Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
22232425262728
2930311234
567891011
Малооблачно  небольшой дождь  +12…+13°C
Вход Добавить на сайт

Академический Драматический Театр им. В.Ф. Комиссаржевской - афиша, сайт и репертуар

+7 (812) 315-53-55
Россия Санкт-Петербург ул. Итальянская, д. 19
Адрес СПб, ул. Итальянская, д. 19
Район Центральный район (Санкт-Петербург)
Метро Гостиный двор (238 м), Невский проспект (423 м)
Телефон +7 (812) 315-XX-XX показать
Сайт http://www.teatrvfk.ru/
Купить билет
Вы - владелец этого места?
 
Описание Пожаловаться обновлено 01.02.2017
 

18 октября 1942 г., в самое суровое время блокады, спектаклем по пьесе К. Симонова «Русские люди» в Ленинграде открылся новый театр – «Городской», труппу которого составили артисты Радиокомитета, Театра драмы им. Пушкина - М. Петрова, М. Павликов, В. Стрешнева, А. Янкевский, П. Курзнер, М. Домашева, П. Андриевский, В. Ярмагаев, К. Миронов, Н. Левицкий, режиссеры И. Горин, И. Зонне. Театр возглавил С. Морщихин. Позже труппа пополнилась актерами Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии. Пришли артисты В. Честноков и А. Соколов. Театр укреплял в человеке силу духа, помогал выжить. Ленинградцы называли его Блокадным.

Осенью 1944 г. театр стал называться Ленинградским драматическим. Мирное время диктовало иные задачи. Художественный лидер пришел не сразу. И хотя на этой сцене ставили спектакли такие яркие режиссеры, как В. Кожич, Е. Гаккель, Б. Зон, Р. Сирота, П. Вейсбрем, И. Ольшвангер, театр не имел цельной художественной программы. Удачи были единичными — от спектакля к спектаклю, от режиссера к режиссеру, — «Женитьба Белугина» А. Островского, «Нахлебник» И. Тургенева, «Три сестры» А.Чехова. Шумным успехом пользовался спектакль 1948г. В. Кожича «Дон Сезар де Базан» с Владимиром Честноковым в главной роли.

В 1950-60-е годы в театре работали режиссеры В. Андрушкевич («Дон Хиль Зеленые штаны» Тирсо де Молины, совместно с З.Корогодским; «Чудак» Н. Хикмета, совместно Р. Сиротой), М. Сулимов («Иду на грозу» Д. Гранина, «Дети солнца» М. Горького, «Еще не вечер» В. Пановой.

Здесь начинали молодые режиссеры А. Белинский («Миллионерша» Б. Шоу), И. Владимиров («Время любить» Б. Ласкина). Становились актерами молодые Эмилия Попова, Алиса Фрейндлих, Игорь Дмитриев, Блистали Иван Дмитриев, Галина Короткевич, Станислав Ландграф, Ставились молодых драматургов А. Галича, Д. Гранина, И. Дворецкого, Э. Брагинского, Л. Зорина, работали художники В. Рындин, А. Босулаев, М. Григорьев, Д. Лидер, О. Целков и др.

В 1959 театру присвоили имя В.Ф.Комиссаржевской. Театр возглавил известный режиссер и театральный педагог М.Сулимов. Эти события ознаменовались постановкой спектакля «Дети солнца по пьесе» М.Горького. Спектакль был посвящен памяти великой актрисы (впервые эта пьеса была поставлена в театре Комиссаржевской с ее участием).

С 1966 года и до самой смерти (1991) театром руководил ученик Л. Вивьена Рубен Сергеевич Агамирзян (1912-1991). Его знаменитая постановка трилогии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис» стала для театра таким же символом, как «Чайка» МХАТа. Именно в этот период театр обрел творческое лицо, определил свой уникальный путь в искусстве. Агамирзян терпеливо выращивал цельный театральный организм, объединив в труппе актеров разных поколений, обновляя коллектив своими воспитанниками по Театральной Академии, (тогда ЛГИТМиКа).

Выстраивался новый репертуар, в котором ставка делалась на новую отечественную драму во всем разнообразии ее многонационального потока. На афише были имена Ч. Айтматова, В. Быкова, Н. Думбадзе, И. Друцэ. Здесь состоялся дебют драматурга Г. Горина, спектакль «...забыть Герострата!». Современная тема была традиционно приоритетной. Театр «гремел» по всей стране своими новаторскими публицистическими постановками современных пьес — Г. Горина, М.Шатрова («Большевики», «Синие кони на красной траве»).

В кулисах театра смешались много художественных событий, но память обо всех, кто служил этой сцене, бережно хранится и поныне. Театр хранит актерскую преемственность, и, приходя в труппу театра, молодежь оказывается в атмосфере доброжелательности и творческой активности. Многие актеры театра хорошо известны российскому зрителю. Это народные артисты России Галина Короткевич, Борис Соколов, Георгий Корольчук, Тамара Абросимова, заслуженные артисты Ефим Каменецкий, Валентина Панина, Наталья Орлова, Татьяна Самарина, Наталья Четверикова, Анатолий Горин, Маргарита Бычкова, Нелли Попова и др.

С 1992 года художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской стал Виктор Новиков, проработавший завлитом в эпоху Р. Агамирзяна. Его Театр открыт новым идеям, поэтому здесь ставят спектакли режиссеры разных поколений. Приглашение на постановки различных режиссеров придает внутреннюю подвижность творческому коллективу, является гарантом художественной новизны. Очень важно, чтобы и зритель, и создатели спектакля получали радость от творчества. Многообразен жанровый диапазон театра. На афише - лирические комедии, драмы и трагикомедии - каждое поколение может выбрать свой спектакль. Постановки режиссеров Александра Морфова, Александра Баргмана, Вениамина Фильштинского, Виктора Крамера, Игоря Коняева, Валерия Гришко, Георгия Корольчука обнаруживают различные направления и разные уровни прочтения классической и современной драматургии.

Академический драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской является активным участником Новой Европейской Театральной Акции (New European Theatre Action - NETA). География гастролей театра им.В.Ф.Комиссаржевской весьма обширна.

В разные годы театр выезжал на гастроли в Израиль, Италию, Албанию, Македонию, Словению, Германию, США (Нью-Йорк, Нью-Джерси, Бостон, Чикаго, Филадельфия, Вашингтон Д.С., Пало-Альто, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сан-Диего), Украину, Белоруссию, Эстонию, Латвию, Японию, Болгарию, а также гастролировал в городах России (Сургут, Владикавказ, Москва, Калининград), по Ленинградской области.

