«Аида», созданная для театра в Каире к торжествам, сопровождавшим открытие Суэцкого канала, входит в число «безоговорочных шедевров». Опера покорила весь мир: нетипичный для оперного жанра сюжет из эпохи правления фараонов раскрыт с редкой эмоциональной глубиной и колоссальным музыкальным богатством. В музыке отражены все оттенки чувств - от бурлящей страсти и жгучей ревности до безропотной покорности судьбе. Михайловский театр обратился к эпохальному сочинению Джузеппе Верди впервые в своей истории.
Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра: «Для нас постановка «Аиды» станет ключевым шагом для перехода к формату «большой оперы». Это был амбициозный выбор, но театр, имеющий высококлассных музыкантов, готов к такому шагу, важному с точки зрения творчества и репутации».
Александр Ведерников, музыкальный руководитель и дирижер: «Партитура «Аиды» - интереснейший драматургический и музыкальный материал, изобилующий эффектами и необычный по этнографической привязке. Здесь есть сценический оркестр, закулисные хоры, инструменты, вынесенные на сцену. Моя задача – прорваться к высокому музыкальному качеству, представить публике настоящую итальянскую оперу в современной эстетике».
Режиссер-постановщик Игорь Ушаков и художник-постановщик Мариус Някрошюс предложили элегантное и лаконичное сценическое решение. Источником вдохновения послужили рисунки и гравюры XIX века, рассказывающие о находках французских археологов при раскопке египетских древностей. Сочетание золотого и черного, меняясь от сцены к сцене, перенесет зрителей во дворец фараона, на берег Нила, в хижину эфиопской рабыни, в зловещее подземелье. Цветовое решение поддерживают костюмы, автором которых является Надежда Гультяева. Она придумала особое «архаичное» плетение для тканей, а украшения и аксессуары покрыла патиной, создающей эффект «состаренного», потускневшего золота.
Заглавную партию на премьере готовится исполнить Татьяна Мельниченко. Украинская певица, получившая музыкальное образование в Испании, считается сегодня одним из лучших сопрано и имеет богатый опыт выступлений на знаменитых мировых сценах, в том числе в вердиевском репертуаре. В частности, она исполняла партию Абигайль в «Набукко» в Метрополитен-опере, Ковент-Гардене, театре Лисеу, пела главные партии в операх «Бал-маскарад», «Дон Карлос». Аида будет для нее дебютом; эту роль ей предстоит исполнить впервые в Михайловском театре.
В партии Радамеса на нашу сцену выйдет итальянец Риккардо Масси, один из ведущих «вердиевских» теноров современности. Радамес – его коронная партия, именно с нее он начинал свою карьеру в опере в итальянском Салерно и впоследствии исполнял в спектаклях Метрополитен-оперы в течение двух сезонов.
В партии Амнерис выступит солистка Михайловского театра лауреат международных конкурсов Олеся Петрова. Певица активно гастролирует по всему миру. Амнерис она исполняла на разных сценах – от Арены ди Верона до Новозеландской оперы.
• «Аида» в мировом оперном репертуаре выделяется благодаря историко-мифологическому фону. Ее премьера, состоявшаяся в декабре 1871 года в Каире, стала в известном смысле кульминацией «века Египта». Так называют период с 1822 года по 1922 годы, когда исчезнувшая цивилизация получила широкую известность в Европе и породила отдельное стилевое направление в различных видах искусства. Границы этого периода – даты расшифровки иероглифического текста и раскопки гробницы Тутанхамона в Долине Царей.
• Либретто «Аиды» создали три автора. Французский египтолог Огюст Мариетт, первый директор Каирского музея, предложил сценарий, основанный на сюжете из древнеегипетской истории. Либреттист Камиль дю Локль превратил его в развернутый прозаический текст, а поэт Антонио Гисланцони создал его итальянскую стихотворную версию.
• «Аиду» сразу же высоко оценили в Европе и России. Русский музыкальный критик Герман Ларош писал: «Перед нами благодаря очарованию музыки вырастает древний и экзотический мир, полный фантастического величия: жаркий климат Египта, его высокое искусство, пышность его царей, его мрачная и грозная религия оживают перед нами и переносят нас на несколько тысячелетий назад».