Программа концерта приурочена к Международному женскому дню — петербургская органистка Лилия Кузнецова исполнит музыку, связанную с выдающимися женщинами-музыкантами XIX века.
История музыки знает достаточно имен женщин-композиторов — от средневековой монахини Хильдегарды Бингенской (XI–XII вв.) до ныне здравствующих Софии Губайдуллиной и Александры Пахмутовой. Однако именно в эпоху романтизма образ женщины становится как никогда значимым для музыки. Это и неизвестная муза Бетховена, воспетая им в вокальном цикле «К далекой возлюбленной», и писательница Жорж Санд, ставшая одной из центральных фигур в жизни и творчестве Шопена, и
Матильда Везендонк, вдохновившая Р. Вагнера на создание высочайшего памятника любви в музыке («Тристан и Изольда»), и Альма Малер — музыкально одаренная супруга великого симфониста Густава Малера, чьи композиторские амбиции были императивно пресечены супругом после замужества, но которая на протяжении всей жизни вдохновляла его.
В программе концерта представлены сочинения двух известных женщин с фамилиями знаменитых композиторов, тесно связанных с их судьбой и написавших значительное количество хорошей музыки.
Фанни Мендельсон (1805–1847, в замужестве Хензельт) — старшая сестра известного автора «Свадебного марша». Музыкально одаренная, она с детства музицировала с братом Феликсом, получая вместе с ним первоклассное музыкальное образование, и на протяжении всей жизни выступала как певица и пианистка. Сочиняя в разных жанрах, Фанни наиболее ярко проявила себя в миниатюре (предполагают, что часть фортепианных сочинений с ее согласия опубликовал Феликс под своим именем). Однако творческая близость завершилась мрачным исходом: спустя несколько месяцев после внезапной смерти Фанни во время выступления, глубоко потрясенный горем, скончался и ее великий брат.
Следующие три имени в программе концерта оказались связаны между собой одной из прекраснейших историй дружбы и любви в музыке XIX века. Роберт Шуман, пылкий музыкант с выдающимся литературным дарованием, долгое время был влюблен в юную дочь своего преподавателя по фортепиано Фридриха Вика. Не получив его согласия на брак, он несколько лет ждал совершеннолетия Клары, которая смогла бы сама распорядиться своей судьбой. К этому времени Шуман уже был набирающим известность композитором (во многом благодаря трагической случайности — переиграв правую руку, он перечеркнул свои надежды на карьеру пианиста), а Клара — известной в Европе пианисткой-виртуозом. Именно благодаря ее выступлениям музыка супруга получила широкое распространение и признание. Сам Роберт продолжал серьезное музыкальное образование своей жены, плодом которого стали сочинения Клары (преимущественно в жанре миниатюры).
Счастливый музыкально-семейный союз имел широкий круг знакомств (в том числе — с Мендельсонами) и с энтузиазмом приветствовал восходящую звезду немецкой музыки — Иоганнеса Брамса. Знакомство молодого Брамса с глубоко почитаемым композитором и его супругой состоялось в 1853 году. Увы, дружбе двух гениев был отпущен недолгий срок — в 1856 году Р. Шуман скончался после тяжелого психического заболевания, оставив Клару с семью детьми. Не вступая вторично в брак, Клара продолжала свою интенсивную концертную деятельность, а также до конца жизни занималась сохранением и изданием сочинений своего покойного мужа, которого она пережила на 40 лет. Все это время ее поддерживали многие друзья Шумана, первым из которых был Брамс. На протяжении всей жизни Брамс был влюблен в Клару Шуман; эта любовь соседствовала в нем с дружбой и почтением к Роберту Шуману и памятью о нем. Ограничиваясь дружеским участием и поддержкой, а также интенсивным музыкальным общением, Брамс до конца жизни заботился о детях и вдове Шумана, пережив Клару всего на один год.