5046
Подробности создания фильма "ВИЙ"
Прошло более 45 лет, изменились технологии кинопроизводства, а также мировоззрение людей. Великое произведение потребовало нового прочтения.
Среди всех тайн мира та, что покоится в древней обители, темнее всего.
Здесь нет защиты надежнее мела. Чертишь круг – и сам черт тебе не страшен.
Но смерть прекрасной панночки пробудила великое зло.
Могущественное существо царит во мраке. Имя ему Вий.
Над созданием фильма ВИЙ работала международная команда. В кастинге задействованы заслуженные и народные артисты России и молодые талантливые актеры: Алексей Чадов, Агния Дитковските, Андрей Смоляков, Игорь Жижикин, Олег Тактаров, Валерий Золотухин, Нина Русланова, Юрий Цурило, Виктор Бычков, Анна Чурина, Иван Моховиков, Анатолий Гущин, Ольга Зайцева, Александр Карпов и другие.
Роль путешественника Джонатана Грина сыграл английский актер Джейсон Флеминг («Люди Икс: Первый класс», «Большой куш», «Карты, деньги, два ствола»). Компанию ему составил другой английский актер Чарльз Дэнс («Чужой 3», «Госфорд парк», «Другой мир: Пробуждение», сериал «Игра престолов»).
Актриса, певица и композитор Эрлин Бентли также исполнила одну из ролей в фильме. Многие зрители помнят ее по культовой комедии «Полицейская академия» и картине Кристофера Нолана «Бэтмен: Начало».
О ФИЛЬМЕ
Вышедший в 1967 году на экраны фильм ВИЙ режиссеров Георгия Кропачева и Константина Ершова считается классической экранизацией повести Гоголя. Главные роли в ней исполнили Леонид Куравлев и Наталья Варлей. Картина пользовалась огромным успехом, в СССР фильм посмотрели более 32 млн. зрителей. Права на него купили 15 стран, в том числе США.
Прошло более 45 лет, изменились технологии кинопроизводства, а также мировоззрение людей. Великое произведение потребовало нового прочтения.
Новый ВИЙ соединяет в себе две большие истории. С одной стороны, фильм снят по мотивам повести Н.В. Гоголя. Другая сторона сюжета опирается на реального персонажа – Гийома Левассера де Боплана (1595-1685) – французского инженера и военного картографа, который одним из первых изучил земли Малороссии и культуру жителей тех времен. Итогом его исследования стала книга «Описание Украины» (в 1-м издании называлась «Описание окраин Королевства Польши, простирающихся от пределов Московии, вплоть до границ Трансильвании»).
Продюсер Руслан Устинов объясняет: «Прототип главного героя – реальный исторический персонаж Гийом Левассер де Боплан – французский картограф, который в 40-х годах XVII века долго жил в Малороссии, изучал эту страну и проникся к ней глубокой любовью. В фильме историю решили показать глазами нового персонажа.
Гоголь был прекрасным сатириком, в своих произведениях он высмеивал и чиновников, и государственных мужей. В той же повести «Вий» он говорит о том, что запуганным, затравленным народом гораздо проще управлять».
Актер Алексей Чадов рассказывает: «В фильме ВИЙ есть все – и классическая гоголевская история, и любовная линия и приключенческий сюжет. Кстати, в картине появилось несколько новых персонажей, которых не было в повести Гоголя. Например, главный герой – картограф Джонатан Грин из Британии (его играет замечательный актер Джейсон Флеминг), который совершает научное путешествие из Европы на Восток. При этом весь гоголевский колорит сохранен. Создатели всего лишь усилили и вывели на первый план то самое важное, о чем говорил великий писатель. На мой взгляд, «Вий» Гоголя – это современная и актуальная история».
Актер Андрей Смоляков добавляет: «В проекте ВИЙ у нас замечательная команда с прекрасным Олегом Степченко во главе. Сюжет немного видоизменен, но не поврежден. Гоголевский юмор, психоделическое настроение, ощущение мистицизма присутствуют».
Съемки картины ВИЙ проходили в Праге на всемирно известных студиях Gatteo, Barrandov и Letnyany, которые называют «вторым Голливудом». Над картиной трудились профессионалы высочайшего уровня, работавшие с голливудскими блокбастерами.
