«Nature vivante / Nature morte»
Живопись, фотография, скульптура
Ольга Тобрелутс, Ринат Волигамси, Шимон Окштейн, Владимир Цеслер,
Сергей Маршенников, Джеф Дилс, Илья Гапонов, Петр Тютрин,
Женя Шеф, Константин Новиков
Обнаженная натура (Nature vivante) и натюрморт (Nature morte, мертвая натура) – одни из самых старинных классических жанров живописного искусства. Человек не может себе вообразить форму более совершенную, чем очертания его собственного тела. В начале 19 века античная нагота сделалась идеалом изобразительного искусства, но красота тела стала возможной только в соседстве с символом и аллегорией. Все остальное, все предметное окружение человека преподносилось в качестве аксессуара, то есть предмета неподвижной или мертвой природы, что и составляло сущность натюрморта.
Последние тенденции развития этих жанров, интересуют организаторов этой сборной выставки. Современные художники раздвигают границы античного представления о композиции и фактуре обнаженного тела и натюрморта. Ринат Волигамси своей шокирующей обнаженной со спины провоцирует смешанные эмоции. Ольга Тобрелутс, органично соединяя Argentисторию и новые технологии, берет античный сюжет и дополняет его ультрасовременным фоном. Венера группы o представляет собой формулу из классической позы, холодного металла и живой плоти.
Сергей Маршенников работает в стиле неоклассицизма. Он создает поэзию женского тела, демонстрируя своими великолепными работами высокий вкус взаимопроникновения эпох. Как и Джеф Дилс, бельгийский гиперреалист, в натюрмортах которого соединяется старинная фламандская традиция тончайшей отделки с современной лаконичностью композиции.
Совсем иное прочтение фламандской традиции в произведениях Ильи Гапонова и Шимона Окштейна: художники используют прием многократного увеличения и вписывают в традиционный сюжет предметы современной массовой культуры.
В работах Владимира Цеслера – Сергея Войченко происходит новое прочтение натюрморта. Предметы наделяются неожиданными функциями: здесь гигантская кукуруза становится машиной, а военная техника приобретает неожиданный воодушевленный характер.
Марина Штагер,
заместитель директора LAZAREV GALLERY