Хоровая симфония-действо (по прочтении В. Шукшина).
Георгий Свиридов
Хоры на стихи А. Пушкина, А. Блока, А Прокофьева
Концертный хор Санкт-Петербурга
Художественный руководитель и главный дирижер
заслуженный артист России Владимир БЕГЛЕЦОВ
Сочинения В. Гаврилина и Г. Свиридова объединяются в грандиозный символ не только русской культуры XX века, но и всей священной, гротескной и лирической, истории России.
«Это – подлинно. Это написано кровью сердца», – отозвался Георгий Васильевич Свиридов о гаврилинских «Перезвонах». Хоровая симфония-действо была создана в самом начале 1980-х. «Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо, – рассказывал композитор. – Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Нечто среднее между оперой и ораторией. Сюжетно – это калейдоскопическая картина жизни человека. Обрамлено всё двумя частями, в которых музыка носит характер поступи, дороги...»
Каждое исполнение «Перезвонов» Концертным хором Санкт-Петербурга – событие. Слушатели, среди которых и молодые и пожилые, и миряне и священники, словно заново, в течение часа, переживают всё, что уже было – с ними и не с ними... Уходят со слезами на глазах и восторгом в сердце.
Некоторые номера «Перезвонов» предполагают инструментальное сопровождение. В соборе их не исполнить. Владимир Беглецов, чья интуиция безошибочна, предлагает уникальную композицию. В основе – партитура Валерия Гаврилина, а вкраплены в нее хоровые жемчужины Георгия Свиридова: «Несказанный свет» (из «Песен безвременья» на см. А. Блока), «Балалайка (из «Ладоги» на ст. А. Прокофьева) и «Стрекотунья белобока» (из «Пушкинского венка»). Удивительное и очень органичное сочетание!