Сам Тургенев не считал пьесу годной для сцены, в 1854 году он напишет: «это собственно не комедия — а повесть в драматической форме. Для сцены она не годится, это ясно; благосклонному читателю остается решить, годится ли она в печати». Как драматическое произведение пьеса всеми газетами была названа «скучной», или даже «скучнейшей», и несценичной, хотя в то же время признавались ее высокие литературные достоинства.
По-настоящему открыл пьесу именно ХХ век. Должна была завоевать мировую сцену новая драма, а герои Чехова, Ибсена, Стриндберга стать властителями дум, чтобы сквозь тонкое психологическое кружево «Месяца в деревне» проступили совсем другие смыслы – резкие, дисгармоничные.
Что сегодня стало главным в этой пьесе для постановщика, какую любовную работу ведет современный человек, и что происходит с классическим любовным тургеневским четырехугольником в наши дни — темы спектакля «Месяц в деревне».