упругим сценическим языком. В ней нет воды, Сюжет выстроен с безукоризненным ритмом. И при всей своей «правдоподобности» она совершенно не терпит, чтобы ее открывали бытовым ключом, как это (внимание, исторический экс-курс) сделал в свое время Евтихий Карпов на премьере «Дней…» в петербургском Но-вом театре 6 ноября 1908 года. Такого «натурализма» Андреев не принял, несмотря на то, что в роли Глуховцева на сцену вышел гениальный Павел Самойлов, а его партне-ром (в роли Онуфрия) был сам Судьбинин. Пьесу Андреева не запрещали, но, как водится, потрепали автору нервы. В обая-тельнейшем образе поручика Миронова «царские сатрапы» углядели поклеп на всю армию и твердо приказали сделать из военного – штатского. Из чего вы можете также понять, что проблема с дураками (как и с дорогами) далеко не сегодняшняя. Сценическая история пьесы не так уж богата. В разное время и на разных сценах ее героями становились Блюменталь-Тамарина, Ольга Викланд, Ростислав Янович Плятт и Ирина Вульф. Сегодня
Спектакль «Дни нашей жизни» был в репертуарных планах Рудольфа Фурманова уже несколько лет. Каждый сезон твердо обещая «завязать» с так называемым «полным метром» и ставить спектакли в лучшем случае на двух-трех артистов: «…потому что, во-первых, не собрать, и потом просто надоело булгачить огромные декорации» (прямая цитата), за последние три года театр Фурманова выпускает уже пятую «многонаселенную» премьеру (в спектакле занято более двадцати ведущих петербургских артистов). И в четвертый раз спектакль ставит сложившийся творческий тандем режис-сера Юрия Цуркану и художника-постановщика Владимира Фирера. «Дни нашей жизни» имеют одну необычную связь с театром имени Андрея Миронова. Дело в том, что автор пьесы, великий русский писатель Леонид Андреев почти четыре года, с 1914 по 1917 (т.е.практические все последние годы своей жизни, писа-тель умер в 1919 году в Финляднии, ставшей уже заграницей) был жителем нашего до-ма, где сейчас находится театр. Распределение, как водится в нашем театре, делал сам художественный руководитель. И я не знаю среди нынешних худруков человека, который бы делал это с таким искренним удовольствием, с таким предвкушением творческой энергии, которую это распределение вызовет у объектов. Наконец, это просто снайперские назначения.