Одна из самых любимых и популярных оперетт Имре Кальмана, в России более известная под названием «Мистер Икс», впервые будет представлена максимально близко к оригинальной авторской редакции в музыке, в либретто и в названии. Это «Принцесса цирка».
Мелодраматическая история с подлогами, обманами, поединком характеров и счастливым финалом, в котором влюбленные соединяются, а зло остается «с носом», родилась из-под пера постоянных соавторов Кальмана - либреттистов Альфреда Грюнвальда и Юлиуса Браммера. Сам композитор определил главное место действия нового произведения: цирк.
Завязка интриги закручивается в 1912 году в России, а точнее - в Санкт-Петербурге. На представлении загадочного артиста в маске, исполняющего смертельный номер на манеже петербургского цирка, появляется богатая вдова Феодора Палинская. По условию завещания, чтобы сохранить наследство, она должна в течение шести недель после смерти мужа выйти замуж за соотечественника. В противном случае, ее состояние перейдет родственникам бывшего мужа за границей. Среди многочисленных претендентов на руку и состояние красавицы - великий князь Сергей Николаевич, которому Феодора уже неоднократно отказала. В отместку князь решает посрамить княгиню, подстроив ее брак с циркачом, которого выдает за русского принца. Но князь не знает о том, что под маской Мистера Икса скрывается потомственный дворянин и русский офицер...
Премьера оперетты «Принцесса цирка» состоялась в 1926 году в Вене, в театре «Ан дер Вин». Годом позже ее, в значительно переделанном виде, увидели в России. Изменения касались как географического контекста - в русских версиях действие полностью переносилось в Париж или Вену, а герои становились французскими или австрийскими аристократами, так и идеологического. Ни о каком благородном русском офицере на сцене не могло быть и речи...
Новинка репертуара имела у зрителя успех, в том числе и благодаря ярким и эффектным характерам второстепенной комедийной сюжетной линии - колоритной хозяйке ресторана госпоже Каролине и ее метрдотелю Пеликану, а также молодой паре влюбленных: сыну грозной рестораторши Тони и циркачке Мабель.
Наибольшую популярность у поклонников жанра оперетты в России XX века получила киноверсия 1958 года, снятая Ю.Хмельницким с участием Георга Отса, Марины Юрасовой, Анатолия Королькевича, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Зои Виноградовой, Григория Ярона. Фильм родился после того, как двумя годами ранее Хмельницкий поставил одноименный спектакль на сцене ленинградской музкомедии.
Сегодня в новом спектакле творческий коллектив принял решение восстановить в правах авторскую редакцию «Принцессы цирка», возвращая действие в дореволюционный Петербург начала XX века.