Одно из приоритетных направлений театра – это обменные гастроли и совместные проекты.

Театр им.В.Ф.Комиссаржевской имеет свою индивидуальность, свое «лицо», определившееся не только историей, связанной с Верой Комиссаржевской, театром при Пассаже, Передвижным театром Гайдебурова и Скарской, Блокадным театром, театром Радлова, Сулимова и Агамирзяна, но и сегодняшним днем. Имея традиции, перекличку времен и эпох, мы не стремимся к сознательному сужению в рамках одного выбранного направления. Сохранение баланса между традициями и экспериментом — одна из важных задач театра.

Читать полностью

Репертуар спектаклей и афиша на июнь в Академическом Драматическом Театре им. В.Ф. Комиссаржевской

Vivaldi. АссоциацииVivaldi. Ассоциации
26 мая пятница 19:00
В одном департаменте...В одном департаменте...
26 мая пятница 19:30
Сон в летнюю ночьСон в летнюю ночь
27 мая суббота 19:00
В осколках собственного счастьяВ осколках собственного счастья
28 мая воскресенье 19:00
Про ЛюбовьПро Любовь
28 мая воскресенье 19:30
Театр (по роману Сомерсета Моэма)Театр (по роману Сомерсета Моэма)
29 мая понедельник 19:00
Безымянная звездаБезымянная звезда
31 мая среда 19:00
Прошлым летом в ЧулимскеПрошлым летом в Чулимске
01 июня четверг 19:00


Мероприятия в Академическом Драматическом Театре им. В.Ф. Комиссаржевской

Упоминается в статьях и новостях Петербурга2 Показать все Академический Драматический Театр им. В.Ф. Комиссаржевской: отзывы и комментарии посетителей
Интересность 8
Расположение 8
Интерьер 5
Обслуживание 5
Оценить место   2 голоса
Средняя оценка: 6.5
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Татьяна15 сентября 2016 г. 0:51
Развейте мои сомнения... сегодня14.09. Была на "Живом товаре", но 10.06. Этого же года видела другую версию.. этого спектакля!! И шла ради нее !!! Как увидеть еще раз тот вариант что был 10 июня?!?!!!!
Ответить
0 / 0
Шварцик 20 октября 2015 г. 0:44
19 октября был на спектакле "Театр". Смешанные чувства... Во-первых, буфет надо отдать в аренду другим организаторам. Сахар предлагается насыпать в чашку из обеденной тарелки на прилавке, растворимый кофе продается как свежесваренный, бутерброды третьей свежести. С другой стороны, капельдинерши - суперпрофи, все до одной. Теперь о высоком. Первый акт очень неплох, его даже не смог испортить исполнитель роли Тома Фенелла, весьма плотный и маловыразительный юноша. Во втором акте - ошибки сценариста. Изложение теряет логику, все главные акценты не проставлены, ерунда обозначена. Впечатление, что режиссер хотела дать всем актерам равное время на сцене, вместо того чтобы рассказать о развитии романа Моэма. Финал завален. Хотя хватило бы десяти минут, чтобы показать, как именно Джулия выиграла у соперницы, и как жалок оказался Том. Очень хорош Александр Анисимов в роли лорда Чарльза, хороши и другие окружающие Джулию. Но кажется, будто им дана команда сильно не выпендриваться и не заслонять главную героиню. Общее впечатление: хороший спектакль, но недостатки сценария не дают возможности прочувствовать Моэма.
Ответить
0 / 0
Валерий Иванов28 июня 2015 г. 14:03
18 июня 2015г смотрели спектакль "Опасные связи". Полнейшее разочарование от постановки. Не театральная постановка, а бордель на сцене. Режиссёрская команда, как я понял, представлена поляками. У нас что-нет хороших режиссеров? Вообще грустное зрелища представлено на сцене.
Ответить
0 / 0
Галина Пухова24 декабря 2013 г. 10:57
Давно и преданно люблю театр им. В.Комиссаржевской. Недавно смотрела спектакль "Утоли моя печали"с замечательными артистами И.Краско и Г.Короткевич. Артисты играли просто великолепно, вытягивая скучную историю, актуальную в середине 90-х годов. Двоякое впечатление произвел на меня и нашумевший спектакль «Буря», который стал лауреатом высшей Национальной премии России «Золотая маска»- 2000. Спектакль очень карнавальный, яркий. Актеры играют весело и искрометно. Но мне показалось, что Шекспира здесь не было, так, вариации на тему «Бури» Шекспира. Но все равно хожу в этот театр с удовольствием, он не скучный, но и не эпатажный. Это театр в лучших петербургских традициях, который старается удержать своего зрителя и ему это удается. В зале всегда много молодежи. Спектакль «Буря» ребята принимали в прямом смысле «на ура». Непременно буду ходить в этот театр снова и снова.
Ответить
0 / 0
Маргарита Ачинцева14 ноября 2013 г. 2:39
Хочу попасть на "Волшебную флейту", пригласите, пожалуйста, если можно... Я вполне театральный человек.
Ответить
0 / 0
Любовь Летова5 июля 2013 г. 7:51
Ходили на "Дон Жуана". Отвратительно! С трудом вытерпели одно действие и ушли. Испорчено настроение, потеряны время и деньги. Мерзость!
Ответить
0 / 0
Показать еще

Прошедшие события

Показать все

Официальная группа Вконтакте
Театр им.В.Ф. Комиссаржевской

сегодня в 17:42


#театркомиссаржевской #комиссаржевка #петрополь #санктпетербург

Среди соискателей премии «Петрополь» 2017 года – художественный руководитель Театра им.В.Ф. Комиссаржевской Виктор Новиков.

Самое старинное имя города на Неве – Петрополь (с греческого – Петрополис- город Петра) появилось в первые годы 18-го века – так называл свое детище царь Пётр в письмах того времени.
Наверное «по старшинству» или по причине фонетической красоты, имя это – Петрополь—полюбилось в Санкт-Петербурге творческим людям. Так назван литературный альманах и престижная награда, вручаемая за достижения в искусстве.

Художественная премия «Петрополь» была учреждена в 1999 году* Всероссийским музеем А.С. Пушкина и редколлегией альманаха "Петрополь". Премия ежегодно присуждается за достижения в области культуры и искусства, за оригинальные проекты и за поддержку культуры (меценатство). Символы премии - бронзовые скульптуры Ксении Блаженной и Федора Достоевского работы Сергея Алипова. Премия продолжает существовать благодаря неугомонному человеку - писателю, режиссеру Николаю Якимчуку.

