10 необычных зданий советской постройки в Петербурге
Силовая подстанция бывшей фабрики "Красное знамя" (одной из крупнейших текстильных предприятий страны) была построена в 1926-1928 годах по проекту немецкого архитектора Эриха Мендельсона. Полностью реализовать планы не удалось: ленинградские архитекторы были недовольны тем, что иностранец получил проект без конкурса. Поэтому работу прекратили и единственным полностью реализованным его детищем стала силовая подстанция.
(Источник фото: YURIY ALEKSANDROV/citywalls.ru )
Сама подстанция состоит из нескольких блоков, заканчивающиеся скруглением, где помещались фильтры и резервуары с чистой водой. При первом взгляде на строение возникает образ корабля, тянущего за собой фабричный комплекс.
Завод расположен на юго-западе Васильевского острова, прекрасно вписываясь в окрестную постройку и не выбиваясь из индустриального характера района. Ярким примером конструктивизма здесь считается водонапорная башня канатного цеха, которая была построена на заводе в 1930-1931 годах по проекту Якова Чернихова. Узкий высокий ствол возносит вверх объем водонапорного бака, скругленный выступ которого опирается на тонкие столбы: все эти формы напоминают выпускаемую продукцию завода – гвоздь со шляпкой. Интересно, что во время своего визита в Петербург Заха Хадид специально посещала это место, чтобы посмотреть на необычную башню.
(Источник фото: tee.lovah//citywalls.ru)
Для советского конструктивизма особенно характерно наличие таких типов зданий как дома Советов, предназначенный для размещения районных и городских советов. Здание Московского райсовета 1930-х годов постройки совмещает в себе элементы как конструктивизма, так и ар-деко. Южное крыло имеет необычную круглую форму, внутри него располагается огромный зал, перекрытый куполом. Целиком здание представляет собой многоярусное пространство: круглая башня и горизонтально вытянутый корпус.
(Источник фото: yuri.sedunov/citywalls.ru)
В доме, построенном в 1931-1935 гг. по проекту архитектора А. А. Оля в виде первой экспериментальной коммуны инженеров и писателей, был запланирован "коммунистический рай в обобществлении быта". Именно поэтому изначально в квартирах жильцов не было кухонь, вместо них полагалось питаться в столовой, рассчитанной на 200 мест. А санузлы были по одному на этаже. Среди горожан дом получил название "Слеза социализма".
(Источник фото: Елена Пожидаева/citywalls.ru)
Один из самых длинных домов в Петербурге находится на улице Бабушкина и носит название "Дом-колбаса". Здание, построенное в 1932 году по проекту архитектора Г.Симонова было создано по образцу работ немецких функционалистов-конструктивистов: считается, что Симонов побывал в Германии и вдохновился там этим стилем. В доме были размещены квартиры, где люди проживали как в огромном муравейнике (на одного человека считалось нормой 4,5 квадратных метра). Все квартиры в 25 подъездах были коммунальными – без ванных и горячей воды.
(Источник фото: Kon-Tiki/citywalls.ru)
На Канонерском острове в 1980-х годах спроектировали дом с трехэтажными однокомнатными квартирами. Прихожая расположена на первом этаже, затем идёт лестница на этаж комнаты и санузла, а ещё выше лестница на кухню. Такая планировка, по мнению архитекторов, увеличивала полезную площадь и обеспечивала сквозное проветривание квартир, однако перспектива по несколько раз в день подниматься и спускаться по лестницам радовала, конечно же, не всех.
(Источник фото: Наталия/citywalls.ru)
В 1967 году на Каменном острове появилась государственная резиденция К-2, которая предназначалась для приема высокопоставленных гостей. На внешний облик здания повлияло не только увлечение архитекторов тех времен финским модернизмом 1930-х годов, но и действующий тогда запрет на чрезмерное использование декора в архитектуре. Именно из-за этого произошел резкий переход от монументального классицизма к функциональной типовой архитектуре. В 2000-х годах К-2 была обновлена и открыта для проведения различных мероприятий: свадеб, корпоративов и банкетов.
При выходе из метро на станции "Парк Победы" слева можно увидеть "сталинку" со шпилем. В этом доме на углу Московского проспекта и Бассейной улицы провёл своё детство Виктор Цой. В его песнях можно найти много автобиографических отсылок к месту проживания. Например, в "Детях проходных дворов", "Бездельнике" и в "Моём настроении". Это здание в 1960-70-е годы считалось элитным жильём, хоть сам певец и жил в проходной комнате. Квартира исполнителя русского рока находилась на лестнице № 1.
(Источник фото: Олег Сыромятников/citywalls.ru)
На момент строительства здания напротив парка Сосновка в Ленинграде активно появлялись новые спальные районы, и футуристический небоскреб мог стать местной достопримечательностью в окружении монотонных "панелек" Калининского района. Проект здания был разработан в 1973 году, но строительство растянулось на 16 лет. Доминантой комплекса является 77-метровая башня в виде "бетонного тюльпана". Башня расположилась на возвышенности в южной части и обращена к двум проспектам. Здесь располагается огромная лаборатория для испытания космической техники.
(Источник фото: peterburzhets/citywalls.ru)
Общежития-стаканы получили такое прозвища из-за необычной цилиндрической формы. Всего в Петербурге существует восемь похожих "стаканов", построенных в конце 1970-х — начале 1980-х годов: Седова, 58; Будапештская, 103; Костюшко, 1 и 3; Авангардная, 16; проспект Энергетиков, 24; Купчинская, 28, к.2, и 30, к.3. Само здание представляет собой три вставленных друг в друга цилиндра: лифтовая шахта с прилегающими к ней подсобными и техническими помещениями, далее — кольцо коридора, а затем – квартиры. Из-за нестандартной планировки по Ленинграду даже ходила шутка, что здания призваны замаскировать спрятанные внутри ракетные шахты. Большинство домов-стаканов перевели в жилой фонд, но жить здесь все равно не очень комфортно: в зданиях не были предусмотрены кухни, и жильцы создают их в квартире самостоятельно. А ещё в квартирах нет ни одного прямого угла.
(Источник фото: Наталия/citywalls.ru)
Ещё больше необычных домов можно найти в нашем специальном разделе на сайте.