Часть съемок проходила в известном чешском замке Сихров. Алексей Чадов вспоминает: «Я впервые оказался в настоящем замке. Там так сладко спалось, как в детстве. Казалось, что вот-вот начнутся видения, придут духи. Замок живой, в нем все время слышатся какие-то звуки. На площадке все было сделано с огромным вниманием и точностью – костюмы, грим, декорации. Не помню, когда в последний раз мне было так интересно сниматься».
Для натурных съемок был построен целый казацкий хутор, с исторической точностью воссоздана каждая мелочь: 21 двор, майдан, церковь, таверна, мельница, сторожевые вышки.
«Основной целью для меня стало создание нового мира, параллельной реальности, которую хотел донести до нас Гоголь. Вот уже несколько лет я живу с этим проектом, и стал понимать жизнь наших предков намного лучше и острее. Мне бы очень хотелось донести это и до зрителя. Потому что без знания и понимания своих основ, корней, истории у нас нет будущего», - говорит режиссер Олег Степченко.
Оператор Владимир Смутны добавляет: «Удивительно было найти в центре Европы место, не тронутое рукой человека. Ведь для Олега Степченко даже скалы должны быть определенного цвета. Мы со съемочной группой объездили все леса и холмы Чехии и Украины. Ведь по сюжету хутор должен быть зажат в непроходимых лесах и скалах. В итоге мы нашли подходящее место, невероятно колоритное».
Оператор Ярослав Пилунский: «ВИЙ – полная ретроспекция XVIII века, которую ты, надевая очки, готов почти потрогать – настолько все реалистично выглядит. Я безумно горд, что являюсь частью международного проекта такого высокого уровня».
Карета, на которой Джонатан Грин совершает свое путешествие, была специально разработана и построена на одном из немецких автомобильных концернов. Помимо кареты, для главного героя были разработаны различные технические приспособления – картографические инструменты, инструменты для шифрования и многого другого, включая даже планшет.
Олег Степченко рассказывает: «С самого начала мы поставили очень высокую планку. Да и для меня лично нет мелочей. Даже самая обычная, стоящая в дальнем углу крынка все равно должна быть частью единого целого. Профессионалу это сразу будет понятно. ВИЙ – это особый мир, который живет сам по себе».
Владимир Смутны: «Сначала для меня и моих коллег это была просто кинематографическая история, но потом мы начали понимать, что такое могло происходить и на самом деле. Мы настолько глубоко погрузились в мир Гоголя, что стало казаться, будто мы уже живем в этой параллельной реальности».
За костюмы в фильме отвечала чешский художник по костюмам Ярмила Конечна. Всего было изготовлено около 200 костюмов.
Постановкой трюков и боевых сцен в картине занимался Иржи Куба – чешский батальный хореограф («Жанна Д’Арк», «Братья Гримм»). «В столь масштабных декорациях передвигаться было непросто, сложно было найти и точки опоры, на которые можно подвесить каскадеров. Кстати, очень многие трюки, полеты, падения в фильме актеры исполняли самостоятельно». Иржи признается, что это был для него один из самых сложных и интересных проектов.
Отдельного внимания заслуживают монстры и чудовища, созданные специально для фильма ВИЙ. Монстры в фильме делятся на три категории – загримированные актеры, аниматроники–куклы, оживающие при помощи механизмов и каскадеров, и полностью виртуальные трехмерные чудовища. Художник по гриму Петр Горшенин («Высоцкий. Спасибо, что живой», «Особо опасен») говорит: «Передо мной стояла задача отразить внутренний мир персонажа в монстре, в которого он превращается. Это невероятно сложно! Зритель должен понять, почему человек стал именно этим существом. Надеюсь, нам это удалось».
Андрей Смоляков делится впечатлениями: «На поиск грима потратили действительно много времени. Я играю отца Паисия, и сначала мы шли по пути капуцинского внешнего вида, но потом решили сделать его ближе к нашему ортодоксальному служителю церкви. Мой персонаж – религиозный фанатик, он живет в лесу, голодает, истязая себя ради веры. Правильно читать проповедь, окроплять святой водой прихожан меня учил наш консультант – священник. Он же благословил нас на съемки. Одной из самых сложных для меня сцен было чтение Апокалипсиса на старославянском языке».