Премия вручается 5 июня, накануне дня рождения Поэта. Церемония проходит в Пушкинском доме на Мойке 12.

*За более чем двадцатилетнюю жизнь премии её лауреатами становились музыканты и художники, писатели и поэты, актёры, режиссёры, барды, меценаты – десятки достойнейших творческих людей. Среди них - Сергей Юрский, Александр Володин, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Светлана Крючкова, Юрий Шевчук, Вениамин Смехов, Андрей Толубеев, Анастасия Волочкова, Даниил Гранин, Александр Дольский, Олег Митяев, Эльдар Рязанов, художники Виктор Тихомиров (Митьки) и Анатолий Белкин, Александр Белинский, Владислав Пази, Константин Кинчев, Сергей Стадлер, Резо Габриадзе, Владимир Рекшан, Андрей Хржановский и другие замечательные люди нашего города.
Театр им.В.Ф. Комиссаржевской

24.05.2017 в 19:29


#бродский #деньрождения #театркомиссаржевской #доравольперт
🎭📚

Сегодня день рождения Иосифа Бродского. Ему исполнилось бы 77 лет.
Художественному руководителю нашего Театра Виктору Новикову довелось общаться с поэтом. Их познакомил общий друг - знаменитый артист балета Михаил Барышников. Впервые они встретились, когда Новикову было 18 лет, а потом увиделись в Нью-Йорке в 1988 году .
Виктор Новиков: "В ту пору в кафе поэтов на Старо-Невском я впервые услышал Иосифа Бродского. Он поразительно, завораживающе читал там свои «Холмы». Мог ли я тогда помыслить, что спустя годы встречусь с Бродским на другом континенте и познакомит нас Михаил Барышников? А с Мишей мы подружились совсем молодыми. Было время, когда он ночевал у нас в коммуналке на Исаакиевской площади. Когда же спустя лет пятнадцать после его «антисоветского поступка» мы встретились с ним в Нью-Йорке, был ощущение, что расстались позавчера. Там же, в Нью-Йорке, в ресторане «Русский самовар» Миша и познакомил меня с Бродским. Узнав, что я работаю в Театре Комиссаржевской, Иосиф поинтересовался: «А как там поживает моя тетка Дора Вольперт?» и мне было приятно передать нашей актрисе Доре Михайловне Вольперт привет от ее племянника. Скромная квартира Бродского в университетском районе Нью-Йорка запомнилась мне пейзажем из разбросанных рукописей. Иосиф заварил кофе, и мы долго говорили о Питере, о литературе, а Барышников время от времени подавал реплику «из Бродского», особенно любимую им: «Пускай художник-паразит другой пейзаж изобразит».
Сейчас много появилось творцов, которые ведут себя, как гении, хотя ровным счетом ничего не значат. Настоящим же гениям никогда не придет в голову напомнить о своей значительности. Так я всегда чувствовал себя в обществе великого поэта и великого танцовщика"

📝Историческая справка
ВОЛЬПЕРТ ДОРА МОИСЕЕВНА
15 мая 1909 — 7 мая 1991, Ленинград.

Родилась в Двинске, одной из пятерых детей в семье агента по торговле швейными машинками фирмы «Зингер» Моисея Борисовича Вольперта и его жены Фани. Во время Первой мировой войны семья бежала из прифронтовой зоны и после года скитаний по Украине в конечном счёте обосновалась в Петрограде.
До Великой Отечественной войны работала в ленинградском Большом драматическом театре; в частности, сыграла роль Антонины в пьесе «Егор Булычёв и другие» в постановке 1932 года.
В годы войны — в эвакуации, работала в Ташкентском театре юного зрителя.

После возвращения в Ленинград в 1944 году и до конца жизни была актрисой Театра имени В. Ф. Комиссаржевской, играла, в частности, няньку Антоновну в пьесе М. Горького «Дети солнца» по одноимённой пьесе и Аквариме в спектакле «Если бы небо было зеркалом». А также в спектаклях:
● А. Галич «Август» (режиссёр - И. Ольшвангер)
● Е. Шатрова, М. Волина «Битва за жизнь» (режисёр - П. Вейсбрем)
● О. Окулевич «Джордано Бруно» (режиссёр - М. Сулимов)
● Л. Леонов «Живая вода» (инсценировка - С. Зельцер, И. Ольшвангера по роману «Русский лес», режиссёр - И. Ольшвангер)
● А. Островский «Женитьба Бальзаминова» (режиссёр - Г. Никулин)
● А. Островский «Поздняя любовь» (режиссёр - А. Соколов)
● П.К. Магну «Дом синьора Антонио» (режиссёр - Н. Бирман)
● Д. Барри «То, что знает каждая женщина» (режиссёр - В. Андрушкевич)
● В. Собко «За вторым фронтом» (режиссёр - Е. Гаккель)
● Г. Горин «…забыть Герострата» (режтссёр - Р. Агамирзян)
● Ф. Абрамов «Пелагея и Алька» (режиссёр - Ю. Аксенов)
● Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (инсценировка И. Ольшвангера, режиссёр - И. Ольшвангер)
● А. Чехов «Три сестры» (режиссёр - Е. Гаккель)

Муж Д. М. Вольперт - актёр и режиссёр Михаил Савельевич Гавронский (1904 - 1984)
Племянник - поэт Иосиф Бродский (1940 - 1996)

Дора Моисеевна похоронена на Еврейском кладбище Санкт-Петербурга.
Театр им.В.Ф. Комиссаржевской

24.05.2017 в 17:25


#театркомиссаржевской #летниекнижныеаллеи #деньгорода #санктпетербург
📚🎭

Весна добралась до города! Она пришла, немного опоздав, почти к лету, но это неважно, главное - сейчас она с нами. И теперь вы можете увидеть любимых артистов не только на сцене Театра им. В.Ф. Комиссаржевской, но и на улицах города.

📌НЕ ПРОПУСТИТЕ!
5 июня с 16.00 до 17.00 в рамках проекта #летние_книжные_аллеи* на Малой Конюшенной выступят артисты Театра им. В.Ф. Комиссаржевской.

