Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
22232425262728
2930311234
567891011
Малооблачно  +12…+12°C
Вход Добавить на сайт
1 апреля 2015 г. 11:08 1270 Театр

Театральная фантазия о тунеядце Бродском

В музее Ф. М. Достоевского состоялась премьера совместного проекта "Открытой сцены" в Петербурге и независимого театра "БААТ" под названием "Суд над тунеядцем Бродским" в постановке молодого режиссера Дениса Шибаева.


 

В 1963 году в газете "Вечерний Ленинград" была опубликована статья-фельетон "Окололитературный трутень", из которой следовало, что молодой поэт Иосиф Бродский, на самом деле, является бездельником и изменником Родины. За то, что поэт "пописывает стишки, перемеживая тарабарщину нытьём, пессимизмом, порнографией", авторы утверждали, что "надо перестать нянчиться с окололитературным тунеядцем" и выселить его из Петербурга.

Потом состоялся суд. Протокол того заседания, записанный журналисткой Фридой Вигдоровой и опубликованный под названием "Судилище", выглядит нелепым и безумным:

Судья: А вообще, какая ваша специальность?
Бродский: Поэт, поэт-переводчик.
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: А кто причислил меня к роду человеческому?

Таким же безумным выглядит спектакль. Спустя полвека кажется, что судить такого поэта, как Бродский – это странно и смешно. Поэтому труппа театра "БААТ" начала веселиться. Судья (Дарья Степанова) – типичный "синий чулок" – стальным голосом зачитывает фрагменты фельетона. К ней присоединяется странная группа: Кентавр (Андрей Панин) с плюшевым крупом, из кармана которого торчит тот самый выпуск "Вечернего Ленинграда" 1963-го года; Человек с зелёным лицом (Вадим Франчук) и скрипкой в руке, Фаталист (Владимир Антипов) в пёстром спортивном костюме, в синей шапке-петушке и с игрушечным котиком, обёрнутым вокруг шеи; невменяемый Довлатов (Алексей Забегин) в панамке; отстранённый Негр и Зек (Валерий Степанов) в телогрейке.

Сидя за столом, они произносят ничего незначащие реплики, шутят, зачитывают отрывки судебного заседания и стихи Бродского, занимаются разными бессмысленными вещами – как будто бы просто тянут время до конца спектакля. Всё это происходит на сцене, на которой нет декораций. И действие будто бы происходит вне времени и пространства. Бродский растворяется в персонажах, в каждом из них – он. В то же время, все они являются ещё и судебными обвинителями, теми свидетелями, каждый из которых лично с Бродским не был знаком, но осуждал поэта. Судья из унылого "синего чулка" превращается в невесту с завязанными глазами, словно Фемида. Правда, она пьяна и спит. Такой же она, вероятно, была, когда выносили приговор Бродскому – вести это абсурдное дело, вынести по нему такой приговор в трезвом уме вряд ли выйдет.

Периодически на сцену выходит Маруся (Вера Параничева) в голубом платье и с акцентом читает стихи – вероятно, она представляет собой влияние Америки на поэта. Эти выходы, а также то, что судья пьёт водку и засыпает на столе, а другие персонажи обливаются водой из ведра, ссорятся и шутят – всё слабо связанно по сюжету и очень экспрессивно. Можно сказать, что постановка создана в лучших традициях современных независимых театров.

Спектакль посвящён 75-летию со дня рождения Иосифа Бродского. И, как справедливо замечают сами авторы, это вольная театральная фантазия, в которой реальные исторические факты беззаконно сплетаются с фантасмагорическими образами, навеянными, в том числе, и лирикой великого поэта. Такая фантазия, в которой даже подлинные тексты судебного заседания и фельетона кажутся причудливыми, нереальными, выдуманными.

Автор: Татьяна Кучинская, Фото — Виктор Васильев © Открытая сцена, 2015
Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, Спектакль "Суд над тунеядцем Бродским"
Комментарии пользователей
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 



Статьи по теме
Гримерки, мастерские, костюмерные: что скрывает закулисный мир Театра Комедии им. Акимова Гримерки, мастерские, костюмерные: что скрывает закулисный мир Театра Комедии им. Акимова Когда театр начинается не с очереди в гардероб и оживленной публики в холле, а с возможности заглянуть в гримерку и увидеть темный зрительный зал со сцены в свете софитов, пройдя узким служебным коридором - рождается приятное чувство творческой причастности. Если вы не актер или сотрудник театра, то...
Главное в Петербурге
Показать еще
Добавьте концерт группы НОМ в свой календарь, а музей современного искусства Эрарта в любимое место. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит 2 билета на концерт 1 июня.

Оставьте отзыв на странице фильма "Стража Галактики. Часть 2" и становитесь участником розыгрыша сувениров. Авторы наиболее интересных рецензий получат в подарок один из сувениров к фильму.