6680
"Дорога", от "Сладкой жизни" к "Казанове": выставка "Восхитительный мир Феллини" в Эрарте
"Мне нравится верить во все, что стимулирует фантазию и помогает воспринимать окружающий мир и жизнь в более привлекательном или, во всяком случае, более соответствующем моему образу жизни свете". Федерико Феллини
О мире режиссера, имя которого стало синонимом итальянского кинематографа, нельзя сказать иначе как – восхитительный. Так и сделали организаторы выставки в Эрарте. В Петербург привезли экспозицию "Восхитительный мир Феллини", которой до сих пор не мог пока похвастаться ни один мировой музей. Самая масштабная выставка костюмов и аксессуаров из фильмов итальянского режиссера, работы единственного фотографа, которого Феллини принимал в своих портретах, оригиналы киноафиш, блестящий Harley-Davidson и классика от Vespa, припаркованные прямо в выставочном зале. Да, это действительно первое событие-посвящение классику кино, такого формата.
Режиссер, влюбленный в Италию, открыл зрителям свой взгляд на Рим, итальянских женщин, свои мысли, свет от восхода и заката солнца, дал почувствовать ночной воздух и тепло, исходящее от мрамора Вечного города. Федерико Феллини - автор более чем двадцати фильмов. Среди которых, "Сладкая жизнь", "Восемь с половиной", "Амаркорд", "Ночи Кабирии", "Рим", "Дорога" - стали несомненными шедеврами не только итальянского, но и мирового кинематографа. Феллини, восхищенный в детстве цирком, создававший броские карикатуры и рисунки, очерки и сценарии, попал в мир кино не только как блестящий режиссер, но и как художник, которому удавалось превращать свои мысли в оживающие на экране картины.
А еще здесь: хлопковые и плиссерованные туники из "Сатирикона", бархатные камзолы и платья из "Казановы". Пиджаки с вышивкой, яркими пайетками и бархатные штаны с большими пуговицами со смешными ботинками – из "Клоунов". Костюмы монашек и кардиналов, созданные из бордового панбархата в противовес кружевным юбкам и корсетам "падших" женщин – в "Риме". Шифон, банты, воротники, глубокие декольте и цилиндры – героинь фильма "Джульетта и духи". Среди этого блеска и роскоши отдельное место занимают костюмы для фильма "Дорога" – старый свитер из синей шерсти, жилет в синюю полоску, черный фетровый котелок. Удивительно, но именно они вдохновили Dolce&Gabbana на создание одной из коллекций. Кстати, по словам организаторов выставки, знаменитые дизайнеры приняли серьезное участие в реставрации части костюмов.
Для того, чтобы собрать такую коллекцию для одной экспозиции, где каждый последующий "остров" фантазий Феллини экстравагантней предыдущего, потребововалось немало времени. Выставку готовили больше полугода. Более 50 костюмов, заявленных организаторами "Восхитительного мира" вылились в 75 – по словам куратора, Энцо Форнаро. Форнаро называют "современным Дягилевым", он исследует искусство и дизайн, создавая крупные культурные проекты по всему миру. Благодаря ему, выставку, о которой бы мечтал не один мировой музей, удалось представить именно в Петербурге.
Еще одним куратором экспозиции можно назвать Джулию Мафай – известного художника по костюмам и историка моды. Мафай сотрудничала с великими итальянскими режиссерами, готовила костюмы для Софи Лорен, Марчелло Мастроянни и других кинозвезд. Ей не предоставилось возможности поработать с Феллини, но влиянию творчества режиссера на моду и исследованиям костюмов в его фильмах Джулия Мафай посвятила книгу.
Есть еще два имени, и их обязательно нужно назвать. Пьеро Герарди и Данило Донати – выдающиеся сценографы и художники по костюмам, которым удалось погрузиться в фантазии Феллини и воплотить их в фильмах режиссера. Герарди, восхищенный творчеством Феллини создал эскизы для "Ночи Кабирии", и полностью отдался творческому процессу – от задумки до осуществления – в "Сладкой жизни" и "8 ½", получив в награду два "Оскара". А будучи художником, вдохновленным искусством прерафаэлитов и Климта, Пьеро Герарди еще и воссоздал живопись в структуре костюма в первом цветном фильме Феллини – "Джульетта и духи".
Данило Донати работал с Висконти, Пазолини и Дзеффирелли, и делал уникальные театральные вещи. Как мастер отражения эпохи и времени в костюмах, он принимимает участие в подготовке "Сатирикона" и "Казановы". Благодаря гениальному художнику, в кинолентах оживают герои Древнего Рима и Венеции XVIII века. "Венецианцы" и приносят Донати премию "Оскар".
Коллекцию для выставки удалось собрать, обратившись за помощью к итальянским музеям, известным ателье, создающим костюмы для фильмов и хранящим самые легендарные из них, частным коллекционерам, знаменитой киностудии Чинечитта.
Особое место в экспозиции занимают фотографии. Кураторы даже называют коллекцию фоторабот "Восхитительного мира Феллини", выставкой внутри выставки. Их автор, Элизабетта Каталано, сотрудничала с известными итальянскими компаниями, снимала для Vogue, создавала "звездные" портреты и фотографические составляющие для концептуальных художников. Во время съемок "8 ½", где Каталоно исполняла одну из небольших ролей, и не расставалась с фотокамерой, ей была отснята серия кадров. Результат так вдохновил Элизабетту Каталано, что в дальнейшем она сопровождала режиссера на съемочной площадке, запечатлевая работу над фильмами во главе с основным их героем – Федерико Феллини. Как признавался сам режиссер, не любивший сниматься, вечно критиковавший свой портреты и создающих их фотографов, перед объективом Каталано ему удавалось быть самим собой, не пытаюсь что-то изобразить или представить. Феллини с Каталано стали настоящими друзьями. О теплых чувствах режиссера можно понять по одной фотографии, на ней Феллини сидит в окружении актрис, а справа от него очаровательная блондинка – Элизабетта Каталано. Над ее головой светится сердце, нарисованное черными чернилами рукой самого Феллини.
Есть в коллекции и киноафишы. Это оригиналы постеров тех лет, часть из которых создавалась иначе, чем современные афиши – без использования кадров к фильмам, а только благодаря работе художников. Отдельная зона превратилась в камерный кинотеатр, здесь можно посмотреть отрывки из интервью Феллини и фрагменты вручения режиссеру кинематографических премий. Кстати, в продолжение выставки на пятом этаже, на стене установлены несколько экранов, где транслируется фильм "Феллини рассказывает" режиссера Пакито Дель Боско. Смонтированный из архивных материалов, хроники, интервью и фильмов. Здесь, например, есть забавные кадры, в которых Марчелло Мастроянни и Анита Экберг, спустя много лет после съемок в "Сладкой жизни", в образе своих героев рассказывают о режиссере и перекидываются остроумными замечаниями.
Выставка будет работать до конца января 2017 года. Так что обязательно погрузитесь в "Волшебный мир Феллини", если вы любите кино, искусство, моду или просто неравнодушны к красоте по-итальянски.
Федерико Феллини | |
Музей современного искусства Эрарта, Выставка "Восхитительный мир Феллини" |
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|