Театр представит народный артист РФ Иван Краско, актеры покажут фрагмент спектакля «Мыльные ангелы» кубинского драматурга Э.Кинтеро в постановке болгарского режиссера Александра Морфова. Спектакль «Мыльные ангелы» - номинант высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», участник фестиваля искусств «Балтийские сезоны» в Калининграде, международных фестивалей в Македонии «Охридское лето» и «Битолское лето».
В отрывке будут заняты: заслуженные артисты РФ Ольга Белявская, Маргарита Бычкова, артисты Ольга Арикова, Кристина Кузьмина, Александра Сыдорук, Александр Анисимов, Егор Бакулин, Иван Васильев, Юрий Ершов, Арсений Иванкович Сергей Колосов, Владимир Крылов, Родион Приходько.

*Традиционные Книжные Аллеи работают в Санкт-Петербурге с 13 мая по 16 сентября. Проект стартовал в 2015 году на территории Михайловского Замка и вот уже второй год подряд проводятся на Малой Конюшенной улице. Здесь можно найти книги по самым различным темам, сувениры, периодическую печать.

Дорогие зрители, ждём вас! Если вы уже видели спектакль "Мыльные ангелы" на сцене Театра, вам будет интересно посмотреть его в новых предлагаемых обстоятельствах, а если нет, у вас есть прекрасная возможность познакомиться с ним под небом великолепного Петербурга.
Театр им.В.Ф. Комиссаржевской

18.05.2017 в 17:47


#комиссаржевке75 #юбилей #юбилейкомиссаржевки #театркомиссаржевской
🎭

Результаты опроса «День рождения – грустный праздник? Не для нас!»

Дорогие друзья! Мы очень благодарны вам за помощь и реальные подсказки, мы обязательно воспользуемся вашими советами и донесем все результаты опроса до художественного руководства. Будем вместе творить искусство! Еще раз позвольте поблагодарить и выразить восхищение вашим вниманием и любовью к удивительному, волшебному Театру им.В.Ф.Комиссаржевской!

👀С описанием и результатами опроса вы можете ознакомиться в документе, прикреплённом к посту.

🎁Мы поздравляем наших финалистов и публикуем их имена, чтобы театр знал своих героев! Каждый из них выбрал спектакль, на который давно хотел сходить (или увидеть любимую постановку в очередной раз).

Уже посетили спектакли:
– «Доходное место» (6 мая)
– «Графоман» (7 мая)
– «Безымянная звезда» (8 мая)
– «Утоли моя печали» (9 мая)
– (10 мая)
, , – «Прикинь, что ты бог» (11 мая)
– «Мыльные ангелы» (13 мая)
, , , – «Кто боится Вирджинии Вулф» (14 мая)
– «Живой товар» (17 мая)

Сегодня (18 мая) , , и пойдут на спектакль «Буря»
, , – на малой сцене увидят спектакль «Бесконечный апрель» (18 мая)
- «Прошлым летом в Чулимске» (19 мая)
, - (21 мая)
, - «Доходное место» (22 мая)
, , - (29 мая)
- «Утоли моя печали» (31 мая)
очень хочет увидеть спектакль «Привидения», и ждёт, когда он появится в репертуаре.

Мы ещё раз благодарим за интерес, терпение, любовь и преданность! Следите за афишей, читайте новости, присылайте e-mail и, конечно, приходите в Театр!
Театр им.В.Ф. Комиссаржевской

16.05.2017 в 18:48


#театр #театркомиссаржевской #комиссаржевка #итальянская19 #восколкахсобсвенногосчастья #жванецкий #дитятковский

📝ПЕРЕПИСКА МАРИНЫ ДМИТРЕВСКОЙ И ЮРИЯ БАРБОЯ.
КАК ЭТО, КАК ЭТО, КАК ЭТО?... // «В осколках собственного счастья» Г. Дитятковского в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской // Петербургский театральный журнал №87-88, 2017
Письмо 1:

