Передвижная выставка-инсталляция «Стихи на ощупь» адресована, прежде всего, незрячим и слабовидящим детям. Она является практически первым выставочным проектом, в котором предпринята попытка создания специальной пространственной игровой среды, помогающей незрячим читателям совершить путешествие в образный мир современной детской поэзии. Стихи ведущих детских поэтов осваиваются посетителями выставки в буквальном смысле «на ощупь».
Посетители выставки «оказываются» в жаркий летний день на лугу, густо населенном живыми существами. Центральным образом игрового выставочного пространства стали заросли густой травы в рост взрослого человека, в которых затерялся Муравей – герой стихотворения Галины Дядиной. В этой среде, где ребенок может почувствовать себя соразмерным Муравью, передвигаться и исследовать окружающие предметы можно только на ощупь.
Сами стихи, записанные в авторском исполнении, можно услышать перед входом на выставку, а потом, в ходе игры, отыскать героев поэтических текстов. В траве скрываются многочисленные насекомые, в большом Еже спрятались Уж, Жаба и Жук – персонажи стихотворения Андрея Усачева, а в конце выставки детей встречает корова из стихотворений Григория Кружкова и Галины Дядиной.
Со всеми объектами можно активно взаимодействовать – погадать на гигантском цветке ромашки, достать из травы насекомых и поиграть с ними, надев на руку как перчатку, «срезать» гриб или завернуться в большой мягкий лист. Вся выставка наполнена звуками, одни – жужжание насекомых, трели кузнечиков, чириканье птиц – посетители слышат постоянно, другие могут извлечь сами дети, дотронувшись до тех или иных обитателей луга. Сенсорные датчики, вмонтированные в объекты, позволяют получить не только звуковые эффекты. Так, в ответ на прикосновение к морде, корова «дышит» на ладонь ребенка теплом.
Все это дает детям возможность «прожить» стихотворные образы и метафоры, проиграть жизнь персонажей стихотворений и получить опыт неочевидного взгляда на знакомые объекты и явления.
Игровые объекты выставки были разработаны с учетом потребностей детей с нарушениями зрения, исходя из задач тифлопедагогики реабилитации. Авторы проекта стремились максимально задействовать все сенсорные каналы, чтобы создать условия для активного освоения выставочного пространства детьми с нарушениями зрения. Модули, составляющие экспозицию, изготовлены с использованием различных материалов и текстур, позволяющих передать различные ощущения (теплое–холодное, мягкое–жесткое, агрессивное–дружественное).
Эта единая сенсорная среда была создана в ходе совместной работы художника Александра Райхштейна, театральных художников Елизаветы Гезенцвей и Евгении Фякинской, а также музейных педагогов, экспертов – врачей и тифлопедагогов, инженеров и конструкторов.
В течение осени 2011 года выставка будет показана еще в двух коррекционных школах – в специальной школе-интернате № 2 для слабовидящих детей и в Мгинской школе-интернате для слабовидящих детей. В ноябре выставка будет демонстрироваться в музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Литейный пр., 53) в рамках фестиваля «Детские дни в Петербурге».
Художник: Александр Райхштейн
Объекты: Елизавета Гезенцвей, Евгения Фякинская
Идея: Леонид Копылов, Мария Коростелева
Куратор: Мария Коростелева
Консультант: Екатерина Клочкова