В 2020 году Международный кинофестиваль «Послание к человеку» отпразднует свое тридцатилетие. 30-й фестиваль пройдет в Санкт-Петербурге с 3 по 8 ноября.
Три десятилетия – это история нашего кинофестиваля от первого, восторженного, еще перестроечного праздника до нынешних грандиозных премьер на Дворцовой площади и мастер-классов великих режиссеров, которые собирают сотни человек. Многие из этих слушателей вскоре сами станут режиссерами и будут соревноваться за призы кинофестиваля. Как, например, Настя Коркия, которая после мастер-класса Херцога поступила в его киношколу и уже в прошлом году участвовала в основном конкурсе «Послания» с полнометражным документальным фильмом «Я счастлива».
Достаточно посмотреть на список призеров прошлого года, чтобы понять, какое место занял кинофестиваль в России и в мире. Победитель основного конкурса – «Полуночная семья» (США) Люка Лоренцена, впоследствии попавшая в шорт-лист «Оскара». Приз за лучший дебют – «Страна меда» (Северная Македония) Тамары Котевской и Любомира Стефанова, выдвинутая на «Оскара» сразу в двух номинациях. Победитель национального конкурса – «Хозяин оленей» Ксении Елян, объехавший десятки киносмотров. Игровые и анимационные короткометражки со всех концов света. Экспериментальный конкурс In Silico, ставший самой популярной программой кинофестиваля. Почетные призы Вернеру Херцогу, Ульриху Зайдлю, Клоду Ланцманну, Паоло Соррентино, Изабель Юппер, Удо Киру и многим другим друзьям и гостям кинофестиваля.
30 фестивалей, начиная с 1989 года.
Это и три десятилетия истории новой России, мучительно ищущей свой путь после распада Советского Союза.
Это и история новой российской документалистики, прошедшей прихотливый путь от телевизионной публицистики к искусству пристального наблюдения за реальностью, сумевшей обрести своеобычный стиль и форму, проложившей множество тропок в нашем еще до конца не сформировавшемся общественном пространстве. Сегодня документальное кино, завоевывающее новые виртуальные пространства и рекрутирующее своих авторов уже не только из
киносообщества, но и из среды журналистов, блогеров и просто неравнодушных людей, формирует гражданское общество в России. Оно становится нашей исторической памятью, нашим инструментом самопознания. Достаточно назвать имена Юрия Дудя, Катерины Гордеевой, Николая Картозии, которые известны уже миллионам зрителей и пользователей Интернета.
Три минувших десятилетия – это и чрезвычайно важный этап в истории мирового документального кино, которое сумело выйти из резервации и встать на один уровень с кино игровым: документальные фильмы, выходящие в широкий прокат и на равных участвующие в конкурсах главных кинофестивалей мира, начиная с Каннского, - это давно уже не редкость.
И совсем не редкость фильмы, которые невозможно однозначно определить как игровые или документальные, но которые, без сомнения, питаются живой кровью реальности, далеко уходя от условности павильонного «папиного кино», которое презрительно обличал еще Франсуа Трюффо, теоретик и практик «новой волны». Именно такие картины «Послание к человеку» показывает в программах «Кино сверхреальности» и «Панорама.doc».
Новая «новая волна» - вот подходящее название для той революции, которую пережил за эти три десятилетия авторский кинематограф. В какой-то момент показалось, что он может уступить натиску коммерческого кино. Но выясняется, что связь с реальностью, с живой жизнью не прерывается и не может прерваться. И ведущую роль в обеспечении этой связи сегодня играет документальное кино и игровое кино, основанное на документальном материале и документальной эстетике.
А еще эти три десятилетия – это индивидуальные истории художников, сформировавших то кино, которое ценится на кинофестивале «Послание к человеку». Это наиболее плодотворные годы для режиссеров, родившихся в 60-х годах и вступивших в мир искусства практически одновременно с первым «Посланием» (1989). Сейчас они находятся на пике своей карьеры. Это Виктор Косаковский и Сергей Дворцевой, Лорен Гринфилд и Тома Бальмес, Джеймс Марш и Виталий Манский.
Диалоги, мастер-классы, воспоминания, итоги и планы на будущее режиссеров, чья творческая судьба тесно связана с «Посланием к человеку», станут важной частью юбилейного кинофестиваля.
Одно из главных событий 30-го «Послания» - это «История новой российской документалистики», масштабный мультимедийный проект, включающий в себя и киноретроспективу, и встречи со зрителями, и фотовыставку, и подкаст.
Также в рамках фестиваля запланирован круглый стол о путях развития документального кино, дискуссия о критериях профессионализма в документалистике.