М. ДМИТРЕВСКАЯ – Ю.БАРБОЮ
Дорогой Юрий Михайлович! Кто, если не мы?
1974 год. Вы — завлит Комедии, где молодой Михаил Левитин ставит тексты Жванецкого под названием «Концерт для...». Я — студентка третьего курса, которая ходит на этот спектакль из раза в раз и пишет о нем лучшую в своей жизни курсовую после того, как спектакль, прошедший 14 раз, снят.
Наверное, ни Вы, ни я сорок лет не можем забыть Дрейдена- Фортепиано во фраке и с поднятыми худыми руками: пам-пам-пам-пам... И Захарова - зловещего Молоденького администратора... Впрочем, и Ольгу Антонову с ее «Сонце - без Л — сонце!», и Веру Карлову-Скрипку, которой мальчик целует пахнущие кухней руки... Я даже набралась наглости и опубликовала когда-то свой давний студенческий текст памяти того спектакля к «ПТЖ» №34. Он, знаете ли, был мне дорог...
Надо ли, надо ли, надо ли надо ли говорить, что я побаивалась идти на спектакль Григория Дитятковского «В осколках собственного счастья» по тем же текстам Жванецкого? (Оказалось – не только и не совсем по тем). Думаю, побаивались и Вы.
После первого просмотра впечатление мое не было утешительным. В формальном смысле спектакль оказался собран из «фирменных» приемов Дитятковского.
Визуально — как будто «Потерянные в звездах» (серое замкнутое пространство, плащи пожилых мужчин, монохромная элегантность, стоп-кадры моментальных снимков, в которых под вспышкой замирают герои, отговорив свое, и вообще — комедия в несмешном казенном пейзаже).
Пластически — тексты, порой переходящие, как принято у Дитятковского, в танцевальные экзерсисы.
А вот содержательно я никак не могла понять, из какого времени и про какое мне рассказывают. В актерах (кроме зло-веселого Георгия Корольчука и гротескового Ефима Каменецкого - старика с петушиным голосом, хочется сказать «петушьим», как у Гоголя в «Женитьбе») не хватало «подвижности, хорошей ярости... Молодецкого удара, так сказать, сзади…». И общем, какая-то сказка о потерянном времени.
А ведь Жванецкий относительно времени никогда не абстрактен. Юмор его всегда очень контекстовый, бел чего немыслима сатира как таковая, да и лирика тоже невозможна: в каждое десятилетие свет надает по-своему. Поэтому атрибуты 1970 х (например, бесконечные очереди) в сегодня не переходят, тексты про них звучат странно: «Мне не надо от тебя ничего, кроме сапог». (Надо бы спросить студентов — что они понимают в этом фразе, почему здесь сапоги...)
Жванецкий помудрел позже, став из сатирика и правда философом, но при этом четырехтомник свой не сделал просто «Избранным», а четко разграничил: 1-й том — «.Шестидесятые». 4-й том — «Девяностые». И они не пересекаются.
Потому что контекст.
Потому что Бог – в деталях.
Потому что сказать сегодня «Не хватает молока, и надо сходить в другой магазин» (так говорят в спектакле) — невозможно. То есть сказать возможно, но кто поймет? А когда но произносит молодая, красивая, по-сегодняшнему ухоженная Евгения Игумнова, на измученную артистку Ленконцерта 70-х совсем не похожая, - не ловлю темы даже я, ровесница героев спектакля, ностальгирующих о своей жизни, 25 лет которой прошло в очередях. У меня 25 не прошло, это у мамы моей прошло. Может быть, у Ефима Каменец кого, но не у Самочко й Корольчука.
В давнем «Концерте для...» слово «время» вмещало разное: «не хватило времени» - в том числе означало и «не хватило современности, эпохи не хватило». А тут?
Сразу скажу, что последнее время (не в плане наставших последних времен», а просто в последние годы) для меня вообще вопрос - в каком времени мы живем, в какой эпохе существует зал (того же театра Комиссаржевской, например). Ведь народонаселение не живет в реальном времени, реальность замещена фейковым виртуальным телевизионным безвременьем, чаще всего калькирующим 70-80- е. В этом смысле народ бултыхается безо всякого самоопределения, не очень представляя, какое на дворе тысячелетие, да ему, в общем, и все равно... Он не живет на улице, он живет в сериалах и программах первых каналов, он живет в матрицах того «вневременья», в котором Великая Отечественная кончилась только что и мы - народ-победитель. Недавно один высокий чиновник, которому известный журналист показывал документы ООН, объясняя, что и как мы нарушили, аннексируя Крым, искренне сказал: «А Соловьев в передаче говорил, что все законно...». Что уж рассуждать о женщинах в зале Комиссаржевки?
Ведь в театр, как известно, у нас в основном ходят женщины после первого развода и вышедшие на пенсию — в этом смысле половина зала (вышедшие на пенсию) как-то улавливала приметы своей юности, поскольку герои спектакля — мужчины за 60 и старше. Что касается молодой части — не уверена. Но мне, реальной ровеснице того седовласого героя Корольчука, который рассматривает фотографии молодости 1970-х, было на первом просмотре весьма неуютно: я не с ними в том времени, я живу в этом, нашем, в которое входит и то историческое время, но определенным образом соотнесенное с «сегодня». Юмор Жванецкого увязал в многозначительной философичности режиссера (тем более — режиссура Дитятковского юмором, как мне кажется, не отличается, у него другие достоинства).
Очень любя Жванецкого (а как иначе?), думаю между тем, что его тексты — странное пограничье: могут звучать как что-то гениальное, а могут — как графоманское. Это такое пограничье, что не редкость для культуры, и при первом просмотре мне стало казаться, что когда текстов так много — они приближаются к графомании.
Было очевидно, что тут Жванецкого почитают философом и поэтом, а тексты в это время явно не тянут на эту внутреннюю «коленопреклоненность» перед высотой мысли. И казалось, что ритмичное, скорое, с подергиванием ногой и отбиванием ритма, исполнение самого автора, кидающего в зал зоркий взгляд и ловящего моментальную реакцию, - только оно и делает их живыми, протыкающими оболочку любого слушателя и не такими «потерянными в звездах»...
Опять же, Молоденький администратор, советский тип, - о чем он теперь? Ведь ушел (и пока не окончательно вернулся) контекст подцензурности театра, по поводу которого – все тексты Молоденького. Или он просто концертный администратор – молокосос?'..
Короче. Я расстроилась, застряла между эпохами, загрустила об отсутствии остроты (спектакль Левитина снимали ведь не за элегичность, надо полагать, а за социальную отвагу и остроязыкость, за скрытые юморесками диссидентские смыслы?). Когда-то на берегу моря (а берег одесского пляжа, берег нашей общей свободы заканчивается прожорливыми троллейбусными дверями, сминающими людей) в спектакле Комедии собирались именно диссиденты. По душе - диссиденты. Которые не участвуют. Это было пространство свободы от советской цивилизации, территория вне социума, уже как бы и не страна (от страны пни бежали сюда). И даже на этот клочок суши на границе со свободной стихией гаки ввинчивался штопором Молоденький администратор.
В спектакле Дитятковского не было никакой остроты. «Потерянные в текстах» - злобновато прикидывала я название, но писать не стала, а, как большой профессионал, пошла второй раз. В конце того же января. И увидела совсем другой спектакль. Вот - другой. Увлекший меня. Оределившийся во времени. Он был про осколки того счастья, которое называлось — «советский человек».
На этом спектакле были, Юрий Михайлович, и Вы. Давайте ж поговорим? Кто, если не мы?
Театр им.В.Ф. Комиссаржевской

16.05.2017 в 18:47


#театр #театркомиссаржевской #комиссаржевка #итальянская19 #восколкахсобсвенногосчастья #жванецкий #дитятковский

📝ПЕРЕПИСКА МАРИНЫ ДМИТРЕВСКОЙ И ЮРИЯ БАРБОЯ.
КАК ЭТО, КАК ЭТО, КАК ЭТО?... // «В осколках собственного счастья» Г. Дитятковского в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской // Петербургский театральный журнал №87-88, 2017
Письмо 2:

