"Борис Годунов" Мусоргского — одна из вершин русского и мирового реалистического музыкального искусства.
В работе над оперой композитор опирался не только на трагедию Пушкина, но активно пользовался фактами из "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина и других источников.
Особый тип его художественной личности, сочетающий в себе не только талант художника-музыканта, но и тонкое психологическое чутье, способность подмечать яркие, самобытные черты русского народа, сформировали представление о Мусоргском как о "национальном музыкальном гении", "самом русском композиторе". Музыкальное новаторство Мусоргского оказалось конгениально драматургическому новаторству Пушкина. В восприятии публики опера прошла долгий и непростой путь от "музыки дикой и безобразной" до оценки, выраженной выдающимся Евгением Нестеренко: "Ничего не знаю выше музыки Мусоргского, счастлив, что пою ее".