За 3D в картине отвечают немецкие стереографы – компания Stereotec («Охотники на ведьм»). Флориан Майер, руководитель компании Stereotec, отмечает: «3D вовлекает в происходящее на экране – помогает почувствовать атмосферу, стать ближе к актерам».
Его поддерживает и Андрей Смоляков: «Во время съемок мне показали на мониторе, что получается, я понял, что для такой картины технология 3D, конечно, большой припек — отличная добавка для этого жанра».
Олег Степченко рассказывает: «Мне как режиссеру было интересно поработать со стереографами, 3D – это совершенно другой мир. С точки зрения технологии мы постарались использовать все самые современные наработки».
Владимир Смутны добавляет: «Уже сейчас я могу сказать, что картина ВИЙ получится зрелищной. Совместно с режиссером мы поставили во главу угла композиционную составляющую, которая удачно совмещена с новейшими технологиями стереографии».
Его коллега Ярослав Пилунский делится своим мнением: «Наверное, через полпоколения останутся уже любители, единицы, которые будут смотреть фильмы в 2D, а весь основной рынок будет работать в 3D. Мне человек рассказывал, как ребенок пришел в зал на двухмерное кино и сказал: «А это же без очков? Не, я не буду смотреть».
Музыку к фильму написал испанский композитор Антон Гарсиа. В записи саундтрека принял участие Симфонический оркестр Пражской филармонии (The City of Prague Philharmonic Orchestra), который записал музыку более чем к 150 голливудским картинам, в числе которых «Титаник» и франшиза о Гарри Поттере. Оркестром руководит дирижер Адам Клементс (Adam Klemens): «Нам нечасто приходится работать с такой красивой и интересной музыкой». Общее количество музыкантов, принявших участие в записи, составило 359 человек.
Для первого официального трейлера картины саундтрек был записан на лейбле Methodic Doubt Music, где было создано более ста музыкальных тем для трейлеров ведущих мировых блокбастеров, таких как «Человек-паук», «Люди Икс: Первый класс», «Восстание планеты обезьян», «Девушка с татуировкой дракона» и многих других.
Звукорежиссером картины стал Боб Бимер – обладатель четырех премий «Оскар» за лучший звук («Скорость» «Гладиатор», «Рэй», «Девушки мечты»). Также имеет 9 других наград и 16 номинаций.
Оператор Владимир Смутны делится своими впечатлениями: «ВИЙ – это кинокартина! Я в это слово вкладываю глубокий смысл. Мы старались снимать так, чтобы наше кино можно было смело назвать искусством. Но не стоит пугаться – вы сможете получить огромное удовольствие от интертеймента и прекрасно провести время с семьей. А разве искусство не должно развлекать и удивлять?»
Общее число участников съемочной группы за все время работы над картиной составило 923 человека. Помимо этого, отдел компьютерной графики на постпродакшене насчитывает 680 человек.
Продюсер Алексей Петрухин: «Нам хотелось, чтобы фильм ВИЙ был интересен и понятен всем зрителям в России и за рубежом, чтобы каждый мог найти в нем что-то для себя и получить истинное наслаждение от рассказанной нами истории».
Продюсер Александр Куликов: «Для меня это не просто бизнес-проект – это более чем личная история, в которую я как продюсер вложил в первую очередь свою душу. В этом фильме есть все – невероятные приключения, мощнейший экшн, романтика и красивая любовь, интригующие тайны и загадки. Это настоящий международный проект наивысшего качества, который мы с гордостью представляем».
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Петербуржцы смогут оплачивать проезд при помощи геолокации
Как с выгодой для бюджета поддержать здоровье в период холодов
Стало известно, когда откроют первый водный экомаршрут в Петербурге и Ленобласти
Ралли, концерты ко Дню матери и ижорский костюм: афиша на выходные в Ленобласти
NЮ, группа «Фрукты» и шоу «Женский форум»: куда пойти в Петербурге 22 – 28 ноября
Фестивали и хоровые сезоны: куда бесплатно сходить в Петербурге 23-30 ноября