Ю. БАРБОЙ — М. ДМИТРЕВСКОЙ
Придется начать с условий игры: «тот» спектакль делался при мне, но без меня, я даже к пьесе не имел отношения - ее сочинил и привез готовой Левитин. И на репетициях был мало — бился об цензуру (которую не пробил; пробил Жванецкий, с одного захода). Так что я, как и Вы, — человек из зала. Да еще такой, кто помнит заведомо меньше Вашего: в Вашей юношеской работе, которую Вы правильно опубликовали, масса деталей, мною, казалось, навсегда забытых.
Рискую говорить только по одной причине. Мне и тогда очень нравился Жванецкий, но я и тогда как-то сразу не считал его сатириком ни в каком смысле, а твердо считал русской поэзией. И, по скверной «ведческой» привычке, хотел понять, как это сделано. Мне казалось, что он пропускает какие-то обязательные члены предложения и тогда бывшие не-соседи невольно стягиваются и смысл высекается этим напрягающимся монтажным ритмом. Скорее всего, это была чушь, но тот мой Жванецкий шел откуда-то из Заболоцкого («Прямые лысые мужья / Сидят, как выстрел из ружья») и обэриутов или любимого Беккета, независимо от того, знал ли их наш поэт. Но Левитин зная. И это угадал он и Жванецком и на этом сделал драматургию.
Плохое сравнение, но лучше не нашел: это как если бы Левитин инсценировал английский анекдот. «Сэр, простите, пожалуйста, но я должен Вам заметить: у Вас в ухе банан». — «Пожалуйста, говорите громче: я плохо слышу». — «Сэр, простите (это уже громче), у Вас в ухе банан». — «Говорите громче (и сам громче): я плохо слышу». — «Сэр (орет), у Вас в ухе банан!» — «Говорите громче (орет и этот): у меня в ухе банан!» Словом, для меня общим ключом для обоих авторов был абсурдизм. Я не то чтобы промахнул жизненный материал — он был самоочевидно горячий, сиюминутный, густой и пр. Просто ужасно обрадовался, что нашлись формы и язык для выговаривания нашей жизни. Обрадовался «простенькому» изобретению: герои — голоса инструментов.
И еще больше тому, что инструментами были маски актеров, а маска, как сказал Эйзенштейн, - предел лица. И одна другой гротескней. На самосвалы летел по улице но фраке аристократ духа Дрейден, Захаров — комик снаружи и трагик внутри, отсюда дикие позы и брежневские брови над горящими глазами. Он ведь сам себя свел с ума, когда понял, что идеал — это играть не играя. А тембр и интонации Антоновой (такие, помните, нелепо вверх?) были те, что выпали в осадок на «Милом старом доме». При этом монолога масок были, мне казалось, наотмашь лирические, а спектакль — нет. Неумолимо ввинчивался только диагноз: у нас в ухе банан! На тот одесский пляж та троллейбусная дверь Давида Боровского выплевывала обитателей всеобщего советского Шарантона, в котором жили мы все — и Мараты, и Сады, и Жванецкие, и Дрейдены, и я.
Идя на Дитятковского, я был рад храбрости театра Комиссаржевской и уверен, что увижу не ремейк. Так и вышло. У этого режиссера не только свой язык, но и свои мысли. Если уж сравнивать, похоже лишь соотношение между первой и второй частями спектакля, но решающими оказались, как говаривали в Одессе, две большие разницы.
Первая: тот спектакль был все-таки крик, а этот — негромкий рассказ сперва о тех, кто бодро кричал когда-то от боли, а потом, во второй части, о тех, кто про то же или очень похожее хотел бы крикнуть сейчас, да уже не может. Бессмысленно.
И вторая: нынешние все не маски, а люди. В первую очередь как paз Каменецкий и Корольчук, которые по обобщенности совсем рядом с масками, а — люди. (И меньше понравился хорошо ведь играющий Егор Бакулин: не потому, что его не состарили, а потому, что ему соединили, как мне показалось, тексты двух разных людей.) Они люди — особенно в пронзительной сцене с фотографиями, которые перебирает Корольчук: ведь у них, значит; есть биографии, есть прошлое? Но, конечно, если и есть, так ведь только прошлое: они уже давно умерли. Не знаю, верно ли я понял вопрос, который Вы себе задаете: это о прошлом или про сейчас? Но сам себе умею ответить на него только смешно: их плащи и шляпы — это одежда, которую они могли носить и в молодости (судя по моим фотографиям, сам носил, разве что не на пляже), но могли бы, если б и тогда были стариками. В реальной их старости такое уже не носили, это изящный наглый анахронизм. Вроде плюсквамперфекта, что ли.
Поэтому спектакль Дитятковского совсем не был для меня, как для Вас, про осколки того счастья, которое называлось — «советский человек». Мне он рассказывал, что не только счастья, но и самой жизни не было, и сумасшедшей в сумасшедшем доме тоже. Даже непонятно, от какой жизни эти фотографии враздробь. Я, кстати, юмор Дитятковского воспринимаю, и давно, с Бродского, а когда вспоминаю, как Толстун-Оливия топнула ножкой, когда рассердилась, что есть на свете любовь, — смеюсь и сейчас, ей-богу. И в этом спектакле с юмором, по мне, хорошо. Только он невеселый. Но меня просветили товарищи, что еще в XIX веке гомерически смешного буффа Мартынова отличали, и не в пользу Мартынова, oт смешного и веселого Дюра.
Ну, а если оторваться от моей подкованности, у меня были проблемы со вторым актом. Героиня Игумновой не зря названа Актрисой. Она (и Белявская-Флейта) обе несомненно поди, живые характеры. Но ее прекрасный сюжет нельзя не понимать, в частности, как мрачноватую иронию театра по поводу устаревших хохмочек старика Жванецкого. Рассмешить можно, пробить нельзя, Словом, во втором акте, в отличие от когдатошнего Левитина, Дитятковский не обобщает материал первого, а продолжает рассказывать, только уже про сегодня. Но резко: он надстраивает, пардон, еще один структурный этаж. Сдержанно, но именно лирический. Сейчас опять не жизнь, и искусство как та жизнь с фотографий — его гоже скорей нету, чем есть. И подсказки молоденького суфлера Актрисе не помогут. Я пожалел, что этот мотив начался, как мне показалось, поздновато и, хотя к концу был поддержан Человеком- у-пианино, развиться не успел. А он того стоил. Постеснялся лирики Дитятковский? И прежний и нынешний Жванецкий его бы поддержали.
Привет, ЮБ.
Театр им.В.Ф. Комиссаржевской

16.05.2017 в 18:46


#театр #театркомиссаржевской #комиссаржевка #итальянская19 #восколкахсобсвенногосчастья #жванецкий #дитятковский

📝ПЕРЕПИСКА МАРИНЫ ДМИТРЕВСКОЙ И ЮРИЯ БАРБОЯ.
КАК ЭТО, КАК ЭТО, КАК ЭТО?... // «В осколках собственного счастья» Г. Дитятковского в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской // Петербургский театральный журнал №87-88, 2017
Письмо 3:

