2-й концерт абонемента «Путешествие в галантный век». Солисты оркестра Pratum Integrum. Концерт сопровождается видеорядом.
Солисты оркестра Pratum Integrum выступят на сцене Капеллы Санкт-Петербурга. В программе — барочные сонаты: свободные по структуре, прихотливые по содержанию, сольные и ансамблевые, с пассакалиями и фугами. Все они были написаны в немецких землях во времена Баха и немного раньше.
В основном гости услышат сонаты для 5-6 струнных. У Шмельцера и Розенмюллера такие пьесы абсолютно непредсказуемы: их образы мимолетны, и каждый раз неизвестно, чего ждать после паузы, — адажио или аллегро, аккорда или россыпи пассажей. Совсем непохожи на них более поздние сонаты Телемана: у него это четырехчастные квинтеты и секстеты, порой довольно виртуозные.
Джованни Баттиста Дони в трактате 1640-го года писал, что ни один инструмент не способен к таким невероятным перевоплощениям, как скрипка. В руках талантливого мастера она обретает сладостность лютни, вкрадчивость виолы, пылкость корнета, мощную звучность трубы и нежность флейты. Эти слова вспоминаются, когда речь заходит о сонатах Бибера — скрипача-виртуоза, работавшего в Зальцбурге. Горячий искатель, он находил все новые приемы игры на скрипке и даже перестраивал струны, чтобы на этом инструменте можно было сыграть нужные ему аккорды. Гости услышат его сонату «Сретенье» и знаменитую Пассакалию, завершающую цикл Сонат на Розарий и признанную одним из самых сложных скрипичных сочинений до Баха.
Солисты оркестра Pratum Integrum впервые дали концерт с названием «Вся власть сонатам!» в 2018 году. В ту суровую зиму, объявив о грядущей революции, они собрали три полных зала любителей Телемана, Розенмюллера и Шмельцера, чему были немало удивлены. Особенно их обрадовал успех композитора Вайхляйна: в антракте только и было разговоров, что о его Пассакалии, неожиданно сильной и экспрессивной пьесе. На этот раз ее тоже можно будет услышать в конце первого отделения.