Концерт "Времена года" (фрагменты)
|
|
|||||||||||
«Времена года» – одна из «вечных» тем мировой культуры. В музыкальном искусстве она широко трактовалась композиторами разных эпох – от Й. Гайдна, А. Вивальди, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова до А. Пьяццоллы и Дж. Кейджа.
Цикл «Времена года» Антонио Вивальди (1678 – 1741) объединяет 4 концерта, каждому из которых предпослана литературная программа – небольшое стихотворение в форме сонета. Имя автора сонетов в изданиях «Времен года» не указано; предполагают, что автором был сам Вивальди – выдающийся представитель итальянской культуры, один из самых своеобразных музыкантов эпохи барокко, поражавший современников разносторонностью своих интересов: композитор, скрипач-виртуоз, дирижер, педагог...
В музыке цикла, созданного в 1723 г., композитор стремился выразить прежде всего свое лирическое восприятие окружающего мира. Настроения, вызываемые созерцанием картин природы и сельского быта, воплощены в экспрессивных образах. В использовании виртуозных, динамических, тембровых возможностей оркестра и солирующей скрипки, в смелых, порой «современно» звучащих гармониях сказывается присущая Вивальди неистощимая изобретательность.
«Времена года» Вивальди – одно из своеобразнейших явлений в истории музыкального искусства. В этой свежей, колоритной, жизнерадостной музыке гениально предвосхищены принципы программного симфонизма, которые сто лет спустя воплотились в «Пасторальной симфонии» Бетховена и в произведениях композиторов-романтиков.
Цикл «Времена года» П. И. Чайковского (1840 – 1893) был сочинён в 1875 – 1876 гг. по заказу известного петербургского издателя Н. М. Бернарда, который обратился к композитору с предложением написать для журнала «Нувеллист» цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы, таким образом, полный годичный круг. Строго говоря, название «Времена года» в данном случае не совсем точное, поскольку временами года являются весна, лето, осень и зима. Именно так называются четыре концерта А. Вивальди; так же называются четыре части оратории «Времена года» Й. Гайдна. Однако Чайковский по-своему, с присущим ему психологизмом нарисовал годичный круг состояния природы и изменчивых, многообразных чувств человека.
«Времена года» Чайковского стали необычайно популярны, особенно «Июнь» («Баркарола») и «Октябрь» («Осенняя песня») – эти пьесы известны во множестве транскрипций и обработок для скрипки, виолончели, гитары, мандолины, оркестра. Сегодня можно констатировать неувядаемость этого музыкального шедевра, который популярен не только в оригинальном, фортепианном звучании, но и в инструментальных, оркестровых переложениях.
Ансамбль «Дивертисмент» создан в 1990 году. Первым руководителем коллектива (1990 – 1998) была скрипачка Елена Комарова. С сезона 1998 – 1999 ансамбль возглавляет скрипач и дирижер Илья Иофф, с приходом которого состав «Дивертисмента» пополнился новыми перспективными музыкантами-солистами, среди которых Лидия Коваленко (скрипка), Михаил Блехер (фортепиано), Григорий Воскобойник (контрабас). Репертуар ансамбля, не ограниченный стилевыми и жанровыми рамками, включает программы, посвященные Баху, Вивальди, Мендельсону, Шнитке, произведения Шостаковича, петербургского композитора Г. Корчмара. Директор «Дивертисмента» – известный музыкант и менеджер Михаил Крайц. Ансамбль выпустил диск с записями произведений Шостаковича, Бартока и Шнитке.
|
Комментарии посетителей о событии
Светлана Забродина | 26 апреля 2013 г. 10:51 |
нужно сходить
Ответить
|
Сергей Малозёмов | 25 декабря 2010 г. 15:09 |
да и звук там шикарный)
Ответить
|
Владимир Вершинин | 29 сентября 2010 г. 4:20 |
Очень красивый зал!!!
Ответить
|
Прошедшие события
|
|
|
|
||||
|
|
|
|