М. ДМИТРЕВСКАЯ – Ю.БАРБОЮ
Хорошо сидим.
Не знаю, правда, что поймет из нашего диалога читатель «с Камчатки», который, как я обычно шумлю в редакции, должен, не видя спектакля, понять, что там происходит. Но, надеюсь, поймет, что комедию дают в серых стенах, воздвигнутых В. Фирером, что спектакль элегантно лишен примет заигрывания с залом? Что у него нет сюжета, а есть концертное строение: старые и «чуть попозже» тексты Жванецкого разложены на голоса актеров, составляющих оркестр (Скрипка, Виолончель и так далее). Правда, нынче это в основном духовой оркестр, и периодически Корольчук то прочищает мундштук, то собирает инструмент — и они с Каменецким издают отрывочные трубные звуки.
Море шумит за стенами, но люди живут в бессолнечном городе a la Петербург, страдая от урбанистической давки. На берет не выходят. Состарились, наверное.
Наиболее живучи оказались темы «вечные». Про жизнь с двумя («Я буду с ним и с Олегом. А больше ни с кем»), о которой ликуем героиня Ольги Белявской. Просто, сколько человек придет ко мне, если умру я, и к скольким пойду я (Г. Корольчук). Про то, что «я никогда не буду высоким. И красивым. И стройным. Меня никогда не полюбит Мишель Мерсье. И в молодые годы я не буду жить в Париже»… Ну, понятно, что это навсегда! «Запах изо рта? Отойди!» — это тоже из разряда вечного.
«Под давлением снаружи юмор рождается внутри», - инструктирует нас Жванецкий. Исходя из этой формулы, не вижу (по-прежнему не вижу) в спектакле юмора. А вижу исключительно ценимый мною сарказм Корольчука и Каменецкого (сейчас признаюсь в любви к этим актерам и окрашу свою любовь скорбью от того, что жизнь Георгия Корольчука прошла в театре Комиссаржевской, не сделавшем из него актера масштаба Гарина, поскольку давно в театре нет художественного направления и режиссера-сталкера). Эти актеры-персонажи не жалеют себя и своей прожитой жизни. В остальном же вижу и воспринимаю, более того, разделяю режиссерско-актерскую лирику по утраченному «миру советскою человека» (люблю книгу П. Вайля и А. Гениса с этим названием). И эта мысль мне, пожалуй, дорога. Потому что, оказалось, социально-психологические мучении персонажей Жванецкого - это и впрямь был мир. И когда звучит текст про то, что «дети, нам нечего передать вам!, — я с грустью думаю, что это прежде всего о том, что вручить-передать рефлексию, нелепость, комплексы. Что разговор интеллигента с интеллигентом ушел в безвозвратно утраченный мир советского человека и эти осколки «той» нашей жизни свидетельствуют не только о дури, но и о трогательной ранимости советскою человека. Я ностальгирую о том «хождении вперед с видом назад», которое не только — приспособленчество и страх, но еще и тактичность: не загораживаю ли кому свет своей широкой спиной?
В руках у нынешних персонажей, которых Вы, Юрий Михайлович, справедливо считаете людьми. — духовые инструменты, по сути — горны, как у того володинского трубача в «Звонят, откройте дверь!» Может, я притягиваю образ за уши, может, они просто - не виртуозы струнных (да со струнными стало бы и вовсе сладковато), но как-то «инструментально сходятся» для меня эти вещи. Опять же благородное Фортепиано (пам-пам-пам-пам) заменено настоящим тапером, и я радуюсь, что никто - тактично —не потревожит во мне заветного, Дрейдена из того спектакля (Дитятковский тут особенно чуток, все таки Дрейден - актер его «центральной нервной системы»)…
И вот еще. Тени. Большие тени музыкантов выходят на поклоны. Театр теней, теней ушедшей жизни, снова склоняет меня к присущей режиссеру Д. философической грусти. Осколки, тени. Короче — Жванецкий. Короче - да, лирика.
В давнем спектакле твердили: «Ничего-ничего не страшно!» Призывали меня. И ведь научили, всю жизнь повторяю себе, трусихе, эту строчку.
В нынешнем — другие знаки внутреннего препинания: «Ничего, ничего, не страшно...» Уговаривают. Подбадривают. Без бесшабашной веселости, с какой дырявили зал те, в 1974-м.
Р. S. Не поверите: открываю сейчас наугад Жванецкого, том «Девяностые» — поискать название для нашей переписки.
И что, думаете, открывается?
«B1 ты ж смотри, билетов на голубой этот огонек, 6илетов не достать»...

Февраль 2016 г.
Театр им.В.Ф. Комиссаржевской

16.05.2017 в 17:11


#театр #театркомиссаржевской #комиссаржевка #итальянская19
#vivaldiассоциации #сергейбызгу

📝"VIVALDI. АССОЦИАЦИИ" ТЕАТРА ИМ. В.Ф. КОМИССАРЖЕВСКОЙ
Янина Гурова. CURIUM. Театральный альманах, 27 апреля 2017 года.
Театр им.В.Ф. Комиссаржевской

09.05.2017 в 18:28


#комиссаржевцы_о_Победе

С праздником Победы поздравляет народный артист России ИВАН КРАСКО
Театр им.В.Ф. Комиссаржевской

08.05.2017 в 20:35


#комиссаржевцы_о_Победе

ГАЛИНА ПЕТРОВНА КОРОТКЕВИЧ:
"Есть такое поверье: как только люди забудут войну - она начнется снова. Надеюсь, этого не случится..."

Галина Петровна родилась в Петрограде, в 1921 году. В школьные годы училась классическому танцу у знаменитого педагога Бориса Фенстера. Ее папа был талантливым скрипачом, мама – артисткой оперетты. Через год после поступления Галины в театральный институт началась война. Всю войну Короткевич выступала с бригадой при Ленинградском доме Красной Армии на Волховском, Ленинградском фронтах, перед бойцами Ладожской военной флотилии, выезжала на самые трудные участки передовой, участвовала в концертах для воинских частей у Пулковских высот, под Синявино, на Ладоге по «Дороге Жизни». Окончила ЛГИТМиК в 1946 году. В 1962 году Галина Короткевич пришла работать в Театр имени В. Ф. Комиссаржевской. Сегодня народная артистка России Галина Короткевич - наша гордость и достояние. Она неважно себя чувствует, поэтому в статье используется ее интервью прошлых лет. 
__________________________________________________________________________

Окончив школу в 1940 году, в которой я, кстати, училась вместе с Владиславом Стржельчиком, пришла поступать в Театральный институт. Попала к Сушкевичу. После окончания 1 курса началась война. Можно сказать, что моя юность не состоялась — я была девочкой, и сразу стала взрослой. В день объявления войны нас, студентов, должны были отправить в колхоз. Услышав сообщение, мама сказала: «Срочно поезжай в институт». По колхозам, естественно, не поехали. В институте меня направили в Комитет комсомола, где формировалась концертная бригада. Поскольку я всю юность занималась хореографией, меня пригласили в бригаду старшекурсников. Они играли отрывки из спектаклей, читали военные стихи из газет, которые только что выходили, а между их выступлениями я танцевала. Так началась моя работа в военной фронтовой бригаде. Именно в военной, потому что нас отправили с концертами на Ладогу, а когда мы вернулись в Ленинград, институт уже был эвакуирован, и нас под свое крыло взял Дом офицеров. Мы ездили по мобилизационным пунктам, играли драматические и комедийные отрывки, пели песни. Поначалу никто не думал, что война будет такой долгой... Некоторым было даже интересно - шрапнель, бомбы. И только потом поняли, какой это ад! 

Мы выступали, как тогда говорилось, в «форме номер один»: мальчики - в костюмах, а девочки - только в платьях. В тот год, первый, самый страшный, когда началась блокада, город оказался в кольце, был чудовищный мороз — до 45 градусов. Помню, выйдешь на сцену, улыбнешься - а улыбка так и замерзнет на лице. Но удивительно, что за всю войну никто из молодежной бригады не заболел, а у певцов, исполнявших песни на таком морозе, почему-то не садились голоса. Никому в голову не приходило жалеть себя или считать героем. Просто надо было выступать, и всё! Работали на передовых, на самых ответственных участках - на Ленинградском и Волховском фронтах, на Дороге жизни. На Ладоге работали в основном ночью, когда стройбаты разравнивали проезды. Когда они уже буквально падали с ног, у одной машины рас-крывались борта, а соседний грузовой автомобиль освещал нашу машину. Мы забирались по ящикам с боеприпасами на платформу грузовика и выступали, чтобы поддержать боевой дух солдат. Я танцевала не меньше 4 танцев в концерте. Чтобы отогреться, нужно было пойти в палатку и переодеться. Там лёд был застлан елочными ветками, стояла печурка... протрёшь спиртом руки, лицо - и опять на сцену. Молодость бесстрашна. Мы переходили по траншеям даже на передовые, чтобы для 2-3 человек сыграть концерт. Иногда было невозможно поднять в танце руку, потому что землянка была очень низкой. То, что было тогда обыденным, сегодня воспринимается невероятным: сегодня не понять, как можно было такое вынести. 

По всему Ленинграду люди сажали грядки: около Казанского собора, в Александровском саду, - где много земли, а деревьев мало. Все было в грядках, и на каждой из них стояла дощечка с фамилией. Сажали не картошку, а шкурки картошки с отростками. Давали одну только грядку, но никто никогда не воровал, хотя все было открыто, сторожей не было. Говорят, что в горе Бог дает силы, а несчастье порой не разъединяет, не озлобляет людей, а наоборот - прививает какое-то душевное благородство… 

Из всех наград мне всего дороже знак «Участнику Дороги жизни». Я преклоняюсь перед строителями, водителями, регулировщиками - всеми, кто был там. С этой наградой я не могу ничего сравнить. 
Наш театр открылся в блокаду, в 1942 году под названием «Городской», но жители сразу окрестили его Блокадным: сюда приходили люди с фронта и уходили прямо на фронт. Многие из тех бойцов, возможно, и видели всего один спектакль за свою жизнь. Для них это было памятное и прекрасное событие: будь то «Русские люди» Симонова, «Нашествие» Леонова или «Фронт» Корнейчука. Актеры и зрители жили на карточки и постоянно чувствовали голод. Кто выжил - выжил чудом. Каждый год 27 января и 9 мая мы собираемся коллективом, приглашая всех сотрудников, переживших войну и блокаду. Есть такое поверье: как только люди забудут войну - она начнется снова. Надеюсь, этого не случится... 

#деньПобеды #9мая #театркомиссаржевской
Театр им.В.Ф. Комиссаржевской

07.05.2017 в 22:14


#комиссаржевцы_о_Победе

Заслуженный артист России АНАТОЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ХУДОЛЕЕВ

Война пришла в каждый дом, принесла горе и страдания во многие семьи. Не обошла стороной и нашу. Мужчины воевали – служили пехотинцами, артиллеристами, лётчиками. Из всей многочисленной когорты родственников с войны пришел только мой дядя Паша, он дошел до Берлина. Из Германии он привёз маленькую девочку-немку и воспитал как родную дочь. Своих детей у них с женой не было, не успели до войны, и Таня (так они её назвали) стала для нас практически двоюродной сестрой. Я не забуду, как он прижимал её, маленькую к себе. Вообще, дядя Паша был изумительным человеком, у него был Богом данный педагогический дар, он очень помогал нам и поддерживал.

Могу сказать, что не люблю вспоминать детство. Отец наш погиб на войне, мама одна воспитывала троих детей. И не она одна – когда я пошел в школу, почти все ребята из нашего класса были без отцов. 1945-й запомнился тем, что во двор наконец-то вынесли столы и скамейки, было какое-то общее единодушие. Соседи вернулись из эвакуации в Средней Азии, оттуда привезли сладости. Мне было три года, я хорошо это запомнил: меня впервые угощали урюком.

В отличие от детей нынешнего поколения, мы были взрослее. Быстро взрослеешь, когда нет нормальной еды и жилищных условий. Мы видели страдания взрослых и чувствовали, что мало праздников выпало на нашу долю. Зато в школе начались мои самые светлые годы. Учителя, эвакуированные из блокадного Ленинграда, уже в юном возрасте заложили в нас основные человеческие качества – понимание любви к Отечеству и к близким, научили справляться с суровостью жизни. Они не жалели на нас времени, приходили домой, если кто-то недотягивал, и занимались дополнительно. В классе было много человек, но никто не чувствовал себя обездоленным. Только благодаря их стараниям и любви, знаниям по истории и литературе мы не выросли «Иванами, не помнящими родства», все ребята из нашего класса стали хорошими людьми. Сейчас ведь многие даже не знают Жукова и других великих полководцев, не могут отличить Великую Отечественную войну от Второй мировой, от этого становится не по себе.

Сегодня мы с женой вспоминали её отца, который всю войну прошел. Я подумал о том, что родился бы я на одно поколение раньше, тоже воевал бы, был бы ранен, а может и убит где-нибудь в Польше. Целое поколение полегло за Отечество, сколько людей! Нужно помнить об этом.

#9мая #деньПобеды #детивойны #театркомиссаржевской
Главное в Петербурге
Показать еще
Добавьте концерт группы НОМ в свой календарь, а музей современного искусства Эрарта в любимое место. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит 2 билета на концерт 1 июня.

Оставьте отзыв на странице фильма "Стража Галактики. Часть 2" и становитесь участником розыгрыша сувениров. Авторы наиболее интересных рецензий получат в подарок один из сувениров к фильму.

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку